Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-6794/2024 от 19.04.2024

УИД 63RS0045-01-2023-008769-14

Судья: Османова Н.С. гражданское дело № 33-6794/2024

№ 2-423/2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 июня 2024 года г. Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Бредихина А.В.,

судей Зинкина В.А., Баданова А.Н.,

при секретаре Гилязовой Р.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Жука В.А. на решение Промышленного районного суда г. Самара от 6 марта 2024 года, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требования Жук В.А. к Администрации г.о. Самара о признании права собственности на земельный участок, - отказать».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Бредихина А.В., пояснения Крыловой А.С., действующей в качестве представителя Жука В.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Жук В.А. обратился в суд с иском к администрации г.о. Самара о признании права собственности на земельный участок.

В обоснование иска указал, что является членом ГСК , и ему на основании решения Промышленного районного суда г. Самара по гражданскому делу от ДД.ММ.ГГГГ на праве собственности принадлежит гараж , расположенный по адресу: <адрес>, площадью 22 кв.м, с кадастровым номером: . Данный гараж расположен на земельном участке с условным номером , площадью 22 кв.м, по адресу: <адрес>, согласно прилагаемой схеме. Земельный участок под ГСК-817 был отведен в соответствии с Постановлением Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении дорожной больнице станции Самара совместно с городской детской инфекционной больницей земельного участка по <адрес> для проектирования гаража-стоянки для сотрудников больниц». Таким образом, сложилось землепользование земельным участком под ГСК-817, гаражом с ДД.ММ.ГГГГ. В целях узаконения своих прав на земельный участок, он обратился к Главе г.о. Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов на что, Департамент управления имуществом г.о. Самара вынес Распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, указав на то, что земельный участок расположен в двух территориальных зонах: Ц-4т (зона для размещения объектов общественно-транспортного назначения) и Ц-5м (для размещения объектов медицинского назначения). Правила землепользования и застройки городского округа Самара утверждены позднее сложившейся планировки территории и существующего землепользования с ДД.ММ.ГГГГ на вышеуказанном земельном участке, и отнесение земельного участка под гаражом к двум территориальным зонам, нарушает его права и законные интересы, поскольку лишает возможности реализовать надлежащим образом свои права на земельный участок.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истец Жук В.А. просил суд признать за ним право собственности на земельный участок, кадастровый номер квартала , условный номер образуемого участка , проектной площадью 22 кв.м, по адресу: <адрес>; взыскать с ответчика понесенные расходы на уплату государственной пошлины в размере 300 рублей.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

На данное решение Жуком В.А. подана апелляционная жалоба, в которой содержится просьба об его отмене, и постановке по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований в полном объёме.

В заседании суда апелляционной инстанции Крылова А.С., действующая в качестве представителя Жука В.А., настаивала на удовлетворении апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям.

Иные участвующие в деле лица в заседании суда апелляционной инстанции не явились, явку своих представителей не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, каких-либо заявлений и ходатайств не представили.

В соответствии со ст.ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Согласно частям 1 и 2 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В силу статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Проверив материалы дела в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив их, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на основании Постановления администрации г. Самара от ДД.ММ.ГГГГ , Дорожной больнице станции Самара совместно с городской детской инфекционной больницей предоставлен в аренду сроком на 6 месяцев земельный участок площадью 0,38 га по <адрес> для проектирования гаража-стоянки для сотрудников больниц, с последующим изъятием части земельного участка, площадью 0,123 га у городской инфекционной больницы для создания гаражно-строительного кооператива.

В соответствии с вышеуказанным постановлением администрация Промышленного района г. Самара постановила создать ГСК, присвоив ему номер (Постановление администрации Промышленного района от ДД.ММ.ГГГГ ). Границы землепользований, землевладений Дорожной Клинической больницы станции Самарская КЖД согласованы, что подтверждается соответствующим актом.

Жук В.А. является собственником гаража , площадью 19,9 кв.м, с кадастровым номером , который расположен на земельном участке, площадью 22 кв.м по адресу: <адрес>, государственная собственность на который не разграничена.

С целью предварительного согласования предоставления данного земельного участка в собственность истец Жук В.А. обратился в Департамент управления имуществом г.о. Самара.

Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ Департамент управления имуществом г.о. Самара отказал Жук В.А. в предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно и утверждении схемы расположения земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, который предстоит образовать, площадью 22 кв.м, под гараж, относящегося по категории к землям населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>, на территории кадастрового квартала .

Основанием для отказа явилось то, что (земельный участок расположен в двух территориальных зонах: в общественно-деловой зоне для размещения объектов общественно-транспортного назначения (Ц-4т) и в общественно- деловой зоне для размещения объектов медицинского назначения (Ц-5м) по Карте градостроительного зонирования городского округа Самара действующих Правил землепользования и застройки городского округа Самара).

Согласно экспертному заключению филиала ППК «Роскадастр» по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ, при проверке сведений о координатах характерных точек границ земельного участка площадью 22 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, пересечение границ испрашиваемого земельного участка с границами смежных земельных участков не выявлено.

Согласно заключению кадастрового инженера Ильина А.А. от ДД.ММ.ГГГГ предметом заключения является установление наличие пересечений, наложений границ испрашиваемого земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 22 кв.м. Проанализировав сведения государственного кадастра недвижимости о границах земельных участков, поставленных на государственный кадастровый учет и геодезическую съемку испрашиваемого земельного участка (схема расположения земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ), кадастровым инженером было установлено, что наложения, пересечения отсутствуют.

Согласно выписки из ИСОГД г.о. Самара, предоставленной Департаментом градостроительства г.о. Самара по запросу суда, по Карте правового зонирования действующих Правил застройки и «Градостроительное землепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением зонирование» Самарской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ , в соответствии с решением Думы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ испрашиваемый участок частично расположен в общественно-деловой зоне для размещения объектов общественно - транспортного назначения (Ц-4т), частично в общественно-деловой зоне для размещения объектов медицинского назначения (Ц-5м). Испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах территории, в отношении которой утверждена документация по планировке территории: Распоряжение Правительства Самарской область от ДД.ММ.ГГГГ Участок не расположен в границах красных линий. В соответствии с приложением к ПЗЗ «Карта ЗОУИТ, связанных с экологическими и санитарными ограничениям» испрашиваемый земельный участок расположен: 1) Приаэродромная территория «Безымянка», подзоны 3.4,5.6 (полностью);2) Приаэродромная территория «Кряж» (полностью): 3) Охранная зона транспорта, учетный .00.2.137 (полностью). В соответствии с топографическими сведениями Департамента (М 1:500), испрашиваемый земельный участок не расположен и границах охранной зоны инженерных коммуникаций.

Установив указанные обстоятельства, в том числе факт нахождения спорного земельного участка в двух территориальных зонах, руководствуясь ст. 218 Гражданского кодекса РФ, ст.ст. 39.16, 85 Земельного кодекса РФ, а также сославшись на то, что земельный участок предоставлялся для проектирования гаража-стоянки для сотрудников больниц в аренду, а не в собственность либо бессрочное пользование истца, что истцом также не представлены документы, подтверждающие выделение ему как участнику гаражно-строительного кооператива, земельного участка для строительства либо эксплуатации гаража, как и доказательств того, что он являлся сотрудником Дорожной больницы станции Самара или городской детской инфекционной больнице , либо в настоящее время является сотрудником ЧУЗ «КБ «РЖД-Медицина», ГБУЗ «Самарская областная детская инфекционная больница», суд первой инстанции пришёл к выводу об отказе в удовлетворении заявленного Жук В.А. иска.

Между тем, судебная коллегия приходит к выводу о том, что данные выводы суда первой инстанции сделаны с учётом неверного определения юридически значимых по делу обстоятельств, а также при неверном толковании норм материального права, выразившихся в следующем.

В соответствии со ст. 2 Гражданского процессуального кодекса РФ, задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.

В силу ч. 2 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какое-либо из них не ссылались.

В соответствии со ст. 148 Гражданского процессуального кодекса РФ на стадии подготовки дела к судебному разбирательству суд должен определить, из какого правоотношения возник спор, и какие нормы права подлежат применению при разрешении дела.

При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (ч. 1 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В частности, гражданские права и обязанности возникают в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.

В силу ст. 3.7 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление гражданам для собственных нужд земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения гаражей осуществляется в порядке, установленном главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

До 1 сентября 2026 года гражданин, использующий гараж, являющийся объектом капитального строительства и возведенный до дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ (далее в настоящей статье - Градостроительный кодекс Российской Федерации), имеет право на предоставление в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором он расположен, в следующих случаях:

1) земельный участок для размещения гаража был предоставлен гражданину или передан ему какой-либо организацией (в том числе с которой этот гражданин состоял в трудовых или иных отношениях) либо иным образом выделен ему либо право на использование такого земельного участка возникло у гражданина по иным основаниям, в том числе предусмотренным настоящей статьей;

2) земельный участок образован из земельного участка, предоставленного или выделенного иным способом гаражному кооперативу либо иной организации, при которой был организован гаражный кооператив, для размещения гаражей, либо право на использование такого земельного участка возникло у таких кооператива либо организации по иным основаниям, в том числе предусмотренным настоящей статьей, и гараж и (или) земельный участок, на котором он расположен, распределены соответствующему гражданину на основании решения общего собрания членов гаражного кооператива либо иного документа, устанавливающего такое распределение.

Указанные гаражи могут быть блокированы общими стенами с другими гаражами в одном ряду, иметь общие с ними крышу, фундамент и коммуникации либо быть отдельно стоящими объектами капитального строительства.

В случае отсутствия у гражданина документа, подтверждающего предоставление или иное выделение ему земельного участка либо возникновение у него права на использование такого земельного участка по иным основаниям, к заявлению может быть приложен один или несколько из следующих документов:

заключенные до дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации договор о подключении (технологическом присоединении) гаража к сетям инженерно-технического обеспечения, и (или) договор о предоставлении коммунальных услуг в связи с использованием гаража, и (или) документы, подтверждающие исполнение со стороны гражданина обязательств по оплате коммунальных услуг;

документ, подтверждающий проведение государственного технического учета и (или) технической инвентаризации гаража до 1 января 2013 года в соответствии с требованиями законодательства, действовавшими на момент таких учета и (или) инвентаризации, в котором имеются указания на заявителя в качестве правообладателя гаража либо заказчика изготовления указанного документа и на год его постройки, указывающий на возведение гаража до дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В принятии решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка, указанного в пунктах 2 и 20 настоящей статьи, при отсутствии иных оснований, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации и пунктом 12 настоящей статьи, не может быть отказано только на основании отсутствия в градостроительном регламенте, утвержденном применительно к территориальной зоне, в границах которой находится гараж, вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусматривающего возможность размещения гаражей в границах такой территориальной зоны, либо на основании того, что испрашиваемый земельный участок предоставлен гаражному кооперативу. В решении о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка указывается вид разрешенного использования земельного участка, предусматривающий возможность размещения гаража.

В случае, если земельный участок, указанный в пунктах 2 и 20 настоящей статьи, предоставлен гаражному кооперативу либо иной организации, при которой был организован гаражный кооператив, или гражданам в аренду со множественностью лиц на стороне арендатора (в случае, указанном в пункте 20 настоящей статьи), согласие таких кооператива, организации или граждан на образование земельного участка, подлежащего предоставлению гражданину, использующему расположенный на нем гараж, не требуется, при этом право таких кооператива или организации на образуемый земельный участок прекращается одновременно с предоставлением гражданину указанного земельного участка, а право таких кооператива или организации на исходный земельный участок в измененных границах сохраняется.

Из материалов дела следует, что право собственности Жука В.А. на гараж , площадью 19,9 кв.м, с кадастровым номером , который расположен на земельном участке, площадью 22 кв.м по адресу: <адрес>, было зарегистрировано на основании вступившего в законную силу решения Промышленного районного суда г. Самара от 29.07.2011 по гражданскому делу № 2-4930/2011.

Жук В.А. является членом ГСК-817, которому органом местного самоуправления был выделен земельный участок для организации гаражной стоянки.

Таким образом, в силу вышеуказанных положений ст. 3.7 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" Жук В.А имеет безусловное право на бесплатное приобретение в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположен принадлежащий ему гараж, являющийся объектом капитального строительства.

Положения указанного федерального закона не были учтены судом первой инстанции, что привело к неправильному определению юридически значимых по делу обстоятельств, и, как следствие к принятию неверного решения.

В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16, частью 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон N 131-ФЗ), пунктами 1 и 3 части 3 статьи 8, частью 1 статьи 24 и частью 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ) утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительный орган местного самоуправления городского округа принимает муниципальные правовые акты.

Регламентация градостроительной деятельности, как следует из положений статьи 2 ГрК РФ, направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.

Пунктом 2 статьи 1, частью 1 статьи 9 ГрК РФ установлено, что территориальное планирование, то есть планирование развития территорий, осуществляется в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В свою очередь, градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6 статьи 1 ГрК РФ).

К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план городского округа (пункт 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ), а правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).

Порядок подготовки и принятия генерального плана урегулирован положениями статей 24, 25 ГрК РФ, порядок подготовки и утверждения правил землепользования и застройки - положениями статей 31 - 33 ГрК РФ.

Согласно части 3 статьи 23 ГрК РФ генеральный план содержит в том числе: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.

Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя: сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов; параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов (часть 4 статьи 23 ГрК РФ).

Объект капитального строительства согласно пункту 10 статьи 1 ГрК РФ - это здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).

Согласно статье 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статье 85 Земельного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.

Вопреки выводам суда первой инстанции, невозможность оформления данного земельного участка в собственность бесплатно в заявительном порядке по мотиву его нахождения одновременно в двух территориальных зонах до момента внесения соответствующих изменений в документы правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования г.о. Самара, не препятствуют признанию права собственности на такой земельный участок в судебном порядке.

В данном случае из материалов дела следует, что земельный участок под строительство гаражей был выделен органом местного самоуправления на законных основаниях как до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, так и до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации и утверждения Правил застройки и землепользования г.о. Самара.

Таким образом, несмотря на то, что в настоящее время для возможности оформления права собственности истца на спорный земельный участок его необходимо образовать, вышеуказанные положения Градостроительного кодекса Российской Федерации и Земельного кодекса Российской Федерации не могут являться препятствием для реализации законных прав истца, в том числе с учётом необходимости достижения правовой определенности в отношение заявленного в иске земельного участка, вовлечения его в гражданский оборот в качестве неразрывно связанного с объектом капитального строительства, и реализации фискальных целей в области вещных прав.

Отсутствие в данном случае необходимости предварительного оспаривания в судебном порядке Правил застройки и землепользования г.о. Самара в части отнесения земельного участка, на котором расположен принадлежащий истцу гараж к двум территориальным зонам, обусловлено очевидностью обстоятельств, при которых в отношении территории на которой на законных основаниях были возведены объекты капитального строительства, без учёта данных обстоятельств было осуществлено градостроительное зонирование.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции допущено неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также судом допущено неправильное применение норм материального права, что привело к принятию неправильного решения, что в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 330 ГПК РФ является основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.

При таких обстоятельствах судебная коллегия считает подлежащим отмене решения суда первой инстанции с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Промышленного районного суда г. Самара от 6 марта 2024 года - отменить.

Постановить по делу новое решение, которым исковые требования Жука В.А. к администрации г.о. Самара удовлетворить.

Признать за Жуком В.А. право собственности на земельный участок, площадью 22 кв.м, по адресу: <адрес>.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи

В окончательной форме апелляционное определение изготовлено 18.06.2024.

33-6794/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Жук В.А.
Ответчики
ГСК 817
Администрация г.о.Самара
Другие
Крылова А.С.
Клиническая больница РЖД Медицина
ГБУЗ Самарская областная детская инфекционная больница
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
22.04.2024[Гр.] Передача дела судье
23.05.2024[Гр.] Судебное заседание
13.06.2024[Гр.] Судебное заседание
02.07.2024[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.07.2024[Гр.] Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее