Постановление
о назначении дисциплинарного ареста
26 апреля 2023 г. г. Симферополь
Судья Крымского гарнизонного военного суда Шацев А.А., при ведении протокола о рассмотрении материалов о грубом дисциплинарном проступке помощником судьи Лесничей О.Н., с участием военного прокурора – помощника военного прокурора <данные изъяты> военной прокуратуры гарнизона <данные изъяты> Эшмеева Н.М., представителя командира войсковой части <данные изъяты> <данные изъяты> Лазарева А.А., военнослужащего, в отношении которого ведется производство по материалам о грубом дисциплинарном проступке, Арапханова Э.А., потерпевшего ФИО1., рассмотрев в помещении военного суда материалы о грубом дисциплинарном проступке в отношении военнослужащего этой же воинской части <данные изъяты>
Арапханова Элберда Абдурахмановича, родившегося <данные изъяты>, проходящего военную службу по призыву с <данные изъяты> г., ранее не привлекавшегося к дисциплинарной ответственности за совершение такого же дисциплинарного проступка,
привлекаемого к дисциплинарной ответственности за совершение грубого дисциплинарного проступка, предусмотренного абз. 2 п. 2 ст. 28.5 Федерального закона «О статусе военнослужащих»,
установил:
Арапханов, являясь военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, 14 марта 2023 г. около 6 часов 35 минут в расположении роты материального обеспечения войсковой части <данные изъяты> в нарушение требований ст. 19, 67 и 161 Устава внутренней службы Вооруженных сил Российской Федерации, будучи недовольным ответами <данные изъяты> ФИО1 на просьбу идти побыстрее, нанес один удар кулаком в область туловища и один удар ногой в область бедра, тем самым нарушив уставные правила взаимоотношений между военнослужащими.
Арапханов виновным себя в совершении вышеуказанного грубого дисциплинарного проступка признал полностью и в содеянном раскаялся и дал пояснения, по своему содержанию соответствующие изложенному выше.
Представитель командира войсковой части <данные изъяты> ходатайство командира воинской части о наложении на Арапханова дисциплинарного взыскания в виде дисциплинарного ареста поддержал и просил его удовлетворить, при этом пояснил, что Арапханов за время прохождения военной службы зарекомендовал себя с отрицательной стороны, имеет ряд дисциплинарных взысканий.
Заслушав участников судебного рассмотрения материалов о грубом дисциплинарном проступке, заключение военного прокурора, полагавшего ходатайство командира войсковой части <данные изъяты> удовлетворить, и исследовав представленные материалы, следует прийти к следующим выводам.
Факт совершения Арапхановым грубого дисциплинарного проступка подтверждается протоколом о грубом дисциплинарном проступке от 18 апреля 2023 г., а также материалами разбирательства по указанному проступку.
Обстоятельства совершения Арапхановым грубого дисциплинарного проступка подтверждаются рапортом и объяснением командира роты материального обеспечения <данные изъяты> ФИО2, объяснениями <данные изъяты> ФИО1 и ФИО3, копией постановления следователя <данные изъяты> военного следственного отдела <данные изъяты> <данные изъяты> ФИО4 об отказе в возбуждении уголовного дела от 23 марта 2023 г., а также заключением по материалам служебного разбирательства о совершении грубого дисциплинарного проступка от 18 апреля 2023 г.
Проведенное разбирательство по факту совершения Арапхановым грубого дисциплинарного проступка, а также протокол о грубом дисциплинарном проступке соответствуют требованиям ст. 81 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст. 16, 21, 161 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащий обязан строго соблюдать требования общевоинских уставов, глубоко сознавать свой долг воина Вооруженных Сил, образцово исполнять обязанности военной службы и соблюдать правила внутреннего порядка.
В соответствии со ст. 19 и 67 вышеупомянутого Устава военнослужащий обязан уважать честь и достоинство других военнослужащих, не допускать в отношении них грубости и издевательства. За нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, сопряженное с насилием, виновные привлекаются к дисциплинарной ответственности. Кроме того, военнослужащие должны постоянно служить примером высокой культуры, скромности и выдержанности, свято блюсти воинскую честь, защищать свое достоинство и уважать достоинство других.
На основании ст. 54 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации дисциплинарное взыскание является установленной государством мерой ответственности за дисциплинарный проступок, совершенный военнослужащим, и применяется в целях предупреждения совершения дисциплинарных проступков.
Согласно абз. 2 п. 2 ст. 28.5 Федерального закона «О статусе военнослужащих» нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими является грубым дисциплинарным проступком.
В соответствии с п. 4 ст. 28.4 этого же Закона, дисциплинарный арест применяется к военнослужащему лишь в исключительных случаях и только за совершенный им грубый дисциплинарный проступок.
Поскольку в ходе судебного рассмотрения материалов о грубом дисциплинарном проступке установлено, что Арапханов, являясь военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, 14 марта 2023 г. нарушил уставные правила взаимоотношений между военнослужащими, то содеянное следует квалифицировать как грубый дисциплинарный проступок, предусмотренный абз. 2п. 2 ст. 28.5 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Обстоятельств, исключающих дисциплинарную ответственность Арапханова, а также препятствий для применения к указанному военнослужащему дисциплинарного ареста, в ходе судебного рассмотрения материалов о грубом дисциплинарном проступке не установлено и сторонами не приведено.
Из служебной характеристики и служебной карточки усматривается, что Арапханов за время прохождения службы зарекомендовал себя с отрицательной стороны, как военнослужащий имеющий три дисциплинарных взыскания за нарушения воинской дисциплины.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание обстоятельства и характер совершенного военнослужащим грубого дисциплинарного проступка, его мотивы и цели, а также данные о личности, следует прийти к выводу об исключительности рассматриваемого случая и необходимости применения в отношении Арапханова крайней меры дисциплинарного воздействия – дисциплинарного ареста, в том числе поскольку ранее примененные в отношении указанного военнослужащего меры не достигли своих целей.
Обстоятельств, отягчающих ответственность Арапханова не установлено, при этом принимаю во внимание, что последний имеет неснятые дисциплинарные взыскания.
Вместе с тем, при назначении Арапханову дисциплинарного ареста в качестве обстоятельства, смягчающего дисциплинарную ответственность, следует признать его раскаяние в содеянном.
Из медицинской справки от 26 апреля 2023 г. следует, что Арапханов здоров и противопоказаний для применения дисциплинарного ареста не имеет. Сам военнослужащий состояние своего здоровья оценил удовлетворительно, жалоб не предъявлял.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 18-19 Федерального закона «О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста»,
постановил:
<данные изъяты> Арапханова Элберда Абдурахмановича признать виновным в нарушении уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, то есть в совершении грубого дисциплинарного проступка, предусмотренного абз. 2 п. 2 ст. 28.5 Федерального закона «О статусе военнослужащих», и на основании ст. 28.4 того же Федерального закона, назначить ему дисциплинарный арест на срок 10 (десять) суток с содержанием на гауптвахте.
На постановление может быть подана жалоба (внесено представление) в Южный окружной военный суд через Крымский гарнизонный военный суд в течение десяти суток со дня его вынесения.
Судья А.А. Шацев