Дело № 2-86/2024 УИД: 66RS0060-01-2024-000029-63
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 июля 2024 года п.г.т. Шаля Свердловской области
Шалинский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Мироновой С.Н.,
при секретаре Журавлевой Е.А.,
с участием представителя истца - помощника прокурора Шалинского района Свердловской области Дягилевой Е.Н.,
представителя ответчика Администрации Шалинского городского округа по доверенности Сюкосева А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шалинского района Свердловской области к Администрации Шалинского городского округа об обязании совершить действия,
у с т а н о в и л :
Прокурор Шалинского района Свердловской области обратился с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Шалинского городского округа о возложении обязанности в срок до 30.09.2024 создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с расстоянием не менее 20 метров, но не более 100 метров до индивидуальных жилых домов №№ 11,14,16,18,22,26 по ул. Белинского и дома № 48 ул. Марата в п. Шаля Свердловской области, в соответствии с СаНПиН 2.1.3684-21.
В ходе рассмотрения дела, прокурор исковые требования уточнил и просил возложить на ответчика Администрацию Шалинского городского округа в срок до 30.10.2024 создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов по ул. Белинского в п. Шаля Свердловской области в соответствии с СаНПиН 2.1.3684-21 (л.д.132-133).
В порядке подготовки дела и в ходе судебного разбирательства к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора: Шалинская поселковая администрация, ООО ТБО "Экосервис", ТО УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в г. Первоуральск, Шалинском, Нижнесергинском районах и. г. Ревда - на стороне ответчика; ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 – на стороне истца (л.д.1, 74-75).
Свой иск прокурор мотивировал тем, что в связи с поступлением обращения депутата Думы Шалинского городского округа ФИО6 ими проведена проверка по соблюдению администрацией Шалинского городского округа законодательства об отходах производства и потребления, законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в ходе которой были выявлены нарушения федерального законодательства об отходах производства и потребления. Так, в нарушение ст. ст. 8, 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч.1, 2 ст.22, ст.39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039, п. 4 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 3, п. 24 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не созданы места накопления твёрдых коммунальных отходов по ул. Белинского в п. Шаля Свердловской области в соответствии с СаНПиН 2.1.3684-21. При этом, к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в том числе участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов (ТКО). Администрация Шалинского городского округа не лишена права осуществлять устранение таких нарушений с соблюдением положений Федерального законодательства и урегулировать свои финансовые взаимоотношения с участниками бюджетной системы. Положения указанных санитарных норм и правил содержат актуальные требования к оборудованию контейнерных площадок, вне зависимости от зоны их размещения в пределах населенных пунктов. Требования данных правил направлены на создание безопасных для окружающей среды условий эксплуатации подобных площадок, а потому несоблюдение этих правил нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Шалинского района Свердловской области Дягилева Е.Н. уточненные исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям. Считает, что срок для исполнения решения суда, который заявлен в иске, является разумным.
Представитель ответчика Администрации Шалинского городского округа Свердловской области по доверенности Сюкосев А.В. исковые требования не признал в полном объеме. Поддержал доводы, изложенные в возражениях на иск, в которых указано, что истцом не представлено доказательств того, что при размещении объектов по указанным адресам будут обеспечены требования законодательства: природоохранного и о защите прав потребителей в части обеспечения необходимого расстояния между объектами и жилыми домами. Согласно сведениям публичной кадастровой карты, улица Белинского в п.г.т. Шаля является узкой, расстояние от стен жилых домов до дороги составляет менее 20 метров. Размещение контейнерных площадок ближе минимально допустимого санитарными правилами расстояния до жилых домов нарушит право граждан на благоприятную окружающую среду. Данный факт также подтверждает акт осмотра от 13.02.2024, которым установлено, что по указанным в иске адресам отсутствует возможность оборудования контейнерных и (или) специальных площадок в соответствии с п.4 СанПиН 2.1.3684-21 (л.д. 59-60, 61, 158-159).
Третье лицо ООО ТБО «Экосервис» направил в адрес суда отзыв на иск, в котором указал, что органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Площадки для складирования ТКО могут быть расположены не в непосредственной близости от источника их образования, потребители имеют самостоятельную возможность доставить ТКО на любую площадку для их складирования. В случае отсутствия мест накопления в территориальной схеме обращения в отходами и реестре мест накопления, потребитель обязан создать свое место накопления с последующим внесением данных о месте накопления в территориальную схему обращения в отходами и реестр мест накопления, утвержденный органом местного самоуправления. Региональный оператор не несет ответственности за недостатки или отсутствие контейнерных площадок у потребителя, в их обязанности не входит создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО (л.д.51-52)
Иные третьи лица, привлеченные к участию в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, отзыв на иск не представили, об отложении дела не просили.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Из материалов дела следует, что прокуратурой Шалинского района Свердловской области была проведена проверка, в ходе которой были установлены указанные в иске нарушения требований законодательства об отходах производства и потребления в части отсутствия организации контейнерных площадок или специальных площадок с мусоросборниками, предназначенным для складирования твердых коммунальных отходов на территории Шалинского городского округа, что стороной ответчика не оспаривается (л.д.8-10, 12-15, 20-21, 22-28, 29-32, 33-35).
Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу п. 4 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится, в том числе создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Согласно п. 1,2,4 статьи 13.4 этого же закона, накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление). Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года N 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (далее-Правила), которые определяют порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию указанного реестра.
Согласно п. 3 указанных Правил, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В силу п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих округов.
Согласно п. 4 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 05.12.2019 № 20 утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований» (вместе с «СанПиН 2.1.7.3550-19. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы...») (далее СанПиН 2.1.7.3550-19).
Согласно пункту 1.2 СанПиН 2.1.7.3550-19 соблюдение Санитарных правил является обязательным для органов местного самоуправления.
На территориях муниципальных образований в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки - места накопления ТКО, которые независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, водонепроницаемое покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки (п.2.1.).
Расстояние от контейнерных площадок до жилых зданий, границы индивидуальных земельных участков под индивидуальную жилую застройку, территорий детских и спортивных площадок, дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций и мест массового отдыха населения должно быть не менее 20 м, но не более 100 м; до территорий медицинских организаций - не менее 25 м. (п.2.2.).
Площадка для установки бункера должна быть удалена от жилых зданий, территорий дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций на расстояние не менее 20 м, до территорий медицинских организаций - не менее 25 м, иметь достаточную площадь для установки бункера, водонепроницаемое покрытие, подъездные пути, обеспечивающие доступ для мусоровозов, и ограничена бордюром по периметру (п.2.8.).
В пункте 2.8 СанПиН 2.1.7.3550-19 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 05.12.2019 N 20 определено, что площадка для установки бункера должна быть удалена от жилых зданий, территорий дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций на расстояние не менее 20 м, до территорий медицинских организаций - не менее 25 м, иметь достаточную площадь для установки бункера, водонепроницаемое покрытие, подъездные пути, обеспечивающие доступ для мусоровозов, и ограничена бордюром по периметру. Указанные Правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований, накоплению, сбору, транспортированию отходов производства и потребления, состоящих из твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов и жидких бытовых отходов.
Вместе с тем, как установлено в ходе проведенной проверки и не оспаривалось ответчиком, в нарушение указанных выше правовых норм ответчик свою обязанность по организации контейнерных площадок или специальных площадок с мусоросборниками не выполнил. Данное обстоятельство подтверждается актом проверки от 10.01.2024 (л.д.33-36).
Отсутствие соответствующей организации контейнерных площадок или специальных площадок с мусоросборниками свидетельствует о бездействии ответчика, который, в соответствии с вышеназванными нормами закона и положениями Устава, обязан осуществлять деятельность по надлежащей организации мест накопления крупногабаритных отходов, своевременно выявлять недостатки и принимать меры по их устранению.
К возражениям ответчика суд отнесся критически, так как заявленные уточненные требования не содержат привязки к конкретным адресам домов по ул.Белинского, а представленными стороной ответчика доказательствами не опровергнута возможность размещения контейнерных площадок с соблюдением действующих норм и правил в пределах заявленных требований.
С учетом изложенного, иск подлежит удовлетворению в полном объеме, с установлением срока исполнения решения суда – до 30.10.2024, который суд находит разумным с учётом доводов сторон.
В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по делу подлежат отнесению на счет местного бюджета, поскольку в силу п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик, как и истец при подаче иска подлежат освобождению от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст. ст. 103, 194, 197, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Иск прокурора Шалинского района Свердловской области к Администрации Шалинского городского округа (ИНН 6657001957) об обязании совершить действия о возложении обязанности соблюдения законодательства об отходах производства и потребления в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, удовлетворить.
Возложить на Администрацию Шалинского городского округа обязанность в срок до 30.10.2024 создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов по ул. Белинского в п. Шаля Свердловской области в соответствии с СаНПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий», утверждёнными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №3.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, принесено апелляционное представление в Свердловский областной суд через Шалинский районный суд Свердловской области в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 10.07.2024.
Председательствующий судья С.Н. Миронова