Дело№2-621/2024
УИД:17RS0017-01-2023-005947-56
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 июня 2024 года г. Кызыл
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего судьи Сватиковой Л.Т., при секретаре Бичии-Уруг А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Чеди-Хольского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к Государственному казенному учреждению Республики Тыва «Управление автомобильных дорог Республики Тыва», Обществу с ограниченной ответственностью «ДСУ-17», Министерству дорожно-транспортного комплекса Республики Тыва, Министерству финансов Республики Тыва о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения,
с участием представителя истца старшего помощника прокурора г. Кызыла Д.А.О., представителя ответчика Государственного казенного учреждения Республики Тыва «Управление автомобильных дорог Республики Тыва», К.Р.Ш-К., представителя ответчика Министерства дорожно-транспортного комплекса Республики Тыва Б.М.Д., представителя ответчика Общества с ограниченной ответственностью «ДСУ-17» Н.Э.О.,
у с т а н о в и л :
прокурор Чеди-Хольского района обратился в суд с вышеуказанным иском (с учетом уточнений), указывая на то, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения в части соответствия обязательным требованиям безопасности транспортно-эксплуатационных характеристик и состояния автомобильных дорог и дорожной деятельности при содержании автомобильных дорог регионального значения.
Проведенной проверкой выявлены нарушения законодательства.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Тыва от 24.01.2011 № 35 «Об автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Тыва» дорога «подъезд к с. Хову-Аксы» (км 0+000 - км 65+186), протяженностью 65,186 км., идентификационный номер дороги 93-ОП-МЭ-93Н-05, учетный номер дороги 93Н-05, относится к дорогам общего пользования регионального значения.
Согласно п. 1.1 Устава Государственное казенное учреждение «Управление автомобильных дорог Республики Тыва» (далее - ГКУ «Тываавтодор») создано для выполнения функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий в сфере дорожной деятельности на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения, относящихся к государственной собственности Республики Тыва (далее автомобильные дороги общего пользования Республики Тыва), путем изменения типа существующего Государственного учреждения Республики Тыва «Управление автомобильных дорог Республики Тыва».
19.12.2022 между ГКУ «Тываавтодор» (заказчиком) и ООО «ДСУ- 17» (подрядчиком) заключен государственный контракт № Ф.2023.4708 на выполнение работ по содержанию автомобильной дороги «подъезд к с. Хову- Аксы», км. 0+00-км. 64+186 (ИКЗ 222170104169517010100100520164211244) (далее Контракт).
В соответствии с п. 4.1. Контракта сроки выполнения работ с 01.01.2023 по 31.12.2024.
Согласно акту о приемке выполненных работ № 12 от 04.10.2023 за отчетный период с 24.08.2023 по 04.10.2023 выполнены: заделка трещин и ямочный ремонт асфальтобетонных покрытий.
Однако актом о приемке выполненных работ № 12 от 04.10.2023 не указаны участки автомобильной дороги, на которых выполнены ремонтные работы.
Вместе с тем, в ходе проверки, проведенной совместно с сотрудником ОГИБДД МО МВД России «Тандинский», установлены следующие нарушения на автомобильной дороге «подъезд к с. Хову-Аксы»:
- на 4 км. 400 м. имеется выбоина размером 170 см. на 200 см. глубиной 5 см. в нарушение п.5.2.4 ГОСТ-Р 50597-2017;
- на 6 км. 700 м. имеется выбоина размером 50 см. на 60 м. глубиной 5 см. в нарушение п.5.2.4 ГОСТ-Р 50597-2017;
- на 11 км. 800 м. имеется неровность дороги протяженностью 100 м. в виде просадки в нарушение п.5.2.4 ГОСТ-Р 50597-2017;
- на 12 км. 700 м. имеется неровность дороги протяженностью 100 м. в виде просадки в нарушение п.5.2.4 ГОСТ-Р 50597;
- на 12 км. 900 м. имеется неровность дороги протяженностью 100 м. в виде просадки в нарушение п.5.2.4 ГОСТ-Р 50597;
- на 13 км. 200 м. имеется выбоина размером 70 см. на 30 м. глубиной 5 см. в нарушение п. 5.2.4 ГОСТ-Р 50597-2017;
- на 13 км. 900 м. имеется выбоина размером 120 см. на 110 см. глубиной 5 см. в нарушение п.5.2.4 ГОСТ-Р 50597-2017;
- на 14 км. 200 м. имеется выбоина размером 50 см. на 44 м. глубиной 4 см. в нарушении п.5.2.4 ГОСТ-Р 50597-2017;
- на 15 км. имеется выбоина размером 80 см. на 60 см. глубиной 8 см. в нарушение п.5.2.4 ГОСТ- Р 50597-2017;
- на 20 км. 900 м. имеется неровность дороги протяженностью 100 м. в виде просадки в нарушение п.5.2.4 ГОСТ-Р 50597;
- на 21 км. 300 м. имеется неровность дороги протяженностью 100 м. в виде просадки в нарушение п.5.2.4 ГОСТ-Р 50597;
- на 21 км. 400 м. имеется неровность дороги протяженностью 100 м. в виде просадки в нарушение п.5.2.4 ГОСТ-Р 50597;
- на 21 км. 600 м. имеется неровность дороги протяженностью 100 м. в виде просадки в нарушение п.5.2.4 ГОСТ-Р 505977;
- на 21 км. 700 м. имеется неровность дороги протяженностью 100 м. в виде просадки в нарушение п.5.2.4 ГОСТ-Р 50597;
- на 23 км. 300 м. имеется выбоина размером 40 см. на 80 см. глубиной 5 см. в нарушение п.5.2.4 ГОСТ-Р 50597-2017;
- на 24 км. 200 м. имеется выбоина размером 40 см. на 110 см. глубиной 5 см. в нарушение п.5.2.4 ГОСТ-Р 50597-2017;
- на 25 км. 600 м. имеются: выбоина размером 160 см. на 40 см., выбоина размером 100 см. на 90 см. глубиной 5 см. в нарушение п.5.2.4 ГОСТ-Р 50597-2017;
- на 28 км. 600 м. имеется выбоина размером 130 см. на 70 см. глубиной 5 см. в нарушение п.5.2.4 ГОСТ-Р 50597-2017;
- на 29 км. 100 м. имеются: выбоина размером 190 см. на 70 см., выбоина размером 47 см. на 100 см., выбоина размером 190 см. на 70 см., выбоина размером 47 см. на 100 см. в нарушение п.5.2.4 ГОСТ-Р 50597-2017;
- на 35 км. 900 м. имеется выбоина размером 6 м. на 830 см. глубиной 5 см. в нарушение п.5.2.4 ГОСТ-Р 50597-2017;
- на 36 км. имеется неровность дороги протяженностью 28 м. в виде просадки в нарушение п.5.2.4 ГОСТ-Р 50597;
- на 39 км. 100 м. имеется неровность дороги протяженностью 100 м. в виде просадки в нарушение п.5.2.4 ГОСТ-Р 50597;
- на 39 км. 800 м. имеется неровность дороги протяженностью 100 м. в виде просадки в нарушение п.5.2.4 ГОСТ-Р 50597;
- на 42 км. 200 м. имеется выбоина размером 70 см. на 60 см. глубиной 5 см. в нарушение п.5.2.4 ГОСТ-Р 50597-2017;
- на 49 км. 400 м. имеются: выбоина размером 170 см. на 60 см., выбоина размером 6 м. на 280 см. глубиной 5 см. в нарушение п.5.2.4 ГОСТ-Р 50597-2017;
- на 50 км. 500 м. имеется выбоина размером 100 см. на 100 см. глубиной 5 см. в нарушении п.5.2.4 ГОСТ-Р 50597-2017;
- на 50 км. 800 м. имеются: выбоина размером 6 м. на 3 м., выбоина размером 80 см. на 100 см. глубиной 5 см. в нарушение п.5.2.4 ГОСТ-Р 50597-2017.
- на 51 км. 100 м. имеется выбоина размером 16 м. на 3 м. глубиной 5 см. в нарушение п.5.2.4 ГОСТ-Р 50597-2017;
- на 58 км. 700 м. имеется выбоина размером 140 см. на 120 м. глубиной 5 см. в нарушение п.5.2.4 ГОСТ-Р 50597-2017;
- на 58 км. 900 м. имеется выбоина размером 70 см. на 70 см. глубиной 5 см. в нарушение п.5.2.4 ГОСТ-Р 50597-2017;
- на 62 км. 300 м. имеется выбоина размером 80 см. на 80 см. глубиной 5 см. в нарушение п.5.2.4 ГОСТ-Р 50597-2017;
- на 62 км. 600 м. имеется выбоина размером 80 см. на 120 см. глубиной 5 см. в нарушение п.5.2.4 ГОСТ-Р 50597-2017.
Указанные нарушения создают угрозу безопасности дорожного движения, способствует дорожно-транспортным происшествиям, нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Прокурор просит: обязать ответчиков Государственное казенное учреждение «Управление автомобильных дорог Республики Тыва», Общество с ограниченной ответственностью «ДСУ-17» в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения на автомобильной дороге «подъезд к с. Хову-Аксы» на 6 км. 700 м., на 11 км. 800 м., на 12 км. 700 м., на 12 км. 900 м., на 13 км. 200 м., на 13 км. 900 м., на 14 км. 200 м., на 15 км., на 20 км. 900 м., на 21 км. 300 м., на 21 км. 400 м., на 21 км. 600 м., на 21 км. 700 м., на 23 км. 300 м., на 24 км. 200 м., на 25 км. 600 м., на 28 км. 600 м., на 29 км. 100 м., на 35 км. 900 м., на 36 км., на 39 км. 100 м., на 39 км. 800 м., на 42 км. 200 м., на 49 км. 400 м., на 50 км. 500 м., на 50 км. 800 м., на 51 км. 100 м., на 58 км. 700 м., на 58 км. 900 м., на 62 км. 300 м., на 62 км. 600 м. путем приведения проезжей части в соответствие с ГОСТ-Р 50597-2017; обязать Министерство дорожно-транспортного комплекса Республики Тыва и Министерство финансов Республики Тыва организовать финансирование Государственному казенному учреждению «Управление автомобильных дорог Республики Тыва» мероприятий, направленных на устранение указанных нарушений п.5.2.4 ГОСТ-Р 50597-2017 на автомобильной дороге «подъезд к с. Хову-Аксы».
В письменном ходатайстве и.о. прокурора Чеди-Хольского района Республики Тыва просил принять отказ от части исковых требований, а именно: обязать устранить нарушения на автомобильной дороге «подъезд к с. Хову-Аксы»: на 6 км. 700 м. - выбоина размером 50 см. на 60 м. глубиной 5 см.; на 11 км. 800 м. - неровность дороги протяженностью 100 м. в виде просадки; на 12 км. 700 м. - неровность дороги протяженностью 100 м. в виде просадки; на 12 км. 900 м. -неровность дороги протяженностью 100 м. в виде просадки; на 13 км. 200 м. - выбоина размером 70 см. на 30 м. глубиной 5 см.; на 13 км. 900 м. -выбоина размером 120 см. на 110 см. глубиной 5 см.; на 14 км. 200 м. - выбоина размером 50 см. на 44 м. глубиной 4 см.; на 15 км. - выбоина размером 80 см. на 60 см. глубиной 8 см.; на 23 км. 300 м. -выбоина размером 40 см. на 80 см. глубиной 5 см.; на 24 км. 200 м. -выбоина размером 40 см. на 110 см. глубиной 5 см.; на 25 км. 600 м.- выбоина размером 160 см. на 40 см., выбоина размером 100 см. на 90 см. глубиной 5 см.; на 28 км. 600 м. -выбоина размером 130 см. на 70 см. глубиной 5 см.; на 29 км. 100 м. - выбоина размером 190 см. на 70 см., выбоина размером 47 см. на 100 см., выбоина размером 190 см. на 70 см., выбоина размером 47 см. на 100 см., выбоина размером 22 см., яма 60 см. на 70 см., глубиной 5 см.; на 35 км. 900 м. - выбоина размером 6 м. на 830 см. глубиной 5 см.; на 36 км. - неровность дороги протяженностью 28 м. в виде просадки; на 42 км. 200 м. - выбоина размером 70 см. на 60 см. глубиной 5 см.; на 49 км. 400 м. - выбоина размером 170 см. на 60 см., выбоина размером 6 м. на 280 см. глубиной 5 см.; на 50 км. 500 м. - выбоина размером 100 см. на 100 см. глубиной 5 см.; на 50 км. 800 м. - выбоина размером 6 м. на 3 м., выбоина размером 80 см. на 100 см. глубиной 5 см.; на 58 км. 700 м. - выбоина размером 140 см. на 120 м. глубиной 5 см.; на 58 км. 900 м. -выбоина размером 70 см. на 70 см. глубиной 5 см.; на 62 км. 300 м. - выбоина размером 80 см. на 80 см. глубиной 5 см.; на 62 км. 600 м. - выбоина размером 80 см. на 120 см. глубиной 5 см.
Исковые требования в части устранить нарушения законодательства путем выполнения следующих мероприятий на автомобильной дороге «подъезд к с. Хову-Аксы»: на 20 км. 900 м. - устранить неровность дороги протяженностью 100 м. в виде просадки; на 21 км. 300 м. - устранить неровность дороги протяженностью 100 м. в виде просадки; на 21 км. 400 м. - устранить неровность дороги протяженностью 100 м. в виде просадки; на 21 км. 600 м. - устранить неровность дороги протяженностью 100 м. в виде просадки; на 21 км. 700 м. - устранить неровность дороги протяженностью 100 м. в виде просадки; на 39 км. 100 м. - устранить неровность дороги протяженностью 100 м. в виде просадки; на 39 км. 800 м. - устранить неровность дороги протяженностью 100 м. в виде просадки; на 51 км. 100 м. - устранить выбоину размером 16 м.*3 м., глубиной 5 см. – просит удовлетворить.
В судебном заседании ст. помощник прокурора г. Кызыла Д.А.О. уточненные исковые требования полностью поддержала, подтвердив отказ от иска в указанной выше части.
Представитель ответчика Государственного казенного учреждения Республики Тыва «Управление автомобильных дорог Республики Тыва» К.Р.Ш-К. действующая на основании доверенности, не возражала против прекращения производства по делу в указанной прокурором части, в остальной части - для возможности исполнения решения суда просила установить срок не менее шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Представитель ответчика Министерства дорожно-транспортного комплекса Республики Тыва Б.М.Д. также не возражала против прекращения производства по делу в указанной прокурором части, в части требований к Министерству дорожно-транспортного комплекса Республики Тыва просила в удовлетворении иска отказать, пояснив, что указанные прокурором работы подлежат выполнению ГКУ «Тываавтодор» путем заключения государственного контракта с подрядчиком; представлено письменное возражение.
Представитель ответчика Общества с ограниченной ответственностью «ДСУ-17» Н.Э.О. присутствовавший до перерыва в судебном заседании, с иском не соглашался, пояснив, что данная организация является подрядчиком по государственному контракту и выполняет работы только в рамках, предусмотренных государственным контрактом; все нарушения ими устранены.
Представитель ответчика Министерства финансов Республики Тыва в судебное заседание не явился, о месте и времени извещен, о причинах неявки не сообщил, поэтому суд рассматривает дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица МО МВД России «Тандинский» в судебное заседание не явился, о месте и времени извещен.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон от 08.11.2007 №257-ФЗ) установлено, что автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог; дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения; владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ О безопасности дорожного движения» (далее- Федеральный закон от 10.12.1995 №196-ФЗ) под безопасностью дорожного движения понимается состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий, а под обеспечением безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
В силу п.1 ст.17 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Согласно статье 12 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Статьей 21 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ предусмотрено, что мероприятия по организации дорожного движения в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог осуществляются органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги.
Деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации техническими регламентами и предусмотрено проектами и схемами и организации дорожного движения. Изменения в организации дорожного движения для повышения пропускной способности дорог или для других целей за счет снижения уровня безопасности дорожного движения не допускаются (части 1, 2 статьи 22 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ).
В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.
Приказом Госстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст утвержден ГОСТ Р 50597- 2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (далее - ГОСТ Р 50597-2017), который устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям.
Согласно абзацу второму пункта 4.2 ГОСТ Р 50597-2017 в случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, владельцами дорог и улиц, а также организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов и введение в установленном порядке ограничений движения, вплоть до полного его запрещения с помощью соответствующих технических средств организации дорожного движения и средств регулирования.
В соответствии с Перечнем автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Тыва, утвержденным постановлением Правительства Республики Тыва от 24.01.2011 №35, дорога «подъезд к с. Хову-Аксы» (км 0+000 - км 65+186), протяженностью 65,186 км., идентификационный номер дороги 93-ОП-МЭ-93Н-05, учетный номер дороги 93Н-05, относится к дорогам общего пользования регионального значения.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 03.12.2012 № 671 утверждены Правила организации и проведения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Тыва» (далее - Правила).
Правила определяют порядок организации и проведения работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Тыва (далее - автомобильные дороги), при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильных дорог (далее - работы по ремонту автомобильных дорог), работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильных дорог, оценке их технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (далее - работы по содержанию автомобильных дорог).
Согласно п.2 Правил организацию работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог осуществляет государственный заказчик государственное казенное учреждение "Управление автомобильных дорог Республики Тыва" (далее - учреждение).
Организация и проведение работ по ремонту автомобильных дорог и работ по содержанию автомобильных дорог (далее - работы по ремонту и содержанию автомобильных дорог) включают в себя следующие мероприятия:
а) оценка технического состояния автомобильных дорог;
б) разработка проектов работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог (далее - проекты) или сметных расчетов стоимости работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог (далее - сметные расчеты) в необходимых случаях с установлением объезда ремонтируемого участка автомобильных дорог;
в) проведение работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог;
г) приемка работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 05.06.2007 N 656 «О создании Государственного учреждения «Управление автомобильных дорог Республики Тыва» Государственному учреждению «Управление автомобильных дорог Республики Тыва» переданы функции по управлению автомобильными дорогами общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Тыва и искусственными сооружениями на них общей протяженностью 2540,6 км.
Согласно Уставу Государственного учреждения «Управление автомобильных дорог Республики Тыва» (далее - ГКУ «Тываавтодор», Учреждение), утвержденному распоряжением Министерства дорожно-транспортного комплекса Республики Тыва от 15.12.2011 №24, предметом деятельности Учреждения является осуществление мероприятий, связанных с оперативным управлением автомобильными дорогами общего пользования Республики Тыва, организацией дорожной деятельности на автомобильных дорогах, оказанием государственных услуг, связанных с эксплуатацией автомобильных дорог общего пользования Республики Тыва и использованием придорожных полос этих автомобильных дорог (п.3.1); целью деятельности Учреждения является, в частности, организация выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования Республики Тыва и искусственных сооружений на них (п.3.2).
Таким образом, ГКУ «Тываавтодор» организует и проводит работу по ремонту автомобильных дорог и по содержанию автомобильных дорог регионального значения.
19.12.2022 между ГКУ «Тываавтодор» (заказчиком) и ООО «ДСУ- 17» (подрядчиком) заключен государственный контракт № Ф.2023.4708 на выполнение работ по содержанию автомобильной дороги Подъезд к с. Хову- Аксы, км. 0+00-км. 64+186 (ИКЗ 222170104169517010100100520164211244) (далее Контракт).
В соответствии с п. 4.1. Контракта сроки выполнения работ с 01.01.2023 по 31.12.2024.
Согласно приложению № 1 к Контракту - ведомости объемов работ на содержание автомобильной дороги Подъезд к с. Хову-Аксы, км. 0+00 - км. 64+186 на 2023 год предусмотрены следующие работы, в частности: ямочный ремонт асфальтобетонных покрытий укатываемой асфальтобетонной смесью без разломки старого покрытия: толщина слоя: до 50 мм, площадь ремонта в одном месте до 1 м2; ямочный ремонт асфальтобетонных покрытий укатываемой асфальтобетонной смесью без разломки старого покрытия, толщина слоя: до 70 мм, площадь ремонта в одном месте до 3 м2; перевозка грузов автомобилями-самосвалами грузоподъемностью 10 т, работающих вне карьера, на расстояние: до 90 км 1 класс груза; заделка трещин в асфальтобетонном покрытии вручную.
В соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области безопасности дорожного движения и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 года N 1101 (далее - Положение), установлено, что федеральный надзор осуществляется Министерством внутренних дел и его территориальными органами.
В соответствии с абзацем 3 подпункта "а" пункта 5 Положения уполномоченными на осуществление федерального надзора являются инспектора уполномоченных органов федерального надзора Министерства внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органов старшие государственные инспектора безопасности дорожного движения, государственные инспектора безопасности дорожного движения.
В соответствии с пунктами 70 и 71 Положения по результатам контрольного (надзорного) мероприятия составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия, оформляемый на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия в день окончания проведения такого мероприятия. К акту контрольного (надзорного) мероприятия прилагаются протоколы контрольных (надзорных) действий, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами контрольных (надзорных) мероприятий документы или их копии.
Согласно акту проверки от 11.04.2024, проведенной прокурором совместно с сотрудником ОГИБДД МО МВД России «Тандинский», представителем ГКУ «Тываавтодор», установлены следующие нарушения на автомобильной дороге «подъезд к с. Хову-Аксы»: на 20 км. 900 м. - неровность дороги протяженностью 100 м. в виде просадки; на 21 км. 300 м. - неровность дороги протяженностью 100 м. в виде просадки; на 21 км. 400 м. - неровность дороги протяженностью 100 м. в виде просадки; на 21 км. 600 м. - неровность дороги протяженностью 100 м. в виде просадки; на 21 км. 700 м. - неровность дороги протяженностью 100 м. в виде просадки; на 39 км. 100 м. - неровность дороги протяженностью 100 м. в виде просадки; на 39 км. 800 м. - неровность дороги протяженностью 100 м. в виде просадки; на 51 км. 100 м. - выбоина размером 16 м.*3 м., глубиной 5 см.
Данный акт суд признает надлежащим письменным доказательством по настоящему гражданскому делу.
Поскольку доказательств того, что на указанных в акте участках данной дороги вышеперечисленные недостатки устранены, не представлено, то иск подлежит удовлетворению.
При этом надлежащим ответчиком по заявленным прокурором требованиям является ГКУ «Тываавтодор» в силу предоставленных ему вышеуказанных полномочий.
Кроме того, согласно Уставу ГКУ «Тываавтодор» Учреждение по своим обязательствам несет имущественную ответственность в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации (п.2.5); Учреждение обеспечивает исполнение своих обязательств находящимися в его распоряжении денежными средствами и имуществом. В случае их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам Учреждения несет собственник в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Республики Тыва (п.2.6).
В настоящем случае ни одного доказательства необходимости применения субсидиарной ответственности в виде возложения обязанности на Министерство дорожно-транспортного комплекса Республики Тыва и Министерство финансов Республики Тыва организовать финансирование Государственному казенному учреждению «Управление автомобильных дорог Республики Тыва» мероприятий, направленных на устранение указанных нарушений п.5.2.4 ГОСТ-Р 50597-2017 на автомобильной дороге «подъезд к с. Хову-Аксы», прокурором не представлено.
Общество с ограниченной ответственностью «ДСУ-17» является подрядчиком, поэтому несет обязательства перед заказчиком ГКУ «Тываавтодор» только в рамках заключенного государственного контракта. В настоящем случае доказательств того, что подрядчик ненадлежащим образом выполняет условия контракта, не представлено.
При таких обстоятельствах требования к ответчикам Министерству дорожно-транспортного комплекса Республики Тыва, Министерству финансов Республики Тыва и ООО «ДСУ-17» не подлежат удовлетворению.
В силу ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб. в бюджет муниципального образования городского округа «Город Кызыл Республики Тыва».
Для реального исполнения решения, учитывая пояснения представителя ответчика о необходимости предоставления дополнительного времени для устранения выявленных недостатков, суд устанавливает срок исполнения решения – в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
иск прокурора Чеди-Хольского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к Государственному казенному учреждению Республики Тыва «Управление автомобильных дорог Республики Тыва», Обществу с ограниченной ответственностью «ДСУ-17», Министерству дорожно-транспортного комплекса Республики Тыва, Министерству финансов Республики Тыва о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения удовлетворить частично.
Обязать Государственное казенное учреждение Республики Тыва «Управление автомобильных дорог Республики Тыва» (ИНН 1701041695 ОГРН 1071701000810) в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения законодательства путем выполнения следующих мероприятий на автомобильной дороге «подъезд к с. Хову-Аксы»:
на 20 км. 900 м. - устранить неровность дороги протяженностью 100 м. в виде просадки;
на 21 км. 300 м. - устранить неровность дороги протяженностью 100 м. в виде просадки;
на 21 км. 400 м. - устранить неровность дороги протяженностью 100 м. в виде просадки;
на 21 км. 600 м. - устранить неровность дороги протяженностью 100 м. в виде просадки;
на 21 км. 700 м. - устранить неровность дороги протяженностью 100 м. в виде просадки;
на 39 км. 100 м. - устранить неровность дороги протяженностью 100 м. в виде просадки;
на 39 км. 800 м. - устранить неровность дороги протяженностью 100 м. в виде просадки;
на 51 км. 100 м. - устранить выбоину размером 16 м.*3 м., глубиной 5 см.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с Государственного казенного учреждения Республики Тыва «Управление автомобильных дорог Республики Тыва» государственную пошлину в размере 300 рублей в бюджет муниципального образования городского округа «Город Кызыл Республики Тыва».
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Кызылский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 21 июня 2024 года.
Судья Л.Т. Сватикова