Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-1329/2024 (33а-15024/2023;) от 14.12.2023

    Судья: Энгель А.А.                        адм. дело № 33а-1329/2024 (33а-15024/2023)

    УИД 63RS0031-01-2023-005025-57

        № 2а-4979/2023

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    23 января 2024 года                                                                     г. Самара

    Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

    председательствующего Сивохина Д.А.,

    судей Мыльниковой Н.В., Щетинкиной И.А.,

    при ведении протокола помощником судьи Булацкой В.П.

    рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Администрации городского округа Тольятти на решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от              02 октября 2023 года,

    заслушав доклад судьи Самарского областного суда Мыльниковой Н.В., выслушав пояснения представителя Администрации городского округа Тольятти ФИО5, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя административного истца ФИО6 на апелляционную жалобу, судебная коллегия

    установила:

Тяжев Е.Ю. обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации г.о. Тольятти о признании незаконным распоряжения заместителя Главы городского округа Тольятти от 09 июня 2023 года                

В обоснование заявленных требований указано, что Тяжев E.Ю. с составом семьи <данные изъяты> человека на основании распоряжения мэрии городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2011 -2015 года. Распоряжением заместителя мэра городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ семья с составом <данные изъяты> человека признана участниками, подпрограммы «обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы и включены в список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в рамках реализации данной подпрограммы. После рождения в семье второго ребенка, ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в ДД.ММ.ГГГГ Тяжевым Е.Ю. в администрацию г.о. Тольятти были повторно предоставлены документы о рождении ребенка и заявление о включении ребенка в очередь. Согласно выписки из Распоряжения заместителя Главы городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ, Тяжев E.Ю. с составом семьи <данные изъяты> человека снят с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении и исключен из числа участников мероприятий по обеспечению молодых семей ведомственной целевой программы в связи с несоответствием молодой семьи требованию, указанному в подпункте «б» пункта 6 Правил (подпункта «а» пункта 22 Правил), поскольку в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи из <данные изъяты> человек составляла <данные изъяты> кв.м.

ДД.ММ.ГГГГ Тяжевым Е.Ю. предоставлены документы, подтверждающие приобретение квартиры за счет средств жилищного кредита. Распоряжением заместителя главы городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ «О рассмотрении жилищного вопроса» было признано утратившим силу распоряжение заместителя главы городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ Тяжев Е.Ю. с составом семьи 4 человека признаны состоящими на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, признаны участниками мероприятий по обеспечению молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Распоряжением заместителя главы городского округа Тольятти от              9 июня 2023 года Тяжев Е.Ю. с составом семьи <данные изъяты> человека снят с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях и исключен из числа участников мероприятий по обеспечению молодых семей указанной ведомственной целевой программы, по причине обеспеченности жильем в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. С указанным распоряжением не согласен, поскольку оно вынесено с существенным нарушением положений части 2 статьи 56 ЖК РФ. Решение было принято спустя 2,5 года после предоставления документов. Распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ нарушает права административного истца на получение социальной выплаты.

К участию в деле судом первой инстанции привлечён в качестве соответчика заместитель главы городского округа Тольятти ФИО4; в качестве заинтересованного лица ФИО10

Решением Центрального районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление удовлетворено, суд признал Распоряжение заместителя главы г.о. Тольятти ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ незаконным (л.д.93-97).

В апелляционной жалобе административный ответчик администрация г.о. Тольятти просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме, указывая о том, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по                   ДД.ММ.ГГГГ Тяжев Е.Ю. состоял на учете с составом семьи 3 человека, обеспеченность заявителя общей площадью жилого помещения на одного члена семьи из 3-х человек составляла более учетной нормы - 16,3 кв.м, в связи с чем административный истец не мог быть признан нуждающимся в жилом помещении. Поскольку семья административного истца не соответствовала требованиям, предъявляемым к участникам пункт 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с действующим законодательством было принято распоряжение заместителя главы администрации г.о. Тольятти от            ДД.ММ.ГГГГ Принятие данного распоряжения за пределами указанного в часть 2 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации вопреки доводам суда не влечет его незаконность, поскольку законодателем не указано, что такое решение запрещено принимать после указанного в норме срока (л.д.102-106).

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря             2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечению доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.

Представитель административного ответчика администрации г.о. Тольятти ФИО5 в судебном заседании суда апелляционной инстанции просил отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Представитель административного истца ФИО6 в заседании судебной коллегии просила отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, а решение суда оставить без изменений.

Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.

    Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (часть 2 статьи 62, часть 11 статьи 226 КАС РФ).

Судом установлено и следует из материалов дела, что Тяжев Е.Ю. с составом семьи - <данные изъяты> человека (Тяжев Е.Ю., супруга - ФИО10, дочь - ФИО7) на основании распоряжения мэрии городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, о чем направлено извещение от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11).

Согласно распоряжению заместителя мэра городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ семья составом <данные изъяты> человека (Тяжев Е.Ю., супруга - ФИО10, дочь - ФИО7) признана участником подпрограммы «обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы и включена в список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в рамках реализации данной подпрограммы (л.д.12).

На момент постановки Тяжева Е.Ю. с составом семьи 3 человека на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы ФИО9 на праве общей долевой собственности принадлежала <данные изъяты> доли (15,9 кв.м) в праве общей долевой собственности на жилое помещение общей площадью <данные изъяты> кв.м, по адресу: <адрес>, право собственности прекращено ДД.ММ.ГГГГ (л.д.79-80).

В период после постановки на учет в период с ДД.ММ.ГГГГ по              ДД.ММ.ГГГГ в собственности Тяжева Е.Ю. и <данные изъяты> на основании договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ находилась квартира, общей площадью 33 кв.м по адресу: <адрес>. Указанное жилое помещение приобретено Тяжевым Е.Ю. и ФИО10 с использованием кредитных средств, представленных ПАО «Сбербанк России» в лице Автозаводского головного отделения ПАО «Сбербанк» по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.57).

ДД.ММ.ГГГГ в семье Тяжева Е.Ю. родилась дочь ФИО8 (л.д.21).

Тяжевым Е.Ю. и ФИО10 по договору купли-продажи объекта недвижимости с использованием кредитных средств от ДД.ММ.ГГГГ приобретена квартира, распложенная по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м, с использованием средств жилищного кредита, предоставленного Банком ВТБ (ПАО) по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.69-78).

В связи с изменением состава семьи, ДД.ММ.ГГГГ Тяжевым Е.Ю. подано заявление и подтверждающие документы в администрацию городского округа Тольятти.

Согласно выписки из Распоряжения заместителя Главы городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ, Тяжев Е.Ю. с составом семьи <данные изъяты> человека на основании пункта 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации снят с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении и исключен из числа участников мероприятий по обеспечению молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно- коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в связи с несоответствием молодой семьи требованию, указанному в подпункте «б» пункта 6 Правил (подпункта «а» пункта 22 Правил), поскольку в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи их 3-х человек составляла 16,3 кв.м, в указанный период Тяжеву Е.Ю. на праве собственности принадлежала <данные изъяты> доли (15,9 кв.м) в праве общей долевой собственности на жилое помещение общей площадью 47,5 кв.м, по адресу: <адрес> право собственности, на которую прекращено ДД.ММ.ГГГГ; в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в совместной собственности Тяжева Е.Ю. и его супруги находилась однокомнатная квартира площадью 33 кв.м, расположенная по адресу: <адрес> (л.д.13-14).

18 сентября 2020 года Тяжевым Е.Ю. в администрацию городского округа Тольятти представлены документы, подтверждающие приобретение квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, в собственность ФИО9 и ФИО10 с использованием кредитных средств, представленных ПАО «Сбербанк России» в лице Автозаводского головного отделения ПАО «Сбербанк» по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно выписки из Распоряжения заместителя Главы городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ «О рассмотрении жилищного вопроса» признано утратившим силу распоряжение заместителя главы городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ Тяжев Е.Ю. с составом семьи 4 человека признаны состоящими на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, признаны участниками мероприятий по обеспечению молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами гражданам Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15-16).

При вынесении распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ было учтено, что квартира, расположенная по адресу: <адрес>, приобретена Тяжевым Е.Ю. и ФИО10 - с использованием кредитных средств, представленных ПАО «Сбербанк России» в лице Автозаводского головного отделения ПАО «Сбербанк» по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ, указанный объект недвижимости был в залоге, таким образом не должен учитываться при определении доли молодой семьи Тяжевых из 3-х человек уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Распоряжением заместителя главы городского округа Тольятти от                  ДД.ММ.ГГГГ Тяжев Е.Ю. с составом семьи 4 человека снят с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях и исключен из числа участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей федерального проекта «Содействие субъектам Российской Федерации в реализации полномочий по оказанию государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», по причине несоответствия молодой семьи требованию, указанному в подпункте «б» пункта 6 Правил (подпункт «а» пункта 22 Правил), а именно обеспеченности жильем в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Распоряжение заместителя Главы городского округа Тольятти от 08 октября 2020 года признано утратившим силу (л.д.17).

Признавая незаконным распоряжение заместителя главы городского округа Тольятти ФИО4 от 9 июня 2023 года суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое распоряжение вынесено администрацией городского округа Тольятти с существенным нарушением срока, установленного частью 2 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации для принятия решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Кроме того суд первой инстанции указал, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по дату регистрации права на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м, обеспеченность жилой площадью каждого члена семьи Тяжева Е.Ю. составляла менее учетной нормы.

Оснований не согласиться с такими выводами суда первой инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется, поскольку выводы суда являются верными, подробно мотивированы со ссылками на установленные обстоятельства, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

При этом судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционной жалобы.

Согласно части 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления создают условия для осуществления права граждан на жилище.

В силу пункта 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 утверждены особенности реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", приложением № 1 к которым являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее - Правила).

В соответствии с подпунктом "е" пункта 2 Правил, социальная выплата используется для погашения суммы основного долга (части суммы основного долга) и уплаты процентов по жилищным кредитам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома или по кредиту (займу) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по указанным жилищным кредитам или кредитам (займам) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита.

Подпункт "б" пункта 6 Правил предусматривает, что участником мероприятия ведомственной целевой программы может быть молодая семья, которая наряду с другими требованиями признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 этих Правил.

Согласно пункту 7 Правил признание граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения согласно части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащим им на праве собственности.

Постановлением Мэра города Тольятти Самарской области от 05.10.2005 N 141-1/п «Об установлении учетной нормы, нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и размера стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи заявителя (одиноко проживающего гражданина) и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда на территории городского округа Тольятти» установлена учетная норма площади жилого помещения, в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях - размере менее 12,0 кв.м общей площади жилого помещения на человека.

В ходе рассмотрения дела достоверно установлено и подтверждается материалами дела, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обеспеченность жилой площадью каждого члена семьи Тяжева Е.Ю. составляла <данные изъяты> кв.м, то есть более учетной нормы.

Положения абзаца 3 пункта 7 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, устанавливающие, что при определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения в случае использования социальной выплаты в соответствии с подпунктами "е" и "и" пункта 2 настоящих Правил не учитывается жилое помещение, приобретенное (построенное) за счет средств жилищного кредита, предусмотренного указанными подпунктами, обязательства по которому полностью не исполнены, либо не исполнены обязательства по кредиту (займу) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита, введены Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2020 года и действуют с 01 августа 2020 года, в связи с чем судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что указанные положения не могли быть применены при определении нуждаемости семьи ФИО13 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ при вынесении распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ

Основания снятия с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях указаны пунктом 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Частью 2 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 названной статьи.

Как следует из материалов административного дела, Тяжев Е.Ю. с составом семьи три человека первоначально был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы распоряжением мэрии городского округа Тольятти -р/5 от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании Распоряжения заместителя Главы городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ административный истец с составом семьи 3 человека был снят с учета нуждающихся в жилом помещении по мотиву того, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ у Тяжева Е.Ю. и членов его семьи отсутствовала нуждаемость в жилых помещениях, обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи из 3-х человек составляла 16,3 кв.м.

При этом Распоряжением заместителя главы городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ «О рассмотрении жилищного вопроса» признано утратившим силу распоряжение заместителя главы городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ , Тяжев Е.Ю. с составом семьи 4 человека вновь признаны состоящими на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении в рамках мероприятия по обеспечению молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ. Также Тяжев Е.Ю. с составом семьи 4 человека признаны участниками мероприятия по обеспечению молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами гражданам Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15-16).

Повторно снимая ДД.ММ.ГГГГ Распоряжением заместителя главы городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ Тяжева Е.Ю. с составом семьи 4 человека с учета в качестве нуждающихся в жилым помещениях и исключая из числа участников мероприятий по обеспечению молодых семей указанной ведомственной целевой программы, орган указал на обеспеченность административного истца и членов его семьи жильем в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ площадью жилого помещения на каждого члена семьи более учетной нормы.

Вместе с тем указанные обстоятельства и факты, относящиеся к обеспеченности административного истца и членов их семьи, имели место при постановке ДД.ММ.ГГГГ Тяжева Е.Ю. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, и до снятия его с учета не изменились.

Как следует из содержания частей 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", по вопросам местного значения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Более того, решения органов местного самоуправления в сфере имущественных отношений должны быть предсказуемыми, обоснованными, исключающими произвольность и возможность злоупотреблений, о чем отмечено в пункте 3.3 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30 марта 2012 года N 9-П о проверке конституционности части 2 статьи 4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в связи с жалобой администрации муниципального образования "Звениговский муниципальный район" Республики Марий Эл.

Однако, принимаемые с 2020 года по 2023 год административным ответчиком решения, связанные с постановкой и снятием Тяжева Е.Ю. с составом семьи с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, не только не являются предсказуемыми и порождают правовую неопределенность, но и подрывают доверие граждан к органам власти, поскольку одни и те же обстоятельства толкуются органом местного самоуправления прямо противоположно, что противоречит требованиям закона.

В соответствии с частью 2 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений.

Между тем административный ответчик, достоверно обладая информацией об обеспеченности в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ административного истца и членов его семьи жилой площадью, в том числе находящейся в собственности административного истца (1/3 доли) в праве общей долевой собственности на жилое помещение общей площадью 47,5 кв.м по адресу: <адрес>, в совместной собственности Тяжева Е.Ю. и его супруги - однокомнатной квартира площадью 33 кв.м, расположенной по адресу: <адрес> решение о снятии Тяжева Е.Ю. с учета принял только по истечении более двух с половиной лет.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по дату регистрации права на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м, обеспеченность жилой площадью каждого члена семьи Тяжева Е.Ю. составляла менее учетной нормы.

При таких обстоятельствах, распоряжение заместителя главы городского округа Тольятти ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> о снятии Тяжева Е.Ю. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, нельзя признать законным, оспариваемое решение нарушает права последнего.

Применения положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия не усматривает, поскольку право Тяжева Е.Ю. будет восстановлено путем признания незаконным оспариваемого распоряжения.

С учетом указанных обстоятельств выводы суда первой инстанции об наличии правовых оснований для признания оспариваемого административным истцом распоряжения незаконным являются правильными, основанными на верном применении приведенных норм материального права.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, основаны на неправильном толковании норм материального права, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены решения суда.

Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, выводы суда являются мотивированными, соответствуют содержанию исследованных доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу и регулирующих рассматриваемые правоотношения; юридически значимые обстоятельства по делу установлены правильно, нормы материального права применены верно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебных постановлений, в том числе по безусловным основаниям, не установлено.

Следует отметить, что само по себе несогласие административного ответчика с данной судом оценкой обстоятельств дела не дает оснований считать решение суда неправильным. Доводы жалобы направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, исследованных судом и получивших надлежащую правовую оценку. Таким образом судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения.

При рассмотрении дела судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права не допущено, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.

С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

    определила:

    решение Центрального районного суда г. Тольятти от 02 октября               2023 года оставить без изменения, жалобу Администрации городского округа Тольятти – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Определение суда апелляционной инстанции в окончательной форме изготовлено 1 февраля 2024 г.

Председательствующий:

Судьи:

33а-1329/2024 (33а-15024/2023;)

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Тяжев Е.Ю.
Ответчики
Администрация г.о.Тольятти
Заместитель главы г.о.Тольятти Дроботов А.А.
Другие
Винокурцева Н.А.
Тяжева А.А.
Министерство социально-демографической политики Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud--sam.sudrf.ru
14.12.2023Передача дела судье
23.01.2024Судебное заседание
05.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.02.2024Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее