УИД 12RS0002-01-2023-000983-57
Дело № 2-600/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Звенигово 06 сентября 2023 года
Звениговский районный суд Республики М. Эл в составе председательствующего судьи Александровой Е.П., при секретаре судебного заседания Чуйковой М.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску Марийского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к Давыдшиной М. В. о возложении обязанности по приведению деятельности приюта для безнадзорных животных в соответствие действующему законодательству,
установил:
Марийский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Давыдшиной М.В. с вышеуказанным требованием, указав в обоснование иска на то, что Марийской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об ответственном обращении с животными, законодательства о ветеринарии в деятельности владельца приюта – ИП Давыдшиной М.В. В рамках проведения проверки установлено, что Давыдшина М.В. осуществляет деятельность в области ветеринарии, ею заключен муниципальный контракт с администрацией Звениговского муниципального района Республики М. Эл на оказание услуг по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Звениговского муниципального района. Приют для животных без владельцев размещен по адресу: <адрес>, <адрес>, д. <адрес>, <адрес>, владельцем помещения является Давыдшина М.В.
Комитетом ветеринарии Республики М. Эл проводились контрольно-надзорные мероприятия в деятельности Давыдшиной М.В., неоднократно выявлялись нарушения, связанные с несоответствием приюта действующему законодательству. Давыдшиной М.В. направлялись предписания с целью устранения выявленных нарушений, до настоящего времени нарушения не устранены.
На территории Республики М. Эл вопросы содержания животных в приютах регулируются «Порядком организации деятельности приютов для животных в Республике М. Эл и установления норм содержания животных в них», утвержденным постановлением Правительства Республики М. Эл от <дата> № (далее Порядок).
В ходе проведенной проверки установлено, что Давыдшиной М.В. нарушаются положения вышеуказанного Порядка, а именно: в нарушение пункта 11 Порядка - территория приюта не огорожена сплошным забором, при въезде на территорию отсутствуют дезинфекционные барьеры либо маты; в нарушение пункта 12 Порядка - приют для животных не имеет централизованного и иного водоснабжения, канализации или водоотведения, электро- и теплоснабжения, наружного освещения; в нарушение пункта 13 Порядка - вольеры не оборудованы гладкими полами, удобными для уборки и дезинфекции; в нарушение пункта 17 Порядка - вольер для собак не имеет крытой утепленной части для отдыха и открытой огороженной части для выгула; в нарушение пункта 23 Порядка – в приюте отсутствует отдельное карантинное помещение для вновь поступивших животных без владельцев; в нарушение пункта 24 Порядка – в приюте отсутствует блок изолятора для изоляции больных животных; в нарушение пункта 25 Порядка – в приюте отсутствует дезинфекционно-моечное помещение, предназначенное для мойки горячей водой, дезинфекции и сушки посуды, лотков и другого инвентаря; в нарушение пункта 26 Порядка – в приюте отсутствует ветеринарный пункт для животных; в нарушение пункта 29 Порядка – в приюте отсутствует отдельное помещение для хранения биологических отходов; в нарушение пункта 40 Порядка – в приюте не проводятся соответствующие карантинные мероприятия, ветеринарные и ветеринарно-санитарные мероприятия, осуществляемые в отношении животных без владельцев; в нарушение пункта 80 Порядка - Давыдшиной М.В. не исполняется обязанность по предоставлению в ГБУ РМЭ «Марийская станция по борьбе с болезнями животных» ежемесячно до 05 числа месяца сведения об объеме выполненных работ по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев в Республике М. Эл.
<дата> Межрайонной природоохранной прокуратурой в адрес ИП Давыдшиной М.В. направлялось представление об устранении вышеуказанных нарушений законодательства, ответ на указанное представление не поступил.
Бездействие Давыдшиной М.В., связанное с непринятием мер по оборудованию приюта, выполнению ветеринарных мероприятий, влечет угрозу причинения вреда жизни и здоровья лицам, проживающим на территории Звениговского муниципального района Республики М. Эл, а также представляет угрозу жизни и здоровья животных без владельцев, а потому предъявлен настоящий иск.
В судебном заседании истец, помощник прокурора Скрябнева Е.В., (доверенность № от <дата>) иск поддержал, изложив соответствующее содержанию искового заявления, указав, что до настоящего времени выявленные нарушения в деятельности приюта ответчиком не устранены.
Участвующий в одном из судебных заседаний представитель третьего лица Комитета ветеринарии Республики М. Эл Сабирьянов А.Ф. (доверенность № от <дата>) с требованиями истца согласился, указав, что выявленные в деятельности приюта нарушения не устранены. Указанный приют для животных не соответствует требованиям, установленным Порядком организации деятельности приютов для животных в Республике М. Эл и установления норм содержания животных в них, утвержденным Постановлением Правительства Республики М. Эл от <дата> №.
В письменном отзыве на иск третье лицо, администрация Звениговского муниципального района РМЭ, указало, что администрацией <дата> был заключен муниципальный контракт на оказание услуг по отлову и содержанию животных без владельцев на территории района с ИП Давыдшиной М.В. <дата> контракт с Давыдшиной М.В. был расторгнут, в реестр недобросовестных поставщиков была внесена запись в отношении ИП Давыдшиной М.В.
Ответчик, третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся сторон и лиц, участвующих в деле, по правилам статей 113, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ).
Изучив материалы дела, заслушав объяснения истца, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ, суд полагает иск подлежащим удовлетворению.
В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Отношения в области обращения с животными в целях защиты животных, а также укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными регулируются Федеральным законом от <дата> № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты (часть 1 статьи 1 названного Федерального закона).
В соответствии с частями 1-4 статьи 16 Федерального закона № 498-ФЗ приюты для животных создаются в целях осуществления деятельности по содержанию животных, в том числе животных без владельцев, животных, от права собственности на которых владельцы отказались. Приюты для животных размещаются в специально предназначенных для этого зданиях, строениях, сооружениях. Приюты для животных могут быть государственными, муниципальными, а также частными. Владельцами частных приютов для животных могут быть индивидуальные предприниматели или юридические лица.
В силу части 13 статьи 16 указанного Федерального закона порядок организации деятельности приютов для животных, а также нормы содержания животных в них устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> № утверждены методические указания по организации деятельности приютов для животных и установлению норм содержания животных в них.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 19 Федерального закона № 498-ФЗ государственный контроль (надзор) в области обращения с животными осуществляется посредством регионального государственного контроля (надзора) в области обращения с животными, осуществляемого уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в соответствии с положениями, утверждаемыми высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
На территории Республики М. Эл вопросы содержания животных в приютах регулируются «Порядком организации деятельности приютов для животных в Республике М. Эл и установления норм содержания животных в них», утвержденным постановлением Правительства Республики М. Эл от <дата> №.
Согласно части 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Комитет ветеринарии Республики М. Эл <дата> провел внеплановую выездную проверку ИП Давыдшиной М.В., являющейся владельцем приюта для животных, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, д. <адрес>, <адрес>.
В ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований федерального законодательства и законодательства Республики М. Эл в сфере обращения с животными, о чем составлен соответствующий акт проверки № №.
<дата> Комитетом ветеринарии Республики М. Эл было вынесено предписание об устранении выявленных нарушений требований федерального законодательства и законодательства Республики М. Эл в области обращения с животными. Предписано: приют для животных привести в соответствие требованиям Порядка организации деятельности приютов для животных в Республике М. Эл и установления норм содержания животных в них, утвержденного постановлением Правительства Республики М. Эл от <дата> №; карантинные мероприятия, ветеринарные и ветеринарно-санитарные мероприятия, осуществляемые в отношении животных без владельцев проводить строго в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации и Республики М. Эл в сфере обращения с животными; транспорт для транспортировки животных без владельцев в приют для животных привести в соответствие с требованиями пункта 17 Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в Республике М. Эл, утверждённого постановлением Правительства Республики М. Эл от <дата> №. Установлен срок для исполнения выявленных нарушений – до <дата>.
<дата> Комитетом ветеринарии Республики М. Эл была проведена выездная внеплановая проверка приюта для животных, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, д. <адрес> <адрес>, проводимая в рамках регионального контроля (надзора) в области обращения с животными на территории Республики М. Эл. По результатам проверки был составлен акт от <дата>.
При проведении внеплановой выездной проверки на предмет исполнения предписания № № от <дата> установлено, что приют для животных, расположенный по адресу: РМЭ, <адрес>, д. <адрес>, <адрес>, не соответствует требованиям Порядка организации деятельности приютов для животных в Республике М. Эл и установления норм содержания животных в них, утвержденного постановлением Правительства Республики М. Эл от <дата> №, а именно:
при въезде транспорта на территорию приюта для животных проезд не оборудован дезинфекционными барьерами либо дезинфицирующими матами (пункт 11);
дезковрики при входе в приют для животных отсутствует (пункт 11);
приют не имеет централизованной и иной системы водоснабжения, канализации, водоотведения, электро - и теплоснабжения, наружное освещение отсутствует (пункт 12);
отсутствует отдельное помещение для карантирования вновь поступивших животных;
вольеры оборудованы поддонами на земле, гладких полов, удобных для уборки и дезинфекции не имеется (пункт 13);
вольер для собак не имеет крытой утепленной части для отдыха и открытой огороженной части для выгула (пункт 17);
животные, содержащиеся в приюте, не защищены от погодных условий, холода и осадков (пункт 18);
карантинное помещение для вновь поступивших животных без владельцев – отсутствует (пункт 23);
блок изолятора предназначенный для изоляции больных животных отсутствует (пункт 24);
дезинфекционно-моечное помещение, предназначенное для мойки горячей водой, дезинфекции и сушки посуды, лотков и другого инвентаря – отсутствует (пункт 25);
ветеринарный пункт в приюте отсутствует (пункт 26);
помещение для хранения биологических отходов, емкости для хранения биологических отходов отсутствуют (пункт 29);
транспорт для транспортировки животных в приют не приведен в соответствие требованиям пункта 17 Порядка.
Марийской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об ответственном обращении с животными, законодательства о ветеринарии в деятельности владельца приюта – ИП Давыдшиной М.В., в ходе которой выявлен ряд нарушений.
<дата> в адрес Давыдшиной М.В. Марийской межрайонной природоохранной прокуратурой внесено представление об устранении нарушений действующего законодательства об ответственном обращении с животными без владельцев. Ответ на вышеуказанное представление не поступил.
<дата> между администрацией Звениговского муниципального района Республики М. Эл (заказчик) и ИП Давыдшиной М.В. (исполнитель) был заключен муниципальный контракт № на указание услуг по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Звениговского муниципального района Республики М. Эл.
Предметом контракта является оказание услуг по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Звениговского муниципального района Республики М. Эл по заданию заказчика в соответствии с техническим заданием, являющимся необъемлемой частью контракта (приложение № к Контракту) и на условиях, предусмотренных Контрактом (пункт 1.1)
Оказание услуг осуществляется ИП Давыдшиной М.В. в соответствии с законодательством Российской Федерации, требованиями иных нормативных правовых актов, регулирующих порядок предоставления такого вида Услуг, устанавливающих требования к качеству такого вида услуг, в соответствии с Условиями контракта (пункт 1.2).
Начальная максимальная цена контракта составляет 681800 рублей (пункт 2.1). Источник финансирования – бюджет Звениговского муниципального района Республики М. Эл (пункт 2.2). Место оказания услуг – территория Звениговского муниципального района Республики М. Эл (пункт 3.2). Срок оказания услуг – с момента заключения контракта по <дата> (пункт 3.3.). <дата> указанный контракт расторгнут.
Суд рассмотрел дело по правилам статей 56, 67 ГПК РФ исходя из тех доказательств, которые представлены в дело.
Исходя из изложенного, поскольку судом установлено, и доказательств обратному не представлено, что ответчик Давыдшина М.В.содержит приют в нарушение требований действующего законодательства, данные нарушения нашли свое подтверждение в ходе проверочных мероприятий, бездействие Давыдшиной М.В., связанное с непринятием мер по оборудованию приюта, выполнению ветеринарных мероприятий, влечет угрозу причинения вреда жизни и здоровья лицам, проживающим на территории Звениговского муниципального района Республики М. Эл, а также представляет угрозу жизни и здоровья животных без владельцев, а потому иск подлежит удовлетворению.
По правилам статьи 103 ГПК РФ, статьи 333.19 НК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
возложить обязанность на Давыдшину М. В. (ИНН №) в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу при осуществлении деятельности по отлову и содержанию животных без владельцев:
оградить территорию приюта, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, д. <адрес>, <адрес>, сплошным забором, въезд на территорию оборудовать дезинфицирующими барьерами либо матами;
оборудовать приют для животных, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, д. <адрес>, <адрес>, централизованными и (или) иными системами водоснабжения, канализации или водоотведения, электро - и теплоснабжения, наружного освещения;
оборудовать приют для животных, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, д. <адрес>, <адрес>, следующими помещениями: отдельным карантинным помещением для вновь поступивших животных, вольером с крытой утепленной частью для отдыха и открытой огороженной частью для выгула животных; отдельным помещением для хранения биологических отходов, отдельным помещением для размещения ветеринарного пункта; дезинфекционно-моечным помещением; блоком изолятора для изоляции больных животных;
оборудовать вольеры и помещения приюта для животных, расположенного по адресу: Республика М. Эл, <адрес>, д. <адрес>, <адрес>, полами с гладкой поверхностью, устойчивой к воздействию дезинфицирующих средств;
по проведению карантинных мероприятий, ветеринарных и ветеринарно-санитарных мероприятий, осуществляемых в отношении животных без владельцев;
ежемесячно, до 5-го числа месяца, предоставлять сведения об объеме выполненных работ по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев в Республике М. Эл в государственное бюджетное учреждение Республики М. Эл «Марийская станция по борьбе с болезнями животных».
Взыскать с Давыдшиной М. В. в доход бюджета Звениговского муниципального района Республики М. Эл государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики М. Эл в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, с подачей жалобы через Звениговский районный суд Республики М. Эл.
Председательствующий Е.П. Александрова
Дата принятия решения в окончательной форме: 08 сентября 2023 года.