Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-106/2023 (2-2157/2022;) ~ М-1945/2022 от 05.12.2022

61RS0-07

Дело № 2-106/2023 (2-2157/2022;)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 февраля 2023 года г. Красный Сулин, Ростовской области

Красносулинский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Галагановой О.В.,

при секретаре Пухальской П.А.,

c участием помощника Красносулинского городского прокурора Ростовской области Потехина А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Красносулинского городского прокурора Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ Комиссаровская СОШ, Управлению образования Красносулинского района об обязании обеспечить наличие при входе в административное здание общеобразовательного учреждения информационной мнемосхемы для инвалидов по зрению, отображающей информацию о помещениях в здании, суд,

УСТАНОВИЛ:

Красносулинский городской прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ Комиссаровская СОШ, Управлению образования Красносулинского района с иском, в котором просил обязать обеспечить наличие при входе в административное здание общеобразовательного учреждения информационной мнемосхемы для инвалидов по зрению, отображающей информацию о помещениях в здании, а Управление образования Красносулинского района осуществить финансирование МБОУ Комиссаровская СОШ по выполнению указанных работ.

Иск мотивирован тем, что Красносулинской городской прокуратурой проведена проверка исполнения норм и требований законодательства в сфере социальной защиты инвалидов, посредством создания условий для их беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур.

По результатам проведенной проверки выявлены нарушения п.2 ч.б ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст.ст. 2, 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», п. 7 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», пп.а,е п. 3 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 №1309, пункта 6.5.12 «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утвержденного и введенного в действие Приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр.

Проведенной городской прокуратурой проверкой установлено, что в нарушение требований Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ, п. 6.5.12 Свода правил, пп.а.е, п. 3 Порядка при входе в МБОУ Комиссаровская СОШ для инвалидов по зрению не установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании.

По результатам выявленных нарушений городской прокуратурой в адрес директора МБОУ Комиссаровская СОШ 19.03.2022 внесено представление об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов. Однако выявленные нарушения до настоящего времени не устранены.

Представитель истца – помощник Красносулинского городского прокурора Потехин А.А. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в иске, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика Управления образования Красносулинского района по доверенности Буценко В.А. иск не признала, просила установить срок для добровольного исполнения решения суда шесть месяцев со дня его вступления в законную силу.

Представитель ответчика МБОУ Комиссаровская СОШ в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела, просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Выслушав доводы представителя истца, представителя Управления образования, исследовав представленные доказательства, и оценив их по правилам ст.67 ГПК РФ, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

    Прокурор в силу ч. 1 ст.45 ГПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

    В соответствии со ст. 17 Конституции РФ, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В силу ст. 9 указанного Федерального закона реализация основных направлений реабилитации, реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации, реабилитации инвалидов.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона №181-ФЗ Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Согласно положениям вышеназванных норм закона, к объектам социальной инфраструктуры отнесены здания, сооружения, их комплексы и входящие в их состав помещения многоквартирных домов (жилые помещения), учреждения социального, медицинского, бытового, культурно-зрелищного, торгового, кредитно-финансового, гостиничного, туристического, санаторно-курортного назначения, пассажирского обслуживания населения, общего и профессионального образования, воспитания, отдыха, туризма, физкультуры и спорта, трудовой деятельности, предназначенные для предоставления услуг связи и информационных услуг, административного назначения, иных учреждений и организаций, связанных с обеспечением жизнедеятельности и обслуживанием населения, а также участки и элементы застройки территорий указанных учреждений и пути движения пешеходов.

Согласно п. п.3 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи" (Зарегистрировано в Минюсте России 08.12.2015 N 40000), утвержденного Приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 N 1309 (ред. от 18.08.2016) руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами, в том числе: возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них, надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

Согласно пункту 7 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" доступность зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения передвижения должны обеспечивать:

1) досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений;

2) безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.

В целях реализации Закона N 181-ФЗ Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 декабря 2020 г. №904/пр утверждены СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»(далее Свод правил), в которых отражены основные требования к зданиям и сооружениям, к оборудованию входа помещений, с учетом потребностей маломобильных групп населения.

Пунктом 6.5.12 Свода правил установлено, что системами обеспечения разборчивости звуковой информации для людей с нарушением слуха следует оборудовать лекционные и зрительные залы, залы ожидания и пр. В зданиях с массовым пребыванием людей(пассажирские здания вокзалов всех видов транспорта, организации социального обслуживания общественные здания административного назначения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению следует устанавливать тактильные и тактильно-звуковые схемы, отображающие информацию о размещении и назначении помещений в здании. Они должны размещаться в вестибюле вблизи входа по возможности с правой стороны по ходу движения на расстоянии не более 4м от входа в здание. Направляющие тактильные напольные указатели для инвалидов по зрению предусматриваются по зданию на проектирование для обозначения основных путей безопасного передвижения при их ширине более 4 м и длине более 70м к месту обслуживания, если отсутствуют иные направляющие ориентиры(непрерывные линии стен, поручни, ограждения).

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в нарушение требований Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ и Свода правил, в здании МБОУ Комиссаровская СОШ не установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения) для инвалидов по зрению. Данные обстоятельства в судебном заседании подтверждены справкой, составленной помощником прокурора о результатах проверки деятельности МБОУ Комиссаровская СОШ и приложенной к ней фототаблицей, копией представления заместителя Красносулинского городского прокурора ФИО7 на имя директора МБОУ Комиссаровская СОШ, копией ответа директора МБОУ Комиссаровская СОШ.

    Данные нарушения ущемляют права и законные интересы граждан с ограниченными возможностями здоровья на доступ к объектам социальной инфраструктуры и не соответствуют направлениям социальной политики государства в отношении инвалидов, направленной на достижение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод.

Пунктом 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 273-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации - собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с ч. 2 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.

Управление образования осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами государственной власти и их территориальными органами, органами государственной власти Ростовской области, органами местного самоуправления района, органами местного самоуправления городского и сельских поселений, общественными организациями и объединениями.

Управление образования является главным распорядителем средств бюджета района, выделяемых на финансовое обеспечение выполнения муниципальных заданий подведомственными управлению образования муниципальными бюджетными учреждениями, а также средств, выделяемых на целевые программы и мероприятия в области образования.

С учетом установленных по делу обстоятельств, суд удовлетворяет исковые требования, поскольку в ходе рассмотрения дела установлено, что ответчиком не устранены выявленные нарушения действующего законодательства, равно как и не представлено доказательств, опровергающих доводы изложенные в исковом заявлении.

Разрешая вопрос об установлении срока исполнения настоящего решения в соответствии со ст.204 ГПК РФ, суд полагает возможным установить его равным шести месяцам, поскольку указанный срок является разумным, соответствует сложности работ, их объему, финансовым затратам за счет соответствующих бюджетных средств.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Красносулинского городского прокурора Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать МБОУ Комиссаровская СОШ (ИНН 6148011252, ОГРН (1026102162052) обеспечить наличие при входе в административное здание общеобразовательного учреждения информационной мнемосхемы для инвалидов по зрению, отображающей информацию о помещениях в здании.

Обязать Управление образования Красносулинского района Ростовской области (ИНН 6148002811) обеспечить финансирование МБОУ Комиссаровская СОШ по выполнению работ по оборудованию входа в образовательное учреждение информационной мнемосхемой для инвалидов по зрению, отображающей информацию о помещениях в здании.

Установить срок для добровольного исполнения решения суда шесть месяцев со дня его вступления в законную силу.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ростовского областного суда через Красносулинский райсуд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья О.В. Галаганова

Решение в окончательной форме будет принято 10.02.2023г.

2-106/2023 (2-2157/2022;) ~ М-1945/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Красносулинский городской прокурор Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
Управление образования Красносулинского района Ростовской области
МБОУ Комиссаровская СОШ
Суд
Красносулинский районный суд Ростовской области
Судья
Галаганова Ольга Владимировна
Дело на странице суда
krasnosulinsky--ros.sudrf.ru
05.12.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.12.2022Передача материалов судье
06.12.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.12.2022Подготовка дела (собеседование)
27.12.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.01.2023Судебное заседание
06.02.2023Судебное заседание
10.02.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.03.2023Дело оформлено
10.04.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее