Судебный акт #1 (Определение) по делу № 12-1318/2023 от 15.08.2023

№ 12-1318/2023

РЕШЕНИЕ

16 октября 2023 года

город Архангельск

Судья Октябрьского районного суда г. Архангельска Глинская Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника юридического лица – администрации городского поселения «Вельское» Вельского муниципального района Архангельской области Подобаевой Т.Г. на постановление главного государственного инспектора труда административно-аналитического отдела Государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе Баталовой Т.С. от 13 июля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

постановлением главного государственного инспектора труда административно-аналитического отдела Государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе Баталовой Т.С. от 13 июля 2023 года администрация городского поселения «Вельское» Вельского муниципального района Архангельской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 115 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением в части назначения наказания, защитник по доверенности Подобаева Т.Г. подала в суд жалобу, просит о назначении наказания с применением ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ.

Администрации городского поселения «Вельское» Вельского муниципального района Архангельской области, прокурор Вельского района о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, в суд не явились. В удовлетворении ходатайства об участии в судебном заседании посредством использования системы видеоконференц-связи прокурору отказано отдельным определением.

Главный государственный инспектор труда административно-аналитического отдела Государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе Баталова Т.С. в судебном заседании просила постановление оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Выслушав инспектора, исследовав доводы жалобы и материалы дела, судья приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Законом – ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) – установлено, что работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью.

Согласно ст. 212 ТК РФ, работодатель обязан обеспечить в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований.

В соответствии со ст. 214 ТК РФ работодатель обязан создать безопасные условия труда исходя из комплексной оценки технического и организационного уровня рабочего места, а также исходя из оценки факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут привести к нанесению вреда здоровью работников.

Работодатель обязан обеспечить, в том числе организацию проведения за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров работников в соответствии с медицинскими рекомендациями, химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов с сохранением за работниками места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, химико-токсикологических исследований.

Кроме того, в соответствии со ст.220 ТК РФ другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для отдельных категорий работников могут устанавливаться обязательные предсменные (предрейсовые), послесменные (послерейсовые) медицинские осмотры, медицинские осмотры в течение рабочего дня (смены), а также медицинские осмотры перед выполнением отдельных видов работ. Время прохождения указанных медицинских осмотров включается в рабочее время.

Частью 1 ст.20 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» закрепляет обязанность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих эксплуатацию транспортных средств, организовывать в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.

Согласно ст.23 вышеуказанного Закона медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя обязательные предварительные, периодические (не реже одного раза в два года), предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры, медицинские осмотры в течение рабочего дня (смены).

Как следует из Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.12.2014 №835н, действовавшего в период вмененного правонарушения, медицинские осмотры проводятся медицинскими работниками, имеющими высшее и (или) среднее профессиональное образование, медицинской организацией или иной организацией, осуществляющей медицинскую деятельность (в том числе медицинским работником, состоящим в штате работодателя <1>) (далее - медицинская организация) при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), медицинским осмотрам (предсменным, послесменным).

Пунктом 16 Порядка предусмотрено, что по результатам прохождения предрейсового медицинского осмотра при вынесении заключения, на путевых листах ставится штамп "прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен" и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр.

В настоящее время аналогичные требования содержатся в пункте 23 Порядка и периодичности проведения предсменных, предрейсовых, послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, медицинских осмотров в течение рабочего дня (смены) и перечня включаемых в них исследований", утвержденных приказом Минздрава России от 30.05.2023 N 266н (Зарегистрировано в Минюсте России 30.05.2023 N 73621).

Статьей 76 ТК РФ установлено, что работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Вельского района проведена проверка соблюдения трудового законодательства в части требований охраны труда администрации городского поселения «Вельское», в ходе которой выявлены нарушения, а именно: ДД.ММ.ГГГГ работодателем – администрацией городского поселения «Вельское» осуществлен допуск работника – водителя администрации городского поселения «Вельское» ФИО к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обязательного медицинского осмотра в начале рабочего дня (смены).

По итогам проверки уполномоченным должностным лицом Государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе в отношении администрации был составлен протокол об административном правонарушении по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ и вынесено обжалуемое постановление о назначении административного наказания.

Материалами дела подтверждается, что водитель автомобиля <данные изъяты> с государственным регистрационным знаком трудоустроен в администрацию городского поселения «Вельское» ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ направлен в командировку – г.Архангельск сроком на 2 дня с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.г.

ДД.ММ.ГГГГ произошло дорожно-транспортное происшествие, в результате которого водитель, принадлежащего администрации городского поселения «Вельское» транспортного средства не справился с управлением и допустил его опрокидывание.

Фактические обстоятельства дела в жалобе не оспариваются и подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств, свидетельствующих о принятии администрацией всех зависящих от него мер по соблюдению трудовых норм, материалы дела не содержат, что свидетельствует о наличии вины в совершении вмененного ему административного правонарушения предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников урегулирован трудовым законодательством, о чем указано в разъяснениях Минтруда России от 10 апреля 2020 года № 15-2/10/В-2842.

Не прохождение предрейсового медицинского осмотра создает условия для причинения вреда жизни и здоровью не только водителю, но и иных граждан, что недопустимо.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный главой 29 КоАП РФ, и сроки давности привлечения к административной ответственности, исчисляемые с выявления нарушения, должностным лицом соблюдены.

Постановление вынесено в соответствии с установленными обстоятельствами и в рамках процедуры, установленной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, надлежащим образом мотивировано и отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ. При рассмотрении дела должностным лицом дана оценка все заявленным защитником доводам.

Отсутствие вредных последствий административного правонарушения само по себе не является основанием отнесения правонарушения к малозначительным, поскольку состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ является формальным.

Общественная опасность в рассматриваемом случае выражается в пренебрежительном отношении администрации к исполнению возложенных на него обязанностей.

Вместе с тем имеются основания для изменения состоявшегося по делу постановления в части назначенного администрации наказания.

Санкция ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусматривает для юридических лиц наказание в виде административного штрафа в размере от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).

Обжалуемым постановлением администрации городского поселения «Вельское» Вельского муниципального района Архангельской области назначено наказание в виде административного штрафа в размере 115 000 рублей.

При назначении административного наказания судья на основании положений части 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитывает характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Пунктом 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ установлено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Принимая во внимание изложенное, учитывая обстоятельства совершения правонарушения, материальное положение администрации, отсутствие отягчающих вину обстоятельств, судья полагает, что в целях назначения справедливого и соразмерного наказания и возможности его исполнения, необходимым снизить размер назначенного административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкцией статьи – в размере 55 000 руб., что в данном случае будет в достаточной мере соответствовать тяжести совершённого правонарушения, а также принципам законности и справедливости административной ответственности.

Вновь определенный размер административного наказания адекватен общественной опасности совершенного правонарушения, противоправной направленности совершенных действий, направлен на предупреждение совершения новых правонарушений и воспитание добросовестного отношения к требованиям законодательства о труде и правам работников.

На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.8 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

жалобу защитника юридического лица – администрации городского поселения «Вельское» Вельского муниципального района Архангельской области Подобаевой Т.Г. – удовлетворить.

Постановление главного государственного инспектора труда административно-аналитического отдела Государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе Баталовой Т.С. от 13 июля 2023 года о назначении административного наказания изменить, снизив размер назначенного администрации городского поселения «Вельское» Вельского муниципального района Архангельской области административного штрафа до 55 000 (пятидесяти пяти тысяч) рублей.

В остальном постановление главного государственного инспектора труда административно-аналитического отдела Государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе Баталовой Т.С. от 13 июля 2023 года оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд непосредственно или через Октябрьский районный суд г. Архангельска в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья                                      Е.В.Глинская

<данные изъяты>

<данные изъяты>

12-1318/2023

Категория:
Административные
Статус:
Изменено с изменением наказания
Истцы
прокурор Вельского района
Ответчики
Администрация городского поселения "Вельское" Вельского муниципального района Архангельской области
Другие
Подобаева Татьяна Григорьевна
Суд
Октябрьский районный суд г. Архангельска
Судья
Глинская Е.В.
Статьи

ст.5.27.1 ч.3 КоАП РФ

Дело на странице суда
oktsud--arh.sudrf.ru
15.08.2023Материалы переданы в производство судье
16.08.2023Истребованы материалы
25.09.2023Поступили истребованные материалы
16.10.2023Судебное заседание
19.10.2023Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
25.10.2023Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
26.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.11.2023Вступило в законную силу
15.11.2023Дело оформлено
15.11.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее