26RS0002-01-2023-002572-81
Дело № 2-1929/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ставрополь 26 мая 2023 года
Ленинский районный суд города Ставрополя Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Артемьевой Е.А.
с участием старшего помощника прокурора Ленинского района города Ставрополя Лаптевой Е.В.,
представителя ответчика МБОУ лицей № 10 города Ставрополя Кувалдина В.Г., действующего на основании доверенности от 1 февраля 2023 года,
представителя ответчика – комитета образования города Ставрополя Якимова А.А., действующего на основании доверенности от 2 марта 2023 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района города Ставрополя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению лицей № 10 города Ставрополя, комитету образования города Ставрополя о признании незаконным бездействий, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского района города Ставрополя обратился в Ленинский районный суд города Ставрополя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с иском, в котором просит суд признать незаконным бездействия МБОУ лицея № 10 г. Ставрополя, Комитета образования администрации г. Ставрополя, выразившиеся в необеспечении в полной мере МБОУ лицея № 10 г. Ставрополя медицинскими изделиями; возложить на Комитет образования администрации г. Ставрополя обязанность в течение 10 месяцев после вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства МБОУ лицею № 10 г. Ставрополя на обеспечение медицинскими изделиями в соответствии с требованиями Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, утвержденного приказом Минздрава России от 05.11.2013 № 822н; возложить на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 10 города Ставрополя в течение 12 месяцев после вступления решения суда в законную силу закупить медицинские изделия в соответствии с требованиями Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, утвержденного приказом Минздрава России от 05.11.2013 № 822н.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о здравоохранении в образовательных учреждениях района, в ходе которой выявлены нарушения закона. В ходе проверки установлено, что в общеобразовательном учреждении № 10 г. Ставрополя не в полном объеме имеются обязательные медицинские изделия. Так, в общеобразовательном учреждении отсутствует оториноскоп с набором воронок, не в полном объеме имеются предусмотренные комплекты шприцов на 2, 5 мл, имеется лишь 1 стетофонендоскоп, 1 грелка, что может повлечь угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних. 23 марта 2022 года прокуратурой района директору МБОУ СОШ № 10 г. Ставрополя вынесено представление об устранении нарушений законодательства об образовании, здравоохранении, а также, 29 марта 2022 года и.о. руководителя Комитета образования администрации г. Ставрополя. По результатам рассмотрения представлений приняты меры к устранению нарушений, однако в полном объеме допущенные нарушения не устранены. По информации комитета образования администрации г. Ставрополя от 16 марта 2023 года в МБОУ лицее № 10 г. Ставрополя также отсутствует оториноскоп с набором воронок, имеется лишь 1 стетофонендоскоп.
В судебном заседании старший помощник прокурора Ленинского района города Ставрополя Лаптева Е.В. заявленные требования поддержала по доводам искового заявления.
Представитель ответчика МБОУ лицей № 10 города Ставрополя - Кувалдин В.Г. с исковыми требованиями согласился, дополнительно указав, что в настоящее время им размещена заявка на закупку недостающих медицинских изделий, однако до настоящего момента закупка не произведена.
Представитель ответчика комитета образования города Ставрополя Якимов А.А. с исковыми требованиями не согласился, указав, что комитетом образования денежные средства на обеспечение медицинскими изделиями МБОУ лицей № 10 города Ставрополя выделены.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В ст. ст. 20, 41 Конституции Российской Федерации закреплены права каждого на жизнь и охрану здоровья.
Согласно ч. 1 ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый ребенок имеет конституционное право на образование в безопасных условиях.
В силу ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон № 273-Ф3) отношения в сфере образования регулируются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования.
В силу п. 3 ч. 4 ст. 41 Закона № 273-ФЗ организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Согласно требованиям п. 1,6 ч. 4 ст. 41 Закона № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя: оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья; прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, и диспансеризации.
Приказом Минздрава России от 05.11.2013 № 822н утвержден Порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях (далее - Порядок). Требования данного Приказа обязательны для всех образовательных, лечебных учреждений без исключения.
Приложением № 3 к Порядку установлен стандарт оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях.
Пунктами 2, 15 ч. 3 ст. 28 Закона № 273-ФЗ установлено, что к компетенции образовательной организации относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Установлено, что в здании МБОУ лицей № 10 города Ставрополя предусмотрен и расположен медицинский кабинет.
В ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что в общеобразовательном учреждении № 10 г. Ставрополя отсутствует оториноскоп с набором воронок, не в полном объеме имеются предусмотренные комплекты шприцов на 2, 5 мл, имеется лишь 1 стетофонендоскоп, 1 грелка, что может повлечь угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних.
23 марта 2022 года прокуратурой района директору МБОУ СОШ № 10 г. Ставрополя вынесено представление об устранении нарушений законодательства об образовании, здравоохранении, а также, 29 марта 2022 года и.о. руководителя Комитета образования администрации г. Ставрополя.
По результатам рассмотрения представлений приняты меры к устранению нарушений, однако в полном объеме допущенные нарушения не устранены.
По информации комитета образования администрации г. Ставрополя от 16 марта 2023 года в МБОУ лицее № 10 г. Ставрополя отсутствует оториноскоп с набором воронок и 1 стетофонендоскоп.
Согласно стандарту оснащения медицинского блока, отделения организации медицинской помощи несовершенноллетним в образовательных организациях указанные медицинские изделия должны быть в медицинском блоке общеобразовательного учреждения.
Осуществление образовательной деятельности с нарушением федерального законодательства и непринятие мер по устранению допущенных нарушений закона может причинить ущерб жизни и здоровью детей и тем самым нарушить из право на безопасные условия пребывания в образовательной организации.
Выявленные нарушения создают угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних, а также работников лицея № 10 и иных лиц, посещающих образовательное учреждение, нарушают их права и законные интересы.
Согласно Уставу, МБОУ лицей № 10 г. Ставрополя по своей организационно-правовой форме является муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением. Учредителем является – муниципальное образование город Ставрополь. Финансовое обеспечение деятельности Учреждения осуществляется путем предоставления субсидий. Порядок предоставления субсидий утверждается постановлением администрации города Ставрополя.
Отраслевым (функциональным) органом администрации города Ставрополя с правами юридического лица является комитет образования администрации города Ставрополя и исполняет функции и полномочия органов местного самоуправления в сфере образования в пределах своей компетенции (п. 1 Положения о комитете образования администрации города Ставрополя).
Согласно п. 23 Положения, Комитет в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет организацию и координацию материально-технического обеспечения муниципальных образовательных учреждения города Ставрополя.
Статьей 9 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, медицинские организации, организации социального обслуживания и иные организации осуществляют взаимодействие в целях обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.
Поскольку организацию и координацию материально-технического обеспечения муниципальных образовательных учреждения города Ставрополя осуществляет комитет образования администрации города Ставрополя, обязанность по финансированию оснащения медицинскими изделиями МБОУ лицей № 10 г. Ставрополя лежит на комитет образования администрации города Ставрополя.
Отсутствие бюджетных средств не является основанием для нарушения прав несовершеннолетних на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам.
Доказательства в подтверждение своих доводов о том, что в настоящее время денежные средства МБОУ лицей № 10 г. Ставрополя на обеспечение медицинскими изделиями выделены, представителем комитета образования города Ставрополя не представлены.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Доказательств обращения комитета образования администрации города Ставрополя с 2021 года в комитет финансов и бюджета администрации города Ставрополя о дополнительной потребности в бюджетных средствах в целях материально-технического оснащения медицинских блоков муниципальных образовательных учреждений города Ставрополя, в том числе учреждений Ленинского района города Ставрополя, также не представлено.
Учитывая вышеизложенные положения действующего законодательства, а также установленные фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора Ленинского района города Ставрополя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению лицей № 10 города Ставрополя, комитету образования города Ставрополя о признании незаконным бездействий, возложении обязанности, - удовлетворить.
Признать незаконными бездействия МБОУ лицея № 10 г. Ставрополя, комитета образования администрации г. Ставрополя, выразившиеся в необеспечении в полной мере МБОУ лицей № 10 г. Ставрополя медицинскими изделиями.
Возложить на комитет образования администрации г. Ставрополя обязанность в течение 10 месяцев после вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства МБОУ лицей № 10 г. Ставрополя на обеспечение медицинскими изделиями в соответствии с требованиями Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, утвержденного приказом Минздрава России от 05.11.2013 № 822н.
Возложить на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 10 города Ставрополя в течение 12 месяцев после вступления решения суда в законную силу закупить медицинские изделия в соответствии с требованиями Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, утвержденного приказом Минздрава России от 05.11.2013 № 822н.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Ленинский районный суд города Ставрополя в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 2 июня 2023 года.
Судья подпись Е.А. Артемьева
Копия верна:
Судья Е.А. Артемьева