Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-875/2022 от 31.03.2022

Дело № 2 - 875 /2022

УИД 02RS0003-01-2021-001976

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 декабря 2022 года                              село Майма

    Майминский районный суд Республики Алтай в составе судьи Бируля С.В., при секретаре ФИО рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску администрации Манжерокского сельского поселения к ВН о сносе самовольных построек, по встречному иску ВН к администрации Манжерокского сельского поселения, администрации МО «<АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>» о признании права собственности,

установил:

    Администрация Манжерокского сельского поселения обратилась в суд с иском к ВН о признании четырех объектов капитального строительства самовольными постройками, их сносе, приведении земельного участка с к.н 04:01:011701:1157 в пригодное для дальнейшего использование состояние указывая, что ответчику принадлежит земельный участок с кадастровым номером 04:01:011701:1157 площадью 1129 кв.м, расположенный в <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>, с категорией земли сельскохозяйственного назначения. На указанном участке расположены четыре строения, внешний облик которых позволяет их отнести к гостевым домикам для туристических целей.

    ВН обратился в суд с встречным иском к Администрации МО «<АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>», администрации МО «Манжерокское сельское поселение» о признании права собственности на дом пасечника площадью 84,5 кв.м., нежилое помещение под литером пом. Б – склад сельскохозяйственной продукции площадью 49,7 кв.м., нежилое помещение под литером В – склад сельскохозяйственной продукции площадью 47,9 кв.м, нежилое помещение под литером Г – склад сельскохозяйственной продукции площадью 40,3 кв.м, указывая, что истцу принадлежит земельный участок с кадастровым номером 04:01:011701:1157, на котором расположены спорные постройки, они являются самовольными.

    В судебном заседании стороны на исках друг к другу настаивали.

    Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав доказательства, суд приходит к следующим выводам.

    Согласно Конституции Российской Федерации земля- и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9); владение, пользование и распоряжение землей, и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (части 2 и 3 статьи 36).

Из содержания пункта 2 ст.8 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) следует, что категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков, договора; предметом которых являются земельные участки, государственном кадастра недвижимости, документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Разрешенное использование земельного участка представляет собой установление конкретной цели (целей) использования участка земли и определение объема прав и обязанностей лица, которому принадлежит земельный участок.

При этом одной из обязанностей собственников земельных участков является использование земельных участков в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту (ст.42 ЗК РФ).

Из материалов дела следует, что истец является собственником земельного участка с кадастровым номером 04:01:011701:1157, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, - с видом разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, что подтверждается представленными выписками из ЕГРН.

Администрацией Манжерокского сельского поселения», как органом, уполномоченным на осуществление муниципального земельного контроля произведено обследование данных земельных участков, в ходе которого установлено, что на земельном участке, принадлежащим ВН возведено четыре объекта капитального строительства, не предусмотренные установленным видом разрешенного использования земельных участков. Объекты, возведены без разрешительных документов, земельные участки используются не по целевому назначению, о чем комиссией в составе: и.о. начальника отдела земельных отношений администрации МО «<АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> - АР, и.о. заместителя начальника отдела архитектуры. г градостроительства администрации МО «<АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>» -. АВ, в присутствии старшего помощника прокурора УБ составлен акт обследования земельного участка от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> с кадастровыми номерами 04:01:011701:1157 и уведомление <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> о выявлении самовольных построек.

В адрес ВН направлено досудебное требование о сносе самовольной постройки от 02.08.2021г, которое, до настоящего времени ответчиком не исполнено.

Согласно утверждениям стороны истца указанные объекты, расположенные на земельных участках сельскохозяйственного назначения предназначены для ведения пчеловодства, то есть это объекты пасеки.

С целью выяснения данных обстоятельств по делу, судом назначена судебная землеустроительная, строительно- техническая экспертиза.

В рамках указанной экспертизы, проведенной ООО «Алтайская лаборатория строительно-технической экспертизы» установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 04:01:011701:1157 расположено четыре строения

На исследуемом земельном участке не выявлено каких-либо объектов и оборудования (согласно ГОСТ. 25629-2014) связанных с деятельностью пчеловодства. Строение <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> ( согласно техпаспорту «Дом пасечника») укомплектовано кухонной мебелью, холодильником, раковиной и плитой для приготовления пищи. Помещения поз.2,4,7,6 укомплектованы кроватями, помещение поз.5 оборудовано раковиной, унитазом и душевой кабиной. Отопление помещений осуществляется от электрических отопительных приборов. Строения используются в качестве жилых домов. Строение <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> и строение <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> оборудованы аналогично, строение <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> с размерами 5 х 5,9 м + терраса 2,49 х 5 м укомплектовано душевой кабиной, банной печью и полками для парения. Строение используется в качестве бани.

Кроме того, согласно заключению строительно – технической экспертизы два из четырех зданий, площадью 49,7 кв.м и 47,9 кв.м находятся в границах придорожной полосы автомобильной дороги федерального значения М-52 «Чуйский тракт» Р-256.

Экспертные заключения принимается судом в качестве относимого, допустимого и достоверного доказательства, поскольку содержат необходимые выводы, ссылки на методическую литературу использованную при производстве экспертизы, эксперту разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст. 85 ГПК РФ, эксперт предупрежден об уголовной ответственности, предусмотренной ст. 307 УК РФ. Указанные заключения экспертов согласуется с иными добытыми по делу доказательствами, в том числе, объяснениями сторон, письменными доказательствами, имеющимися в материалах дела, при этом доказательств, опровергающих выводы экспертов, стороной ответчика суду не представлено.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что спорные постройки используются в качестве жилых.

Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> N П/0412 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, согласно которому на землях сельхозназначения с видом разрешенного - использования земельного участка «для сельскохозяйственного использования» могут размещаться здания и сооружения, используемые для производства хранения, первичной и глубокой переработки сельскохозяйственной продукции. Возведение строений над плодородным слоем почвы приводит к частичной утрате почвой своих плодородных свойств. Кроме того, спорный объект расположен в зоне придорожной полосы.

Как усматривается из материалов дела, стороной истца не представлены доказательства получения разрешения уполномоченных органов на строительство и/или акта ввода объекта недвижимости в эксплуатацию, соответствия строительства спорного объекта целевому назначению земельного участка, перевода земель или изменения разрешенного вида использования земельного участка в установленном законом порядке. Поскольку, возведение каких-либо построек на указанных землях должно быть спроектировано и согласовано. Однако мероприятия по утверждению проекта и получению разрешения на строительство истцом не проведены.

Принимая во внимание выше обозначенное заключение экспертов, суд делает вывод о не целевом использовании ВН земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номером 04:01:011701:1157, площадью 1129 кв.м, расположенного по адресу: <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> Манжерокское сельское поселение, ввиду несанкционированного на них строительства капитальных жилых строений, не связанных с производством сельскохозяйственной продукции, что соответствует признакам самовольного строительства, изложенным в ст.222 ГК РФ. Исходя из того, что одним из критериев самовольности постройки в силу пункта 1 статьи 222 ГК РФ является также возведение недвижимого имущества на земельном участке разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта.

Пунктом 2 статьи 260 ГК РФ предусмотрено, что на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.

На основании статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельскогого хозяйства, а также предназначенные для этих целей, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья.

Исходя из подпункта 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» одним из принципов оборота земель сельскохозяйственного назначения является сохранение целевого использования земельных участков.

Положениями статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации определены особенности использования сельскохозяйственных угодий и установлено, что сельскохозяйственные угодья в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается (пункты 1 и 4).    

Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных, в пределах соответствующей территориальной зоны.

Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (пункт 6 статьи 1, пункт 3 части 2 и части 6 статьи 30, части 1, 6 статьи 36, часть 5 статьи 37).

Таким образом, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены. Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 40 ЗК РФ, собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением и земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Следовательно, постройка будет считаться созданной на земельном участке, не отведенном для этих целей, если она возведена с нарушением правил целевого использования земли (статья 7 ЗК РФ) либо вопреки правилам градостроительного зонирования (статьи 35 - 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статья 85 ЗК РФ).

В соответствии с ч. 2 ст. 222 ГК РФ лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Использование самовольной постройки не допускается.

Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее, лицом либо за его счет, а при отсутствие сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольна постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся з государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статья, z случаев, если снос самовольной постройки; или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.

Учитывая изложенное, возможность осуществления жилищного строительства на земельных участках, предоставленных из состава земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства, действующим законодательством не предусмотрена.

Таким образом, существует прямой законодательный запрет на строительство жилых объектов на землях сельскохозяйственного назначения.

При таких обстоятельствах, законных оснований для сохранения спорных строений и, как следствие, для удовлетворения требований ВН не имеется.

В данном случае, подлежат сносу постройки: дом пасечника площадью 84,5 кв.м., нежилое помещение под литером пом. Б – склад сельскохозяйственной продукции площадью 49,7 кв.м., нежилое помещение под литером В – склад сельскохозяйственной продукции площадью 47,9 кв.м, нежилое помещение под литером Г – склад сельскохозяйственной продукции площадью 40,3 кв.м

В силу статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд находит разумным дать ответчику срок для выполнения действий по сносу самовольных построек и приведении земельного участка с к.н 04:01:011701:1157 в пригодное для дальнейшего использование состояние в течение 30 дней со дня вступления решения в законную силу, как этого требует истец.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    Признать самовольными постройками четыре объекта капитального строительства, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 04:01:011701:1157 площадью 1129 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования для сельскохозяйственного производства с местоположением <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>, Манжерокское сельское поселение, обязать ВН в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу их снести и привести земельный участок с к.н 04:01:011701:1157 в пригодное для дальнейшего использование состояние.

    Иск ВН к администрации Манжерокского сельского поселения, администрации МО «<АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>» о признании права собственности на дом пасечника площадью 54,5 кв.м, нежилое помещение под литером В-склад сельскохозяйственной продукции площадью 47,9 кв.м., нежилое помещение под литером Г-склад сельскохозяйственной продукции площадью 40,3 кв.м., оставить без удовлетворения.

    Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья                                     Бируля С.В.

Решение изготовлено 08.12.2022

2-875/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Администрация Манжерокского сельского поселения
Ответчики
Онучин Владимир Николаевич
Суд
Майминский районный суд Республики Алтай
Судья
Бируля Светлана Викторовна
Дело на сайте суда
maiminsky--ralt.sudrf.ru
31.03.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
05.04.2022Передача материалов судье
05.04.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.04.2022Судебное заседание
06.12.2022Производство по делу возобновлено
07.12.2022Судебное заседание
08.12.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.04.2023Дело оформлено
03.04.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)
Судебный акт #2 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее