Дело № 2-652/2024, УИД 76RS0011-01-2024-001181-21
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 июня 2024 года г. Углич
Угличский районный суд Ярославской области в составе
председательствующего судьи Грачевой Н.А.,
при секретаре Тужилкиной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Угличского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Министерству здравоохранения Ярославской области, ГУЗ ЯО "Угличская центральная районная больница" об обеспечении оснащением амбулатории,
установил:
Заместитель Угличского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковыми заявлениями и просил суд возложить на Министерство здравоохранения Ярославской области, ГУЗ ЯО "Угличская центральная районная больница" обязанность обеспечить оснащение Покровской амбулатории, расположенной по <адрес>, следующим:
шкафом для одежды - 1 шт., шкафом для белья - 1 шт., шкафом для лекарственных препаратов – 1 шт., вешалкой для одежды - 2 шт., тумбочкой медицинской – 2 шт., столом манипуляционным – 1 шт., столом процедурным - 1 шт., столом инструментальным - 1 шт., пеленальным столом - 1 шт., креслом гинекологическим - 1 шт., кушеткой медицинской – 1 шт., автоматическим дефибриллятором - 1 шт., щитом спинальным с устройством для фиксации головы, рентгенопрозрачным, амагнитным - 1 шт., весами напольными для взрослых - 1 шт., холодильником для хранения лекарственных препаратов - 1 шт., светильником медицинским передвижным - 1 шт., кольпоскопом - 1 шт. в соответствии с Приложением № 14 Стандарта оснащения врачебной амбулатории (фельдшерско-акушерского пункта, фельдшерского здравпункта), утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15.05.2012 г. № 543н.
В обоснование требований указано, что Угличской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о здравоохранении, охране жизни и здоровья, в том числе несовершеннолетних, в деятельности Государственного учреждения здравоохранения Ярославской области «Угличская ЦРБ». Выявлены факты нарушения требований законодательства со стороны ГУЗ ЯО «Угличская ЦРБ» по оснащению указанной амбулатории необходимым медицинским оборудованием, инструментами и мебелью в нарушение требований законодательства и стандартов.
В судебном заседании помощник Угличского межрайонного прокурора Сорокин М.С. исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Ярославской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направил письменные возражения, согласно которым являясь главным распорядителем бюджетных средств в рамках компетенции, осуществляет распоряжение денежными средствами в соответствии с установленными лимитами по согласованию с Министерством финансов Ярославской области. Министерство финансов Ярославской области является органом исполнительной власти Ярославской области, осуществляющим функции по реализации единой государственной финансовой, бюджетной и налоговой политики, по управлению государственными финансами Ярославской области, в связи с чем денежные средства, необходимые для оборудования амбулатории ГУЗ ЯО «Угличская ЦРБ» находятся в компетенции Министерства финансов Ярославской области. Возложение на Министерство здравоохранения обязанности осуществить финансирование мероприятий нарушает принципы самостоятельности и сбалансированности бюджета, а также порядок составления бюджета и выделения соответствующих средств. В рамках реализации национального проекта «Здравоохранение» в регионе постановлением Правительства области от 15.12.2020 г. № 966-п утверждена региональная программа «Модернизация первичного звена здравоохранения Ярославской области на 2021-2025 годы». Указанной программой запланировано проведение в 2022-2024 г.г. модернизация медицинских организаций, включающая оснащение ФАПов и амбулаторий ГУЗ ЯО «Угличская ЦРБ». Также ответчик указывает, что с учетом того, что областной бюджет на 2021 - 2023 годы сформирован в жестких экономических условиях для исполнения решения суда необходимо не менее 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика ГУЗ ЯО «Угличская ЦРБ» и представители третьих лиц Министерства финансов Ярославской области, Министерства имущественных отношений Ярославской области в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены, возражений не представили, об отложении не просили.
Дело рассмотрено в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание.
Заслушав истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статьи 41 Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, регулируются положениями Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Статьей 18 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 323-ФЗ) установлено, что каждый имеет право на охрану здоровья.
Согласно статьи 4 Закона № 323-ФЗ, основными принципами охраны здоровья являются, в том числе соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; доступность и качество медицинской помощи.
В силу части 2 статьи 5 Закона № 323-ФЗ государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.
В соответствии со статьей 10 Закона № 323-ФЗ, доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи.
Приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.20.12 № 543н утверждено Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, а также Правила организации деятельности фельдшерско-акушерского пункта (далее Положение, Правила).
Согласно пункту 2 указанного Положения, организация оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется медицинскими организациями и их структурными подразделениями.
В силу пункта 5 Положения первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни, в том числе снижению уровня факторов риска заболеваний, и санитарно-гигиеническому просвещению.
В соответствии с пунктом 9 Положения, первичная медико-санитарная помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации.
В соответствии с п. 10 Положения первичная доврачебная медико-санитарная помощь, которая оказывается фельдшерами, акушерами, другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием фельдшерских здравпунктов, фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, здравпунктов, поликлиник, поликлинических подразделений медицинских организаций, отделений (кабинетов) медицинской профилактики, центров здоровья;
Первичная врачебная медико-санитарная помощь, которая оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами) врачебных амбулаторий, здравпунктов, поликлиник, поликлинических подразделений медицинских организаций, кабинетов и центров (отделений) общей врачебной практики (семейной медицины), центров здоровья и отделений (кабинетов) медицинской профилактики.
На основании п. 2 Правил врачебная амбулатория организуется для оказания первичной врачебной медико-санитарной помощи (далее - первичная врачебная медицинская помощь), а также первичной доврачебной медико-санитарной помощи (далее - доврачебная медицинская помощь) в рамках оказания неотложной медицинской помощи населению.
Врачебная амбулатория является самостоятельной медицинской организацией либо структурным подразделением медицинской организации (ее структурного подразделения).
Оснащение врачебной амбулатории осуществляется в соответствии со стандартом оснащения, установленным приложением N 14 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, установленным настоящим приказом (п. 14 Правил).
В соответствии с Положением о министерстве здравоохранения Ярославской области, утвержденном постановлением Правительства Ярославской области от 20.03.2008 № 52 (в ред. от 18.08.2023 г.), названное министерство является органом исполнительной власти Ярославской области, осуществляющим функции в сфере охраны здоровья граждан на территории Ярославской области, в том числе по защите прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья на территории Ярославской области, разработке, утверждению и реализации программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организации обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также по участию в санитарно-гигиеническом просвещении населения. В своей деятельности министерство руководствуется Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, законодательством Ярославской области и настоящим Положением.
Министерство организует оказание населению Ярославской области первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, функционально подчиненных департаменту (пункт 3.1.1.2.). Создает в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации, условия для развития медицинской помощи, обеспечения ее качества и доступности (пункт 3.1.1.5.). Организует осуществление мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни у граждан, проживающих на территории Ярославской области (пункт 3.1.1.7.). Организует осуществление мероприятий по проведению дезинфекции, дезинсекции и дератизации, а также санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (пункт 3.1.1.8.). Реализует мероприятия, направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях, ликвидацию медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, информирование населения о медико-санитарной обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и о принимаемых мерах (пункт 3.1.1.10.). Осуществляет функции и полномочия учредителя функционально подчиненных департаменту государственных предприятий и государственных учреждений Ярославской области (пункт 3.2.3). Министерство является главным распорядителем, распорядителем и получателем соответствующих бюджетных средств, главным администратором, администратором доходов областного бюджета. Министерство организует и осуществляет исполнение бюджета Ярославской области в соответствии с общими принципами, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации (пункт 5.5.).
В соответствии с частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
При этом средства обязательного медицинского страхования являются одним из источников финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования.
На территории Угличского муниципального района медицинская помощь населению оказывается государственным учреждением здравоохранения «Угличская ЦРБ.
Согласно уставу ГУЗ ЯО «Угличская ЦРБ» имеет в своем составе структурные подразделения, в том числе территориально-обособленные.
Проверкой установлено, что Головинская амбулатория, расположенная по <адрес>, является структурным подразделением ГУЗ ЯО «Угличская ЦРБ», оказывает первичную доврачебную медико-санитарную помощь населению в амбулаторных условиях, согласно лицензии № ЛО - 76-01002635 от 12.08.2019 г. на осуществление медицинской деятельности.
Стандарт оснащения амбулатории утвержден Приложением № 14 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению и предусматривает конкретный перечень медицинского оборудования.
Вместе с тем, прокурором выявлены факты нарушения требований законодательства со стороны ГУЗ ЯО «Угличская ЦРБ» по оснащению указанной амбулатории. Установлено, что в нарушение Приложения № 14 Стандарта оснащения врачебной амбулатории (фельдшерско-акушерского пункта, фельдшерского здравпункта), утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15.05.2012 № 543н в Головинской амбулатории отсутствует следующее оборудование (оснащение):
шкаф для одежды - 1 шт., шкаф для белья - 1 шт., шкаф для лекарственных препаратов – 1 шт., вешалка для одежды - 2 шт., тумбочки медицинские – 2 шт., стол манипуляционный – 1 шт., столом процедурный - 1 шт., столом инструментальный - 1 шт., пеленальный стол - 1 шт., кресло гинекологическое - 1 шт., кушетка медицинская – 1 шт., автоматический дефибриллятор - 1 шт., щит спинальный с устройством для фиксации головы, рентгенопрозрачный, амагнитный - 1 шт., весы напольные для взрослых - 1 шт., холодильник для хранения лекарственных препаратов - 1 шт., светильник медицинский передвижной - 1 шт., кольпоскоп - 1 шт.
Указанные обстоятельства ответчиками не оспорены.
Медицинское оборудование отсутствует в Покровской амбулатории ввиду отсутствия бюджетных средств на оснащение в соответствии со Стандартом.
Оснащение Покровской амбулатории указанным оборудованием является необходимым, без которого амублатория не сможет в полном объеме оказать первичную медико-санитарную помощь, в том числе неотложную. Отсутствие необходимого медицинского оборудования в амбулатории может привести к нарушению прав неопределенного круга лиц, несовершеннолетних на гарантированные Конституцией Российской Федерации права на охрану здоровья и медицинскую помощь, может повлечь негативные для здоровья людей последствия, вплоть до их гибели.
Обеспечение амбулатории указанным оснащением в соответствии с вышеизложенными нормами подлежит возложению на министерство здравоохранения Ярославской области и ГУЗ ЯО «Угличская центральная районная больница».
Исходя из анализа норм приведенного выше законодательства, на ГУЗ ЯО «Угличская ЦРБ» действительно возлагается обязанность по обеспечению прав граждан в сфере охраны здоровья, в том числе, оснащению медицинским оборудованием амбулатории. Однако, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению необходимым медицинским оборудованием является обязанностью и Министерства здравоохранения Ярославской области.
Возражения Министерства здравоохранения Ярославской области об обратном судом отвергаются как несостоятельные.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В данном случае иск прокурора направлен на понуждение ответчиков исполнять возложенные на них обязанности в силу закона, не является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность.
С позицией ответчика об установлении срока исполнения судебного решения 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу согласиться нельзя.
Принимая во внимание, что испрашиваемое прокурором оснащение Покровской амбулатории необходимо для оказания в полном объеме первичной медико-санитарной помощи населению, учитывая количество населенных пунктов, прикрепленных к данной амбулатории (15), отдаленность от Угличской центральной районной больницы – единственной больницы на весь город Углич и Угличский муниципальный район (23,7 км), отсутствие вышеуказанного медицинского оборудования влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на охрану здоровья и медицинскую помощь, может привести к необратимым последствиям, поэтому оснований для установления заявленного ответчиком срока для исполнения настоящего решения (12 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда) суд не усматривает, полагая его необоснованно завышенным. Вместе с тем, в целях исполнения судебного решения, суд находит возможным установить срок для исполнения решения суда до 01.02.2025 г., полагая его достаточным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования заместителя Угличского межрайонного прокурора (ИНН 7604008189) удовлетворить.
Обязать Министерство здравоохранения Ярославской области (ИНН 7604044726), ГУЗ ЯО "Угличская центральная районная больница" (ИНН 7612016433) в соответствии с Приложением № 14 Стандарта оснащения врачебной амбулатории (фельдшерско-акушерского пункта, фельдшерского здравпункта), утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15.05.2012 № 543н, в срок до 01 февраля 2025 года обеспечить оснащение Покровской амбулатории, расположенной по <адрес>, следующим:
шкафом для одежды - 1 шт., шкафом для белья - 1 шт., шкафом для лекарственных препаратов – 1 шт., вешалкой для одежды - 2 шт., тумбочкой медицинской – 2 шт., столом манипуляционным – 1 шт., столом процедурным - 1 шт., столом инструментальным - 1 шт., пеленальным столом - 1 шт., креслом гинекологическим - 1 шт., кушеткой медицинской – 1 шт., автоматическим дефибриллятором - 1 шт., щитом спинальным с устройством для фиксации головы, рентгенопрозрачным, амагнитным - 1 шт., весами напольными для взрослых - 1 шт., холодильником для хранения лекарственных препаратов - 1 шт., светильником медицинским передвижным - 1 шт., кольпоскопом - 1 шт.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Угличский районный суд в течение месяца со дня со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Н.А. Грачева