Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
7 декабря 2022 года г. Самара
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Родиной Т.А.
при секретаре Двинских К.В..
с участием прокурора Колчиной Е.Е.
представителя административного истца по доверенности Кулаковой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании
административное дело № 3а-2286/2022 по административному исковому заявлению Овчаренко Алексея Борисовича о признании недействующим нормативного правового акта в части,
У с т а н о в и л :
Овчаренко А.Б. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года № 2014, в части включении в него под пунктом № 23787 нежилого помещения с кадастровым номером №
Требования обоснованы тем, что в Перечень на 2021 год включено принадлежащее административному истцу на праве собственности нежилое помещение, не отвечающее критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку по техническому паспорту оно предназначено для санузла, подсобных помещений, холла, помещения; фактически используется арендатором АНО «Центр организации обеспечения структурной реформы на железнодорожном транспорте» в целях использования производства и склада полиграфической продукции, расположено в многоквартирном жилом доме. Включение указанного объекта в Перечень влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество физического лица и нарушает права и законные интересы административного истца.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Кулакова И.Ю. поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Министерство имущественных отношений Самарской области не направило в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Относительно заявленных требований Министерство имущественных отношений Самарской области предоставило письменные возражения, в которых сослалось на то, что нежилое помещение с кадастровым номером № расположено в многоквартирном жилом доме. Поскольку нежилые помещения, расположенные на первых этажах многоквартирных жилых домов, используются под размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, министерство включило его в Перечень исходя из отнесения к объектам, предусмотренным п.п.2 п.1 ст. 378.2 НК РФ.
Администрация г.о. Самары, привлеченная судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица, не направила в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования следует удовлетворить.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений Самарской области приказом от 19 декабря 2020 года № 2014 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021 год.
Нежилое помещение с кадастровым номером № включено в пункт 23787 Перечня на 2021 года.
Приказ министерства от 19 октября 2020 года № 2014 официально опубликован на сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 19 октября 2020 года, в издании "Волжская коммуна", N 171(30955), 21 октября 2020 года.
В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что Овчаренко А.Б. на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером № площадью 84,5 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 18 октября 2022 года нежилое помещение имеет назначение – нежилое, наименование – нежилое помещение н3.
По сведениям технического паспорта, выполненного Самарским областным отделением Средне-Волжского филиала АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по состоянию на 9 февраля 2009 года, в нежилом помещении располагаются помещения (без конкретизации их назначения), холл, санузлы.
Нежилое помещение располагается в здании многоквартирного жилого дома с кадастровым номером №, которое расположено на земельном участке с кадастровым номером №, вид разрешенного использования которого: под строительство жилого дома со встроенными помещениями, не подразумевает размещение на нем объектов делового, коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.
Мероприятия по определению фактического использования нежилого помещения на момент принятия оспариваемого Перечня административным ответчиком не проводились.
Из пояснений представителя административного истца, а также из договора аренды нежилого помещения, заключенного 1 ноября 2021 года между Овчаренко А.Б. и АНО «Центр организационного обеспечения структурной реформы на железнодорожном транспорте», следует, что помещение площадью 84,5 кв.м передано в аренду для размещения производства полиграфической продукции и склада ( пункт 1.4 договора).
Таким образом, сведения технического паспорта, Единого государственного реестра недвижимости о нежилом помещении, о земельном участке, на котором расположено здание многоквартирного жилого дома, частью которого является помещение с кадастровым номером №, фактическое использование помещения под производство и склад не позволяли министерству имущественных отношений Самарской области определить принадлежность нежилого помещения к офисным объектам, торговым объектам, объектам общественного питания или бытового обслуживания.
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца о признании недействующим Перечня на 2021 год в части включения в него под пунктом 23787 нежилого помещения с кадастровым номером № подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм (2021 год), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемой нормы недействующей со дня принятия.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 208 - 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р е ш и л :
Требования Овчаренко Алексея Борисовича удовлетворить
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года № 2014, в части включения в него под пунктом 23787 нежилого помещения с кадастровым номером №
Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья: Т.А.Родина
Мотивированное решение изготовлено 13 декабря 2022 года.