60RS0023-01-2022-000542-21 Дело № 2-180/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
пос. Красногородск
Псковской области 22 августа 2022 года
Пыталовский районный суд Псковской области в составе председательствующего судьи Григорьева М.А.,
при секретаре Нефедовой Н.В.,
с участием истца - прокурора Красногородского района Удальцова В.В.,
представителя ответчика – Администрации Красногородского района ФИО5,
рассмотрев гражданское дело по иску заместителя прокурора Красногородского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Красногородского района об обязании выполнить мероприятия по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения,
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель прокурора Красногородского района Псковской области ФИО4, в интересах неопределенного круга лиц, обратилась в суд с исковым заявлением, в котором просит обязать Администрацию Красногородского района в течение 1 года 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда составить декларацию безопасности гидротехнического сооружения – плотины ГЭС, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый №, и представить ее в уполномоченный орган исполнительной власти, произвести обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате возможной аварии на гидротехническом сооружении – плотины ГЭС, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый №, провести аттестацию руководителей и специалистов в области безопасности гидротехнического сооружения в соответствии с установленным порядком. В целях устранения указанных нарушений в адрес главы Администрации района ДД.ММ.ГГГГ было внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено. Вместе с тем до настоящего времени вышеуказанные нарушения не устранены.
В судебном заседании заместитель прокурора Красногородского района ФИО4 заявленные требования поддержала по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Представитель ответчика - Администрации Красногородского района ФИО5 против удовлетворения исковых требований не возражала.
Выслушав прокурора Красногородского района, представителя ответчика, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно выписке из реестра учета мунципального имущества, находящегося в казне МО «Красногородский район» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ плотина ГЭС с кадастровым номером №, 2053 года ввода в эксплуатацию находится в собственности ответчика.
Из ответа Главы Администрации Красногородского района от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что декларация безопасности на данный объект отсутствует, обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате возможной аварии на ГТС не проводилось, аттестация специалистов в области безопасности гидротехнического сооружения не проводилась.
Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции, восстановлении, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, устанавливает обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.
На основании статьи 8 данного Федерального закона обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований:
обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений;
представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений;
осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений;
непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений;
осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение;
необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях;
ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны, в частности:
обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт;
обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения;
обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией;
развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения;
систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения;
обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения;
создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации;
финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения;
осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям.
обеспечивать внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении.
Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 255-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности гидротехнических сооружений» предусмотрено, что сведения о гидротехническом сооружении, не внесенные в Российский регистр гидротехнических сооружений и (или) не обновленные в Российском регистре гидротехнических сооружений до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат обязательному внесению и (или) обновлению с присвоением гидротехническому сооружению соответствующего класса до 1 января 2019 года.
Статьей 7 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» определено, что сведения о гидротехническом сооружении вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений (далее - Регистр) и (или) обновляются в Регистре после утверждения федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, декларации безопасности гидротехнического сооружения.
Регистр формируется и ведется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 6 Правил формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2002 года № 1893, предусмотрено, что сведения о гидротехническом сооружении формируются собственником гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организацией и представляются в орган государственного надзора в составе документов, представляемых для утверждения декларации безопасности.
В силу пункта 4 данных Правил государственной регистрации и учету подлежат все гидротехнические сооружения, определенные статьей 3 Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений", повреждение которых может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций.
Номер и срок действия декларации безопасности гидротехнического сооружения является сведениями, подлежащими включению в названный регистр и опубликованию (пункт 22).
Статьей 7 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» также закреплено, что при внесении в Регистр сведений о гидротехническом сооружении ему присваивается один из следующих четырех классов в соответствии с критериями классификации гидротехнических сооружений, установленными Правительством Российской Федерации:
I класс - гидротехническое сооружение чрезвычайно высокой опасности;
II класс - гидротехническое сооружение высокой опасности;
III класс - гидротехническое сооружение средней опасности;
IV класс - гидротехническое сооружение низкой опасности.
Ранее действовавшим постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 1998 года № 490 "О порядке формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений" также предусматривался общий порядок ведения Регистра и определялось, что гидротехническое сооружение подлежит внесению в Регистр только после утверждения органом надзора за безопасностью гидротехнических сооружений декларации безопасности гидротехнического сооружения, а гидротехнические сооружения, которые находились в эксплуатации на дату вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" подлежали внесению в Регистр в безусловном порядке без представления деклараций безопасности гидротехнического сооружения (пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 1998 г. N 490 "О порядке формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений").
На момент возникновения у ответчика права собственности на ГТС пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" и пунктом 9 Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 1998 г. N 1303 предусматривалось, сроки декларирования безопасности гидротехнических сооружений определяются:
- во время проектирования - в составе проектной документации;
- во время эксплуатации (не реже 1 раза в 5 лет с даты ввода гидротехнических сооружений в эксплуатацию);
- после реконструкции - до приемки соответствующих строительно-монтажных работ (по решению органа надзора или по инициативе декларанта);
- после капитального ремонта - до приемки соответствующих строительно-монтажных работ (по решению органа надзора или по инициативе декларанта);
- при изменении условий, влияющих на обеспечение безопасности гидротехнических сооружений, выявлении повреждений и аварийных ситуаций на гидротехнических сооружениях, ухудшении условий локализации или ликвидации чрезвычайных ситуаций и защиты от них населения и территорий - в течение 6 месяцев со дня обнаружения опасности (по решению органа надзора или по инициативе декларанта);
- при изменении обязательных требований, если гидротехнические сооружения не соответствуют таким обязательным требованиям, - в течение года со дня вступления в силу соответствующих нормативных правовых актов, правил и норм (по решению органа надзора или по инициативе декларанта).
В соответствии с пунктом 5 Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2020 г. N 1892, декларация безопасности подписывается декларантом и должна содержать:
а) общую информацию, включающую данные о гидротехническом сооружении, меры по обеспечению безопасности, предусмотренные проектной документацией, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения, предписаниями органа государственного надзора и территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, сведения о величине финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, который может быть причинен в результате аварии гидротехнического сооружения, основные сведения о собственнике и эксплуатирующей организации;
б) анализ и оценку безопасности гидротехнического сооружения, включая определение возможных источников опасности;
в) сведения об обеспечении готовности эксплуатирующей организации к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и защите населения и территорий в случае аварии гидротехнического сооружения;
г) порядок информирования населения, органа государственного надзора, территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о возможных и возникших на гидротехническом сооружении аварийных ситуациях;
д) оценку уровня безопасности гидротехнических сооружений, а также перечень необходимых мероприятий по обеспечению безопасности;
е) порядок осуществления мероприятий по консервации или ликвидации (в случае утраты или отсутствия проектной документации) гидротехнического сооружения (при консервации или ликвидации гидротехнических сооружений).
В силу пункта 6 Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2020 г. N 1892, к декларации безопасности прилагаются:
а) сведения о гидротехническом сооружении, необходимые для формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений, форма представления которых утверждается Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации;
б) акт регулярного обследования гидротехнического сооружения, составленный комиссией по регулярному обследованию по форме, утверждаемой Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией;
в) расчет вероятного вреда, определяемый в соответствии с Правилами определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2020 г. N 1596 "Об утверждении Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения";
г) критерии безопасности гидротехнического сооружения и пояснительная записка к ним.
Пункт 11 Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2020 г. N 1892, предусматривает, что декларация безопасности, утвержденная органом государственного надзора, является основанием для внесения сведений о гидротехническом сооружении в Российский регистр гидротехнических сооружений и выдачи органом государственного надзора разрешения на эксплуатацию гидротехнического сооружения. Указанное разрешение выдается органом государственного надзора на срок действия декларации безопасности.
Декларация безопасности гидротехнического сооружения - документ, в котором обосновывается безопасность гидротехнического сооружения и определяются меры по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения с учетом его класса (статья 3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений").
Действующие Критерии классификации гидротехнических сооружений утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2020 г. N 1607 и определяются совокупностью высоты и типа грунта оснований ГТС, назначения и условий эксплуатации, максимального напора на водонапорное сооружение, последствий возможных гидродинамических аварий.
Таким образом, законодательство, регулирующее вопросы безопасности гидротехнических сооружений, предусматривает с учетом переходного периода в связи с внесением изменений Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 255-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности гидротехнических сооружений" обязательное внесение и (или) обновление с присвоением гидротехническому сооружению соответствующего класса в Российском регистре гидротехнических сооружений до 1 января 2019 г. всех гидротехнических сооружений, не внесенные в Российский регистр гидротехнических сооружений и (или) не обновленных в Российском регистре гидротехнических сооружений, в том числе сооружений IV класса и ранее возведенных, чему предшествующим этапом является составление декларации безопасности гидротехнического сооружения в отношении сооружений, у которых отсутствует такая декларация или срок ее действия истек, с выполнением необходимых мероприятий и внесением сведений, предусмотренных Положением о декларировании безопасности гидротехнических сооружений (включая: расчет вероятного вреда).
Согласно пункту 4 статьи 3 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 255-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности гидротехнических сооружений", при отсутствии декларации безопасности гидротехнического сооружения на день вступления в силу настоящего Федерального закона декларация безопасности гидротехнического сооружения составляется и представляется на утверждение в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в течение пяти лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Между тем, данная норма права должна толковаться в совокупности с другими положениями данной статьи и с учетом пункта 1 ее не является основанием для освобождения собственника (эксплуатирующей организации) ГТС, сведения котором не внесены в Регистр гидротехнических сооружений, от исполнения или для продления сроком до пяти лет со дня вступления в силу Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 255-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности гидротехнических сооружений" исполнения обязанности по осуществлению мероприятий по внесению в этот Регистр сведений о ГТС в срок до 2019 г., формируемых на основании декларации безопасности гидротехнического сооружения, представляемых собственником (эксплуатирующей организацией), из чего исходит кассатор. Каких-либо исключений из данного правила и продления срока исполнения на момент разрешения настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций законодательством не предусматривалось.
Согласно статье 3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", эксплуатирующая организация - государственное или муниципальное унитарное предприятие либо организация любой другой организационно-правовой формы, на балансе которой находится гидротехническое сооружение.
Оценка безопасности гидротехнического сооружения - определение соответствия состояния гидротехнического сооружения и квалификации работников эксплуатирующей организации требованиям к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, установленным законодательством Российской Федерации (далее - обязательные требования).
Пунктами "а" и "в" Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2020 г. N 1892, предусмотрено, что декларация безопасности подписывается декларантом и должна содержать основные сведения о собственнике и эксплуатирующей организации, сведения об обеспечении готовности эксплуатирующей организации к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и защите населения и территорий в случае аварии гидротехнического сооружения.
Принимая во внимание приведенные выше нормы права, исходя из необходимости соблюдения прав и законных интересов граждан на защиту жизни, здоровья, личного имущества, суд находит исковые требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление заместителя прокурора Красногородского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Красногородского района об обязании выполнить мероприятия по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения удовлетворить.
Обязать Администрацию Красногородского района в течение 1 года 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда составить декларацию безопасности гидротехнического сооружения – плотины ГЭС, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый №, и представить ее в уполномоченный орган исполнительной власти, произвести обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате возможной аварии на гидротехническом сооружении – плотины ГЭС, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый №, провести аттестацию руководителей и специалистов в области безопасности гидротехнического сооружения в соответствии с установленным порядком.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Пыталовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья /подпись/ М.А. Григорьев
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
<данные изъяты>
Судья Пыталовского районного суда М.А. Григорьев