Дело №2-144/2023
22RS0032-01-2023-000095-08
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 мая 2023 года г. Горняк
Локтевский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Семёновой Е.С.,
при секретаре Чеботаревой А.П.,
с участием ответчика Колпакова К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Центральная больница Локтевского района» к Колпакову Константину Валерьевичу о возврате части единовременной компенсационной выплаты, взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами,
УСТАНОВИЛ:
КГБУЗ «Центральная больница Локтевского района» обратилась в Локтевский районный суд с исковым заявлением к Колпакову Константину Валерьевичу о возврате единовременной компенсационной выплаты, взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, ссылаясь на то, что в рамках постановления Правительства Алтайского края от 26.02.2021 № 52 «О предоставлении в 2021 году единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, прибывшим (переехавшим) на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа, либо город с населением до 50 тысяч человек» 01 декабря 2021 года между краевым государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Центральная больница <адрес>» и заведующим фельдшерско-акушерским пунктом <адрес>, фельдшером Колпаковым Константином Валерьевичем был заключен договор № о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику, прибывшему (переехавшему) на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа, либо город с населением до 50 тысяч человек, которая была предоставлена ответчику в размере 750000 рублей 00 копеек.
В соответствии с п.1.1 Договора на ответчика возложена обязанность отработать в течении пяти лет со дня заключения договора по должности заведующего фельдшерско-акушерским пунктом <адрес>, фельдшера. Трудовой договор № заключен ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ответчик расторгнул трудовой договор с истцом по пункту 3 части первой статьи 77 Трудового кодекса РФ. В соответствии с пунктом 2.1.3 Договора, работник обязан возвратить в течении 30 календарных дней в краевой бюджет часть выплаты, рассчитанную пропорционально неотработанному периоду со дня прекращения трудового договора с указанной организацией до истечения пятилетнего срока. На момент подачи искового заявления ответчик свои обязательства не исполнил.
В соответствии со ст. 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате, работник должен уплатить проценты на сумму долга с учетом ключевой ставки Банка России, действовавшей в соответствующем периоде.
ДД.ММ.ГГГГ ответчику было направлено требование о возврате единовременной компенсационной выплаты. Почтовое отправление возвращено истцу с отметкой «отсутствие адресата по указанному адресу». В настоящее время местопребывания ответчика истцу неизвестно.
Истцом представлен расчет, согласно которого, исходя из требований законодательства и условий вышеназванного договора ответчик не исполнил обязанность по возврату части компенсационной выплаты, сумма которой составила 605832,42 рублей.
Истец просит взыскать с ответчика в пользу истца 605832 рубля 42 копейки в счет возврата части единовременной компенсационной выплаты, 10830 рублей 29 копеек в счет процентов за пользование чужими денежными средствами, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 9366 рублей 62 копейки.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ на стадии подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Министерство здравоохранения <адрес>.
Представитель истца в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя КГБУЗ «ЦБ <адрес>».
Ответчик Колпаков К.В. в судебном заседание пояснил, что исковые требования признает, с заявленной суммой, учитывая проценты за пользование чужими денежными средствами, расходы по оплате государственной пошлины, согласен. Также пояснил, что с момента подачи иска в суд оплатил часть долга в размере 284000 рублей, тремя платежами. Представил суду письменное заявление о признании иска с учетом внесенных денежных средств.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерства здравоохранения <адрес> в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, об отложении судебного заседания не просили, возражений по заявленным требованиям суду не представил.
Суд, в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту решения - ГПК РФ) счел возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Выслушав пояснения ответчика, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39), и определяет социальную защиту, включая социальное обеспечение, как предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт «ж» части 1 статьи 72).
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 72 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет средств соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (часть 2 названной статьи).
В рамках реализации региональных программ и мероприятий по модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации с целью повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, федеральный законодатель предусмотрел механизм осуществления за счет средств бюджетов Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования единовременных компенсационных выплат отдельным категориям медицинских работников, заключившим трудовые договоры с государственными учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальными учреждениями здравоохранения.
Частью 12.1 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №472-ФЗ) установлено, что в 2017 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2016 и 2017 годах на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения», одним из направлений которой является подпрограмма «Развитие кадровых ресурсов в здравоохранении».
Приложением № к государственной программе Российской Федерации «Развитие здравоохранения», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ №), утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета субъектов Российской Федерации на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам (врачам, фельдшерам), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек.
В соответствии с пунктом 5 указанных Правил условиями предоставления субсидии являются:
а) утвержденный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядок предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов), являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим неисполненных финансовых обязательств по договору о целевом обучении (за исключением медицинских организаций с укомплектованностью штата менее 60 процентов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек и заключившим трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления, на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350Трудового кодекса Российской Федерации, с выполнением трудовой функции на должности, включенной в программный реестр должностей, предусмотренный пунктом 3 настоящих Правил;
б) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований, предусмотренных на финансовое обеспечение расходных обязательств субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия;
в) заключение соглашения в соответствии с пунктом 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 6 Правил единовременная компенсационная выплата предоставляется уполномоченным органом медицинскому работнику из числа медицинских работников, указанных в пункте 1 настоящих Правил, однократно по одному из оснований, указанных подпункте «а» пункта 5 настоящих Правил. Уполномоченный орган вправе принимать решение о предоставлении медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты:
а) при наличии у него обязательств, связанных с целевым обучением (целевой подготовкой), при условии заключения им трудового договора с медицинской организацией, укомплектованность штата которой составляет менее 60 процентов;
б) при условии продолжения медицинским работником, выполнившим обязательства, связанные с целевым обучением (целевой подготовкой), работы в той же медицинской организации, расположенной в сельском населенном пункте, либо рабочем поселке, либо поселке городского типа, либо городе с населением до 50 тыс. человек.
В целях реализации на территории <адрес> части 12.1 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении в 2021 году единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в сельских населенных пунктах, либо рабочих поселках, либо поселках городского типа, либо городах с населением до 50 тыс. человек» утвержден Порядок, который регулирует вопросы предоставления в 2021 году единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов) краевых государственных медицинских организаций, являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим неисполненных финансовых обязательств по договору о целевом обучении (за исключением медицинских организаций с укомплектованностью штата менее 60 процентов), заключившим трудовой договор с медицинской организацией на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации, с выполнением трудовой функции на должности, включенной в программный реестр должностей, в размере 1 млн. рублей для врачей и 0,5 млн. рублей для фельдшеров, а также акушерок и медицинских сестер фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, прибывших (переехавших) на работу в города с населением до 50 тыс. человек, в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, не отнесенные к удаленным и труднодоступным территориям, и в размере 1,5 млн. рублей для врачей и 0,75 млн. рублей для фельдшеров, а также акушерок и медицинских сестер фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, прибывших (переехавших) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, признанные удаленными и труднодоступными территориями, перечень которых утвержден распоряжением <адрес>.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между КГБУЗ «ЦБ <адрес>» (работодатель) и Колпаковым Константином Валерьевичем (работник) заключен трудовой договор №, связанный с выполнением работником обязанностей по должности заведующего фельдшерско-акушерским пунктом, фельдшером <адрес>, на неопределенный срок на 1 ставку, что также подтверждается приказом главного врача КГБУЗ «ЦБ <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №к «О приеме, увольнении и перемещениях».
В соответствии с письмом Министерства здравоохранения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ комиссией Министерства здравоохранения <адрес> принято решение о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в размере 0,75 млн. рублей заведующему фельшерско-акушерским пунктом -фельдшеру Колпакову К.В.
ДД.ММ.ГГГГ между КГБУЗ «ЦБ <адрес>» и Колпаковым К.В. заключен договор № о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику, прибывшему (переехавшему) на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа, либо город с населением до 50 тыс. человек, в соответствии с которым КГБУЗ «ЦБ <адрес>» обязалось предоставить Колпакову К.В., заведующему фельдшерско-акушерским пунктом, фельдшеру <адрес> единовременную компенсационную выплату в размере 750000 рублей.
Согласно п.2.1.1 указанного договора Колпаков К.В. обязался в течении пяти лет со дня заключения договора исполнять трудовые функции на должности заведующего фельшерско-акушерским пунктом, фельдшером <адрес> в соответствии с трудовым договором.
Согласно п. 2.1.4 медицинский работник обязуется возвратить в течении 30 календарных дней в краевой бюджет часть выплаты, рассчитанную пропорционально неотработанному периоду со дня прекращения трудового договора, в случае увольнения в связи с призывом на военную службу (в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации) или продлить срок действия договора на период неисполнения функциональных обязанностей (по выбору медицинского работника).
Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Центральная больница <адрес>» в соответствии с Уставом является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, лицевые счета в казначействе, бланки, штампы, круглую печать со своим наименованием и наименованием учредителя на русском языке, сокращенное наименование КГБУЗ «ЦБ <адрес>». Собственником имущества и учредителем учреждения является <адрес>, Министерство здравоохранения <адрес> осуществляет функции и полномочия учредителя учреждения и главного распорядителя бюджетных средств в отношении подведомственного учреждения, в том числе по вопросам сохранности, содержания и использования по назначению государственного имущества.
В соответствии с платежными поручениями от ДД.ММ.ГГГГ № и № КГБУЗ «ЦБ <адрес>» была перечислена Колпакову К.В. единовременная компенсация, как медицинскому работнику (фельдшеру), прибывшему в сельскую местность, в размере 750000 рублей.
Указанные обстоятельства ответчиком не оспаривались.
Согласно приказа главного врача КГБУЗ «ЦБ <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № Колпаков К.В. - заведующий фельдшерско-акушерским пунктом -фельдшер <адрес> уволен по собственному желанию (пункт 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации) ДД.ММ.ГГГГ, основание заявление от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно расчету истца, размер единовременной компенсационной выплаты, подлежащей возврату Колпаковым К.В. в краевой бюджет пропорционально отработанному времени составляет 605832 рубля 42 копейки.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Колпакова К.В. КГБУЗ «ЦБ <адрес>» за подписью главного врача было направлено требование о возврате единовременной компенсационной выплаты в размере 605832,42 рублей.
Указанный расчет судом проверен, является арифметически верным, ответчиком не оспаривается.
Исходя из представленных истцом платежных поручений № и № от ДД.ММ.ГГГГ, чеков по операциям ПАО Сбербанк от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, предоставленных ответчиком, в счет возврата единовременной выплаты по договору № от ДД.ММ.ГГГГ, Колпаковым К.В. на счет КГБУЗ «ЦБ <адрес>» были переведены денежные средства на общую сумму 284000 рублей.
Исходя из изложенного, поскольку ответчик в нарушение условий договора от ДД.ММ.ГГГГ был уволен по собственному желанию с основного места работы КГБУЗ «ЦБ <адрес>» в качестве заведующего фельдшерско-акушерским пунктом -фельдшера <адрес> до истечении установленного срока, с учетом возвращенной части заявленной суммы, а также признательной позиции ответчика, суд приходит к выводу о взыскании с Колпакова К.В. в пользу КГБУЗ «ЦБ <адрес>» часть единовременной компенсационной выплаты в размере 321832 рубля 42 копейки.
Истцом также заявлено требования о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами в порядке ст. 395 ГК РФ.
Согласно статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" проценты, предусмотренные пунктом 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, подлежат уплате независимо от основания возникновения обязательства (договора, других сделок, причинения вреда, неосновательного обогащения или иных оснований, указанных в Гражданском кодексе Российской Федерации).
Расчет процентов за пользование чужими денежными средствами по статье 395 Гражданского кодекса Российской Федерации при сумме задолженности 605832 рубля 42 копейки предоставлен истцом, исходя из периода задолженности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и составляет 10830 рублей 29 копеек. Данный расчет судом проверен, является арифметически верным, принят судом во внимание, считается правильным, ответчиком не оспаривается.
Таким образом, исходя из изложенного, с учетом признательной позиции ответчика, требования истца в данной части подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со статьей 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Истцом при подаче иска была оплачена государственная пошлина в размере 9366 рублей 62 копейки, что подтверждается платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ.
Несмотря на то, что суд пришел к выводу о частичном удовлетворении заявленных истцом требований, учитывая, что часть требуемой истцом суммы была возвращена истцу ответчиком лишь после подачи иска, с учетом признательной позиции ответчика, в том числе относительно судебных расходов, суд полагает возможным взыскать с ответчика в пользу истца судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 9366 рублей 62 копейки.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Центральная больница <адрес>», удовлетворить частично.
Взыскать с Колпакова Константина Валерьевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, №, выдан ТП УФМС России по <адрес> в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, в пользу Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Центральная больница <адрес>», ИНН 2256002498, часть единовременной компенсационной выплаты в размере 321832 рубля 42 копейки, проценты за пользование чужими денежными средствами, в порядке ст. 395 ГК РФ в размере 10830 рублей 29 копеек, сумму уплаченной государственной пошлины в размере 9366 рублей 62 копейки, итого 342029 рублей 33 копейки.
В остальной части исковые требования Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Центральная больница Локтевского района», оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда с подачей жалобы через Локтевский районный суд.
Судья Е.С. Семёнова
Мотивированное решение изготовлено 30 мая 2023 года.