№2-27\2023
УИД-32RS0019-01-2022-000469-95
строка отчета 2.143
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
14 февраля 2023 года гор. Мглин
Мглинский районный суд Брянской области в составе председательствующего судьи Черномаза А.Д.,
при секретаре Степыко В.И.,
с участием:
представителя истца Васильковой Н.Г. – Васильковой Н.В., также являющейся третьим лицом и представителем третьего лица Василькова В.А.,
представителя ответчика администрации Мглинского района Брянской области Горбовой Г.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Васильковой Надежды Григорьевны к администрации Мглинского района Брянской области о признании права собственности на самовольную постройку,
УСТАНОВИЛ:
Василькова Н.Г. обратилась в суд с иском к администрации Мглинского района Брянской области, в котором просит признать за ней право собственности на самовольно построенный ею одноэтажный жилой дом общей площадью <данные изъяты>., поскольку данный дом построен на принадлежащем ей земельном участке с кадастровым номером №. Земельный участок отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования – для выращивания зерновых и иных сельскохозяйственных культур. Она является главой КФХ и имеет право на строительство жилого дома на землях данной категории.
Истец Василькова Н.Г. в судебное заседание не явилась, в предыдущем судебном заседании иск поддержала и пояснила, что с 1992 года она являлась главой КФХ, основным видом деятельности которого является растениеводство. На праве собственности на основании решения Мглинского районного суда Брянской области ДД.ММ.ГГГГ (вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ) ей принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты>, расположенный: Брянская область, Мглинский муниципальный район, Симонтовское сельское поселение. В 2012 году ею на личные средства в границах указанного земельного участка без согласия органов местного самоуправления был построен одноэтажный жилой дом, площадь застройки которого примерно 70 кв.м. Дом введен в эксплуатацию и в нем она проживает с мужем. Каких-либо ограничений по строительству дома в указанном месте, по её мнению, не имеется. Она обратилась в администрацию района с заявлением по легализации самовольной постройки, однако в этом ей было отказано. Поскольку она является главой КФХ, то имеет право на возведение на своем земельном участке жилого дома. Данное жилое помещение является единственным местом ее проживания.
В судебном заседании третье лицо Василькова Н.В., представляющая интересы также истца Васильковой Н.Г. и третьего лица Василькова В.А., иск поддержала по изложенным в нем основаниям, возражений на удовлетворение исковых требований не высказала. Она является собственником смежного земельного участка. По возведенному жилому дому истца и границам земельного участка у неё и Василькова В.А. споров не имеется.
Представитель ответчика администрации Мглинского района Брянской области Горбова Г.А. иск признала и пояснила, что возражений на удовлетворение исковых требований не имеет. Выдача разрешения на строительство регламентируется ст. 51 ГрК РФ. При этом выдача разрешения при наличии построенного здания не предусмотрена указанной статьей. За разрешением на строительство дома истец к ним не обращалась. Истец является главой КФХ. Указанный земельный участок является частью ранее выделенного истцу, как главе КФХ, для ведения деятельности КФХ земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> относившегося также к землям сельхозназначения с видом использования «для ведения личного подсобного хозяйства». Фактически у истца имеется в собственности более 30 га земли. Нарушений строительных норм и споров по возведенному дому не имеется.
Суд, заслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, приходит к нижеследующему выводу.
В соответствии с ч.1 ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Исходя из положений ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами, истцу Васильковой Н.Г. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, площадью 34 223 кв.м, расположенный на территории Симонтовского сельского поселения Мглинского района Брянской области, вне населенного пункта. Земельный участок отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования – для выращивания зерновых и иных сельскохозяйственных культур, государственная регистрация права собственности на который осуществлена истцом ДД.ММ.ГГГГ.
Указанный земельный участок образован из двух земельных участков с кадастровыми номерами: №, относившиеся к землям сельхозназначения с видом использования «для ведения личного подсобного хозяйства», также ранее принадлежавших на праве собственности истцу.
Из сведений технического паспорта ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что на указанном земельном участке с кадастровым номером № истцом Васильковой Н.Г. возведен жилой одноэтажный дом общей площадью <данные изъяты>., в т.ч. жилой -40.5 кв.м. \л.д.8-13\.
Данное недвижимое имущество возведено истцом без разрешения органа местного самоуправления и в своём письме от ДД.ММ.ГГГГ ответчик в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию отказал \л.д.7\.
Согласно п.п. 1 и 3 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
При этом строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных законом (ч. 2 ст. 51 ГрК РФ).
Как разъяснено в п. 26 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума Высшего АС РФ от 29.04. 2010 №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при её возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан.
Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку.
Согласно техническому заключению, изготовленному ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» от ДД.ММ.ГГГГ, конструктивные элементы самовольно возведенного истцом жилого дома с пристройкой (Лит.А, А1) в селе <адрес> не имеют повреждений и деформаций, находятся в работоспособном состоянии и соответствуют нормативным требованиям. Жилой дом подлежит дальнейшей эксплуатации и угроз жизни и здоровью граждан не представляет \л.д.16-27\.
Нарушений границ земельного участка при возведении жилого дома в судебном заседании не установлено.
Из указанных правовых норм и разъяснений следует, что признание судом права собственности на самовольно возведенное строение возможно в случае установления наличия у строения единственного признака самовольной постройки - отсутствия разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию при отсутствии нарушений документации по планировке территории, правил землепользования и застройки или обязательных требований к параметрам постройки, а также прав и охраняемых законом интересов других лиц, угрозы жизни и здоровью граждан сохранением самовольной постройки.
Согласно п. 4 ст. 11 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» на земельном участке из состава земель сельскохозяйственного назначения, в том числе занятом сельскохозяйственными угодьями, используемом крестьянским (фермерским) хозяйством для осуществления своей деятельности, допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация одного жилого дома с количеством этажей не более трех, общая площадь которого составляет не более 500 м2 и площадь застройки под которым составляет не более 0,25% от площади земельного участка. Образование земельного участка (земельных участков) из земельного участка, на котором расположен такой жилой дом, в случаях, если это приводит к уменьшению площади исходного земельного участка, не допускается, за исключением случаев, связанных с изъятием земельного участка (земельных участков) для государственных и муниципальных нужд.
Указанные требования закона истцом Васильковой Н.Г. соблюдены, она является главой КФХ, имеет в собственности земельный участок с кадастровым номером № площадью 34 223 кв.м., из состава земель сельхозназначения, с разрешенным видом использования – для выращивания зерновых и иных сельскохозяйственных культур, который истец использует для осуществления крестьянско-фермерской деятельности, при этом площадь застройки её двухэтажного жилого дома ( S=69.5 кв.м.) не превышает 0.25% от площади земельного участка.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что самовольная постройка жилого дома не нарушает чьих-либо прав и законных интересов, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, соответствует требованиям строительных, санитарных норм, требованиям пожарной безопасности, Законом о КФХ допускается строительство жилого дома для нужд членов КФХ и поэтому удовлетворяет исковые требования в полном объеме.
В силу требований ст. 131 ГК РФ, а также ст.ст. 2, 14 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» вступившее в законную силу судебное решение является основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Васильковой Надежды Григорьевны к администрации Мглинского района Брянской области о признании права собственности на самовольную постройку удовлетворить.
Признать за Васильковой Надеждой Григорьевной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности на самовольную постройку – одноэтажный жилой дом общей площадью <данные изъяты>., в т.ч. жилой 40.5 кв.м., расположенный на земельном участке с кадастровым номером №:<адрес>.
Настоящее решение является основанием для государственной регистрации права собственности Васильковой Н.Г. на указанное недвижимое имущество.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Черномаз А.Д.
Мотивированное решение изготовлено 16 февраля 2023 года.