УИД 31RS0016-01-2019-006221-37 Дело №2-4768/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 ноября 2019 года город Белгород
Октябрьский районный суд г. Белгорода в составе:
председательствующего судьи: Шатенко Т.Н.,
при секретаре: Пилипенко Л.В.,
с участием: истца Короплясова А.А., представителей ответчика Корневой Н.А., Юдиной Е.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Короплясова Александра Александровича к Областному казенному учреждению «Белгородский центр занятости населения» о признании безработным, взыскании пособия по безработице, судебных расходов,
У С Т А Н О В И Л:
06 мая 2019 года Короплясов А.А. обратился в ОКУ «Белгородский центр занятости населения» с заявлением о предоставлении государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы. В этот же день зарегистрирован в целях поиска подходящей работы. В установленный законом срок решение о признании Короплясова А.А. безработным либо об отказе в признании безработным ОКУ «Белгородский центр занятости населения» не выносилось. Сотрудники ОКУ «Белгородский центр занятости» разъяснили Короплясову А.А., что основания для признания его в качестве безработного отсутствуют, поскольку он не имеет постоянной регистрации по месту жительства.
22 июля 2019 года Короплясов А.А. трудоустроился в ООО «Белэкспо» на должность энергетика и 19 августа 2019 года был уволен на основании п.3 ст. 77 ТК РФ (собственное желание).
27 августа 2019 года Короплясов А.А. вновь обратился в ОКУ «Белгородский центр занятости населения» с заявлением о предоставлении государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы. В этот же день зарегистрирован в целях поиска подходящей работы. В установленный законом срок решение о признании Короплясова А.А. безработным либо об отказе в признании безработным ОКУ «Белгородский центр занятости населения» не выносилось. Сотрудники ОКУ «Белгородский центр занятости» разъяснили Короплясову А.А., что основания для признания его в качестве безработного отсутствуют, поскольку он не имеет постоянной регистрации по месту жительства.
Дело инициировано иском Короплясова А.А., который, ссылаясь на незаконность бездействия ОКУ «Белгородский центр занятости» по не постановке его на учет в качестве безработного, просил признать его в качестве безработного с момента его обращений в ОКУ «Белгородский центр занятости» с 06 мая по 22 июля 2019 года и с 27 августа по 10 сентября 2019 года соответственно, взыскать пособие по безработице за указанные периоды в размере 4 950 руб., а также судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
В судебном заседании истец Короплясов А.А. поддержал заявленные требования в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
Представители ответчика Корнева Н.А., Юдина Е.Д. в судебном заседании иск не признали, просили отказать в его удовлетворении, ссылаясь на отсутствие у истца постоянной регистрации по месту жительства.
Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным доказательствам, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст.3 Закона РФ от 19.04.1991 года № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации (п.2 ст. 3 Закона РФ № 1032-1 от 19 апреля 1991 года «О занятости населения в Российской Федерации»).
В силу пп. «а» п. 9 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.2012 г. № 891, постановка на регистрационный учет безработных граждан не осуществляется, если в отношении зарегистрированных граждан государственными учреждениями службы занятости населения в установленном порядке приняты решения об отказе в признании их безработными в случае отказа гражданина от 2 вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, в течение 10 дней со дня постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы.
Согласно ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Как следует из Определения Конституционного суда Российской Федерации от 05 октября 2000 года № 199-О, государство принимает на себя обязанность по поиску подходящей работы для безработного гражданина именно в пределах той местности, где он проживает. Регламентируя реализацию права каждого на защиту от безработицы, включая порядок приобретения статуса безработного и получения соответствующего пособия, законодатель вправе предусмотреть в федеральном законе определенные организационно-учетные правила в целях исключения злоупотребления правом. В силу этого, само по себе введение регистрации безработного по месту жительства, как направленное на предотвращение возможных злоупотреблений со стороны получателей пособия и органов занятости, а также на защиту прав и законных интересов иных граждан, не может рассматриваться как не согласующееся со статьей 17 (часть 3) Конституции РФ либо ограничивающие государственные гарантии занятости граждан.
Конституционные права и свободы гарантируются гражданам независимо от места жительства, включая наличие или отсутствие у них жилого помещения для постоянного или временного проживания (места жительства, места пребывания), тем более, что государство не связано обязанностью во всех случаях обеспечивать граждан жилыми помещениями.
Понятие места жительства и связанные с ним права и обязанности гражданина определяются комплексом норм, закрепленных в статье 20 ГК РФ, Законе РФ от 25 июня 1993 года «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации».
Место жительства гражданина может быть установлено судом на основе различных юридических фактов, не обязательно, связанных с регистрацией его компетентными органами.
По смыслу ст.3 Закона РФ от 25 июня 1993 года «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, что было подтверждено Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 04 апреля 1996 года по делу о проверке конституционности ряда нормативных актов г. Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, пребывающих на постоянное жительство в названные районы.
Данная правовая позиция Конституционного Суда РФ изложена и в Определении № 189-О от 21 декабря 1998 года, №105-О от 06 февраля 2003 года, № 1868-О от 21 ноября 2013 года.
Судом установлено, что 06 мая и 27 августа 2019 года 2019 года Короплясов А.А. обращался в ОКУ «Белгородский центр занятости населения» с заявлением о предоставлении государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы. В этот же день зарегистрирован в целях поиска подходящей работы. В установленный законом срок решение о признании Короплясова А.А. безработным либо об отказе в признании безработным ОКУ «Белгородский центр занятости населения» не выносилось. Сотрудники ОКУ «Белгородский центр занятости» разъяснили Короплясову А.А., что основания для признания его в качестве безработного отсутствуют, поскольку он не имеет постоянной регистрации по месту жительства.
Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются.
Как усматривается из решения Шебекинского районного суда Белгородской области от 28 января 2014 года право пользования Короплясова А.А. жилым домом, расположенным по адресу: <адрес>, прекращено, указанное решение суда является основанием для снятия Короплясова с регистрационного учета по указанному адресу.
Из паспорта истца усматривается, что документ выдан последнему 18.12.2018 года, страница «место жительство» не содержит отметки о наличии у истца регистрации по месту жительства.
Как следует из свидетельства о регистрации по месту пребывания № от ДД.ММ.ГГГГ, Короплясов зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес>, на срок с 19.12.2018 года по 16.10.2023 года.
Истец суду пояснил, что с момента снятия его с регистрационного учета в 2014 году на основании вышеуказанного судебного решения, иного постоянного места регистрации на территории России он не имел и не имеет по настоящее время. В 2018 году им получено гражданство Российской Федерации и паспорт, с 19.12.2018 года он фактически проживает по месту регистрации по месту пребывания.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что место регистрации истца по месту пребывания является его единственным фактическим местом проживания в г. Белгороде, иного места жительства на территории РФ истец не имеет.
Оснований для вывода о злоупотреблении истцом своим правом на получение гарантированных государством мер социальной поддержки в разных службах системы занятости, суд не усматривает, поскольку данных о наличии у Короплясова иного места проживания в материалы дела не представлено.
Кроме того, между службами занятости по Белгородской области имеется электронный обмен документами в порядке обмена документацией и информационными материалами между Федеральной службой по труду и занятости, территориальными органами Роструда и иными федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления при предоставлении государственных услуг ( исполнении государственных функций) на базе МФЦ и в электронном виде, утвержденном приказом Роструда от 31 мая 2010 года № 151.
Электронный документооборот не позволит необоснованные выплаты по безработице, если их лимит уже исчерпан в соответствии с абз.2 п.4 ст. 31 закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации».
При таких данных, отказ ответчика в регистрации истца в качестве безработного при наличии вышеприведенных обстоятельств, нарушает право последнего на защиту от безработицы, гарантированное ст.37 Конституции Российской Федерации и ограничивает условия доступа истца к мерам, направленным на защиту прав граждан от безработицы, гарантируемым государством, следовательно, не может являться законным.
Иных оснований, предусмотренных законом, для отказа истцу в постановке на учет в качестве безработного, суд не усматривает и представителями ответчика не обозначено.
На основании изложенного, требования Короплясова о признании его безработным подлежат удовлетворению.
При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов (п.2 абз.3 ст. 3 закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации»).
С учетом данной нормы закона истец признается безработным с 06 мая (первое обращение к ответчику) по 22 июля 2019 года (момент трудоустройства) и с 27 августа (второе обращение к ответчику) по 10 сентября 2019 года (дата, определенная истцом).
Поскольку истец незаконно не был признан безработным, соответственно, в указанные периоды ему необоснованно не выплачивалось пособие по безработице.
Согласно расчету истца за период с 06 мая по 22 июля 2019 года и с 27 августа по 10 сентября 2019 года ему не выплачено пособие в размере 4 950 руб.
Расчет произведен по п.2 ст. 30 Закона от 19.04.1991 года №1032-1, исходя из минимального размера пособия по безработице, установленного постановлением Правительства РФ от 15.11.2018 года №1375.
Суд принимает указанный расчет, поскольку он арифметически верен, основан на требованиях закона, ответчиком не оспорен, контррасчета им не представлено.
При этом суд отмечает, что истец обоснованно исходил из минимального размера пособия по безработице, поскольку до момента первого обращения он не был трудоустроен около 2 лет, а перед вторым трудоустройством период его трудовой деятельности составил менее месяца.
Таким образом, иск подлежит удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины, факт несения истцом соответствующих расходов удостоверен чеком-ордером от 26.08.2019 года.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ 06 ░░░ ░░ 22 ░░░░ 2019 ░░░░ ░ ░ 27 ░░░░░░░ ░░ 10 ░░░░░░░░ 2019 ░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ 06 ░░░ ░░ 22 ░░░░ 2019 ░░░░ ░ ░ 27 ░░░░░░░ ░░ 10 ░░░░░░░░ 2019 ░░░░ ░ ░░░░░░░ 4 950 ░░░., ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░