Дело № 2-2899/2023
УИД 18RS0003-01-2023-000924-31
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 июля 2023 года г. Ижевск
Октябрьский районный суд г.Ижевска в составе:
председательствующего судьи Шешукова Д.А.,
при секретаре Исламовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Каргашиной Л.В. к Блинову Д.В. о компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
Каргашина Л.В. обратилась в суд с иском к Блинову Д.В. о компенсации морального вреда.
Требования мотивировала тем, что 07 октября 2022 года около дома <адрес> ответчик, двигаясь на автомобиле Лада Гранта, г.н. <номер>, задним ходом, совершил наезд на истца, причинив ей телесные повреждения. В результате травмы истец испытала физические и нравственные страдания, вследствие чего у нее возникло право требовать с причинителя вреда Блинова Д.В. компенсацию морального вреда, размер которой определен в 300 000 рублей.
В ходе рассмотрения дела к участию в деле в порядке ст.43 ГПК РФ в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено САО «ВСК».
В судебном заседании истец Каргашина Л.В. настаивала на требованиях в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик Блинов Д.В., не оспаривая вины в ДТП, иск не признал, размер компенсации морального вреда считает завышенным.
Выслушав мнение сторон, заключение прокурора, полагавшей заявленные требования подлежащими удовлетворению, изучив и проанализировав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
07 октября 2022 года в 12 часов 30 мину на улице <адрес> ответчик, являясь водителем транспортного средства Лада Гранта, г.н. <номер>, двигаясь задним ходом, совершил наезд на истца, причинив ей телесные повреждения.
В результате наезда у истца, в соответствии с заключением судебно- медицинской экспертизы № 5115, возникли телесные повреждения, а именно: закрытая травма левого коленного сустава в виде перелома межмыщелкового возвышения большеберцовой кости без смещения костных отломков и разрыва заднего рога медиального мениска; кровоподтек и ссадина в области правого коленного сустава, которые в совокупности причинили вред здоровью средней тяжести по признаку длительности его расстройства.
Указанные обстоятельства в судебном заседании установлены представленными и исследованными доказательствами, в том числе результатами судебно-медицинской экспертизы, участниками процесса не оспариваются.
В соответствии с п.п.1,3 ст.1079 ГК РФ граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 настоящего Кодекса. Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (по доверенности на право управления транспортным средством). Владелец источника повышенной опасности не отвечает за вред, причиненный этим источником, если докажет, что источник выбыл из его обладания в результате противоправных действий других лиц. Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности, в таких случаях несут лица, противоправно завладевшие источником. При наличии вины владельца источника повышенной опасности в противоправном изъятии этого источника из его обладания ответственность может быть возложена как на владельца, так и на лицо, противоправно завладевшее источником повышенной опасности.
Никем из участвующих в деле лиц не оспаривается факт причинения травмы истцу в результате наезда на нее автомобиля, находящегося в законном владении ответчика. Последний не представил доказательства выбытия из его обладания автомобиля Лада Гранта, г.н. О159ЕТ/18, на момент ДТП. В этой связи Блинов Д.В. является надлежащим субъектом ответственности за причиненный Каргашиной Л.В. вред.
В силу положений ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
В соответствии со ст.1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 ГК РФ и статьей 151 ГК РФ. Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.
В соответствии со ст.1100 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности.
В соответствии со ст.1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда, в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Обязанность компенсации морального вреда может быть возложена судом на причинителя вреда при наличии предусмотренных законом оснований и условий применения данной меры гражданско-правовой ответственности, а именно: физических или нравственных страданий потерпевшего; неправомерных действий (бездействия) причинителя вреда; причинной связи между неправомерными действиями (бездействием) и моральным вредом; вины причинителя вреда (статьи 151, 1064, 1099 и 1100 ГК РФ). Потерпевший - истец по делу о компенсации морального вреда должен доказать факт нарушения его личных неимущественных прав либо посягательства на принадлежащие ему нематериальные блага, а также то, что ответчик является лицом, действия (бездействие) которого повлекли эти нарушения, или лицом, в силу закона обязанным возместить вред. Вина в причинении морального вреда предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в причинении вреда доказывается лицом, причинившим вред (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ) (п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 N 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда»).
Под физическими страданиями следует понимать физическую боль, связанную с причинением увечья, иным повреждением здоровья, либо заболевание, в том числе перенесенное в результате нравственных страданий, ограничение возможности передвижения вследствие повреждения здоровья, неблагоприятные ощущения или болезненные симптомы, а под нравственными страданиями - страдания, относящиеся к душевному неблагополучию (нарушению душевного спокойствия) человека (чувства страха, унижения, беспомощности, стыда, разочарования, осознание своей неполноценности из-за наличия ограничений, обусловленных причинением увечья, переживания в связи с утратой родственников, потерей работы, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, раскрытием семейной или врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию, временным ограничением или лишением каких-либо прав и другие негативные эмоции) (п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 N 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда»).
Наличие причинной связи между противоправным поведением причинителя вреда и моральным вредом (страданиями как последствиями нарушения личных неимущественных прав или посягательства на иные нематериальные блага) означает, что противоправное поведение причинителя вреда повлекло наступление негативных последствий в виде физических или нравственных страданий потерпевшего (п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 N 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда»).
В судебном заседании установлено, что нанесение вреда здоровью истца безусловно причинило нравственные страдания, факт нарушения ее личных неимущественных прав, а также то, что ответчик является лицом, действия (бездействие) которого повлекли эти нарушения, и лицом, в силу закона обязанным возместить вред, равно как и вина в причинении морального вреда установлены.
Истец в момент наезда на нее автомобиля, получения травмы испугалась за свою жизнь и здоровье, претерпела значительную психологическую травму. Вследствие полученных повреждений перенесла лечение, определенное время была лишена возможности вести нормальный, обычный для людей ее возраста образ жизни, активно проводить свободное время, полноценно работать и организовывать досуг.
Именно противоправное поведение причинителя вреда (ответчика) повлекло наступление негативных последствий в виде физических и нравственных страданий потерпевшей.
Суд, определяя размер компенсации морального вреда, учитывает степень нравственных страданий истца, степень вины ответчика в причинении вреда здоровью истца, имущественное положение ответчика
С учетом установленных по делу обстоятельств, оценивая требования закона о разумности и справедливости, суд полагает возможным взыскать в ответчика компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб., что будет соответствовать, по мнению суда, последствиям нарушенного права.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
иск Каргашиной Л.В. к Блинову Д.В. о возмещении вреда удовлетворить частично.
Взыскать с Блинова Д.В. (паспорт <номер>) в пользу Каргашиной Л.В. (паспорт <номер>) <данные изъяты> рублей в качестве компенсации морального вреда.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики через Октябрьский районный суд г. Ижевска в течение месяца со дня изготовления решения.
Решение в окончательной форме изготовлено 09.08.2023.
Председательствующий судья: Шешуков Д.А.