Дело №
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Магасский районный суд Республики Ингушетия в составе:
председательствующего - Шеди А.В.,
при секретаре судебного заседания Мальсаговой М.М.,
с участием истца Аушевой П.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Аушевой П. С. к Министерству образования и науки Республики Ингушетия и Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о взыскании денежных средств на содержание детей,
установил:
Аушева П.С. обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением, мотивируя его тем, что является опекуном детей Тумгоева И.А. и Тумгоевой Х.А., оставшихся без попечения родителей. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по вине ответчика образовалась задолженность по выплате единовременного пособия при передаче ребенка в семью в сумме 37 772,64 руб. Просит суд взыскать с Министерства образования и науки Республики Ингушетия денежные средства на содержание детей Тумгоева И.С. и Тумгоевой Х.А., оставшихся без попечения родителей, в размере 37 772,64 руб.
В судебном заседании истец Аушева П.С. поддержала заявленные требования, просила их удовлетворить.
Остальные участники процесса, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились, о причинах неявки суду не сообщили.
В соответствии со ст. 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, по делу может быть вынесено заочное решение, если истец против этого не возражает.
Определение суда о рассмотрении дела в порядке заочного производства занесено в протокол.
Содержание заочного решения определяется правилами ст. 198 ГПК РФ.
Выслушав пояснения истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Вопросы защиты семьи, материнства, отцовства и детства, а также вопросы социальной защиты являются предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72 Конституции Российской Федерации).
Из содержания положений статьи 76 Конституции Российской Федерации следует, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
В целях защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, действующее законодательство предусматривает различные формы устройства таких детей.
Государство устанавливает и гарантирует конкретные формы материального обеспечения детей, оставшихся без попечения родителей, создавая тем самым необходимые условия для их содержания опекунами (попечителями). При этом федеральным законодательством регламентированы вопросы, касающиеся прав подопечных, а также опекунов (попечителей) на суммы пособий и иных выплат, представляющие собой установленную федеральным и региональным законодательством государственную поддержку подопечных и опекунов (попечителей), а также порядка распоряжения этими средствами.
Целый ряд социальных льгот и гарантий находящимся под опекой (попечительством) детям предоставляет Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно статье 5 названного Федерального закона законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Этой же нормой закреплено, что предусмотренные данным Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст.ст. 12.1, 12.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" право на единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью (усыновлении, установлении опеки (попечительства), передаче на воспитание в приемную семью детей, оставшихся без попечения родителей) имеет один из усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей. В случае передачи на воспитание в семью двух и более детей пособие выплачивается на каждого ребенка. Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью выплачивается в размере 8 000 рублей.
В целях реализации указанных требований ДД.ММ.ГГГГ принят Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ N 668н "Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей".
Согласно п. 31 Порядка право на единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью (усыновлении, установлении опеки (попечительства), передаче на воспитание в приемную семью детей, оставшихся без попечения родителей) в случае, если родители неизвестны, умерли, объявлены умершими, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), по состоянию здоровья не могут лично воспитывать и содержать ребенка, отбывают наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов или отказались взять своего ребенка из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций социального обслуживания и других аналогичных организаций, имеет один из усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей.
В случае передачи на воспитание в семью двух и более детей единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью выплачивается на каждого ребенка.
Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью выплачивается в размере, установленном в соответствии со статьей 12.2 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
Как усматривается из материалов дела, постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № опекуном малолетних Тумгоева И.А. и Тумгоевой Х.А. была назначена Аушева П.С.
Согласно ответу Министерства образования и науки Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ образовалась задолженность по выплате единовременного пособия в сумме 37 772,64 руб.
Из ответа от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что данная задолженность сложилась в связи с неоднократными сбоями в платежной системе, а также в связи с тем, что бюджетные ассигнования были доведены в последних числах декабря.
Доказательств, свидетельствующих об отсутствии задолженности перед опекуном Аушевой П.С. по пособию на содержание детей, суду не представлено.
Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь вышеприведенными нормативными актами и исследовав доказательства по делу в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку непринятие мер к обеспечению выплат опекунам пособий на содержание их подопечных является незаконным и противоречащим статье 39 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой каждому гарантируется социальное обеспечение для содержания и воспитания детей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ,
Решил:
исковое заявление Аушевой П. С. к Министерству образования и науки Республики Ингушетия о взыскании денежных средств на содержание детей удовлетворить.
Взыскать с Министерства образования и науки Республики Ингушетия в пользу Аушевой П. С. денежные средства на содержание детей Тумгоева И. А. и Тумгоевой Х. А., оставшихся без попечения родителей, в размере 37 772 (тридцать семь тысяч семьсот семьдесят два) руб. 64 (шестьдесят четыре) коп.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии решения.
Заочное решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Ингушетия сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий
Копия верна:
Судья А.В. Шеди
*Решение изготовлено в окончательной форме – ДД.ММ.ГГГГ