Дело № 2-5309/2023
УИД 59RS0007-01-2023-003793-81
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 декабря 2023 года г. Пермь
Свердловский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Берсенёвой О.П.,
при секретаре Костаревой А.А.,
с участием истца Куртеевой Г.П.,
представителя ответчика Цапановой Е.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по исковому заявлению Куртеевой Г. П. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю о признании решения незаконным, включении периодов в страховой стаж и возложении обязанности назначить досрочную пенсию,
У С Т А Н О В И Л :
Куртеева Г.П. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, указав, что она ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 1.2 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», представив необходимые документы. Ответчиком ДД.ММ.ГГГГ отказано истцу в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа из-за того, что нет подтверждения нахождения ее на больничном листе (дородовой и послеродовой отпуск) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>). Представить такую справку истец не имеет возможности по причине ликвидации <данные изъяты> где она работала в указанный период.
В связи с изложенным с учетом уточнения требований, истец просит признать незаконным решение ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ, возложить на ответчика обязанность включить в стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости, период ее нахождения в дородовом и послеродовом отпуске с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, назначить досрочную пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Истец в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала в полном объеме.
Представитель ответчика в судебном заседании в удовлетворении исковых требований просит отказать по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Суд, заслушав стороны, изучив материалы дела, пришел к следующему.
Пенсионное обеспечение в Российской Федерации регулируется нормами Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту - Федеральный закон № 400-ФЗ) с применением норм ранее действовавшего законодательства только в той мере, в которой это предусмотрено указанным Федеральным законом.
С учетом положений ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсии» гражданам, которые указаны, в том числе в ч. 1 ст. 8 Закона № 400-ФЗ, и которые в период с 01.01.2019 по 31.12.2020 достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01.01.2019, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возврата, предусмотренных Приложением 6 к Федеральному закону № 400-ФЗ, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста.
Согласно ч. 3 ст. 35 Федерального закона № 400-ФЗ с 01.01.2015 страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии.
В соответствии с ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
В силу ст. 11 Федерального закона № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения содержались в ст. 13 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Во исполнение приведенной нормы закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее - Правила № 1015).
Пунктом 11 Правил № 1015 установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Документы, выдаваемые в целях подтверждения периодов работы, иной деятельности и иных периодов, должны содержать номер и дату выдачи, фамилию, имя, отчество (при наличии) застрахованного лица, которому выдается документ, число, месяц и год его рождения, место работы, период работы (иной деятельности, иного периода), профессию (должность), основания их выдачи (приказы, лицевые счета и другие документы). Документы, выданные работодателями застрахованному лицу при увольнении с работы, могут приниматься в подтверждение страхового стажа и в том случае, если не содержат оснований для их выдачи (пункт 59 Правил № 1015).
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе: создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
В силу п.п. 1, 2 ст. 11 указанного Федерального закона страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже – на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей.
В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на назначение страховой пенсии по старости, при разрешении спора о периодах работы, подлежащих включению в страховой стаж, сведения о наличии такого стажа могут быть подтверждены в судебном порядке с представлением доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом бремя доказывания этих юридически значимых обстоятельств в силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязанностью лица, обратившегося в суд с такими требованиями.
Кроме документов, выдаваемых в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, доказательствами работы истца также являются документы, свидетельствующие о выплате ему заработной платы, о начислении и уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Куртеева Г.П. обратилась с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости на основании ст. 8 Закона № 400-ФЗ (л.д. 31-33).
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ Куртеевой Г.П. отказано в назначении страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого стажа – <данные изъяты> лет для назначения пенсии по ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ (л.д. 29-30).
Согласно указанному решению ответчика период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не включен в страховой стаж, требуемый для исчисления права на досрочное назначение пенсии, как отпуск по уходу за ребенком ДД.ММ.ГГГГ года рождения до достижения им возраста <данные изъяты>. Предшествующий период, включенный в такой стаж – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Стаж истца для целей назначения пенсии по 1.2 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ рассчитан и признан ответчиком продолжительностью <данные изъяты>, право на назначение пенсии с ДД.ММ.ГГГГ отсутствует.
Истец обратилась в суд с настоящим иском с вышеуказанными требованиями.
Как установлено судом, из записей в трудовой книжке колхозника Куртеева Г.П. следует:
- запись № «ДД.ММ.ГГГГ принята в <данные изъяты>
- запись № «ДД.ММ.ГГГГ уволена из <данные изъяты>
Сведения о работе истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ имеются в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Куртеевой Г.П.
Из архивной справки от ДД.ММ.ГГГГ Администрации Кезского района Удмуртской республики следует, что Куртеева Г.П. значится в документах архивного фонда <данные изъяты>», в лицевых счетах колхозников отражена ее заработная плата за ДД.ММ.ГГГГ указанием количества отработанных человеко-дней (в ДД.ММ.ГГГГ отработано <данные изъяты> человеко-дней), сведений о выплатах по больничным листам, пособиям не имеется, сведений о предоставлении отпуска по уходу за ребенком не имеется (л.д. 10-11, 46-47).
Также судом установлено, что Куртеева Г.П. является матерью ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р., что подтверждается справкой о рождении (л.д. 13,48).
Как следует из данных о расчете стажа Куртеевой Г.П., представленных ответчиком (л.д. 41), период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ зачтен истцу как отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет.
На запрос суда <данные изъяты> направило архивную справку № от ДД.ММ.ГГГГ согласно которой в журнале регистрации поступивших беременных и рожениц в родильное отделение за ДД.ММ.ГГГГ год имеется запись за № о поступлении ДД.ММ.ГГГГ роженицы ФИО9, <данные изъяты> лет, место работы <данные изъяты> роды ДД.ММ.ГГГГ, дата выписки ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 27).
Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Статьей 12 названного Федерального закона предусмотрены иные периоды, которые засчитываются в страховой стаж. Перечень данных периодов является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Согласно части 9 статьи 13 Федерального закона № 400-ФЗ при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктами 1 (периоды прохождения военной службы по призыву, периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы), 2 (период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности) и 12 (периоды участия в специальной военной операции) части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи. Периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы, в период пребывания в добровольческом формировании исчисляются с применением положений части 10 настоящей статьи.
Таким образом, с учетом анализа действующего пенсионного законодательства, только предусмотренные ч. 1 ст. 11 и п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 400-ФЗ периоды подлежат включению в страховой стаж лиц, указанных в ч. 1.2 ст. 8 указанного Закона в целях определения их права на страховую пенсию по старости.
Период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, предусмотренный п. 3 ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 400-ФЗ, к таковым не относится.
Однако довод истца, что период временной нетрудоспособности по беременности и родам, подлежит включению в страховой стаж в целях определения права на досрочную пенсию, суд считает обоснованным в силу следующего.
Согласно статье 165 Кодекса законов о труде РСФРС устанавливалась продолжительность отпуска по беременности и родам: 56 календарных дней до родов и 56 календарных дней после родов, в случае ненормальных родов или рождении двух и более детей отпуск после родов предоставляется продолжительностью 70 календарных дней. Данная продолжительность отпуска действовала с 01.04.1972 по 05.10.1992.
Отпуска по беременности и родам являются разновидностью периода временной нетрудоспособности, подлежащих включению в стаж для целей исчисления стажа при назначении пенсии по ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ.
При этом, промежуток времени с ДД.ММ.ГГГГ (последний отработанный человеко-день по архивной справке до ДД.ММ.ГГГГ (дата рождения ребенка Куртеевой Г.П.) составляет больше чем <данные изъяты> дней, в связи с чем, суд считает возможным включить в страховой стаж истца, учитываемый для определения стажа в целях назначения пенсии по части 1.2 статьи 8 Федерального закона № 400-ФЗ, период с ДД.ММ.ГГГГ (дата поступления Куртеевой Г.П. в роддом) по ДД.ММ.ГГГГ (как просит истец, так как промежуток времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет менее <данные изъяты> дней).
В связи с изложенным, требования истца об обязании ответчика включить в страховой стаж, учитываемый для определения права на пенсию по части 1.2 статьи 8 Федерального закона № 400-ФЗ, подлежит удовлетворению в части периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ продолжительностью <данные изъяты>
Следует признать незаконным решение ответчика в части исключения указанного периода из страхового стажа Куртеевой Г.П. и стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ.
Истец также просит возложить на ответчика обязанность назначить досрочную трудовую пенсию по ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ с ДД.ММ.ГГГГ (с даты обращения с заявлением).
Суд при рассмотрении указанного требования приходит к следующему.
Как указано выше ДД.ММ.ГГГГ Куртеева Г.П. обратилась с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости на основании ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ.
Стаж для целей назначения пенсии по ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ исчислен ответчиком на указанную дату как <данные изъяты>. Расчет ответчика судом проверен, признан правильным.
При включении дополнительно 1 месяца 15 дней стаж для целей назначения пенсии по ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составит <данные изъяты>, при требуемом 37 лет, то есть является достаточным для назначения пенсии.
В пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что, если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом № 173-ФЗ (статьи 18 и 19 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
Данные разъяснения применимы и при разрешении споров, связанных с реализацией права на назначение страховой пенсии по старости, так как в Федеральном законе № 400-ФЗ содержатся аналогичные нормы о порядке установления страховых пенсий и сроках их назначения (статьи 21, 22 названного федерального закона).
Из приведенного нормативного правового регулирования, позиции Конституционного Суда Российской Федерации и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что страховая пенсия по старости, в том числе назначаемая досрочно в соответствии с положениями статьи 30 Закона № 400-ФЗ, по общему правилу назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на данную пенсию. При этом заявление о назначении пенсии может быть подано гражданином и до наступления пенсионного возраста, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста.
Назначение и выплата страховой пенсии по старости осуществляются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Если гражданин в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить гражданину пенсию со дня его обращения с заявлением в такой орган, а в случае обращения гражданина с заявлением о назначении пенсии ранее возникновения права на пенсию - с момента возникновения такого права.
В связи с изложенным, имеются основания для назначения пенсии со дня обращения истца с заявлением о назначении пенсии и для признания незаконным решения ответчика от ДД.ММ.ГГГГ №.
Требования истца подлежат частичному удовлетворению.
Истцом уплачена государственная пошлина при подаче иска в сумме <данные изъяты>. как при подаче требования неимущественного характера (л.д. 10а), исковые требования удовлетворены частично, сумма государственной пошлины подлежит взысканию с ответчика.
Руководствуясь ст. ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Куртеевой Г. П., дата рождения ДД.ММ.ГГГГ, место рождения <адрес>, СНИЛС №, к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю (ОГРН 1035900505200) удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ №.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю включить в страховой стаж Куртеевой Г. П., в том числе, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю назначить Куртеевой Г. П. досрочную страховую пенсию по старости по ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю в пользу Куртеевой Г. П. понесенные при подаче иска расходы в виде государственной пошлины в сумме 300,00 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г. Перми в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 29 декабря 2023 года.
Судья: О.П. Берсенёва