Дело № 2-527/ 2022
УИД №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Моргаушский районный суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Алексеевой А.В.,
при секретаре судебного заседания Галкиной З.П.,
с участием представителя истца- помощника прокурора Моргаушского района Чувашской Республики Читнаевой О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Моргаушского района Чувашской Республики в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Ильинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики об обязании разработать проекты организации зон санитарной охраны источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения, артезианским скважинам, в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого значения»,
установил:
Прокурор Моргаушского района Чувашской Республики, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в Моргаушский районный суд с исковым заявлением к администрации Ильинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики об обязанности разработать проекты организации зон санитарной охраны источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения, артезианских скважин, размещенных в <адрес> Ильинского сельского поселения <адрес> ФИО2 Республики в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого значения».
Требования мотивированы тем, что в результате проведенной в соответствии с п. 1.2 приказа прокурора Чувашской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в экологической сфере» прокуратурой <адрес> проверки деятельности администрации Ильинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики по соблюдению санитарно-эпидемиологического благополучия населения установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ году Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике в <адрес> проведена выездная проверка деятельности администрации Ильинского сельского поселения Моргаушского района на предмет соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, по результатам которой выявлены нарушения по источникам централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения, артезианским скважинам, размещенным в <адрес> Ильинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики, отсутствие проектов организации зон санитарной охраны.
Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ выдано предписание об устранении выявленных нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Проведенной прокуратурой Моргаушского района проверкой установлено, что предписание от ДД.ММ.ГГГГ администрацией Ильинского сельского поселения не исполняется.
Истец, ссылаясь на нормы ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 11, 18, 19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. п. 1.4, 1.5, 1.6, 1.11, 1.12 Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 N 10, п. п. 73, 105 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3, просит удовлетворить заявленные требования.
В судебном заседании представитель истца- помощник прокурора Моргаушского района Читнаева О.Ю. исковое требование поддержала в полном объеме по изложенным в заявлении основаниям, вновь привела их суду, просила удовлетворить.
Представитель ответчика- администрации Ильинского сельского поселения Моргаушского района, представитель третьего лица - администрации Моргаушского района Чувашской Республики в суд не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, причина неявки не известна.
Суд с согласия лица, участвующего в деле, рассмотрел настоящее гражданское дело при имеющейся явке.
Выслушав объяснения представителя истца Читнаевой О.Ю., исследовав материалы дела, которых, по ее мнению, достаточно для принятия решения по делу и не требуется представления дополнительных доказательств, суд приходит к следующему.
В силу ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре» прокурор в соответствии с процессуальным законодательном Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В ст. 42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность).
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.
Аналогичные гарантии установлены ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Статьей 11 от 30.03.1999 N 52-ФЗ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Согласно ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В соответствии с ч. 1 ст. 55 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.
В силу п. 4 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 8 Закона ЧР от 18.10.2004 N 19 «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике», ст. 6 Устава Юськасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики, к вопросам местного значения Юськасинского сельского поселения относится организация в границах Юськасинского сельского поселения водоснабжения населения, водоотведения.
Статьей 19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства (п. 1).
Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям (п. 2).
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека (п. 1). Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами (п. 2).
Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации (п. 5).
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 N 10 введены в действие Санитарные правила и нормы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02».
Настоящие СанПиН определяют санитарно - эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения (п. 1.2).
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 1.3).
ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены (п. 1.4).
Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно - защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды (п. 1.5).
В соответствии с п. 1.6 Санитарных правил и норм организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются:
а) определение границ зоны и составляющих ее поясов;
б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;
в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
При разработке проекта ЗСО для крупных водопроводов предварительно создается положение о ЗСО, содержащее гигиенические основы их организации для данного водопровода.
Проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно - питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально (п. 11.1).
Государственный санитарно - эпидемиологический надзор на территории ЗСО осуществляется органами и учреждениями государственной санитарно - эпидемиологической службы Российской Федерации путем разработки и контроля за проведением гигиенических и противоэпидемических мероприятий, согласования водоохранных мероприятий и контроля качества воды источника (п. 1.16).
Отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН (п. 1.17).
Согласно п. 75 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21
«Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3, качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам.
Для источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения зоны санитарной охраны устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 105 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21).
Судом установлено, что в муниципальной собственности муниципального образования Ильинского сельское поселение Моргаушского района Чувашской Республики находятся источники водоснабжения:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
В ходе проведения Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике - Чувашии в <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ плановой выездной проверки соблюдения законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в отношении администрации Ильинского сельского поселения <адрес> ФИО2 Республики установлено, что по артезианской скважине д. <адрес> не организована зона строгого режима артезианской скважины, территория зоны строгого режима не спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, не ограждена, дорожки к сооружениям не имеют твердое покрытие; по источникам централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения, артезианским скважинам Ильинского сельского поселения <адрес> не разработаны проекты организации зон санитарной охраны; не в полном объеме и кратностью организован производственный лабораторный контроль качества питьевой воды из артезианских скважин, и в водопроводной сети размещенных в населенных пунктах Ильинского сельского поселения <адрес>.
По результатам проверки глава администрации Ильинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики ФИО5 была привлечена к административной ответственности по ст. 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Администрации Ильинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики выдано предписание об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований от ДД.ММ.ГГГГ №.
Прокуратурой Моргаушского района Чувашской Республики проведена проверка соблюдения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в деятельности администрации Ильинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики.
Проверкой установлено, что предписание об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований от ДД.ММ.ГГГГ № администрацией Ильинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики не исполняется.
Изложенное свидетельствует о бездействии администрации Ильинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики по исполнению обязанностей, возложенных на администрацию сельского поселения федеральным законодательством, что нарушает основные права неопределенного круга лиц на соответствие качества питьевой воды санитарно-эпидемиологическим требованиям, санитарную охрану источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также на благоприятную окружающую среду.
При изложенных обстоятельствах требование прокурора Моргаушского района является законным и обоснованным и подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Срок исполнения решения суда- 1 месяц со дня вступления решения суда в законную силу, который просит установить представитель истца, не соответствует требованиям разумности и справедливости.
Предписанием об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований от ДД.ММ.ГГГГ № администрации Ильинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики предоставлен срок для разработки проектов рганизации зон санитарной охраны источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения, артезианских скважин, до ДД.ММ.ГГГГ.
Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании и принимает решение по заявленным истцом требованиям (ст.ст. 195, 196 ГПК РФ).
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Возложить на администрацию Ильинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики обязанность разработать проекты организации зон санитарной охраны источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения, артезианских скважин, размещенным в <адрес> Ильинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого значения» в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Верховный Суд Чувашской Республики через Моргаушский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Судья А.В. Алексеева
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.