Судья: Бредихин А.В. Дело № 33а-8470/2020
УИД: 63RS0007-01-2019-003699-05
Дело № 2а-97/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 сентября 2020 г. г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего – Сивохина Д.А.,
судей – Неугодникова В.Н., Ромадановой И.А.,
при помощнике – Дементьевой Т.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Межрайонной ИФНС России №16 по Самарской области на решение Волжского районного суда Самарской области от 05 февраля 2020 г.,
заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Ромадановой И.А., возражения Эйриха Ю.В. на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная ИФНС России № 16 по Самарской области (далее по тексту, МИФНС России № 16 по Самарской области, Инспекция) обратилась в суд с административным иском к Эйриху Ю.В. о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2017 г. в размере 3 394 руб., пени по данному виду налога в размере 11,03 руб., а также недоимки по земельному налогу за 2016 г. в размере 17 209 руб., за 2017 г. в размере 23 737 руб., пени по данному виду налога в размере 77,15 руб., указав в обоснование, что своевременно обязанность по уплате налога налогоплательщиком не исполнена, требование об уплате налога и пени оставлено без исполнения, выданный 24 июня 2019 г. судебный приказ о взыскании с Эйриха Ю.В. задолженности по налогам отменен определением мирового судьи судебного участка №133 Волжского судебного района Самарской области от 02 июля 2019 г. В добровольном порядке задолженность не погашена, в связи с чем административный истец просил взыскать её в судебном порядке.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом уточнений МИФНС России № 16 по Самарской области просила взыскать с Эйриха Ю.В. недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2017 г. в размере 3 394 руб., пени по данному виду налога за 2017 г. в размере 11,03 руб.,; недоимку по земельному налогу за 2016 г. в размере 17 209 руб., за 2017 г. в размере 23 737 руб., пени по данному виду налога в размере 77,15 руб.
Решением Волжского районного суда Самарской области от 05 февраля 2020 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано в полном объеме.
С указанным решением не согласилась МИФНС России № 16 по Самарской области, в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.
Эйрих Ю.В. в судебном заседании суда апелляционной инстанции относительно доводов апелляционной жалобы возражал.
Представитель Межрайонной ИФНС России № 16 по Самарской области в заседании судебной коллегии не явился, о дне, времени и месте рассмотрения административного дела извещен надлежащим образом, учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии со статьей 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.
Согласно статье 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
На основании статьи 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.
В силу статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 этого Кодекса (пункт 1); кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2).
В силу положений пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
На основании пункта 1 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог подлежит уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В соответствии со статьей 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со 401 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
В силу пункта 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.
Положениями пункта 1 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежит начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога. Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Материалами дела установлено, что Эйрих Ю.В. является плательщиком налога на имущество физических лиц и земельного налога, в связи с наличием в его собственности следующих объектов налогообложения:
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
Налоговым органом Эйриху Ю.В. за 2016-2017 гг. начислены налоги и через личный кабинет направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГг. об уплате земельного налога за 2016-2017 гг. в размере 43 468 руб. и налога на имущество физических лиц за 2017 г. в размере 3 394 руб., в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9-10).
В связи с неуплатой земельного налога и налога на имущество физических лиц налогоплательщику выставлено требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, которым предложено в срок до ДД.ММ.ГГГГ погасить недоимку по земельному налогу за 2016-2017 гг. в размере 43 468 руб., по налогу на имущество физических лиц за 2017 г. в размере 3 394 руб., а также начисленные в связи с неуплатой указанных налогов пени в общем размере 152,31 руб.
ДД.ММ.ГГГГ по заявлению налогового органа мировым судьей судебного участка № Волжского судебного района <адрес> вынесен судебный приказ №а-1101/2019 о взыскании с Эйриха Ю.В. задолженности по налогам.
Определением того же мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ №а-1101/2019 отменен по заявлению Эйриха Ю.В.
Из материалов дела также следует, что ранее МИФНС России № по <адрес> обращалась с административным иском к Эйриху Ю.В. о взыскании налога на имущество за 2014-2015 гг. в общей сумме 348 руб., за 2016 г. в сумме 2 251 руб., пени в сумме 1,08 руб., а также земельного налога за 2013 г. в размере 87 руб., за 2014 г. в размере 2 320 руб., за 2015 г. в размере 3 862 руб., пени в сумме 23,04 руб.
Решением Волжского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ административный иск оставлен без удовлетворения. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что оснований для взыскания с ФИО1 задолженности по налогам не имеется, поскольку налоги административным ответчиком уплачены. Решение суда вступило в законную силу.
Также из материалов дела видно, что административным ответчиком ДД.ММ.ГГГГ произведена оплата земельного налога в сумме 24 189 руб., что подтверждается платежным документом с указанием индекса платежа: 18№, налоговый период:0; произведена оплата налога на имущество физических лиц в размере 3 442 руб., что подтверждается платежным документом с указанием индекса платежа 18№, налоговый период: 2018 г.
В соответствии с платежным документом ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком произведена оплата налога на имущество в сумме 3 200 руб., индекс: 18№, налоговый период: ДД.ММ.ГГГГ; произведена оплата земельного налога в сумме 23 737 руб., индекс: 18№, налоговый период: ДД.ММ.ГГГГ
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции принял во внимание представленные в материалы дела платежные документы, в связи с чем исходил из того, что у административного ответчика отсутствует задолженность по земельному налогу и налогу на имущество за 2016-2017 гг. Кроме того, суд принял во внимание вступившее в законную силу решение Волжского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу №а-1316/2019 г., которым подтверждается отсутствие у ФИО1 задолженность по обязательным платежам за 2016 г.
Вместе с тем, судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции ошибочными.
Так, из исследованного судебной коллегией в ходе судебного заседания суда апелляционной инстанции административного дела №а-1316/2019 по административному иску Межрайонной ИФНС России № по <адрес> к ФИО1 о взыскании обязательных платежей, следует, что налоговой инспекцией заявлены требования о взыскании налога:
на имущество физических лиц за 2015 г. в размере 366 руб., за 2016 г. в размере 2 193 руб., пеня в размере 5,40 руб.,
земельного налога за 2014 г. в размере 3 163 руб., за 2015 г. в размере 3 862 руб., за 2013 г. (по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ) в размере 87 руб., пеня в размере 61,87 руб.
налог на имущество физических лиц за 2014 г. в размере 35 руб., за 2015 г. в размере 3 руб., за 2016 г. в размере 58 руб., пеня в размере 0,92 руб.
Решением Волжского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении административного иска отказано.
Вместе с тем, как следует из административного искового заявления и представленных в материалы дела документов, налоговым органом по настоящему административному делу предъявлена к взысканию задолженность по земельному налогу за 2016-2017 гг. и налогу на имущество физических лиц за 2017 <адрес> образом, установлено, что указанные задолженности ранее к взысканию не предъявлялись, в связи с чем, решение Волжского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, как и оплата задолженности по земельному налогу в общем размере 13 940, 80 руб. и налога на имущество физических лиц в общем размере 5 639 руб. не относится к материалам рассматриваемого дела.
Таким образом, ссылка суда в решении о том, что вступившим в законную силу решением Волжского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отказано во взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу за 2016 г. является неправомерной.
Также нельзя согласиться с выводами суда об отсутствии задолженности в связи с тем, что в подтверждение оплаты образовавшейся задолженности по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц за 2017 г. административным ответчиком представлены платежные документы «Сбербанк России» о безналичной оплате от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 24 189 руб., 3 442 руб., 3 442 руб., от 05 февраля 00 г. в суме 3 200 руб., 23 737 руб.
Согласно, представленной административным истцом в суд апелляционной инстанции выписки из лицевого счета по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу, вышеуказанные платежи зачислены в счет погашения задолженности по налогам за 2018 г., в связи с чем не могут быть приняты во внимание в рамках настоящего дела.
Таким образом, представленные в материалы дела платежные поручения не содержат все необходимые реквизиты, предусмотренные Положением о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденного Банком России ДД.ММ.ГГГГ N 383-П.
Кроме того, из имеющихся в материалах дела квитанций от ДД.ММ.ГГГГ следует, что указанный индекс платежного документа не относится к спорному периоду.
Представленные квитанции от ДД.ММ.ГГГГ не подтверждают факт оплаты Эйрихом Ю.В. налога на имущество физических лиц за 2017 год и по земельному налогу за 2016-2017 года в размере 3 200 руб. и 23 737 руб., ввиду отсутствия указаний индекса документа согласно налоговому уведомлению № от ДД.ММ.ГГГГ
С учетом изложенного решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении требований Межрайонной ИФНС России № по <адрес> о взыскании с Эйриха Ю.В. налога на имущество физических лиц за 2017 год и земельного налога за 2016-2017 года в общем размере 44 428, 18 руб.
В соответствии с положениями статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации с административного ответчика подлежит взысканию в доход бюджета городского округа Самара государственная пошлина в размере 1 532,84 руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Волжского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменить, принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № по <адрес> удовлетворить.
Взыскать с ФИО1, проживающего по адресу: <адрес>, недоимку по земельному налогу за 2016 г. в размере 17 209 руб., за 2017 г. в размере 23 737 руб., пени в размере 77 руб. 15 коп., налог на имущество физических лиц за 2017 год в размере 3 394 рублей, пени 11, 03 руб., а всего сумму 44 428, 18 коп.
Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в размере 1 532,84 руб. в доход бюджета городского округа Самара
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через районный суд в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий –
Судьи –