УИД: 29RS0004-01-2023-000405-96
Дело № 2-327/2023 |
31 июля 2023 года |
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Виноградовский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Якивчука С.В.,
при секретаре судебного заседания Мухряковой И.С., с участием прокурора Шенкурского района Архангельской области Курганович О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Шенкурск гражданское дело по исковому заявлению прокурора Шенкурского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Шенкурского муниципального округа Архангельской области о возложении обязанности по разработке и принятию программы охраны и использования земель на территории Шенкурского муниципального округа Архангельской области,
установил:
прокурор Шенкурского района Архангельской области обратился в интересах неопределенного круга лиц с указанным иском к ответчику о возложении обязанности по разработке и принятию программы охраны и использования земель на территории Шенкурского муниципального округа Архангельской области.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Шенкурского района в рамках проверки исполнения земельного законодательства в Шенкурском муниципальном округе Архангельской области установлены нарушения, выразившиеся в не разработке и не принятии программы охраны и использования земель на территории данного округа. Ссылаясь на положения норм земельного законодательства, прокурор полагал, что разработка и реализация местных программ использования и охраны земель относится к полномочиям органов местного самоуправления, обязанных принимать соответствующие муниципальные программы, включающие перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий. Неисполнение ответчиком требований земельного законодательства в части не принятия программы по охране земель, по мнению прокурора, может повлечь за собой ветровую, водную эрозию, загрязнение и другие процессы, ухудшающие состояние почв и право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Просил установить срок исполнения заявленных требований до 31.12.2023 года.
Прокурор Шенкурского района Курганович О.Н. в судебном заседании заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснила, что к настоящему времени требования, являющиеся предметом настоящего иска, администрацией не исполнены.
Ответчик администрация Шенкурского муниципального округа Архангельской области в судебное заседание представителя не направила, о времени и месте разбирательства дела извещена надлежащим образом, что подтверждается списком курьерской доставки судебной корреспонденции № от 22.06.2023 (л.д. 17).
Глава Шенкурского муниципального округа Архангельской области Красникова О.И. представила отзыв на исковое заявление, в котором указала, что для реализации правомочий собственника земли, а также рационального использования и охраны земель необходимо разработать соответствующую программу. Администрация Шенкурского муниципального округа Архангельской области против заявленных исковых требований прокурора не возражает, просила рассмотреть дело в отсутствие их представителя (л.д. 18, 19).
Суд, заслушав прокурора Шенкурского района Курганович О.Н., изучив материалы дела, приходит к следующему.
В силу пункта 1 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).
В соответствии со статьей 1 ЗК РФ данный кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах:
- приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде (подпункт 2);
- приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат (подпункт 3);
- приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий (подпункт 6);
- сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком (подпункт 11).
Согласно статье 12 ЗК РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В пунктах 1 и 2 статьи 13 ЗК РФ предусмотрено, что охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: 1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; 2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; 3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
К полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 9 ЗК РФ относятся, в том числе разработка и реализация федеральных программ использования и охраны земель.
К полномочиям субъектов Российской Федерации в области земельных отношений пунктом 1 статьи 10 ЗК РФ отнесены, в том числе разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации.
К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений на основании пункта 1 статьи 11 ЗК РФ относятся, в том числе, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
При этом правовое регулирование земельных отношений не является исключительной прерогативой органов государственной власти, поскольку согласно пункту 4 статьи 2 ЗК РФ на основании и во исполнение Земельного кодекса Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
Исходя из положений пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального округа в отношении земельных участков, расположенных на территории муниципального округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществление муниципального земельного контроля в границах муниципального округа относит к вопросам местного значения муниципального округа (пункт 26 части 1 статьи 16).
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации муниципальные программы утверждаются местной администрацией муниципального образования. Объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации муниципальных программ утверждается муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.
Как следует из материалов дела, в рамках осуществления прокуратурой Шенкурского района анализа состояния законности при осуществлении полномочий по использованию и охране земель, установлено, что на территории Шенкурского муниципального округа Архангельской области отсутствует программа использования и охраны земель.
Данные обстоятельства главой Шенкурского муниципального округа Красниковой О.И. не оспариваются и подтверждаются соответствующим отзывом на иск, а также письмом, направленным в адрес прокуратуры от 14.04.2023 года, в котором указано, что разработка и утверждение программы в сфере охраны и использования земель запланированы на конец 2023 года (л.д. 7).
Проанализировав представленные в материалы дела документы, а также положения норм действующего земельного законодательства, позицию представителя ответчика, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленного прокурором иска.
В соответствии с частью 1 статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
Определяя срок, в течение которого ответчиком должны быть выполнены обязанности по разработке и принятию программы охраны и использования земель на территории Шенкурского муниципального округа Архангельской области, суд полагает, что предложенный прокурором срок до 31.12.2023 года является разумным и достаточным для устранения выявленных нарушений. Возражений относительно срока исполнения, а также ходатайства об определении иного срока исполнения решения суда ответчик суду не представил.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление прокурора Шенкурского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Шенкурского муниципального округа Архангельской области о возложении обязанности по разработке и принятию программы охраны и использования земель на территории Шенкурского муниципального округа Архангельской области – удовлетворить.
Обязать администрацию Шенкурского муниципального округа Архангельской области в срок до 31.12.2023 года разработать и принять программу охраны и использования земель на территории Шенкурского муниципального округа Архангельской области.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение месяца с момента изготовления судом решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Виноградовский районный суд Архангельской области.
Судья С.В. Якивчук
Мотивированное решение суда изготовлено 01 августа 2023 года.