ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
а. Кошехабль 14 февраля 2023 года
Кошехабльский районный суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего – судьи Шебзухова С.И.,
при секретаре судебного заседания Тлюповой С.К.,
с участием:
помощника прокурора <адрес> ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> Республики Адыгея в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «<адрес>» и Пуховой Аиде Айдамировне о признании договора аренды недействительной в части,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> Республики Адыгея обратился в суд с иском к администрации МО «<адрес>» и Пуховой А.А. о признании недействительным подп. 3.3.6 раздела 3 договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ №, с кадастровым номером 01:02:2405001:590, заключенного между администрацией МО «<адрес>» и Пуховой А.А.
При этом указал, что между администрацией МО «<адрес>» и Пуховой А.А. заключен договор аренды земельного участка № с кадастровым номером 01:02:2405001:590.
Проведенной проверкой установлено, что данный договор аренды земельного участка является недействительным в части по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 2 ст. 615 ГК РФ арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), если иное не установлено настоящим Кодексом, другим законом или иными правовыми актами.
Исключение из указанного правила содержится в п. 9 ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому при аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более чем пять лет арендатор земельного участка имеет право, если иное не установлено федеральными законами, в пределах срока договора аренды земельного участка передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу, в том числе права и обязанности, указанные в пунктах 5 и 6 настоящей статьи, без согласия арендодателя при условии его уведомления.
Оспариваемый договор заключен на срок 3 года (п. 1.6 договора).
Однако в нарушение приведенных норм требований закона пунктом 3.3.6 договора аренды земельного участка незаконно установлено, что арендатор вправе с без согласия арендодателя передавать свои права и обязанности по договору третьим лицам.
Таким образом, пункт 3.3.6 оспариваемого договора аренды земельного участка противоречит закону и может привести к незаконному распоряжению арендатором земельным участком, являющимся в силу ст. 16 Земельного кодекса Российской Федерации государственной собственностью.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Республики Адыгея ФИО4 исковые требования прокурора <адрес> поддержал и просил их удовлетворить. Кроме того, суду пояснил, что в связи с неявкой ответчиков, извещенных в надлежащим образом, не возражает относительно рассмотрения данного гражданского дела в порядке заочного производства.
Ответчик Пухова А.А., извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения иска, в судебное заседание не явилась, не сообщила суду об уважительных причинах неявки и не предоставила заявление о рассмотрении иска в ее отсутствие.
Представитель ответчика администрации МО «<адрес>» надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, на судебное заседание не явился, не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не предоставил заявление о рассмотрении иска в отсутствие их представителя.
Таким образом, учитывая, что ответчики, извещенные надлежащим образом, не явились в судебное заседание, суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в порядке заочного производства.
Заслушав прокурора, исследовав представленные материалы дела, суд находит возможным удовлетворить иск прокурора <адрес> Республики Адыгея в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «<адрес>» и Пуховой А.А. о признании договора аренды недействительной в части по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между администрацией МО «<адрес>» и Пуховой А.А. заключен договор аренды земельного участка №, с кадастровым номером: 01:02:2405001:590. Срок аренды составляет 3 года.
В соответствии с подп. 3.3.6 договора арендатор имеет право передавать свои права и обязанности по договору третьему лицу, в том числе отдавать арендные права земельного участка в залог, при отсутствии задолженности по платежам, сдавать участок в субаренду в пределах срока договора аренды без согласия арендодателя земельного участка при условии его уведомления.
В соответствии с ч. 2 ст. 615 ГК РФ арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), если иное не установлено настоящим Кодексом, другим законом или иными правовыми актами.
Согласно п. 9 ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации, при аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более чем пять лет арендатор земельного участка имеет право, если иное не установлено федеральными законами, в пределах срока договора аренды земельного участка передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу, в том числе права и обязанности, указанные в пунктах 5 и 6 настоящей статьи, без согласия арендодателя при условии его уведомления.
Оспариваемый договор заключен на 3 года (п. 1.6 договора).
Пунктом 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» разъясняются обстоятельства, указанные в п. 2 ст. 607 и п. 2 ст. 615 ГК РФ, поскольку пункт 2 статьи 607 и пункт 2 статьи 615 ГК РФ допускают возможность установления законом или иными правовыми актами особенностей сдачи в аренду земельных участков и такие особенности предусмотрены ЗК РФ, то в случае, указанном в пункте 9 статьи 22 ЗК РФ, для передачи арендатором своих прав и обязанностей по договору аренды земельного участка достаточно уведомления об этом арендодателя, а в иных случаях (при применении пунктов 5 и 6 статьи 22 ЗК РФ) достаточно уведомления собственника земельного участка, если иное не предусмотрено договором.
Вместе с тем, в нарушение приведенных норм требований закона пунктом 3.3.6 договора аренды земельного участка незаконно установлено, что арендатор вправе без согласия арендодателя передавать свои права и обязанности по договору третьим лицам.
Согласно п. 2 ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В силу ст. 180 ГК РФ недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части.
Согласно ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий за исключением тех, которые связаны с её недействительностью и недействительна с момента ее совершения.
Таким образом, пункт 3.3.6 оспариваемого договора аренды земельного участка противоречит закону и может привести к незаконному распоряжению арендатором земельным участком, являющимся в силу ст. 16 Земельного кодекса Российской Федерации государственной собственностью.
Таким образом, суд считает, что исковые требования прокурора <адрес> Республики Адыгея к администрации муниципального образования «<адрес>» и Пуховой А.А. следует удовлетворить и признать недействительным подп. 3.3.6 договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ №, с кадастровым номером 01:02:2405001:590, заключенного между администрацией МО «<адрес>» и Пуховой А.А.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора <адрес> Республики Адыгея в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «<адрес>» и Пуховой Аиде Айдамировне о признании договора аренды недействительной в части удовлетворить.
Признать недействительным подп. 3.3.6 договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ №, с кадастровым номером 01:02:2405001:590, заключенного между администрацией МО «<адрес>» и Пуховой Аидой Айдамировной.
Копию заочного решения направить ответчикам в срок не позднее трёх дней со дня его вынесения.
Пухова А.А. и администрация МО «<адрес>» вправе подать в Кошехабльский районный суд Республики Адыгея заявление об отмене настоящего решения суда в течение 7 дней со дня вручения им копии данного решения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Адыгея в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда, через Кошехабльский районный суд Республики Адыгея.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления, через Кошехабльский районный суд Республики Адыгея.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья (подпись)