Дело № 2 – 162 / 2021
УИД 21RS0015-01-2020-001077-74
Решение
именем Российской Федерации
( мотивированная часть )
11 марта 2021 года г. Цивильск
Цивильский районный суд Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Петрова С.Г., при секретаре судебного заседаний Петровской К.С., с участием истца Волобоевой В.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волобоевой В.Н. к администрации Булдеевского сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики о признании права собственности по приобретательской давности на земельный участок,
установил:
Волобоева В.Н. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации Булдеевского сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики о признании права собственности на земельный участок площадью 500 кв. м, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Чувашская Республика, Цивильский район, сельское поселение Булдеевское, садоводческое некоммерческое товарищество «<данные изъяты>» в порядке приобретательной давности.
Исковые требования мотивированы тем, что в её собственности находится недвижимое имущество: земельный участок, расположенный по адресу: Чувашская Республика, Цивильский район, Булдеевское сельское поселение, некоммерческое садоводческое товарищество «<данные изъяты>», участок №.
В 2005 году она оформила членскую книжку садовода №№ садоводческо - дачного некоммерческого товарищества «<данные изъяты>» размерами садового участка №№ общей площадью 500+500 кв. м, со вступительным взносом 250 рублей.
В 2011 году земельный участок с общей площадью 500 кв. м с кадастровым номером №, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование для коллективного садоводства, расположенный по адресу: Чувашская Республика, Цивильский район, сельское поселение Булдеевское, некоммерческое садоводческое товарищество «<данные изъяты>», участок № на основании договора купли-продажи от 23 марта 2011 года был переоформлен в собственность на истца, а земельный участок за № не был переоформлен в её собственность.
С 2005 года истица открыто владеет земельным участком №, обрабатывает его и использует для выращивания сельскохозяйственных культур для своей семьи. На указанном участке посажены яблони, сливы, виноград, ежевика, малина и выкопан колодец.
В течение всего периода владения земельным участком, никто не оспаривал ее права владения и пользования этим имуществом и срок приобретательской давности составляет более 15 лет.
Признание права собственности на земельный участок во внесудебном порядке невозможно, поскольку прежний собственник умер и истец, ссылаясь на положение норм гражданского законодательства, просит признать право собственности по приобретательской давности на данный земельный участок.
В ходе судебного разбирательства истец Волобоева В.Н. иск поддержала по изложенным в нем основаниям.
Ответчик - администрация Булдеевского сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики, извещенная о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя в суд не обеспечила. В письменном отзыве глава администрации Булдеевского сельского поселения Цивильского района ЧР не возражал удовлетворению заявленных требований истца и просил дело рассмотреть без участия представителя указанной администрации.
Выслушав объяснения истца, допросив свидетелей и исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В силу ч.2 ст.218 ГК РФ, право собственности на имущество, которое имеет собственник, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Постановлением главы администрации Цивильского района ЧР за № от 26 марта 1993 года, за садоводческим товариществом «<данные изъяты>» закреплены земельные участки в собственность или пожизненно наследуемое владение общей площадью 61,1 га.
Садоводческое товарищество «<данные изъяты>» прекратило свою деятельность ДД.ММ.ГГГГ.
Из ответа администрации Булдеевского сельского поселения Цивильского района ЧР от 4 февраля 2021 года за №28 следует, что постановление о выделении земельных участков, предназначенных для ведения коллективного садоводства, местоположение: Чувашская Республика, Булдеевское сельское поселение, садоводческое товарищество «<данные изъяты>» в администрации Булдеевского сельского поселения не имеется. О выделении в собственность Д. земельного участка площадью 500 кв. м, номер участка №, так же не имеется.
Как указала истец, она в 2005 году приобрела у Ш. земельные участки за №№ и оформила членскую книжку садовода в правлении в садоводческо – дачном некоммерческом товариществе «<данные изъяты>», что подтверждается копией указанной книжки.
Для оформления прав собственности на участки за №№ ей необходимо было оформить документально и получить свидетельства о праве.
23 марта 2011 года они составили с прежним собственником земельных участков, то есть с Ш. договор купли – продажи участка №, который ранее принадлежал ей. На садовый участок № не смогли составить договор купли-продажи земельного участка из-за того, что Ш. купила этот участок у Д., которая после продажи участка умерла и они не могут составить договор купли – продажи с последующей его регистрацией.
В силу ч.1 ст.131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
К. решением главы администрации Цивильского района 26 марта 1993 года за №, выделен 0,05 га земли для ведения коллективного садоводства, участок №.
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости участка № с кадастровым номером № следует в особых отметках, что правообладателем данного участка является Д..
Как указала истец, последняя умерла, а до смерти она продала участок Ш. и та в 2005 году продала этот спорный участок ей.
Допрошенные в судебном разбирательстве свидетели Х., Ч. и Р. подтвердили тот факт, что Волобоева В.Н. пользуется данным участком в течение длительного времени, выращивает на данном участке сельскохозяйственные культуры.
В соответствии с ч.1 ст.8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В частности, гражданские права и обязанности возникают в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.
На основании ч.1 ст.234 ГК РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.15 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее: давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества; давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности. Не наступает перерыв давностного владения также в том случае, если новый владелец имущества является сингулярным или универсальным правопреемником предыдущего владельца (пункт 3 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации); владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине статья 234 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
Из указанных выше положений закона и разъяснений пленумов следует, что приобретательная давность является самостоятельным законным основанием возникновения права собственности на вещь при условии добросовестности, открытости, непрерывности и установленной законом длительности такого владения.
При этом в п.16 вышеназванного совместного постановления пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации также разъяснено, что по смыслу статей 225 и 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
Согласно абзацу первому пункта 19 этого же постановления возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из статей 11 и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.
Давностное владение является добросовестным, если, приобретая вещь, лицо не знало и не должно было знать о неправомерности завладения ею, то есть в тех случаях, когда вещь приобретается внешне правомерными действиями, однако право собственности в силу тех или иных обстоятельств возникнуть не может. При этом лицо владеет вещью открыто как своей собственной, то есть вместо собственника, без какого-либо правового основания (титула).
Наличие титульного собственника само по себе не исключает возможность приобретения права собственности другим лицом в силу приобретательной давности.
Для приобретения права собственности в силу приобретательной давности не является обязательным, чтобы собственник, в отличие от положений статьи 236 Гражданского кодекса Российской Федерации, совершил активные действия, свидетельствующие об отказе от собственности или объявил об этом. Достаточным является то, что титульный собственник в течение длительного времени устранился от владения вещью, не проявляет к ней интереса, не исполняет обязанностей по ее содержанию, вследствие чего вещь является фактически брошенной собственником.
Осведомленность давностного владельца о наличии титульного собственника сама по себе не означает недобросовестности давностного владения.
Таким образом, закон допускает признание права собственности в силу приобретательной давности не только на бесхозяйное имущество, но также и на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу.
Согласно выписке из ЕГРН, правообладателем участка №, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Чувашская Республика, Цивильский район, сельское поселение Булдеевское, садоводческое некоммерческое товарищество «<данные изъяты>» является Д..
Судом установлено, что упомянутый земельный участок был продан Ш., а та в свою очередь в 2005 году продала этот участок истице Волобоевой В.Н..
Не доверять показаниям свидетелей Х., Ч. и Р. у суда оснований не имеется, поскольку последние также имеют участки в садоводческом некоммерческом товариществе «<данные изъяты>», которые знают истицу на протяжении длительного времени.
Совокупность приведенных доказательств, свидетельствует о добросовестном, открытом и непрерывном владении истицей спорным участком, как своим собственным более 15 лет.
Факт владения истцом спорным участком никем не оспаривается, в том числе и ответчиком и при вышеизложенных обстоятельствах, исковые требования Волобоевой В.Н. к администрации Булдеевского сельского поселения Цивильского района подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил :
Признать за Волобоевой В.Н. право собственности на земельный участок, категория земель – земли сельскохозяйственного значения, разрешенное использование – для ведения коллективного садоводства, для ведения гражданами садоводства и огородничества, площадью 500 кв. м, по адресу: Чувашская Республика, Цивильский район, сельское поселение Булдеевское, садоводческое некоммерческое товарищество «Мечта», участок №, с кадастровым номером №.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Цивильский районный суд Чувашской Республики.
Мотивированная часть решения суда составлена 19 марта 2021 года.
Председательствующий С.Г. Петров