Судья: Шиганова Н.И. № 33-670/2021 (33-14601/2020)
№ 2-1475/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(резолютивная часть)
28 января 2021 г. г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Житниковой О.В.,
судей Шабаевой Е.И., Навроцкой Н.А.,
при секретаре Моревой Н.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Солкаряна ФИО14 к администрации г.о. Новокуйбышевска, администрации Самарской области о предоставлении жилого помещения, по апелляционной жалобе Солкаряна ФИО15 на решение Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 27 октября 2020 года, которым постановлено:
«Исковые требования Соллкаряна ФИО16 к администрации г.о. Новокуйбышевска, администрации Самарской области о предоставлении жилого помещения – оставить без удовлетворения».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Навроцкой Н.А., доводы представителя Солкаряна ФИО17 – Корендясева ФИО18, представителя администрации Самарской области, судебная коллегия,
У С Т А Н О В И Л А :
Солкарян ФИО19 обратился в суд с иском к администрации г.о. Новокуйбышевска, администрации Самарской области о предоставлении жилого помещения на семью из трех человек, вне очереди, по договору социального найма, общей площадью по существующим нормам, указывая, что постановлением Главы г. Новокуйбышевск от 28 мая 2008 года № 826 он, с составом семьи из четырех человек, принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как ветеран боевых действий в Афганистане. По состоянию на 01.01.2018 года его очередь по списку ветеранов боевых действий № 48. На момент принятия на учет, истец проживал с семьей в жилом доме по ул. <адрес>. Общая площадь дома составляла 46, 8 кв.м. Собственником указанного жилого дома являлся Солкарян ФИО20 Заключением межведомственной комиссии № 002 от 13.08.2009 года, жилой дом по <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. В ноябре 2009 года истцу и его семье предоставлена комната в общежитии площадью 16, 6 кв.м. В декабре 2011 года в качестве временной меры ему предоставлено жилое помещение площадью 37,2 кв.м., по договору найма специализированного жилого помещения в доме системы социального обслуживания населения «Дом ветеранов» № 146 от 28.12.2011 года. По договору социального найма жилье Солкаряну ФИО21 не предоставлено, не смотря на неоднократные обращения.
С учетом вышеизложенного, истец просит суд предоставить ему вне очереди на семью из трех человек, состоящую из Солкаряна ФИО22., его супруги – Солкарян ФИО23 и сына Солкаряна ФИО24., по договору социального найма жилое помещение общей площадью по существующим нормам.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
Солкарян ФИО25 подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым заявленные исковые требования удовлетворить.
В заседании судебной коллегии представитель Солкаряна ФИО26 – адвокат Корендясев ФИО27., доводы изложенные в жалобе поддержал, просил решение суда отменить, вынести по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель администрации г.о. Новокуйбышевска Назарова ФИО28., действующая по доверенности, считает решение законным и обоснованным, просила в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Иные лица, участвующие в деле в заседание судебной коллегии не явились, извещены надлежащим образом, о причине неявки не сообщили, об отложении дела не просили.
Судебная коллегия в соответствии со статьями 167, 327 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, для отмены решения суда.
В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в частности, установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Установлено, что Солкарян ФИО29 являлся собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 46, 8 кв.м.
Заключением межведомственной комиссии № 002 от 13 августа 2009 года, жилой дом по <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Решение об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд органом местного самоуправления не принималось и соглашения о предоставлении истцу другого жилого помещения между сторонами не заключалось, подтверждение обратному не предоставлено.
Постановлением Главы г.о. Новокуйбышевска от 27.12.2011 года № 4494 Солкаряну ФИО30 на семью из 4-х человек предоставлена 2-х комнатная квартира № № по <адрес>, в муниципальном специализированном жилом доме системы социального обслуживания населения «<данные изъяты>.
Солкарян ФИО31 состоит на учете нуждающегося в жилом помещении как ветеран боевых действий в Афганистане, по состоянию на 01.01.2018 года очередь по списку ветеранов боевых действий составляет № 48.
Малоимущим в установленном законом порядке не признан, что не оспаривалось в ходе судебного заседания.
Жилой дом, принадлежащей Солкаряну ФИО32., по <адрес> выбыл из его владения в результате продажи 18.03.2016 года. Собственником указанного жилого дома в настоящий момент является Захардяев ФИО33
Разрешая заявленные требования, отказывая в их удовлетворении суд первой инстанции исходил из того, что наличие одного лишь факта непригодности жилого помещения для проживания не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения истца жилым помещением по договору социального найма по правилам п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ без признания органом местного самоуправления гражданина малоимущим в установленном порядке и объективной нуждаемости в жилом помещении на основании представленных документов.
Судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции обоснованными.
Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме.
Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения (ч. 6 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 данной статьи случаев.
Пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.
Реализация права на предоставление жилого помещения, предусмотренного статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, не зависит от того, находится ли жилое помещение, занимаемое гражданами, у них в собственности, либо предоставлено им по договору найма, на что неоднократно обращалось внимание Конституционным Судом Российской Федерации и Верховным Судом Российской Федерации в различных постановлениях.
При этом Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 21 декабря 2011 г. № 1655-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Киселева В.Н на нарушение его конституционных прав п.1 ч.2 ст. 57 ЖК РФ» отмечает, что для ряда случаев, предусмотренных частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, но при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Такое законодательное регулирование, согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище. (Определение от 5 марта 2009 года N 376-О-П).
В силу части 2 статьи 49, части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным названным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Таким образом, для возникновения права на предоставление жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
Поскольку ЖК РФ не предусматривает иного порядка обеспечения жилыми помещениями по договору социального найма, то право Солкаряна М.А.. на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, т.е. в случае признания нуждающимся в жилом помещении и малоимущим, с учетом права на получение жилого помещения вне очереди по п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.
Доводы истца о том, что суд неправомерно ссылался в решении суда на нормы Федерального закона «О ветеранах», поскольку предметом иска является получение вне очереди жилого помещения признанного в установленном порядке аварийным и непригодным для проживания, применил положения ч. 2 ст. 49 ЖК РФ, тогда как следовало применить нормы ч. 3 ст. 49 ЖК РФ не убедительны, не опровергают выводов суда, и поэтому не могут служить основанием для отмены постановленного по делу решения.
В соответствии с частью 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в установленном настоящем Кодексе порядке.
На основании ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации (т.е. государственного жилищного фонда) по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Частью 4 данной статьи определено, что названным категориям граждан могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления лишь в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "О ветеранах", с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны труда.
Согласно пункта 3 части 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах», обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 11 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах» предусмотрено, что определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 4, 5 статьи 2 Закона Самарской области от 11.07.2006 г. N 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области», обеспечение жилыми помещениями ветеранов боевых действий, осуществляется местными администрациями муниципальных образований Самарской области в порядке, устанавливаемом Правительством Самарской области в соответствии с федеральными законами, возлагающими обязанность по обеспечению жилыми помещениями соответствующих категорий граждан на субъекты Российской Федерации. Данные граждане имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Обеспечение жилыми помещениями данной категории граждан, вставших на учет после 01.01.2005 г., осуществляется местными администрациями муниципальных образований Самарской области путем предоставления жилых помещений по договору социального найма в случае наделения данных органов отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению указанных категорий граждан жилыми помещениями в соответствии с частью 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Вопреки доводам жалобы, суд первой инстанции, проанализировав в совокупности все указанные выше нормы действующего законодательства, основания по которым истец мог бы претендовать на получение жилого помещения по договору социального найма, в том числе по основаниям ч.3 ст. 49 ЖК РФ, а так же во внеочередном порядке, правильно указал на то, что обеспечение жилым помещением участников боевых действий, нуждающихся в предоставлении жилья во внеочередном порядке действующим законодательством не предусмотрено. Между тем, законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке ввиду признания непригодным для проживания занимаемого ими жилого помещения только при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Поскольку Солкарян ФИО34 являлся собственником жилого дома расположенного по адресу: <адрес>, признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение органом местного самоуправления не изымалось, спорный жилой дом не включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного и непригодного для проживания жилого фонда, в настоящее время указанный жилой дом, выбыл из владения Солкаряна ФИО35. в результате продажи ДД.ММ.ГГГГ года (собственником указанного жилого дома является Захардяев ФИО36., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (л.д. 49-50), Солкарян ФИО37 состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении как ветеран боевых действий в Афганистане, малоимущим не признан, имеет в собственности имущество: земельный участок площадью 500 кв.м. по адресу: <адрес>; гараж и земельный участок под гараж по адресу: г. <адрес>; земельный участок и нежилое здание, площадью 88, 7 кв.м., по адресу: <адрес>, постановлением Главы г.о. Новокуйбышевск от 27.12.2011 года № 4494 Солкаряну ФИО38 на семью предоставлена 2-х комнатная квартира № № по ул. <адрес> в муниципальном специализированном жилом доме системы социального обслуживания населения <данные изъяты>», оснований для удовлетворения исковых требований об обязании предоставить вне очереди на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение у суда первой инстанции не имелось.
Доводы апелляционной жалобы по существу повторяют позицию истца, изложенную в исковом заявлении, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения решения по существу, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Учитывая изложенное судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовал и дал оценку представленным сторонами доказательствам по правилам статьи 67 ГПК РФ.
Нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, решение подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 327.1, 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 27 октября 2020 г. оставить без изменений, апелляционную жалобу Солкаряна ФИО39 – без удовлетворения.
Настоящее апелляционное определение вступает в законную силу немедленно со дня его принятия, и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в течение 3 месяцев.
Председательствующий:
Судьи: