Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-545/2013 ~ М-495/2013 от 22.07.2013

Дело №2-545/2013

РЕШЕНИЕ.

именем Российской Федерации

09 августа 2013 года пгт.Каа-Хем

Кызылский районный суд Республики Тыва в составе

председательствующего Биче-оол А.А.,

с участием старшего помощника Кызылского межрайонного прокурора Чадамба Д.О.,

при секретаре Монгуш Н.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кызылского межрайонного прокурора Монгуш С.Ш. в интересах малолетнего ФИО2 к администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва о предоставления места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении,

установил:

Кызылский межрайонный прокурор Монгуш С.Ш. обратился в суд с иском в интересах малолетнего ФИО2 к администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва о предоставления места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, указав на то, что в Кызылскую межрайонную прокуратуру обратилась ФИО1 с заявлением, что ее ребенок состоит в очереди с 2009 года на получение места в дошкольном учреждении пгт. Каа-Хем Кызылского кожууна. ФИО1 воспитывает ребенка одна, работает в Род<адрес>. Согласно информации Управления образования Кызылского кожууна несовершеннолетний ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит с 2009 года в очереди на прием в детский сад под номером 67. Согласно единому реестру в 2013 году зарегистрирован по<адрес>. В настоящее время не предоставлено место в дошкольном учреждении. Таким образом, администрация муниципального района «Кызылский кожуун» не обеспечивает реализацию прав детей дошкольного возраста на общедоступное бесплатное дошкольное образование, предусмотренное федеральным законодательством и гарантированное Конституцией Российской Федерации. Статьей 43 Конституции РФ гарантировано каждому гражданину общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Согласно ч.3 ст.18 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании» для воспитания детей дошкольного возраста и укрепления их физического и психологического здоровья, в помощь семье должна действовать сеть дошкольных образовательных учреждений. Согласно п.11 ч.1 ст.15 Федерального закона №131-Ф3 от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района относятся к вопросам местного значения муниципального района. Следовательно, в соответствии с федеральным законодательством обязанность по организации предоставления общедоступного дошкольного образования на территории Кызылского кожууна возложена на Администрацию муниципального района «Кызылский кожуун Республики Тыва». Уставом муниципального района «Кызылский кожуун» п. 11 предусмотрено, что к вопросам местного значения Кызылского кожууна отнесено: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории Кызылского кожууна. Нарушение требований федерального законодательства влечет нарушение права детей дошкольного возраста на общедоступное бесплатное дошкольное образование, которое гарантировано ч.2 ст.43 Конституции Российской Федерации. Однако до настоящего времени малолетнему ФИО2. не предоставлено место в дошкольном учреждении пгт. Каа-Хем Кызылского кожууна, что нарушает его право на получение дошкольного образования, гарантированное Конституцией РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. В данном случае основанием для обращения прокурора в суд является заявление ФИО1 о нарушении прав ФИО2 который является малолетним. Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется иными способами, предусмотренными законом. Просит обязать администрацию муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва предоставить малолетнему ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу место в дошкольном учреждении пгт. Каа-Хем Кызылского кожууна.

В судебном заседании старший помощник прокурора Чадамба Д.О.полностью поддержала исковое заявление прокурора по указанным в нем основаниям, и просила обязать администрацию муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва предоставить малолетнему ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу место в дошкольном учреждении пгт. Каа-Хем Кызылского кожууна.

Заинтересованное лицо ФИО1 в судебное заседание не явилась, будучи извещенной о месте и времени судебного заседания, о причинах неявки не сообщила.

Представитель ответчика – администрации муниципального района Кызылский кожуун» Республики Тыва надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, на судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, в связи с чем суд признает причины неявки ответчика неуважительными и рассматривает дело без его участия в соответствии с ч. 4 ст.167 ГПК РФ.

Выслушав участников процесса, а также изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему:

Согласно ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая стороны должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

Из свидетельства о рождении, выданного Органом Управления записи актов гражданского состояния Республики Тыва (Агентства) в Кызылском кожууне ДД.ММ.ГГГГ, следует, что ФИО2 родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, о чем произведена актовая запись о рождении за от ДД.ММ.ГГГГ.

Из ответа на требование прокурора Управления образования администрации <адрес> «Кызылский кожуун» следует, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит в очереди на прием в детский сад пгт. Каа-Хем за от ДД.ММ.ГГГГ, в списках детей по 2009 год рождения. По единому реестру ФИО2. записан по дате регистрации за .

В силу ст.43 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Таким образом, важнейшей функцией Российской Федерации, как социального государства, является обеспечение каждого на образование, в том числе и дошкольное.

Невыполнение обязанности государства влечет возможность восстановления и защиты нарушенного права гражданина, в том числе в судебном порядке.

При этом выбор способа защиты гражданских прав в соответствии с требованиями ст.9 и 12 ГК РФ принадлежит непосредственно гражданам.

Положения ст.43 Конституции Российской Федерации, гарантирующей право на дошкольное образование, обуславливает необходимость оказания финансовой поддержки семье, имеющей детей, со стороны государства в качестве гарантии социальной защиты. Реализация конституционного права на общедоступное и бесплатное дошкольное образование предполагает нормативное закрепление обеспечения этого права, которое должны учитывать субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, осуществляя собственное нормативное регулирование.

В соответствии с п.3 ст.18 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 года №3266-1 предусматривает, что для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.

В соответствии с п.11 ч. 1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и подпунктами 2, 3 пункта 1 ст.31 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 года №3266-1 «Об образовании» к полномочиям муниципального района в сфере образования относится организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, создание муниципальных образовательных учреждений.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2011 года №2562 утверждено Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (далее по тексту - Типовое положение), в соответствии с которым регулируется деятельность государственных, муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов.

Согласно п.п.3 - 5 Типового положения дошкольное образовательное учреждение реализует основные общеобразовательные программы дошкольного образования, а также осуществляет присмотр и уход за детьми; обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 7 лет; а также создает условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.

Комплектование дошкольного образовательного учреждения осуществляется в соответствии с разделом III Типового положения. Пункт 9 Типового положения устанавливает, что в группы для детей дошкольного возраста в образовательных учреждениях любых типов и видов, в том числе в дошкольное образовательное учреждение, могут включаться как дети одного возраста, так и дети разных возрастов (разновозрастные группы).

Дошкольное образовательное учреждение создается учредителем и регистрируется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п.15 Типового положения).

Следовательно, возрастом для посещения дошкольного учреждения для получения дошкольного образования необходимо признать возраст ребенка от 02-х (двух) до 07-ми (семи) лет.

Отсутствие мест в МДОУ в качестве оснований для отказа в предоставлении в муниципальном дошкольном образовательном учреждении вышеуказанным Типовым положением не предусмотрено.

Таким образом, иных ограничений, кроме возрастных, для поступления в муниципальное дошкольное образовательное учреждение законодательством не предусмотрено.

Сторонами не оспаривалось в судебном заседании, что ребенок истца не обладает правом приема в Учреждение.

Согласно п.2.1 Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 15 мая 2006 года №5-П положения ст.43 Конституции Российской Федерации, гарантирующей право на дошкольное образование, находятся во взаимосвязи с положениями ее ст.38, согласно которым материнство и детство, семья находятся под защитой государства, а забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Эти предписания, адресованные одновременно родителям и государству, то есть естественное право и обязанность родителей воспитывать и содержать детей не исключает конституционную обязанность государства заботиться о воспитании детей - многоплановую роль публичной власти в этой сфере. Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что названная конституционная обязанность государства обусловливает необходимость оказания финансовой поддержки семье, имеющей детей, со стороны государства в качестве гарантии социальной защиты (ст.7 ч. 2 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, в результате бездействия ответчика по осуществлению полномочий по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования в муниципальном учреждении нарушаются права малолетнего ФИО2 на получение данного образования в соответствующем учреждении.

Закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов - право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция Российской Федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования - исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования - обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.

Поскольку вопрос об организации общедоступного, бесплатного дошкольного образования действующим законодательством отнесен к вопросам местного значения (п.11 ч. 1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ), факт не предоставления несовершеннолетнему ФИО2. мест в дошкольном образовательном учреждении в связи с отсутствием достаточного количества мест в детских учреждениях, непринятии мер для организации достаточного количества данных мест, является бездействием ответчика в части надлежащей организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования.

В соответствии с п.1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 г. №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится, в том числе, неисполнение органом местного самоуправления обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц.

Из установленных по делу обстоятельств следует, что администрацией муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва не исполнена обязанность, возложенная на данный муниципальный орган вышеназванными нормами действующего законодательства.

Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования Кызылского межрайонного прокурора Монгуш С.Ш. в интересах малолетнего ФИО2 к администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва о предоставления места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении пгт. Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва по месту проживания ребенка – ФИО2, полностью нашли свое подтверждение исследованными в суде доказательствами, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению, надлежит обязать администрацию <адрес> «Кызылский кожуун» в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предоставить ребенку – ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес> Республики Тыва, место в дошкольном образовательном учреждении пгт.Каа-<адрес> Республики Тыва в группе полного дня.

В соответствии с п.п.15 части 1 ст.333.36. НК РФ истцы при обращении в суд с исковыми заявлениями в защиту прав и законных интересов ребенка освобождены от уплаты государственной пошлины.

В соответствии с п.п.19 части 1 ст.333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, также освобождены от уплаты государственной пошлины.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

решил:

Исковые требования Кызылского межрайонного прокурора Монгуш С.Ш. В интересах малолетнего ФИО2 к <адрес> «Кызылский кожуун» Республики Тыва о предоставления места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в пгт. Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва удовлетворить.

Обязать администрацию <адрес> «Кызылский кожуун» предоставить ребенку – ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес> Республики Тыва, место в дошкольном образовательном учреждении в пгт.Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва в группе полного дня в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Тыва через Кызылский районный суд Республики Тыва в течение одного месяца со дня вынесения.

Председательствующий: Биче-оол А.А.

2-545/2013 ~ М-495/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Монгуш С.Ш.
Ответчики
Администрация муниципального района "Кызылский кожуун" Республики Тыва
Управление образования МР "Кызылский к-н" РТ
Другие
Хертек Алимаа Кара-ооловна в интересах несов/летн.Хертек Менги Олеговича
Суд
Кызылский районный суд Республики Тыва
Судья
Биче-оол Алена Анай-ооловна
Дело на странице суда
kizilskiy-r--tva.sudrf.ru
22.07.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.07.2013Передача материалов судье
26.07.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.07.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.07.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.08.2013Судебное заседание
09.08.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.08.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.01.2014Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее