Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1630/2023 ~ М-1087/2023 от 02.05.2023

Дело № 2-1630/2023

УИД: 91RS0022-01-2023-001340-25

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

14 июня 2023 года                                                                                    г. Феодосия

    Феодосийский городской суд Республики Крым в составе:

председательствующего судьи                              Чибижековой Н.В.,

с участием секретаря                                                 Аблязовой Э.Р.,

    помощника прокурора                                               Струковой А.С.,

    представителя ответчика                                           Никифоровой Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Заместителя прокурора города Феодосии Республики Крым в защиту прав и законных интересов Потапенко ФИО9 к Администрации города Феодосии Республики Крым (третьи лица – Муниципальное казенное учреждение «Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Феодосии Республики Крым», Потапенко ФИО10 об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, -

УСТАНОВИЛ:

    Заместитель прокурора города Феодосии Республики Крым обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов Потапенко Н.М. к Администрации города Феодосии Республики Крым, в котором просит обязать ответчика предоставить Потапенко Н.М. вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, соответствующее предъявляемым к жилому помещению требованиям, общей площадью не менее 28 кв.м.

    В обоснование требований указано, что Прокуратурой города Феодосии Республики Крым проведена проверка по обращению Потапенко С.М., в ходе                   которой установлено, что согласно справке за исх. от 15 июля 2019 года, выданной Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Республики Крым «Феодосийский медицинский центр», Потапенко ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированная по адресу: <адрес>, состоит на диспансерном наблюдении                         у врача-психиатра в Обособленном структурном подразделении «Городская психоневрологическая больница» с 2019 года с диагнозом: Параноидная шизофрения, непрерывный тип течения. <данные изъяты> и является инвалидом II группы с 09 апреля 2019 года. Согласно Перечню заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от                 30 ноября 2012 года , Потапенко Н.М. имеет хроническое психическое расстройство с тяжелыми стойкими болезненными проявлениями. Согласно Перечню тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 ноября 2012 года , Потапенко Н.М. имеет хроническое психическое расстройство с тяжелыми стойкими болезненными проявлениями. Потапенко Н.М. зарегистрирована по адресу: <адрес>. Согласно данным справки о регистрации, вместе с Потапенко Н.М. в указанном жилом помещении также зарегистрирован и фактически проживает ее брат – Потапенко С.М., который является собственником указанной квартиры на основании свидетельства о праве на наследство по закону, выданного 16 июня 2006 года государственным нотариусом Первой Феодосийской государственной нотариальной конторы ФИО5 Как следует из технического паспорта на <адрес> жилом <адрес> составленного по состоянию на 11 мая 2006 года, указанная квартира общей площадью 36,9 кв.м расположена на 4 этаже 5-тиэтажного дома является однокомнатной и состоит из жилой комнаты площадью 19,1 кв.м, кухни площадью 7,8 кв.м., туалета (совмещенного) площадью 3,0 кв.м., прихожей площадью 4,5 кв.м., встроенного шкафа площадью 0,9 кв.м. 05 августа 2019 года Потапенко Н.М., согласно регламенту, обратилась в Администрацию города Феодосии Республики Крым с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в связи с тем, что страдает тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ней в одной квартире невозможно, и не имеющей иного жилого помещения, занимаемого по           договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного                     фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Постановлением Администрации города Феодосии Республики Крым от 09 сентября 2019 года «Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении Потапенко ФИО12» Потапенко Н.М., ДД.ММ.ГГГГ, отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, составом семьи 1 человек на основании статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпункта 3 пункта 2.15 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», утвержденного постановлением Администрации города Феодосии Республики Крым от 18 февраля 2016 года , а именно: заявителем предоставлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 27 января 2020 года по гражданскому делу по иску Потапенко ФИО13 к Администрации города Феодосии Республики Крым об оспаривании постановления об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении,                    признании права состоять на учете и возложении обязанности включить в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма, иск Потапенко Н.М. – удовлетворен. Суд постановил: постановление Администрации города Феодосии Республики Крым от 09 сентября 2019 года «Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении Потапенко ФИО14» признать незаконным; признать за Потапенко ФИО15 право состоять на учете, как гражданина нуждающегося в жилом помещении с составом семьи 1 человек, на основании статей 49, 52 Жилищного Кодекса Российской Федерации; обязать Администрацию города Феодосии Республики Крым включить Потапенко ФИО16 в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма с составом семьи 1 человек, на основании статей 49, 52 Жилищного Кодекса Российской Федерации. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 03 июля 2020 года решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 27 января 2020 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Администрации города Феодосии Республики Крым – без удовлетворения. Во исполнение апелляционного определения Верховного Суда Республики Крым от 03 июля 2020 года по делу (), постановлением Администрации города Феодосии Республики Крым от 31 августа 2020 года «О принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении гражданки Потапенко ФИО17 и включении во внеочередной список граждан нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма» Потапенко Н.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, составом семьи 1 человек, на основании апелляционного определения Верховного Суда Республики Крым от 03 июля 2020 года по делу                  (), с момента подачи заявления, с 09 сентября 2019 года, и включена составом семьи 1 человек во внеочередной список граждан на основании пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации. Постановлением Администрации города Феодосии Республики Крым от 13 августа 2015 года норма предоставления жилого помещения составляет 14 кв.м. на человека. Частью 2 статьи 58 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне. Вместе с тем, до настоящего времени жилое помещение Потапенко Н.М. не предоставлено, чем нарушаются ее жилищные права, а также жилищные права Потапенко С.М.

    Ссылаясь на вышеприведенное, на положения статьи 40 Конституции Российской Федерации, статей 2, 14, 50, 51, 57 и 58 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от                    29 ноября 2012 года № 987н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире», указав, что настоящее заявление предъявлено на основании части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах               Потапенко Н.М., являющейся инвалидом II группы, которая по состоянию здоровья не может самостоятельно реализовать свое право на судебную защиту, просил исковые требования удовлетворить.

В судебном заседании помощник прокурора города Феодосии Республики            Крым – Струкова А.С., действующий на основании служебного удостоверения, исковые требования поддержала в полном объеме, и дала суду пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении, указав при этом, что до настоящего времени Потапенко Н.М. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма по норме предоставления общей площадью не менее 28,0 кв.м., с учетом положений части 2 статьи 58 Жилищного кодекса Российской Федерации, ответчиком не предоставлено.

Представитель ответчика Администрации города Феодосии Республики Крым – Никифорова Т.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований в полном объеме.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, каких-либо ходатайств суду не заявили.

Заслушав помощника прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы данного гражданского дела и материалы гражданского дела , всесторонне и полно выяснив все фактические обстоятельства и оценив представленные доказательства, имеющие значение для рассмотрения дела и разрешения спора по сути, суд полагает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, на основании представленных сторонами в порядке статей 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и оцененных судом в порядке статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствах.

В силу статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предмет и основания иска определяет истец. При этом к основаниям иска относятся не только нормы права, на которые указывает истец, но и фактические обстоятельства, на которые он ссылается в обоснование своих требований.

В соответствии с требованиями статей 148, 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации нормы материального закона, подлежащего применению по делу, определяются судом.

В силу части 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Потапенко ФИО18, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированная по адресу: <адрес> с 09 апреля 2019 года является II группы, инвалидность установлена впервые на срок до 01 мая 2020 года, дата очередного освидетельствования 09 апреля 2020 года, что подтверждается справкой от 09 апреля 2019 года.

Из справки за исх. от 15 июля 2019 года, выданной Обособленным структурным подразделением «Городская психоневрологическая больница» Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Крым «Феодосийский медицинский центр», на основании заключения врачебной комиссии                  от 15 июля 2019 года, следует, что Потапенко ФИО19, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированная по адресу: <адрес>, состоит на диспансерном наблюдении                         у врача-психиатра в Обособленном структурном подразделении «Городская психоневрологическая больница» с 2019 года с диагнозом: <данные изъяты> и является инвалидом II группы с 09 апреля 2019 года. Согласно Перечню заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от                 30 ноября 2012 года Потапенко Н.М. имеет хроническое психическое расстройство с тяжелыми стойкими болезненными проявлениями. Согласно Перечню тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 ноября 2012 года Потапенко Н.М. страдает хроническим психическим расстройством с тяжелыми стойкими болезненными проявлениями.

27 апреля 2020 года Потапенко ФИО20, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированной по адресу: <адрес>, повторно установлена II группа инвалидности, бессрочно, что подтверждается справкой от 27 апреля 2020 года.

Как следует из справки о регистрации от 25 июля 2019 года, выданной Муниципальным унитарным предприятием муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым «Жилищно-эксплуатационная контора », Потапенко Н.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 12 апреля 2019 года зарегистрирована по адресу: <адрес>, вместе с Потапенко Н.М. в указанном жилом помещении также зарегистрирован и фактически проживает ее брат – Потапенко С.М., который является собственником указанной квартиры на основании свидетельства о праве на наследство по закону, выданного                    16 июня 2006 года государственным нотариусом Первой Феодосийской государственной нотариальной конторы ФИО5

Как следует из технического паспорта на <адрес>, составленного по состоянию на             11 мая 2006 года, указанная квартира общей площадью 36,9 кв.м расположена на 4 этаже 5-тиэтажного дома является однокомнатной и состоит из жилой комнаты площадью 19,1 кв.м, кухни площадью 7,8 кв.м., туалета (совмещенного) площадью 3,0 кв.м., прихожей площадью 4,5 кв.м., встроенного шкафа площадью 0,9 кв.м.

05 августа 2019 года Потапенко Н.М., согласно регламенту, обратилась в Администрацию города Феодосии Республики Крым с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в связи с тем, что страдает тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ней в одной квартире невозможно, и не имеющей иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности.

Постановлением Администрации города Феодосии Республики Крым от                          09 сентября 2019 года «Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении Потапенко ФИО21» Потапенко Н.М., ДД.ММ.ГГГГ рождения, отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, составом семьи 1 человек на основании статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпункта 3 пункта 2.15 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», утвержденного постановлением Администрации города Феодосии Республики Крым от 18 февраля 2016 года , а именно: заявителем предоставлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 27 января 2020 года по гражданскому делу по иску Потапенко ФИО22 к Администрации города Феодосии Республики Крым об оспаривании постановления об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении,                    признании права состоять на учете и возложении обязанности включить в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма, иск Потапенко Н.М. – удовлетворен. Суд постановил: постановление Администрации города Феодосии Республики Крым от 09 сентября 2019 года «Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении Потапенко ФИО23» признать незаконным; признать за Потапенко ФИО24 право состоять на учете, как гражданина нуждающегося в жилом помещении с составом семьи 1 человек, на основании статей 49, 52 Жилищного Кодекса Российской Федерации; обязать Администрацию города Феодосии Республики Крым включить Потапенко ФИО25 в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма с составом семьи 1 человек, на основании статей 49, 52 Жилищного Кодекса Российской Федерации.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 03 июля 2020 года решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 27 января 2020 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Администрации города Феодосии Республики Крым – без удовлетворения.

Во исполнение апелляционного определения Верховного Суда Республики Крым от 03 июля 2020 года по делу (), постановлением Администрации города Феодосии Республики Крым от 31 августа 2020 года «О принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении гражданки ФИО1 и включении во внеочередной список граждан нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма» Потапенко Н.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, составом семьи 1 человек, на основании апелляционного определения Верховного Суда Республики Крым от 03 июля 2020 года по делу (), с момента подачи заявления, с 09 сентября 2019 года, и включена составом семьи 1 человек во внеочередной список граждан на основании пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

По состоянию на 25 апреля 2023 года в списке граждан, нуждающихся во внеочередном обеспечении жилой площадью, в соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания и инвалиды, Потапенко Н.М. находится под .

В силу статьи 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища (часть 1).

Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2).

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).

Согласно пункту 6 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.

Жилищное законодательство регулирует отношения по поводу, в частности, контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (пункт 12 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органа местного самоуправления в области жилищных отношений относится, в том числе, учет муниципального жилищного фонда, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, осуществление муниципального жилищного контроля.

Пунктом 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

При этом гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления (часть 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации            вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 22 января 2018 года № 4-П пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации признан не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку содержащееся в нем положение по своему конституционно-правовому смыслу: предполагает вынесение решения о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, указанного в перечне, предусмотренном пунктом 4 части первой статьи 51 данного Кодекса.

Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Названная норма направлена на защиту интересов указанных в ней граждан и охрану здоровья иных лиц, проживающих с ними в одном жилом помещении.

Внеочередной характер обеспечения жилым помещением предполагает немедленную реализацию данного права после его возникновения.

Согласно части 5 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее – норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Частью 2 статьи 58 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

Постановлением Администрации города Феодосии Республики Крым от 13 августа 2015 года норма предоставления жилого помещения составляет 14 кв.м. на человека.

В соответствии с частью 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.

Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

С 01 января 2018 года действует Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 ноября 2012 года № 987н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире».

Заболевание, которым страдает Потапенко ФИО26, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, включено в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 ноября 2012 года н.

Также суд учитывает, что согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2018), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 декабря 2018 года, порядок обеспечения жилыми помещениями такой категории граждан, как граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно и которые указаны в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, установлен Жилищным кодексом Российской Федерации.

При этом дополнительных условий реализации прав на предоставление жилья в установленном законом порядке указанной категории граждан, таких как фактическое финансирование и наличие в жилищном фонде субъекта Российской Федерации или в муниципальном жилищном фонде жилья, федеральное законодательство не содержит, соответственно, указанные граждане не могут быть лишены права на обеспечение жилыми помещениями в том порядке, который гарантирован им федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации.

Действующее жилищное законодательство (пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) не ставит право на внеочередное предоставление жилого помещения в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников).

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилое помещение гражданам указанной категории должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права – права на получение жилого помещения вне очереди.

Кроме того, суд исходит из того, что реализация конституционного права истца на жилище не может быть поставлена в зависимость от ненадлежащего исполнения ответчиком своих обязанностей, обязанность внеочередного предоставления жилья не зависит от бюджетной обеспеченности муниципального образования.

Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 2.1 своего Определения от 17 декабря 2009 года № 1563-О-О указал, что полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования, одной из необходимых гарантий которого является создание условий для осуществления права каждого на жилище.

При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 – 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60 и 61 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации»).

Частью 1 статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

В силу положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Частью 1 статьи 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

В силу части 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.

В соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлениях неоднократно указывал, что из взаимосвязанных положений статей 46 (часть 1), 52, 53 и 120 Конституции Российской Федерации вытекает предназначение судебного контроля как способа разрешения правовых споров на основе независимости и беспристрастности суда (Определения от 17 июля 2007 года № 566-О-О, от 18 декабря 2007 года № 888-О-О, от              15 июля 2008 года № 465-О-О и др.). При этом предоставление суду соответствующих полномочий по оценке доказательств вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, что вместе с тем не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.

Из приведенных положений закона следует, что суд оценивает не только относимость, допустимость доказательств, но и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности, эффективность правосудия по гражданским делам обуславливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделение равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности. То есть, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или не совершения процессуальных действий.

Проанализировав вышеизложенное, приняв во внимание вышеприведенные правовые нормы и их системное толкование, правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации и Президиума Верховного Суда Российской Федерации, дав надлежащую юридическую оценку правоотношениям по настоящему гражданскому делу, исследовав имеющиеся в деле доказательства, оценив по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации их относимость, допустимость, достоверность, а также достаточность и взаимосвязь в их совокупности, установив фактические обстоятельства дела, а именно, что заболевание, которым страдает Потапенко Н.М., включено в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 ноября 2012 года н, Потапенко Н.М. признана нуждающейся в жилом помещении, но фактически жилое помещение ей не предоставлено, на Администрацию города Феодосии Республики Крым действующим законодательством возложена обязанность предоставить ей вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма на территории города Феодосия Республики Крым, суд приходит к выводу, что поскольку государство приняло на себя обязательство в отношении указанной категории лиц, и            свои обязательства, установленные действующим законодательством, не исполнило, право на получение жилья не реализовано, нарушенные права Потапенко Н.М. подлежат восстановлению путем возложения на Администрацию города Феодосии Республики Крым обязанности предоставить истцу вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма на территории города Феодосия Республики Крым, по норме предоставления общей площадью жилого помещения, с учетом положений части 2 статьи 58 Жилищного кодекса Российской Федерации, не менее 28,0 кв.м.

Таким образом, установив фактические обстоятельства дела, дав надлежащую юридическую оценку правоотношениям по настоящему гражданскому делу, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Заместителя прокурора города Феодосии Республики Крым в защиту прав и законных интересов Потапенко Н.М. в полном объеме.

Мотивированное решение изготовлено 19 июня 2023 года.

Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд –

РЕШИЛ:

            Иск Заместителя прокурора города Феодосии Республики Крым в защиту прав и законных интересов Потапенко ФИО27, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт гражданина Российской Федерации серии – удовлетворить.

Обязать Администрацию города Феодосии Республики Крым (ИНН ОГРН предоставить Потапенко ФИО28, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт гражданина Российской Федерации серии ), благоустроенное жилое помещение по договору социального найма на территории города Феодосия Республики Крым по норме предоставления, не менее 28,0 кв.м. общей площади жилого помещения, вне очереди.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Феодосийский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья: подпись                                          Чибижекова Н.В.

2-1630/2023 ~ М-1087/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Потапенко Наталия Михайловна
Заместитель прокурора города Феодосии
Ответчики
Администрация города Феодосии Республики Крым
Другие
МКУ "Управление имущественных и земельных отношений Администрации г.Феодосии"
Потапенко Сергей Михайлович
Суд
Феодосийский городской суд Республики Крым
Судья
Чибижекова Наталья Владимировна
Дело на сайте суда
feodosiya--krm.sudrf.ru
05.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.05.2023Передача материалов судье
05.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.06.2023Судебное заседание
19.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.03.2024Дело оформлено
13.03.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее