Дело №12-211/2022
Р Е Ш Е Н И Е
29 декабря 2022 года г. Алексин Тульской области
Судья Алексинского межрайонного суда Тульской области Баранова Л.П.,
рассмотрев в отрытом судебном заседании в помещении Алексинского межрайонного суда Тульской области жалобу Кушкина Александра Александровича на постановление старшего инспектора по пропаганде БДД ОГИБДД МОМВД России «Алексинский» ФИО1 № от 24.11.2022 о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст. 12.3 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
24.11.2022 старшим инспектором по пропаганде БДД ОГИБДД МОМВД России «Алексинский» ФИО1, вынесено постановление № по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым Кушкин А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 12.3 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Кушкин А.А. обратился с жалобой в Алексинский межрайонный суд Тульской области.
В обоснование жалобы указал, что обжалуемое постановление вынесено с нарушением норм материального права, в связи с тем, что отсутствует состав административного правонарушения.
В постановлении указано, что он управлял мини-трактором, государственный регистрационный знак №, с сельскохозяйственным оборудованием в виде самодельного прицепа, предназначенного для перевозки тюков соломы, который не имеет документов.
Однако, приспособление «сеновозка», не является транспортным средством (прицепом), а, следовательно, данное приспособление не подлежит государственной регистрации и не может считаться транспортным средством.
В связи с тем, что «сеновозка» не является транспортным средством, подлежащим государственной регистрации, документов на нее установленного образца не имеется.
На основании изложенного, просил обжалуемое постановление отменить.
В судебном заседании Кушкин А.А. доводы жалобы поддержал по основаниям, изложенным в ней. Дополнительно пояснил, что прицеп не зарегистрирован и, по его мнению, регистрации не подлежит, поскольку он осуществляет движения с этим прицепом (сеновозкой) на своем земельном участке сельскохозяйственного назначения. Данный прицеп он использует для того, чтобы собрать тюки сена с поля и доставить их до места складирования, которое также находится на его земельном участке. При этом он осуществляет движение с прицепом только по своему полю, на дороги общего пользования он с прицепом (сеновозкой) не выезжает. В органы технадзора с целью регистрации прицепа (сеновозки) он не обращался. Просил обжалуемое постановление отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Представитель Кушкина А.А., действующая на основании доверенности Лизговко И.В., в судебном заседании доводы жалобы Кушкина А.А. поддержала, просила постановление должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях Кушкина А.А, состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 12.3 КоАП РФ. Дополнительно указала, что данное приспособление было сделано самим Кушкиным А.А. в целях использования в хозяйстве, а именно, для перевозки сена, прицеп (сеновозка) в соответствии с нормами действующего законодательства регистрации не подлежит. Кроме того, с данным приспособлением (прицепом) Кушкин А.А. не осуществляет движения по дорогам, как местного значения, так и федерального, передвигается только на своих землях сельскохозяйственного значения.
Старший инспектором по пропаганде БДД ОГИБДД МОМВД России «Алексинский» ФИО1, в судебном заседании пояснил, что в рамках административного расследования по факту ДТП, имевшего место ДД.ММ.ГГГГ в д. <адрес>, с участием водителя Кушкина А.А., управлявшего мини-трактором марки «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак №, был осуществлен выезд непосредственно на место ДТП. На месте ДТП было зафиксировано транспортное средство – мини-трактор с прицепом, на прицепе имелись ось и борта. Повреждения были причинены именно прицепом. Указанное устройство подходит под термин «прицеп», описание которого содержится, как в Правилах дорожного движения, так и в ст. 2 Технического регламента Таможенного союза №. При опросе Кушкин А.А. пояснил, что прицеп он сделал самостоятельно, прицеп предназначен для перевозки груза, а именно, тюков с сеном, в установленном законом порядке прицеп не зарегистрирован. Также было установлено, что на самодельном прицепе Кушкиным А.А. были использованы заводские агрегаты: мост и устройство для соединения прицепа с трактором. Однако если транспортное средство, которым является, в том числе, и прицеп, в установленном порядке не зарегистрировано, оно не может быть использовано при движении, что является основанием для привлечения к административной ответственности по ст. 12.3 КоАП РФ. Поскольку прицеп в установленном законом порядке в органах технического надзора Кушкиным А.А. не зарегистрирован, документы на прицеп отсутствуют, последний был привлечен к административной ответственности по ч.1 ст. 12.3 КоАП РФ с назначением штрафа в размере <данные изъяты> руб.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные доказательства по делу, судья приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Исходя из положений ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с п. 1.2 Правил дорожного движения РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (ред. от 27.01.2009), прицеп – это транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски.
Из ст. 2 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов и прицепов к ним» № 031/2012 (утв. Решение Совета Евразийской экономической комиссии № 60 от 20.07.2012 (ред. от 17.10.2022) «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов и прицепов к ним»), прицеп – это буксируемое трактором транспортное средство, предназначенное для перевозки грузов различного назначения, в том числе, сельскохозяйственного или лесохозяйственного.
К прицепам также относятся прицепы, у которых часть вертикальной нагрузки передается буксирующему трактору (полуприцепы).
Прицеп специального назначения – это прицеп, отвечающий одному или нескольким из следующих условий: прицеп не предназначен для участия в дорожном движении без дополнительных мер обеспечения безопасности дорожного движения, предусмотренных изготовителем; прицеп состоит из шасси прицепа и несъемного специального оборудования, обеспечивающего перевозку только определенных видов грузов (открытые платформы для перевозки рулонов и тюков сена и соломы, прицепы для перевозки животных, птицы, силосной и сенажной массы и др.); на прицепе установлено погрузочно-разгрузочное и (или) специальное оборудование, предназначенное для выполнения определенных технологических процессов и операций (например, автономные рубилки). При этом одновременно или дополнительно могут выполняться работы по перевозке грузов (прицепы для внесения удобрений, лесовозные прицепы и др.).
К прицепам специального назначения также относятся прицепы, которые отвечают одному или нескольким из указанных условий и при этом: у которых часть вертикальной нагрузки передается буксирующему трактору (полуприцепы специального назначения); габаритные размеры которых превышают размеры, установленные подпунктом 8.1.2 приложения 5.
Согласно п. 2.1.1 Правил дорожного движения РФ, водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки, в том числе, регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа - и на прицеп (кроме прицепов к мопедам).
Как следует из протокола об административном правонарушении серии 71 ВЕ № от ДД.ММ.ГГГГ (составленного по результатам рассмотрения материала ДТП, имевшего место, около дома № <адрес>, с участием мини-трактора «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак №, по управлением Кушкина А.А.), ДД.ММ.ГГГГ в 16 час. 00 мин., водитель Кушкин А.А., в нарушение п. 2.1.1 ПДД РФ, управлял мини-трактором с сельскохозяйственным оборудованием в виде самодельного прицепа, предназначенного для перевозки тюков соломы, который не имеет документов, тем самым совершив административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 12.3 КоАП РФ.
Постановлением старшего инспектора по пропаганде БДД ОГИБДД МОМВД России «Алексинский» ФИО1 № от 24.11.2022, Кушкин А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 12.3 КоАП РФ, и подвергнут административному наказания в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> руб.
Согласно п.4 Постановления Правительства РФ № 1507 от 21.09.2020 (ред. от 20.05.2022) «Об утверждении Правил государственной регистрации самоходных машин и других видов техники», государственной регистрации в органах гостехнадзора подлежит техника, а также техника, которая в целом или в качестве основных компонентов в виде кузова, рамы или шасси используется для создания другой техники, перегоняется к конечным производителям или вывозится из Российской Федерации, и техника, являющаяся опытными (испытательными) образцами (за исключением случая, предусмотренного абзацем шестым настоящего пункта).
В соответствии с п.1, п. 2 Постановления Правительства РФ № 1090 от 23.10.1993 (ред. от 31.12.2020) «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»), механические транспортные средства (кроме мопедов) и прицепы должны быть зарегистрированы в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органах, определяемых Правительством Российской Федерации, в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» или 10 суток после их приобретения или таможенного оформления.
На механических транспортных средствах (кроме мопедов, трамваев и троллейбусов) и прицепах должны быть установлены на предусмотренных для этого местах регистрационные знаки соответствующего образца, а на автомобилях и автобусах, кроме того, размещается в правом нижнем углу ветрового стекла в установленных случаях лицензионная карточка.
В силу п. 1 ч.3 ст. 8 Федерального закона № 283-ФЗ от 03.08.2018 (ред. от 30.12.2021) «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», владелец транспортного средства обязан обратиться с заявлением в регистрационное подразделение для постановки транспортного средства на государственный учет в течение десяти дней со дня выпуска в обращение транспортного средства при изготовлении его для собственного пользования, со дня временного ввоза транспортного средства на территорию Российской Федерации на срок более одного года либо со дня приобретения прав владельца транспортного средства, ранее не состоявшего на государственном учете в Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 (ред. от 29.11.2021, с изм. от 27.10.2022) «О безопасности дорожного движения», транспортное средство допускается к участию в дорожном движении в случае, если оно состоит на государственном учете, его государственный учет не прекращен и оно соответствует основным положениям о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении, установленным Правительством Российской Федерации.
Исходя из анализа вышеуказанных положений закона, незарегистрированным в установленном порядке признается транспортное средство, в отношении которого: не была произведена в установленный срок постановка на государственный учет; прекращен государственный учет; произведено снятие с государственного учета; истек срок государственного учета; в установленный срок не внесены изменения в регистрационные данные в связи со сменой владельца; истек срок действия регистрационного знака «Транзит».
Между тем, объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.3 КоАП РФ, заключается в управлении транспортным средством водителем, не имеющим при себе регистрационных документов на транспортное средство, а в установленных случаях документов, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза, с отметками таможенных органов, подтверждающими временный ввоз транспортного средства.
Следовательно, ответственность по ч. 1 ст. 12.3 КоАП РФ может быть возложена на лиц, у которых регистрационных документов нет при себе, но предполагается их наличие, а, соответственно, и наличие регистрации транспортного средства (в данном случае прицепа).
Однако в ходе судебного заседания, было установлено и не оспаривалось самим Кушкиным А.А., что прицеп в установленном законом порядке не был зарегистрирован.
Частью 1 ст. 12.1 КоАП РФ предусмотрено, что управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до восьмисот рублей.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 12.1 КоАП РФ составляют любые действия, связанные с управлением незарегистрированным транспортным средством в период, когда такие действия запрещены.
Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины, то есть осознанием лицом того, что он управляет незарегистрированным в установленном порядке транспортным средством.
Субъектом данного правонарушения является любое лицо осуществляющее управление незарегистрированным транспортным средством. При этом не имеет значения, является ли оно собственником (иным законным владельцем), допущено ли к управлению управомоченным субъектом или совершило эти действия самовольно.
Факт управления Кушкиным А.А. прицепом, не зарегистрированным в установленном порядке, подтверждается совокупностью собранных по делу об административном правонарушении доказательств, и не оспаривался самим Кушкиным А.А. в ходе судебного заседания.
Таким образом, действия Кушкина А.А. образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 12.1 КоАП РФ.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 5 от 24.03.2005 (ред. от 23.12.2021) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу. В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.
Составы административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст. 12.3 КоАП РФ и ч.1 ст. 12.1 КоАП РФ, имеют единый родовой объект посягательства.
Вместе с тем, переквалификация вмененного Кушкину А.А. деяния с ч. 1 ст. 12.3 КоАП РФ на ч. 1 ст. 12.1 КоАП РФ не согласуется с правовой позицией, изложенной в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 5 от 24.03.2005, поскольку санкция ч. 1 ст. 12.1 КоАП РФ является более строгой, чем санкция ч. 1 ст. 12.3 КоАП РФ, поэтому переквалификация приведет к ухудшению положения лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Согласно п.2 ч.1 ст. 24. 5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств, в том числе, отсутствие состава административного правонарушения.
С учетом изложенного постановление старшего инспектора по пропаганде БДД ОГИБДД МОМВД России «Алексинский» ФИО1 № от 24.11.2022 не может быть признано законным и обоснованным, подлежат отмене, а производство по настоящему делу - прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в действиях Кушкина А.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.3 КоАП РФ.
Согласно п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений, в том числе, об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.10, 30.6, 30.7 и 30.9 КоАП РФ, судья,
р е ш и л:
░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░» ░░░1 № ░░ 24.11.2022 ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░.1 ░░. 12.3 ░░░░ ░░, ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 1 ░░. 12.3 ░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░. 2 ░. 1 ░░. 24.5 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 1 ░░. 12.3 ░░░░ ░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░