Дело № 2-661/2024
УИД 12RS0008-01-2024-000637-17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Медведево 12 июля 2024 года
Медведевский районный суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Бахтиной Ю.В.,
при секретаре судебного заседания Хакимовой С.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Оршанского района Республики Марий Эл в интересах неопределенного круга лиц к администрации Оршанского муниципального района Республики Марий Эл, Министерству образования и науки Республики Марий Эл, муниципальному общеобразовательному учреждению «Марковская основная общеобразовательная школа», муниципальному общеобразовательному учреждению «Большеоршинская основная общеобразовательная школа» о возложении обязанности по обеспечению финансирования и укомплектования средствами материально-технического обеспечения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Оршанского района Республики Марий Эл обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Министерству образования и науки Республики Марий Эл, администрации Оршанского муниципального района Республики Марий Эл, муниципальному общеобразовательному учреждению «Марковская основная общеобразовательная школа» (далее –МОУ «Марковская основная общеобразовательная школа»), в котором с учетом окончательно сформулированных требований, просил обязать Министерство образования и науки Республики Марий Эл, администрацию Оршанского муниципального района Республики Марий Эл предусмотреть и обеспечить финансирование МОУ «Марковская основная общеобразовательная школа» на приобретение манекена-тренажера для реанимационных мероприятий в количестве 1 штуки в течение 11 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, обязать МОУ «Марковская основная общеобразовательная школа» в течение 6 месяцев со дня поступления финансирования из администрации Оршанского муниципального района укомплектовать предметный кабинет «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее ОБЖ) объектами и средствами материально-технического обеспечения – манекеном-тренажером для реанимационных мероприятий в количестве 1 шт.
Также прокурор Оршанского района Республики Марий Эл обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Министерству образования и науки Республики Марий Эл, администрации Оршанского муниципального района Республики Марий Эл, муниципальному общеобразовательному учреждению «Большеоршинская основная общеобразовательная школа» (далее – МОУ «Большеоршинская основная общеобразовательная школа»), в котором с учетом окончательно сформулированных требований, просил обязать Министерство образования и науки Республики Марий Эл, администрацию Оршанского муниципального района Республики Марий Эл предусмотреть и обеспечить финансирование МОУ «Большеоршинская основная общеобразовательная школа» на приобретение манекена-тренажера для реанимационных мероприятий в количестве 1 штуки в течение 11 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, обязать МОУ «Большеоршинская основная общеобразовательная школа» в течение 6 месяцев со дня поступления финансирования из администрации Оршанского муниципального района укомплектовать предметный кабинет ОБЖ объектами и средствами материально-технического обеспечения – манекеном-тренажером для реанимационных мероприятий в количестве 1 шт.
В обоснование заявленных исковых требований указано, что прокурором Оршанского района Республики Марий Эл в ходе осуществления надзора установлены нарушения законодательства об образовании, о воинской обязанности и военной службе, допущенные МОУ «Марковская основная общеобразовательная школа» и МОУ «Большеоршинская основная общеобразовательная школа». В указанных образовательных учреждениях обучение начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы осуществляется в рамках предмета «ОБЖ» на базовом уровне в 8-9 классах. Вместе с тем, учебно-материальная база образовательных учреждений не имеет в наличии манекен-тренажер для реанимационных мероприятий. В отсутствие данного оборудования образовательное учреждение в полной мере не обеспечивает выполнение задач обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы. Министерство образования и науки Республики Марий Эл как исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования, осуществляющий функции главного распорядителя и получателя средств республиканского бюджета Республики Марий Эл, обязано обеспечить государственные гарантии реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам. Администрация Оршанского муниципального района Республики Марий Эл в лице Отдела образования администрации Оршанского муниципального района Республики Марий Эл как орган, осуществляющий полномочия и функции Оршанского муниципального района Республики Марий Эл, являющегося учредителем образовательных учреждений и собственником их имущества, обязана обеспечить финансирование материально-технического обеспечения образовательных учреждений.
В отзывах на исковые заявления глава администрации Оршанского муниципального района Республики Марий Эл Плотников А.Л. выражает несогласие с заявленными требованиями. В обоснование позиции указано, что овладение приемами оказания первой помощи при неотложных состояниях в рамках в рамках базового курса по ОБЖ возможно без использования манекена-тренажера для реанимационных мероприятий. Кроме того, нормативы материально-технического оснащения образовательных учреждений для обучения граждан начальным знаниям в области обороны носят рекомендательный характер.
В отзыве на исковое заявление представитель Министерство образования и науки Республики Марий Эл Зверева И.А. указывает, что Министерство образования и науки Республики Марий Эл является ненадлежащим ответчиком по данному гражданскому делу, поскольку предоставление субвенций местным бюджетам осуществляется в соответствии с нормативами. Установление указанных нормативов относится к исключительной компетенции законодательного (представительного) органа Республики Марий Эл. Министерство образования и науки Республики Марий Эл не определяет самостоятельно размер средств, направляемых на обучение, осуществляет только функцию их перечисления. Денежные средства в финансовое управление администрации Оршанского муниципального района Республики Марий Эл перечисляются в установленном порядке.
В письменных пояснениях на исковые заявления руководитель Отдела образования администрации Оршанского муниципального района Республики Марий Эл Москвина Н.С. указывает, что Отделом образования администрации Оршанского муниципального района Республики Марий Эл направлены письма на имя главы администрации Оршанского муниципального района Республики Марий Эл о рассмотрении вопроса о выделении дополнительных лимитов на приобретение манекенов-тренажеров.
Протокольным определением Медведевского суда Республики Марий Эл от 12 июля 2024 года указанные дела объединены в одно производство.
В судебном заседании помощник прокурора Медведевского района Республики Марий Эл Миниханова Г.Ф., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала.
В судебном заседании представитель ответчика администрации Оршанского муниципального района Республики Марий Эл, действующий на основании доверенности, Краев В.А. возражал против удовлетворения заявленных исковых требований по доводам, изложенным в отзывах.
Представитель ответчика МОУ «Марковская основная общеобразовательная школа» Елыбаева А.В., представитель ответчика МОУ «Большеоршинская основная общеобразовательная школа» Кузьминых Л.Н. в судебном заседании с исковыми требованиями согласились, пояснили, что в случае выделения финансирования кабинеты ОБЖ будут оборудованы манекенами-тренажерами.
Представители третьего лица Отдела образования администрации Оршанского муниципального района Республики Марий Эл в судебное заседание не явились, извещены, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представители третьего лица Министерства финансов Республики Марий Эл в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Суд считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие указанных лиц.
Изучив доводы искового заявления, изучив материалы дела, заслушав участников процесса, суд приходит к следующему.
В силу пункта 1 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 28 марта 1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» до призыва на военную службу граждане мужского пола проходят подготовку по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования.
Подготовка граждан мужского пола по основам военной службы осуществляется педагогическими работниками указанных образовательных организаций в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
В соответствии с пунктами 4, 6 Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 года № 1441, граждане мужского пола получают начальные знания в области обороны в соответствии с примерной программой обучения, согласованной с Министерством обороны Российской Федерации. Подготовка граждан по основам военной службы проводится в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 года № 1441 Приказом Министра обороны Российской Федерации № 96, Министерства образования и науки Российской Федерации №134 от 24 февраля 2010 года утверждена Инструкция об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования (далее - Инструкция).
Инструкция определяет организацию обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях и учебных пунктах, в том числе порядок организации и проведения учебных сборов.
Согласно пункту 9 Инструкции органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования: организуют обучение граждан начальным знаниям в области обороны их подготовку по основам военной службы в муниципальных образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования.
Пунктом 13 Инструкции предусмотрено, что обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» - в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования; в рамках дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» - в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования.
В соответствии с пунктом 14 Инструкции в образовательных учреждениях создается и постоянно совершенствуется учебно-материальная база в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Учебно-материальная база включает в себя: предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер).
Рекомендуемые нормативы материально-технического оснащения образовательных учреждений для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы приведены в приложении № 1 к Инструкции, пунктом 25 которой в перечень включен манекен-тренажер для реанимационных мероприятий в количестве 1 шт.
Приказом Минобразования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» в числе прочего, утвержден стандарт среднего (полного) образования по основам безопасности жизнедеятельности.
Учебные предметы федерального компонента представлены на двух уровнях: базовом и профильном.
Базовый уровень стандарта учебного предмета ориентирован на формирование общей культуры, основан на воспитательных и развивающих задачах общего образования, задачами социализации.
Профильный уровень стандарта учебного предмета ориентирован с учетом потребностей обучающегося и основан на его подготовке к последующему профессиональному образованию и профессиональной деятельности.
Согласно стандарту основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности изучение основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей, в том числе, овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.
В соответствии с пунктом 9.16 Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 года №413 (далее - Стандарт) требования к предметным результатам освоения базового курса «Основы безопасности жизнедеятельности» должны отражать, в том числе владение основами медицинских знаний: владение приемами оказания первой помощи при неотложных состояниях; знание мер профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний, сохранения психического здоровья; сформированность представлений о здоровом образе жизни и его роли в сохранении психического и физического здоровья, негативного отношения к вредным привычкам; знания о необходимых действиях при чрезвычайных ситуациях биолого-социального характера.
Таким образом, нормативные требования к учебно-материальному обеспечению устанавливаются в зависимости от уровня изучения учебного предмета – базового или профильного. Изучение основ медицинских знаний, в том числе, владения приемами оказания первой помощи при неотложных состояниях; знания о способах безопасного поведения в природной среде, умение применять их на практике входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ на базовом уровне в федеральном компоненте государственного образовательного стандарта среднего (полного) образования по основам безопасности жизнедеятельности.
Судом установлено, что в МОУ «Марковская основная общеобразовательная школа», МОУ «Большеоршинская основная общеобразовательная школа» обучение учащихся начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы осуществляется в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на базовом уровне в 8-9 классах.
В рамках проведенной прокуратурой Оршанского района Республики Марий Эл проверки было выявлено, что учебно-материальная база образовательных учреждений не имеет в наличии манекен-тренажер для реанимационных мероприятий. Отсутствие указанного средства материально-технического оснащения в ходе судебного разбирательства ответчиками не оспаривалось.
28 февраля 2024 года руководителю отдела образования администрации Оршанского муниципального района Республики Марий Эл Москвиной Н.С. прокурором Оршанского района Республики Марий Эл внесено представление.
Представление прокурора рассмотрено и признано обоснованным, принято решение направить официальное письмо в администрацию Оршанского муниципального района о выделении дополнительных лимитов в сумме 378000 руб. для приобретения манекена-тренажера для реанимационных мероприятий для семи общеобразовательных организаций района, о чем свидетельствует письмо Отдела образования администрации Оршанского муниципального района Республики Марий Эл от 1 марта 2024 года № 250.
Доводы представителя ответчика администрации Оршанского муниципального района Республики Марий Эл о рекомендательном характере требований Инструкции, возможности получения базового уровня подготовки без использования манекена-тренажера, суд находит несостоятельными.
Инструкция разработана в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании», Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 года № 1441 «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе» и определяет задачи обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах и является нормативным правовым актом.
Как указано выше, пункт 14 Инструкции устанавливает, что учебно-материальная база включает в себя в числе прочего предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения.
Перечень учебных и наглядных пособий, технических средств обучения, который должен содержать предметный кабинет, перечислен в приложении № 1 к Инструкции.
При этом указанное приложение, вопреки доводам администрации Оршанского муниципального района Республики Марий Эл, рекомендует лишь норматив, то есть минимальное количество каждого вида учебного и наглядного пособия и технического средства обучения, которое должно присутствовать в образовательном учреждении.
В материалы дела ответчиками не представлено доказательств того, что в образовательном учреждении имеется необходимая учебно-методическая база и средства для обучения в соответствии с требованиями образовательного стандарта, а также положениями Инструкции, которая позволила бы обеспечить базовый уровень подготовки без использования манекена-тренажера, для достижения целей овладения умениями оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим, так как в соответствии с требованиями стандартов требования к предметным результатам освоения базового курса ОБЖ должны отражать владение основами медицинских знаний: приемами оказания первой помощи при неотложных состояниях. Наличие предметного кабинета предполагает обеспечение его учебными пособиями и техническими средствами обучения, следовательно, предметный кабинет должен быть оснащен манекеном-тренажером. Доводы ответчика об обратном являются субъектным мнением, не подтвержденным какими-либо объективными доводами и доказательствами.
Суд полагает, что в отсутствие манекена-тренажера для реанимационных мероприятий достижение указанных целей и результатов невозможно. Отсутствие материально-технического оснащения свидетельствует о ненадлежащей организации обучения знаниям в области обороны и подготовки по основам военной службы в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
Ограничение прав и законных интересов детей при получении образования является недопустимым. В связи с чем, должна быть обеспечена возможность полноценной реализации данных прав в соответствии с законодательством об образовании и нормативно-правовых актов в сфере начальной военной подготовки граждан.
Выявленное нарушение оказывает негативное влияние на процесс образования, у учащихся могут быть не в полном объеме сформированы необходимые начальные знания и умения в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, сохранения здоровья и военно-медицинской подготовки.
Кроме того, Приказом Минпросвещения России №804 от 6 сентября 2022 года утвержден Перечень средств обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения, необходимых при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», направленных на содействие созданию (создание) в субъектах Российской Федерации новых (дополнительных) мест в общеобразовательных организациях, модернизацию инфраструктуры общего образования, школьных систем образования.
Согласно разделу 2 «Комплекс оснащения предметных кабинетов (в соответствии с СП 2.4.3648-20 и СанПиН 1.2.3685-21)» подраздела 23 вышеуказанного Перечня образовательные учреждения должны оснащаться кабинетом основы безопасности жизнедеятельности, включающим в себя: Тренажер для оказания первой помощи на месте происшествия, Тренажер для освоения навыков сердечно-легочной реанимации взрослого и ребенка. Указанное оборудование является основным.
Таким образом, наличие манекена-тренажера для реанимационных мероприятий в образовательном учреждении является в рассматриваемом случае обязательным.
При этом оценивая доводы ответчиков в части распределения обязанности по финансированию образовательного учреждения, суд отмечает следующее.
Согласно статье 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» средства обучения и воспитания – приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности.
Таким образом, манекен-тренажер, согласно требованиям Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» представляет собой средства обучения.
Согласно Уставу МОУ «Марковская основная общеобразовательная школа» утвержденному приказом отдела образования администрации Оршанского муниципального района Республики Марий Эл от 27 октября 2020 года №212 учредителем учреждения является Оршанский муниципальный район Республики Марий Эл. Полномочия и функции учредителя осуществляет администрация Оршанского муниципального района Республики Марий Эл в лице Отдела образования администрации Оршанского муниципального района Республики Марий Эл (пункт 2.1.). Собственником учреждения является Оршанский муниципальный район Республики Марий Эл. Полномочия и функции собственника осуществляет администрация Оршанского муниципального района Республики Марий Эл (пункт 2.2.).
Согласно пункту 2.3. Устава МОУ «Марковская основная общеобразовательная школа» компетенция учредителя в отношении учреждения: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего образования по основным общеобразовательным программам (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); формирование и утверждение муниципального задания для учреждения в соответствии с реализуемыми учреждением основными видами деятельности; осуществление иных установленных Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» полномочий в сфере образования.
Из устава МОУ «Большеоршинская основная общеобразовательная школа», утвержденного приказом отдела образования администрации Оршанского муниципального района Республики Марий Эл от 27 октября 2020 года №209 следует, что учредителем учреждения является Оршанский муниципальный район Республики Марий Эл. Полномочия и функции учредителя осуществляет администрация Оршанского муниципального района Республики Марий Эл в лице отдела образования администрации Оршанского муниципального района Республики Марий Эл (пункт 2.1.). Собственником учреждения является Оршанский муниципальный район Республики Марий Эл. Полномочия и функции собственника осуществляет администрация Оршанского муниципального района Республики Марий Эл (пункт 2.2.).
Согласно пункту 2.3. Устава МОУ «Большеошинская основная общеобразовательная школа» компетенция учредителя в отношении учреждения: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего образования по основным общеобразовательным программам (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); формирование и утверждение муниципального задания для учреждения в соответствии с реализуемыми учреждением основными видами деятельности; осуществление иных установленных Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» полномочий в сфере образования.
В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов. В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 1 части 1 статьи 9 Федерального закона №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и округов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесено организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).
Согласно части 3 статьи 28 Федерального закона №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
С учетом положений пункта 3 части 1 статьи 8 Федерального закона №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом в соответствии с частью 1, частью 2 статьи 35 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания. Обеспечение учебниками и учебными пособиями, а также учебно-методическими материалами, средствами обучения и воспитания организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным образовательным программам, в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Таким образом, полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования по обеспечению государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях реализуются посредством предоставления субвенций местным бюджетам. При этом само обеспечение средствами обучения осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
По смыслу приведенных законоположений в системе действующего законодательства, финансирование муниципальных общеобразовательных организаций должно обеспечиваться из бюджетов тех муниципальных образований и субъектов Российской Федерации, в которых они находятся. Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» не запрещено выделение средств на приобретение учебных пособий и средств обучения из муниципального бюджета. Таким образом, к ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится установление нормативов финансирования предоставления дошкольного, начального, основного, среднего общего и дополнительного образования, в соответствии с которыми осуществляется финансирование муниципальных районов и городских округов путем предоставления субвенций, которые в свою очередь осуществляют финансирование конкретных образовательных организаций за счет выделенных субвенций и средств местного бюджета.
Министерство образования и науки Республики Марий Эл является исполнительным органом государственной власти Республики Марий Эл, осуществляющим функции по реализации принципов и задач государственной политики в сфере образования, и при этом осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств республиканского бюджета Республики Марий Эл, предусмотренных на реализацию возложенных на Министерство функций (Положение о Министерстве образования и науки Республики Марий Эл, утвержденное Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 27 августа 2010 года №231).
Министерство образования и науки Республики Марий Эл является главным распорядителем субвенций, носящих целевой характер, бюджетам городских округов и муниципальных районов в Республике Марий Эл из республиканского бюджета Республики Марий Эл на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг) согласно пунктам 1, 3, 4 Порядка предоставления субвенций бюджетам городских округов и муниципальных районов из республиканского бюджета Республики Марий Эл, утвержденного Постановлением правительства Республики Марий Эл от 22 января 2009 года №10.
По смыслу пункта 5 вышеуказанного Порядка Министерство образования и науки Республики Марий Эл ежемесячно, до 10 числа текущего месяца, представляет в Министерство финансов Республики Марий Эл заявку для финансирования расходов, в том числе на частичное обеспечение материальных затрат, направленных на расходы, непосредственно связанные с образовательным процессом (приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек), в пределах 1/12 годового назначения. Министерство образования и науки Республики Марий Эл в течение 3 рабочих дней со дня получения средств от Министерства финансов Республики Марий Эл на распорядительный счет направляет субвенции в бюджеты городских округов и муниципальных районов на счета, открытые в Управлении Федерального казначейства по Республике Марий Эл для кассового обслуживания исполнения бюджетов муниципальных образований.
В соответствии с Таблицей 4 приложения №12 к Закону Республики Марий Эл от 4 декабря 2023 года №51-З «О республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» Оршанскому муниципальному району выделены субвенции на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), на 2024 год в размере 117737 тыс.руб.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что Министерство образования и науки Республики Марий Эл является ненадлежащим ответчиком, поскольку им выполняются возложенные на него законодательством обязательства по предоставлению субвенций Оршанскому району в установленном порядке.
При этом финансовые средства, выделяемые муниципальным образованиям в форме субвенций, являются межбюджетными трансфертами. Отношения по предоставлению средств одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации – являются межбюджетными отношениями. Предоставление и использование бюджетных средств органами местного самоуправления относятся к экономической сфере деятельности органа государственной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления, что не относится к подведомственности суда общей юрисдикции.
Таким образом, суд приходит к выводу, что обязанность по финансированию мероприятий по оснащению образовательного учреждения учебно-методическим оборудованием должна быть возложена на администрацию Оршанского муниципального района Республики Марий Эл, исполняющую функции учредителя и собственника образовательного учреждения, что может быть обеспечено как за счет выделенных субвенций из средств бюджета субъекта, так и за счет средств местного бюджета, поскольку Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» это не запрещено.
Администрация Оршанского муниципального района Республики Марий Эл, реализуя свои полномочия учредителя, собственника учреждения и предоставленные полномочия по организации предоставления общедоступного и бесплатного образования, вправе определять источники финансирования данных мероприятий исходя из разграничения полномочий в сфере образования в рамках выделенных субвенций и (или) лимитов бюджетных обязательств средств местного бюджета. Также и пунктом 9 Инструкции на органы местного самоуправления возложены функции по организации обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы в муниципальных образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования.
Кроме того, Администрацией Оршанского муниципального района Республики Марий Эл не указано и не представлено доказательств недостаточности средств выделенных субвенций на приобретение технических средств обучения.
В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении суда срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Поскольку для принятия мер по устранению выявленных нарушений и обеспечение финансирования мероприятий необходимо время, суд полагает, что указанный прокурором в исковом заявлении срок для обеспечения финансирования 11 месяцев после вступления решения суда в законную силу является разумным.
В связи с тем, что после выделения финансирования на закупку манекена-тренажера также требуется время, суд полагает разумным установить срок образовательному учреждению для укомплектования средством материально-технического обеспечения образовательного учреждения в течение 6 месяцев с момента поступления финансирования.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Оршанского района Республики Марий Эл к администрации Оршанского муниципального района Республики Марий Эл, муниципальному общеобразовательному учреждению «Марковская основная общеобразовательная школа», муниципальному общеобразовательному учреждению «Большеоршинская основная общеобразовательная школа».
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора Оршанского района Республики Марий Эл в интересах неопределенного круга лиц к администрации Оршанского муниципального района Республики Марий Эл, Министерству образования и науки Республики Марий Эл, муниципальному общеобразовательному учреждению «Марковская основная общеобразовательная школа», муниципальному общеобразовательному учреждению «Большеоршинская основная общеобразовательная школа» о возложении обязанности по обеспечению финансирования и укомплектования средствами материально-технического обеспечения удовлетворить частично.
Обязать администрацию Оршанского муниципального района Республики Марий Эл (ИНН 1210000619) предусмотреть и обеспечить финансирование муниципального общеобразовательного учреждения «Марковская основная общеобразовательная школа» на приобретение манекена-тренажера для реанимационных мероприятий в количестве 1 штуки в течение 11 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать администрацию Оршанского муниципального района Республики Марий Эл (ИНН 1210000619) предусмотреть и обеспечить финансирование муниципального общеобразовательного учреждения «Большеоршинская основная общеобразовательная школа» на приобретение манекена-тренажера для реанимационных мероприятий в количестве 1 штуки в течение 11 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «Марковская основная общеобразовательная школа» (ИНН 1210002648) в течение 6 месяцев с момента поступления финансирования из администрации Оршанского муниципального района Республики Марий Эл приобрести манекен-тренажер для реанимационных мероприятий в количестве 1 штуки.
Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «Большеоршинская основная общеобразовательная школа» (ИНН 1210002528) в течение 6 месяцев с момента поступления финансирования из администрации Оршанского муниципального района Республики Марий Эл приобрести манекен-тренажер для реанимационных мероприятий в количестве 1 штуки.
В удовлетворении исковых требований к Министерству образования и науки Республики Марий Эл отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл путем подачи апелляционной жалобы через Медведевский районный суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Ю.В. Бахтина
Мотивированное решение составлено 19 июля 2024 года.