2-4100/23
21RS0025-01-2023-003422-26
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
30 октября 2023 г. г.Чебоксары
Московский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Мамуткиной О.Ф., при секретаре судебного заседания Румянцевой Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кошкиной Клавдии Никоноровны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии о признания решения об отказе в перерасчете пенсии незаконным, перерасчете пенсии
у с т а н о в и л:
Кошкина К.Н. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по ЧР с вышеуказанными требованиями тем мотивам, что она является пенсионеркой, и продолжает осуществлять трудовую деятельность. ДАТАг. она обратилась в пенсионный орган за перерасчетом пенсии. Однако решением пенсионного органа от ДАТАг. ей было отказано в перерасчете. Решение пенсионного органа считает незаконным. Просит признать решение об отказе в перерасчете пенсии незаконным, обязать ответчика произвести перерасчет пенсии.
В судебном заседании Кошкина К.Н. иск поддержала и показала, что она просила пересчитать и проиндексировать пенсию. В этом ей было отказано. У нее 43 года страховой стаж. Просит удовлетворить все заявленные требования.
Представитель ответчика, Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по ЧР, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, просил рассмотреть дело без их участия, иск не признает.
3-е лицо на стороне ответчика, представитель ООО «ВНИИР-ПРОМЭЛЕКТРО», надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился.
Выслушав объяснение истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Истец Кошкина Клавдия Никоноровна, ДАТА года рождения, с ДАТА. ей назначена страховая пенсия по старости.
ДАТАг. Кошкина К.Н. обратилась в ОПФР по ЧР с заявлением об отказе от получения назначенной пенсии.
Решением ГУ-Отделение ПФР по ЧР НОМЕР от ДАТАг. Кошкиной К.Н. была прекращена выплата пенсии в соответствии с п.5 ч.1 ст. 25 Закона №400-ФЗ с ДАТАг.
ДАТАг. Кошкина К.Н. обратилась в ОПФР по ЧР с заявлением о восстановлении выплаты пенсии.
Решением ГУ-Отделение ПФР по ЧР НОМЕР/В от ДАТАг. Кошкиной К.Н. назначена выплата с ДАТАг. пенсии по старости в размере 9 055,50 руб. и фиксированной выплаты к страховой пенсии в размере 4 383,59 руб. Общий размер страховой пенсии по старости определен в 13 439,09 руб.
ДАТАг. Кошкина К.Н. обратилась в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по ЧР с заявлением о перерасчете страховой пенсии по старости.
Решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования России по ЧР НОМЕР от ДАТАг. Кошкиной К.Н. было отказано в перерасчете размера страховой пенсии.
Истцом заявлено требование о признании решения от ДАТАг. незаконным и перерасчете пенсии по старости.
Конституцией РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 ст.39 Конституции РФ).
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии определены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (часть 1 ст.1 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В соответствии с частью 1 ст.4 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 4 ст.5 Федерального закона "О страховых пенсиях" обращение за назначением страховой пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на страховую пенсию без ограничения каким-либо сроком.
Частью 1 ст.18 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Согласно ст.22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (часть 1).
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документам (часть 2).
В соответствии со статьей 25 указанного Федерального закона прекращение выплаты страховой пенсии производится в случае: отказа пенсионера от получения назначенной страховой пенсии - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получено соответствующее заявление пенсионера (пункт 5 части 1).
Согласно пункту 3 ч.3 ст.25 Федерального закона "О страховых пенсиях" восстановление выплаты страховой пенсии производится при подаче пенсионером заявления о восстановлении выплаты страховой пенсии после отказа от ее получения на основании пункта 5 части 1 настоящей статьи - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получено соответствующее заявление пенсионера.
В соответствии с частью 4 ст.25 Федерального закона "О страховых пенсиях" при восстановлении выплаты страховой пенсии право на страховую пенсию не пересматривается. При этом размер указанной пенсии определяется заново в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. В случае, если при восстановлении выплаты страховой пенсии ее размер не достигает размера страховой пенсии, установленного на день прекращения выплаты указанной страховой пенсии, пенсионеру восстанавливается страховая пенсия в прежнем, более высоком размере.
По желанию пенсионера страховая пенсия может быть назначена вновь (часть 5 ст.25 Федерального закона "О страховых пенсиях".
В соответствии с частью 6 ст.25 Федерального закона "О страховых пенсиях" при восстановлении выплаты страховой пенсии по старости, выплата которой была прекращена в связи с отказом от ее получения, или при назначении указанной пенсии вновь учитывается сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов и коэффициентов за иные засчитываемые в страховой стаж периоды, имевшие место до назначения страховой пенсии впервые, за периоды после назначения страховой пенсии впервые, за которые выплата указанной пенсии или иной пенсии либо ежемесячного пожизненного содержания, предусмотренных законодательством Российской Федерации (за исключением граждан, имеющих право на одновременное получение различных пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации), не осуществлялась, но не ранее чем с 1 января 2015 года.
Из буквального толкования указанных норм права следует, что восстановление права на получение пенсии определяется заново, в порядке, который предусмотрен для назначения данного вида пенсии (в данном случае по старости), то есть, начиная с первого обращения за ее получением, с учетом новых периодов, прошедших с момента прекращения ранее назначенной пенсии.
При этом, сумма ИПК за периоды, имевшие место после назначения страховой пенсии впервые, учитывается только в том случае, если в это время пенсионер не получал выплату пенсии по старости.
Особенности выплаты страховой пенсии в период осуществления пенсионером работы и (или) иной деятельности регламентированы ст. 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях", введенной Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий".
Частью 1 ст.26.1, действующей в редакции Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ, предусмотрено, что пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при возникновении права на повышение (повышения) фиксированной выплаты к страховой пенсии такое повышение (повышения) выплачивается исходя из выплачиваемой на день его (их) установления суммы фиксированной выплаты к страховой пенсии (часть 2 ст.26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности (часть 3 ст.26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Судом установлено, что Кошкина К.Н. работала при назначении пенсии впервые и не прекратила работать на момент повторного обращения за пенсией ДАТА В трудовой книжке имеются записи: ДАТАг. принята в ООО «ВНИИР-Промэлектро» в порядке перевода на должность инженера –программиста 1 категории, ДАТАг.- работает по настоящее время.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что при возобновлении истцу пенсии пенсионным органом обоснованно при выплате пенсии с ДАТА применены положения статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. "О страховых пенсиях", в связи с чем решение об отказе в перерасчете пенсии Кошкиной К.Н. является законным и отмене не подлежит.
Доводы истца о том, что после отказа от пенсии по старости и до обращения в пенсионный орган с заявлением о возобновлении пенсии по старости она не была в правоотношениях с Пенсионным фондом, следовательно пенсионный орган необоснованно при принятия решения о выплате пенсии применил положения части 1 статьи 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях", судом признаны несостоятельными.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 24 июня 2021 г. N 1139-О, в действующей правовой системе Российской Федерации граждане, продолжающие после назначения страховой пенсии по старости и фиксированной выплаты к ней осуществлять трудовую деятельность и, следовательно, не утрачивающие заработок, сохраняют статус застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования и продолжают формировать свои пенсионные права. Сохранение за ними права на получение пенсии в период дальнейшего осуществления трудовой деятельности представляет собой средство реализации социальной политики, определяемой с учетом задач государства и социально-экономических условий на конкретном историческом этапе. Использование такого средства направлено на поддержание социально приемлемого уровня жизни лиц пожилого возраста, удовлетворение жизненных потребностей пенсионеров с учетом реального уровня зарплат и пенсий и стандарта потребления, гарантирование максимально безболезненного перехода к обеспечению необходимого объема потребления пенсионера на основе исключительно социальных выплат, в том числе пенсии как основного финансового источника (средства) их существования.
Прекращение или продолжение лицом после достижения пенсионного возраста и приобретения права на страховую пенсию по старости и фиксированную выплату к ней работы и (или) иной деятельности, в период которой такое лицо подлежит обязательному пенсионному страхованию, может выступать в качестве критерия дифференциации при определении порядка предоставления данных видов обязательного страхового обеспечения.
Для пенсионеров по старости, продолжающих после назначения пенсии осуществлять трудовую деятельность, в соответствии с частью 1 статьи 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях" еще до внесения в статью 75 Конституции Российской Федерации части 6 был предусмотрен такой порядок выплаты сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к ней (в том числе полученных в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 данного Федерального закона), при котором указанные суммы выплачивались без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности. Однако после прекращения пенсионером трудовой деятельности пенсия выплачивается с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности (статья 7 Федерального закона от 29 декабря 2015 года N 385-ФЗ, часть 3 статьи 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Вводя такое правовое регулирование, законодатель, очевидно, принимал во внимание, что такая категория граждан, как работающие пенсионеры, - в отличие от получателей пенсий, прекративших работу, - продолжая осуществлять работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, после достижения пенсионного возраста, продолжают формировать свои пенсионные права. В частности, для них предусмотрен ежегодный перерасчет размера страховой пенсии в связи с увеличением по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости при ее назначении (пункт 3 части 2 статьи 18 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Кроме того, следует учитывать, что уровень жизни работающих пенсионеров в основном определяется их заработной платой, которая в соответствии со статьей 134 Трудового кодекса Российской Федерации подлежит индексации. Суммы же страховой пенсии по старости и фиксированной выплаты к ней, как правило, ниже оплаты труда. Соответственно, выплата названных сумм в период осуществления трудовой деятельности без учета проводимой индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии не может оказать существенного влияния на удовлетворение основных жизненных потребностей пенсионеров и повлечь снижение уровня их жизни. К тому же само предоставление работающим пенсионерам права одновременно с заработной платой получать назначенное пенсионное обеспечение в рамках реализации социальной политики государства направлено на повышение их материального обеспечения и увеличение денежных доходов. При этом согласно действующему правовому регулированию у каждого пенсионера есть право выбора - прекратить трудовую деятельность и получать страховую пенсию по старости и фиксированную выплату к ней с учетом соответствующих корректировки и увеличения либо продолжать ее, получая одновременно заработную плату и пенсию с фиксированной выплатой к ней, но с применением особых правил, касающихся выплаты той части пенсии, на которую увеличен размер фиксированной выплаты к страховой пенсии и скорректирован размер страховой пенсии.
Таким образом, приведенное правовое регулирование, предполагающее основанную на объективных критериях дифференциацию порядка выплаты обязательного страхового обеспечения, было осуществлено в пределах имевшейся у законодателя на соответствующий период дискреции с учетом, в частности, динамики развития пенсионного законодательства. Нет оснований считать, что такое регулирование само по себе нарушает право на социальное обеспечение по возрасту, а также затрагивает конституционно обусловленные основы механизма его реализации, по крайней мере в том виде, как они были установлены до вступления в силу Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" (пункт 3.2. Определения Конституционного Суда РФ от 24 июня 2021 г. N 1139-О).
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что Кошкина К.Н. после достижения пенсионного возраста и приобретения права на страховую пенсию по старости и фиксированную выплату к ней не прекратила работу, как на момент прекращения выплаты пенсии, так и на момент возобновления выплаты пенсии являлась лицом подлежащим обязательному пенсионному страхованию, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным решения пенсионного органа об отказе в перерасчете пенсии Кошкиной К.Н. В данном случае отказ ответчика от проведения индексации является обоснованным, не нарушающим права истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст.196-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Кошкиной Клавдии Никоноровны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии о признания решения об отказе в перерасчете пенсии НОМЕР от ДАТАг. незаконным, возложении обязанности пересчитать страховую пенсию по старости с ДАТАг. отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд ЧР через Московский районный суд г.Чебоксары ЧР в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Мамуткина О.Ф.
Решение принято в окончательной форме ДАТАг.