Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-177/2024 (2-1180/2023;) ~ М-949/2023 от 27.12.2023

Дело № 2-177/2024

УИД RS0-15

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

    г. Гурьевск Кемеровской области-Кузбасса     05.02.2024

    Гурьевский городской суд Кемеровской области в составе председательствующего судьи Сериковой И.Г.,

    при ведении протокола судебного заседания секретарем Толкачевой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Кемеровской области – Кузбасса в интересах Кемеровской области - Кузбасса к Власову Сергею Александровичу об изменении формулировки основания увольнения (в порядке статьи 45 ГПК РФ),

У С Т А Н О В И Л :

        <адрес> – Кузбасса обратился в Гурьевский городской суд с иском в интересах <адрес> - Кузбасса к Власову С.А. (в порядке статьи 45 ГПК РФ), в котором просит изменить основание и формулировку увольнения Власова С.А. с пункта 3 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» - по инициативе гражданского служащего, на пункты 1,2 части 1 статьи 59.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» - в связи с утратой доверия.

Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой <адрес> в ходе проверки установлены основания изменения формулировки увольнения в отношении бывшего государственного гражданского служащего – начальника инспекции – главного государственного инженера-инспектора <адрес> Управления государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Кузбасса ФИО1, который замещал должность руководителя с ДД.ММ.ГГГГ и был уволен ДД.ММ.ГГГГ с государственной гражданской службы <адрес> – Кузбасса по инициативе гражданского служащего, то есть по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», пунктом 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации. Вместе с тем, ФИО1, занимая указанную должность государственного гражданского служащего, не предпринял мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов с супругой ФИО4 и предоставил неполные и недостоверные сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2020, 2021, 2022 годы, как в отношении себя, так и в отношении членов своей семьи. Таким образом, ФИО1 фактически избежал предусмотренной законом ответственности за совершенные им коррупционные правонарушения, основания и формулировка увольнения нарушают интересы Российской Федерации, что наносит ущерб репутации и авторитету государственной власти.

В судебном заседании заместитель Гурьевского межрайонного прокурора ФИО3, действующий на основании поручения прокуратуры <адрес>-Кузбасса, заявленные исковые требования к ФИО1 поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.

Ответчик ФИО1 в суд не явился, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, направил в суд письменное заявление, в котором просил рассмотреть дело без его участия и не возражал против удовлетворения исковых требований прокурора <адрес>-Кузбасса.

Представитель третьего лица Управления государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Кузбасса, извещенный о дате, времени и месте судебного заседания в суд не явился, представил письменный отзыв, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, указав о согласии с предъявленными ФИО1 исковыми требованиями.

Суд, выслушав явившихся участников процесса, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ст. 1 Конституции Российской Федерации Россия является правовым государством, которое относит коррупцию к числу нетерпимых явлений, признает незаконными все формы ее проявления, на основании принципа неотвратимости каждого преследует и привлекает к ответственности за совершение коррупционных правонарушений.

С целью обеспечения системного противодействия коррупции, верховенства закона, демократии и прав человека, равенства и социальной справедливости, Российской Федерацией ратифицированы Конвенция ООН против коррупции, принятая 31.10.2003 Резолюцией 58/4 Генеральной Ассамблеи ООН, Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию, принятая 27.01.1999 в Страсбурге, Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию, принятая 04.11.1999 в Страсбурге, а также принят и введен в действие Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», которым установлены основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, меры по минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

В силу ст.1 указанного Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ, под коррупцией понимаются действия по злоупотреблению служебным положением, даче взятки, получению взятки, злоупотреблению полномочиями, коммерческому подкупу либо иному незаконному использованию физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде имущества или услуг имущественного характера для себя, третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды другими физическими лицами, в том числе, совершение этих деяний от имени или в интересах юридического лица.

Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 13).

В соответствии с ч.1 ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

В части 1 настоящей статьи под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (ч.2 ст.10).

Обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается на государственных и муниципальных служащих (п.1 ч.3 ст.10).

Согласно ч.ч.1,2 ст.11 Федерального закона № 273-ФЗ, лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов; уведомить представителя нанимателя (работодателя), иное уполномоченное лицо, определенное настоящим Федеральным законом, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, государственных корпораций, публично-правовых компаний, Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

Представитель нанимателя, работодатель, иное уполномоченное лицо, указанное в части 2 настоящей статьи, если им стало известно о возникновении у лица, указанного в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязаны принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов (ч.3 ст.11).

Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения лица, указанного в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов (ч.4 ст.11).

В соответствии с ч.6 ст.11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ непринятие лицом, указанным в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ замещал должность начальника инспекции – главного государственного инженера-инспектора <адрес> Управления государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Кузбасса.

Приказом начальника Управления государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Кузбасса от ДД.ММ.ГГГГ -пс начальник инспекции – главный государственный инженер-инспектор <адрес> ФИО1 уволен ДД.ММ.ГГГГ с государственной гражданской службы <адрес> – Кузбасса по инициативе гражданского служащего: пункт 3 части 1 статьи 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», пункт 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (т.2 л.д.159).

В соответствии с пп.8 п.9 раздела III Должностного регламента государственного гражданского служащего <адрес> – Кузбасса, замещающего в Управлении государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Кузбасса должность начальника инспекции – главного государственного инженера инспектора <адрес> (т.2 л.д.50-54), в целях реализации задач и функций, возложенных на инспекцию <адрес>, начальник инспекции обязан проводить прием экзаменов на право управления самоходными машинами.

Кроме того, на основании пункта 12 раздела III данного Должностного регламента начальник инспекции за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, несоблюдение ограничений и запретов, требований к служебному поведению может быть привлечен к дисциплинарной, гражданско-правовой, административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно сведениям Управления ЗАГС Кузбасса (т.1 л.д. 248) ФИО1 и ФИО4 состоят в зарегистрированном браке с ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ -КО ФИО4 принята на должность заместителя директора технического обслуживания автотранспорта в ООО «Механизатор»; по приказу от ДД.ММ.ГГГГ -КО переведена на должность офис-менеджера; уволена ДД.ММ.ГГГГ по приказу -КО по соглашению сторон, пункт 1 части 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ (т.2 л.д.87-89).

Согласно диплому (т.2 л.д.99), представленному в материалах дела, ФИО4 имеет квалификацию учителя математики и физики.

Дополнительным видом деятельности ООО «Механизатор» в соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ является «обучение профессиональное», «образование дополнительное детей и взрослых», «образование профессиональное дополнительное» (т.2 л.д.100-102). Согласно выписке из реестра лицензий по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ООО «Механизатор» на дополнительный вид деятельности имеет соответствующую лицензию № Л035-01258-42/00223640 от ДД.ММ.ГГГГ выданную Министерством образования Кузбасса (т.2 л.д.106).

За период 2022-2023 годов более 100 граждан прошли в ООО «Механизатор» подготовку (переподготовку) по профессии «Тракторист» и «Водитель внедорожных мототранспортных средств» (т.2 л.д.54-67).

Должностные обязанности ФИО4, в соответствии с должностной инструкцией заместителя директора технического облуживания автотранспорта (т.2 л.д.90-93), предполагали руководящие и контролирующие функции, такие как руководство работой по выполнению осмотра и ремонта на пункте технического обслуживания автотранспортных средств ремонтно-смотровыми бригадами; контроль качества выполнения ремонта автотранспортных средств, их узлов и деталей в соответствии с установленной технологией и в установленные сроки и др.

ФИО1, являясь начальником инспекции, в соответствии с Должностным регламентом, принимал экзамены у лиц, прошедших обучение в ООО «Механизатор», то есть в организации, одной из руководящих должностей в которой занимала его супруга ФИО4

Таким образом, несмотря на отсутствие прямого подчинения и независимости в системе служебной иерархии, ФИО4, занимая руководящую должность в ООО «Механизатор», могла влиять на процесс получения водительских удостоверений путем способствования сдачи экзамена обучающимися в организации лицами через своего супруга ФИО1

Указанные обстоятельства свидетельствуют о нахождении ФИО1 и должностного лица ООО «Механизатор» ФИО4 во взаимосвязи, а также о наличии между ними конфликта интересов.

Таким образом, ФИО1 в ситуации, при которой его личная заинтересованность (прямая или косвенная) могла повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий), не предпринял установленных законодательством меры по недопущению возможности возникновения и урегулированию конфликта интересов, не направил в установленном порядке уведомление представителю нанимателя (работодателю).

Согласно п.3.3 ч.1 ст. 8 Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и <данные изъяты> детей обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю), иным уполномоченным лицам, определенным настоящим Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, государственные гражданские служащие и граждане, претендующие на включение в федеральный кадровый резерв на государственной гражданской службе Российской Федерации.

В соответствии с ч.6 ст.20 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего, замещающего должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, и членов его семьи осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О противодействии коррупции» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Непредставление гражданским служащим сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо неполных сведений является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы, за исключением случаев, установленных федеральными законами (ч.6.1 ст.20).

Представление гражданским служащим заведомо недостоверных сведений, указанных в части 6.1 настоящей статьи, является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы (ч.6.2 ст.20).

В рамках проведенной в соответствии с ч. 7 ст.8 Федерального закона № 273-ФЗ, а также на основании приказа Управления Гостехнадзора Кузбасса от ДД.ММ.ГГГГ , проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении ФИО1 за 2020-2022 годы, было установлено представление ФИО1 неполных и недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2020, 2021, 2022 годы, как в отношении себя, так и в отношении членов своей семьи (супруги ФИО4, <данные изъяты> сына ФИО5) – т.1 л.д.18-245, т.2 л.д.1-47, л.д.138-146).

Согласно докладу Администрации Правительства Кузбасса о результатах проведенной проверки достоверности полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных ФИО1, а также соблюдения требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения обязанностей, установленных законодательством о противодействии коррупции (т.2 л.д.147-154), по результатам проведенной проверки установлены факты предоставления государственным гражданским служащим <адрес>-Кузбасса ФИО1 недостоверных (неполных сведений) о доходах за 2020,2021,2022 года, а также установлено нарушение им требований к служебному поведению государственного гражданского служащего, предложено направить материалы проверки в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих <адрес>-Кузбасса, осуществляющих профессиональную служебную деятельность в Управлении Гостехнадзора Кузбасса, и урегулированию конфликта интересов для рассмотрения и принятия решения о привлечении государственного гражданского служащего <адрес>-Кузбасса ФИО1 к ответственности за нарушение требований законодательства о противодействии коррупции.

ФИО1 уволен ДД.ММ.ГГГГ, а материалы проверки были переданы по акту в Управление Гостехнадзора ДД.ММ.ГГГГ (т.2 л.д.158).

Исходя из изложенного, ФИО1, будучи государственным гражданским служащим, фактически избежал предусмотренной законом ответственности за совершенные им коррупционные правонарушения, основания и формулировка его увольнения по приказу от ДД.ММ.ГГГГ -ЛС нарушают интересы Российской Федерации, что наносит ущерб репутации и авторитету государственной власти в целом, в связи с чем, формулировка увольнения ФИО1 по данному приказу подлежит изменению, иск – удовлетворению.

В силу части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Процедура рассмотрения материалов проверки и обращения в суд с заявлением об изменении основания и формулировки увольнения (прекращения полномочий) проверяемого лица регламентирована ст.13.5 Федерального закона РФ от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

В силу п.18 ст.13.5 Федерального закона РФ от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в случае удовлетворения судом заявления Генерального прокурора Российской Федерации или подчиненных ему прокуроров, указанного в части 16 или 17 настоящей статьи, суд изменяет основание и формулировку увольнения (прекращения полномочий) проверяемого лица и указывает в решении основание и формулировку увольнения (прекращения полномочий) в точном соответствии с формулировками настоящего Федерального закона или другого федерального закона со ссылкой на соответствующие статью, часть статьи, пункт, иную структурную единицу статьи настоящего Федерального закона или другого федерального закона.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 196-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Прокурора Кемеровской области – Кузбасса в интересах Кемеровской области - Кузбасса к Власову Сергею Александровичу об изменении формулировки основания увольнения (в порядке статьи 45 ГПК РФ) удовлетворить.

Изменить основание и формулировку увольнения Власова Сергея Александровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> (паспорт ) с пункта 3 части 1 статьи 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» по инициативе гражданского служащего на пункты 1,2 части 1 статьи 59.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» - в связи с утратой доверия.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через Гурьевский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Полный текст мотивированного решения составлен ДД.ММ.ГГГГ.

Судья:                                 /подпись/                                                 И.<адрес>

Подлинный документ подшит в гражданском деле №2-177/2024 (УИД RS0-15) Гурьевского городского суда <адрес>

2-177/2024 (2-1180/2023;) ~ М-949/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Кемеровской области-Кузбасса
Ответчики
Власов Сергей Александрович
Другие
Управление государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов Кузбасса
Суд
Гурьевский городской суд Кемеровской области
Судья
Серикова И.Г.
Дело на странице суда
guryevsky--kmr.sudrf.ru
27.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.12.2023Передача материалов судье
27.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.01.2024Подготовка дела (собеседование)
18.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.02.2024Судебное заседание
12.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.03.2024Дело оформлено
25.03.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее