Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-13584/2023 от 01.11.2023

Судья Мосина С.В. гр. дело № 33-13584/2023

(№ 2-637/2023) 63RS0025-01-2022-004384-51

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 ноября 2023 г. г. Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

Председательствующего Головиной Е.А.

судей Осьмининой Ю.С., Кривицкой О.Г.

при секретаре Пономаревой Н.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации г.о. Сызрань Самарской области на решение Сызранского городского суда Самарской области от 8 сентября 2023 года, которым постановлено:

«Исковые требования администрации городского округа Сызрань Самарской области удовлетворить частично.

Изъять для муниципальных нужд жилое помещение – квартиру, общей площадью 96,1 кв.м., кадастровый , по <адрес>, путем его выкупа у Мариловой И.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> (паспорт серии <данные изъяты>) с выплатой возмещения в размере 5582096,03 рублей, в том числе: 5302991,23 рублей – средства государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, средства областного бюджета, 279104,80 рублей – средства бюджета муниципального образования городской округ Сызрань.

Обязать Марилову И.Ю. заключить с администрацией городского округа Сызрань соглашение о выплате возмещения за изымаемое жилое помещение - квартиру, общей площадью 96,1 кв.м., кадастровый , по <адрес>, определив размер возмещения - 5582096,03 рублей, в том числе: 5302991,23 рублей – средства государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, средства областного бюджета, 279104,80 рублей – средства бюджета муниципального образования городской округ Сызрань.

Прекратить право собственности Мариловой И.Ю. на квартиру, общей площадью 96,1 кв.м., кадастровый , по <адрес> 7.

Выселить Марилову И.Ю. из жилого помещения - квартиры расположенной по <адрес>, без предоставления другого жилого помещения.

Решение суда является основанием для снятия Мариловой И.Ю. с регистрационного учета по <адрес>.

Признать право собственности муниципального образования городской округ Сызрань на жилое помещение - квартиру, общей площадью 96,1 кв.м., кадастровый , по <адрес>.

Взыскать с администрации городского округа Сызрань Самарской области в пользу Мариловой И.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> (паспорт серии <данные изъяты>007) судебные расходы на проведение судебной экспертизы в размере 25795,36 рублей».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Головиной Е.А., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Администрация г.о. Сызрань Самарской области обратилась в суд с иском к Мариловой И.Ю. об изъятии для муниципальных нужд и государственных нужд жилого помещения.

В обоснование заявленных требований истец указывает, что что Марилова И.Ю. является собственником жилого помещения - квартиры , общей площадью 96,1 кв.м, расположенного в многоквартирном доме по <адрес>, признанного аварийным и подлежащим сносу согласно Постановления Администрации г.о. Сызрань от 27.05.2014 №1619. Постановлением Администрации городского округа Сызрань от 11.03.2022 № 574 «Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, а также помещений, находящихся в частной собственности, расположенных в таких домах» принято решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом по <адрес> и жилых помещений, находящихся в частной собственности, расположенных в данном доме, в том числе жилого помещения, принадлежащего Ответчику. По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащем сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа. Порядок определения выкупной цены жилого помещения установлен частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса РФ. При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду. Размер возмещения за изымаемую Квартиру определен в соответствии с частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации составляет 3999771 рублей, в том числе: 3799782,45 рублей - средства государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и средства областного бюджета, 199988,55 рублей - средства бюджета муниципального образования городской округ Сызрань. Однако соглашение о выплате возмещения за изымаемое жилое помещение с Ответчиком до настоящего времени не достигнуто.

Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, истец просил суд изъять у ответчика для муниципальных нужд жилого помещения - квартиру, общей площадью 96,1 кв.м., кадастровый , расположенного по <адрес> путем его выкупа у Мариловой И.Ю. с выплатой возмещения в размере 3 999 771 руб., возложении обязанности заключить Соглашение о выплате возмещения за изымаемое жилое помещение квартиру, общей площадью 96,1 кв.м., кадастровый , расположенное по <адрес>, определив размер возмещения – 3 999 771 руб., в том числе: 3 799 782,45 руб. – средства государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и средства областного бюджета, 199 988,55 руб. - средства бюджета муниципального образования г.о. Сызрань; прекратив право собственности за Мариловой И.Ю. на вышеуказанную квартиру; признав право собственности муниципального образования городской округ Сызрань на данное жилое помещение; выселении Мариловой И.Ю. из спорного жилого помещения, с последующим снятием с регистрационного учета.

Судом постановлено вышеизложенное решение.

В апелляционной жалобе истец Администрация г.о. Сызрань Самарской области ставит вопрос об отмене решения суда, полагая его незаконным и не обоснованным. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что спорный дом внесен в реестр многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, любое внесение изменений в реестр влечет изменение финансовых потоков. В свою очередь Государственной программой Самарской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01.01.2017 года», до 2024 года» лимит на расселение спорного жилого помещения составляет 4 933 197,40 руб. (51 334 руб. за 1 кв.м.), при этом судебной экспертизой установлено, что размер возмещения составляет 5 581 796,03 руб., что в свою очередь превышает лимит на 648 598,63 руб. Также указывает, что заключение эксперта содержит недочеты и недостатки: отсутствует анализ рынка недвижимости в г. Сызрани; отсутствует корректировки на местоположение по районам городам; расчет общего имущества в многоквартирном доме, в заключении рассчитывается исходя из стоимости кв.м. квартиры, рассчитанной сравнительным подходом, общее имущество (чердак, подвал, лестницы, лифт, коридор и т.д.); включен расчет убытков, связанных с проживанием 6 месяцев; расчет непроизведенного капитального ремонта; земельный участок, под многоквартирным домом оценивается на дату 10.03.2022, к расчету приняты аналоги 01.01.2022 общее имущество в многоквартирном доме оценивается на дату 10.03.2022, расчет по жилому помещению произведен по состоянию на 27.04.2023, т.е. оценка произведена на разные даты; отсутствуют корректировки с п. 5 ст. 56.8 ЗК РФ.

Стороны и иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, о причине неявки судебной коллегии не сообщили.

Кроме того, информация о рассмотрении апелляционной жалобы в соответствии с положениями Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на официальном сайте Самарского областного суда в сети Интернет (http://oblsud.sam.sudrf.ru).

В связи с чем судебная коллегия, руководствуясь ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В силу ст. 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу, выслушав стороны, заслушав судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности, у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 указанной статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 указанной статьи в отношении таких граждан не применяются.

Порядок определения выкупной цены жилого помещения установлен частью 7 ст. 32 ЖК РФ. При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в ч.6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Частью 10 ст. 32 ЖК РФ установлено, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

Исходя из приведенной правовой нормы, в случае, когда собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом для муниципальных нужд, и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.

Частью 7 статьи 32 ЖК РФ определено, что при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Согласно разъяснениям, изложенным в подпункте "з" п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, указанным в ч. 7 ст. 32 ЖК РФ, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, а также убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду. Примерный перечень возможных убытков собственника жилого помещения приводится в ч. 7 ст. 32 ЖК РФ.

Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что Марилова И.Ю. является собственником жилого помещения (квартиры), площадью 96,1 кв.м., с кадастровым , расположенной по <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 26.12.2022.

Постановлением Администрации г.о. Сызрань от 27.05.2014 №1619 многоквартирный жилой дом, расположенный по <адрес> был признан аварийным и подлежащим сносу.

Пунктом 2 вышеназванного Постановления Администрации г.о. Сызрань от 27.05.2014 № 1619 установлена дата отселения граждан из многоквартирного жилого дома в срок до 2018 года.

На основании Государственной программы Самарской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года" до 2024 года, утвержденной Постановлением Правительства Самарской области от 29.03.2019 N 179, постановлением Администрации городского округа Сызрань от 08.04.2019 N 829 (с изменениями согласно Постановлению Администрации городского округа Сызрань Самарской области от 16.12.2021 N 3270) утверждена Адресная программа городского округа Сызрань "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года" до 2024 года».

11.03.2022 Постановлением Администрации г.о. Сызрань №574 земельный участок, расположенный под многоквартирным домом по <адрес>, признанным аварийным и подлежащим сносу, изъят для муниципальных нужд.

Таким образом, Администрацией г.о. Сызрань и ее органами проводилась процедура изъятия жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, для муниципальных нужд в установленном законом порядке.

Для проведения процедуры изъятия земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, для муниципальных нужд в установленном законом порядке, в адрес Мариловой И.Ю. направлено уведомление, в котором сообщалось о наличии права Мариловой И.Ю. на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, с приложением проекта Соглашения об изъятии квартиры, общей площадью 96,1 кв.м., кадастровый , расположенной по <адрес>.

Администрацией г.о. Сызрань представлен отчет № 455 об определении стоимости (размера возмещения) за жилое помещение <адрес>, согласно которому стоимость (размер возмещения) квартиры по состоянию на 14.04.2022 составляет – 3 999 771 руб.

Соглашение о выплате возмещения за изымаемое жилое помещение между истцом и ответчиком до настоящего времени не достигнуто, в связи с чем Проект соглашения не был подписан сторонами.

Изъятие земельного участка для муниципальных нужд производится в связи с решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу согласно Постановлению Администрации г.о. Сызрань от 11.03.2022 № 574. На момент заключения соглашения жилые помещения никому не проданы, не обещаны в дар, не заложены, в споре и под арестом не состоят.

Определением Сызранского городского суда Самарской области от 22.03.2023 по ходатайству ответчика Мариловой И.Ю. была назначена судебная оценочная экспертиза.

Согласно экспертного заключения ООО «Самарское бюро экспертиз и исследований» № 23-44 от 01.06.2023 размер возмещения за изымаемое жилое помещение, расположенное по <адрес> (включая в соответствии со ст. 32 ч.7 ЖК РФ рыночную стоимость жилого помещения, рыночную стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночную стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые они несут в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения, переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду) составляет: 4 692 945,83 руб.; рыночная стоимость величины компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома, расположенного по <адрес> составляет: 889 150,20 руб., а всего сумма выкупной стоимости за изымаемое жилое помещение составила – 5 582 096,03 руб.

Согласно правовой позиции, изложенной в разделе 2 Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Разрешая заявленные требования по существу, суд первой инстанции руководствуясь вышеуказанными нормами права, исходил из того, что аварийное изымаемое жилое помещение, находящееся в собственности ответчика, включено в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, ответчиком выбран способ реализации своего права в виде выкупа, в экспертном заключении об оценочной стоимости содержатся полные ответы на все поставленные вопросы, исследование и формирование выводов экспертом производилось на основе исследования материалов дела, с учетом нормативных актов, регламентирующих организацию производства судебных экспертиз.

Постановлением Правительства Самарской области от 29.03.2019 №179 утверждена Государственная программа Самарской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года".

11.02.2022 между Министерством строительства Самарской области и Администрацией г.о. Сызрань было заключено Соглашение о предоставлении субсидии из областного бюджета местным бюджетам в Самарской области.

01.06.2022 Министерством строительства Самарской области и Администрацией г.о. Сызрань заключено дополнительное соглашение к Соглашению о предоставлении субсидии из областного бюджета местным бюджетам в Самарской области от 11.02.2022.

Согласно п. 1.3. Дополнительного соглашения пункт 2.1 раздела «2. Финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется Субсидия» Соглашения изложен в следующей редакции: «п. 2.1. Общий объем субсидии, предусмотренный к предоставлению из областного бюджета, составляет: в 2022 году 1147567162,36 руб., в 2023 году 172142786,84 руб».

Согласно п. 1.5. Дополнительного соглашения, подпункт 2.2.2. Соглашения дополнен следующим содержанием: Субсидии на реализацию мероприятий, в том числе формируемые с учетом средств Фонда, предоставляются в рамках 4 этапа Адресной программы исходя из следующего процентного соотношения: 95% - средства Фонда и областного бюджета, 5% - средства местного бюджета Муниципального образования.

Финансирование, в том числе авансовых платежей, исполнения муниципальных контрактов на приобретение жилых помещений осуществляется в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств без применения указанного процентного соотношения».

При таких обстоятельствах, стоимость изымаемого жилого помещения, расположенного по <адрес> в общем размере 5 582 096,03 руб. подлежит взысканию в следующем процентном соотношении: 5% за счет местного бюджета – 279104,80 рублей, 95% за счет субсидий областного бюджета, в том числе за счет полученных средств государственной корпорации Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в 2021-2022 в целях софинансирования расходных обязательств муниципального образования по переселению граждан из аварийного жилищного фонда – 5302991,23 руб.

Поскольку подтвержден факт признания аварийным и подлежащим сносу спорного жилого помещения, а также последующее принятие органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, то исковые требования о прекращении права собственности Мариловой И.Ю. на спорное жилое помещение и признании права собственности на спорное жилое помещение за Администрацией г.о. Сызрань подлежат удовлетворению. В связи с изъятием для муниципальных нужд спорного жилого помещения, путем его выкупа, право собственности ответчика на него прекращено, в связи с чем имеются правовые основания для выселения ответчика Мариловой И.Ю. из спорного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, а также является основанием для снятия её с регистрационного учета из спорного жилого помещения.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу, что заявленные исковые требования подлежат частичному удовлетворению, поскольку выкупной стоимости за изымаемое жилое помещение составила – 5 582 096,03 руб., что в свою очередь составляет 71,65% (3999771х100/5582096,03) от суммы заявленной истцом.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, основанными на правильно установленных обстоятельствах, подтвержденных представленными доказательствами, которым судом дана надлежащая правовая оценка в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.

Довод апелляционной жалобы о том, что спорный дом внесен в реестр многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, любое внесение изменений в реестр влечет изменение финансовых потоков; при этом государственной программой Самарской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01.01.2017 года», до 2024 года» лимит на расселение спорного жилого помещения составляет 4 933 197,40 руб. (51 334 руб. за 1 кв.м.), при этом судебной экспертизой установлено, что размер возмещения составляет 5 581 796,03 руб., что в свою очередь превышает лимит на 648 598,63 руб., судебной коллегией отклоняется по следующим основаниям.

Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища (ч.1). Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (ч. 2).

Постановлением Правительства Самарской области от 29 марта 2019 г. № 179 утверждена государственная программа Самарской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года" до 2024 года.

Одним из приоритетных национальных проектов во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" является федеральный проект "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда", в рамках которого необходимо решить задачу по созданию новых механизмов переселения граждан из непригодного для проживания жилищного фонда, обеспечивающих соблюдение их жилищных прав, установленных законодательством Российской Федерации.

Таким образом, вышеуказанная Государственная программа разработана в целях реализации вышеуказанных положений Федерального закона и предусматривает создание эффективного механизма переселения граждан из аварийного жилищного фонда на территории Самарской области, признанного таковым до 1 января 2017 года.

Согласно главе 7 государственной программы Самарской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года" до 2024 года в рамках реализации программных мероприятий в 2019 - 2024 годах общий объем средств за счет всех источников финансирования составляет 26 176 297 181,47 руб. то есть на указанные задачи распределены бюджетные ассигнования.

Конституционные цели социальной политики Российской Федерации, обусловленные признанием высшей ценностью человека, а также его прав и свобод, которыми определяется смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и которые обеспечиваются правосудием (статьи 2 и 18 Конституции Российской Федерации), предполагают такое правовое регулирование отношений по владению, пользованию и распоряжению объектами жилищного фонда, которое гарантировало бы каждому реализацию конституционного права на жилище.

Тот факт, что судебной экспертизой установлено, что размер возмещения составляет 5 581 796,03 руб., а лимит на расселение спорного жилого помещения утвержденный в вышеуказанной государственной программе составляет 4 933 197,40 руб. (51 334 руб. за 1 кв.м.), что в свою очередь превышает лимит на 648 598,63 руб. не является основополагающим поскольку изымаемое спорное жилое помещение Постановлением Администрации г.о. Сызрани от 27.05.2014 № 1619 признано аварийным и подлежащим сносу, т.е. представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния, при этом ответчиком выбран способ реализации своего права в виде выкупа истцом спорного помещения, то денежная выплата стоимости изымаемого имущества ответчика не может быть постановлена в зависимость от превышения установленного денежного лимита в рамках Программы.

Более того, превышение установленного лимита государственной программы Самарской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года" до 2024 года, само по себе не исключает возможность урегулирования этого вопроса положениями отдельной адресной программы.

Довод апелляционной жалобы о том, что заключение эксперта содержит недочеты и недостатки: отсутствует анализ рынка недвижимости в г. Сызрани; отсутствует корректировки на местоположение по районам городам; расчет общего имущества в многоквартирном доме, в заключении рассчитывается исходя из стоимости кв.м. квартиры, рассчитанной сравнительным подходом, общее имущество (чердак, подвал, лестницы, лифт, коридор и т.д.); включен расчет убытков, связанных с проживанием 6 месяцев; расчет непроизведенного капитального ремонта; земельный участок, под многоквартирным домом оценивается на дату 10.03.2022, к расчету приняты аналоги 01.01.2022 общее имущество в многоквартирном доме оценивается на дату 10.03.2022, расчет по жилому помещению произведен по состоянию на 27.04.2023, т.е. оценка произведена на разные даты; отсутствуют корректировки с п. 5 ст. 56.8 ЗК РФ, судебной коллегией отклоняется по следующим основаниям.

Экспертное заключение ООО «Самарское бюро экспертиз и исследований» № 22-44 от 01.06.2023 в полном объеме отвечает требованиям ст. 86 ГПК РФ, ст. 67 ГПК РФ, является относимым, допустимым и достоверным доказательством, поскольку содержит подробное описание произведенных исследований, в обоснование сделанных выводов эксперт приводит соответствующие данные из представленных в распоряжение экспертов материалов, указывает на применение методов исследований, основывается на исходных объективных данных. Рассматриваемая экспертиза проведена в соответствии с требованиями Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» на основании определения суда о поручении проведения экспертизы; эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, отводов эксперту не заявлено.

Согласно ст. 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. При этом состязательность предполагает возложение бремени доказывания на сами стороны и снятие с суда по общему правилу обязанности по сбору доказательств.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В свою же очередь истцом ходатайство о проведении повторной судебной экспертизы не заявлялось.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 328 – 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Сызранского городского суда Самарской области от 8 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г.о. Сызрань Самарской области - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи

33-13584/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Администрация г.о. Сызрань
Прокуратура г.Сызрани Самарской области
Ответчики
Марилова И.Ю.
Другие
КИО Администрации г.о. Сызрань
Комитет по строительству и архитектуре Админитсрации г.о. Сызрань
Министерство строительства Самарской области
КЖКХ Администрации г.о. Сызрань
Фонд содействия реформированию ЖКХ Фонд развития территорий
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
01.11.2023[Гр.] Передача дела судье
30.11.2023[Гр.] Судебное заседание
18.12.2023[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.12.2023[Гр.] Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее