32RS0016-01-2024-000289-40
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 мая 2024 года г. Клинцы
Клинцовский районный суд Брянской области в составе:
председательствующего судьи Кобызь Е.Н.,
при секретаре Яковенко О.А.,
с участием помощника прокурора Клинцовского района Брянской области Суярковой Е.Г.,
представителя ответчика отдела образования администрации Клинцовского района Косолапова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-232/2024 по исковому заявлению прокурора Клинцовского района Брянской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Клинцовского района Брянской области, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению – Чемерновская средняя общеобразовательная школа Клинцовского района Брянской области о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Клинцовского района Брянской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, на основании ст. 45 ГПК РФ, с учётом изменений исковых требований, обратился в суд с иском к администрации Клинцовского района Брянской области, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению – Чемерновская средняя общеобразовательная школа Клинцовского района Брянской области (далее МБОУ - Чемерновская СОШ), в обоснование иска, указав, что прокуратурой района в ходе проводимой проверки образовательных организаций Клинцовского района выявлены нарушения законодательства о социальной защите инвалидов в части права на доступ к объектам социальной инфраструктуры. Установлено, что в нарушение пункта 4 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного приказом Миноборнауки России от 09 ноября 2015 года N 1309, помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий, здания ДО МБОУ - Чемерновская СОШ, расположенного по адресу: <адрес>, не оборудовано индукционными петлями. Прокурор просит обязать администрацию Клинцовского муниципального района в течение 12 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда профинансировать мероприятие по оборудованию помещения, предназначенного для проведения массовых мероприятий, индукционными петлями в здании ДО МБОУ - Чемерновская СОШ, расположенном по адресу: <адрес>; МБОУ - Чемерновская СОШ в течение 6 месяцев со дня выделения администрацией Клинцовского района денежных средств, оборудовать указанное помещение, индукционными петлями.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Клинцовского района Брянской области Суяркова Е.Г. поддержала уточненные требования, просила суд их удовлетворить.
Представитель ответчика отдела образования администрации Клинцовского района Брянской области Косолапов А.В. в судебном заседании не возражал против удовлетворения уточненных исковых требований прокурора. Пояснил, что на момент рассмотрения дела недостаток не устранен, в образовательном учреждении помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий, не оборудовано индукционными петлями, финансирование от администрации Клинцовского района не поступало.
Представитель ответчика МБОУ - Чемерновская СОШ в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил заявление, в котором просит рассмотреть дело без участия представителя ответчика, указав, что заявленные исковые требования не оспаривает.
Представитель ответчика администрации Клинцовского района Брянской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил возражения, в котором просит рассмотреть дело без участия представителя ответчика, и отказать в удовлетворении требований прокурора к администрации Клинцовского района, поскольку в целях организации учебного процесса в школе, администрация Клинцовского района исполнила свои полномочия, установив процедуру финансирования школы муниципальным правовым актом в соответствии с федеральным законодательством. Муниципальный правовой акт не был исполнен школой, а именно обращение о предоставлении субсидии для приобретения индукционных петель с приложенными документами в РОО не поступало. В отсутствие обращения школы в РОО, обеспечение финансирования требуемых мероприятий по установке индукционных петель со стороны администрации Клинцовского района явилось бы нарушением действующего законодательства Российской Федерации.
Суд, с согласия участников судебного заседания, считает возможным на основании ст. 167 ГПК РФ, рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, проанализировав доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В статье 7 Конституции Российской Федерации закреплено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются гарантии социальной защиты.
Конституционные права граждан инвалидов и маломобильных групп населения также закреплены в статьях 18, 19, 27, 45 Конституции Российской Федерации.
В силу ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения. Поддержка общего образования, профессионального образования и профессионального обучения инвалидов направлена на осуществление ими прав и свобод человека наравне с другими гражданами, развитие личности, индивидуальных способностей и возможностей, интеграцию в общество (часть 2 статьи 19 данного федерального закона).
В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (пункт 1 части 5 статьи 5 Федерального закона N 273-ФЗ).
В соответствии со ст. 14, 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам, в том числе: надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации.
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 N 1309 утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи (далее - Порядок).
Согласно пп. "г" п. 4 Порядка руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами: наличие в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры.
В силу п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации отнесено, в том числе, материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
В соответствии п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций обустройство прилегающих к ним территорий относятся к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования.
В соответствии с пунктом 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов осуществляют финансовое обеспечение муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
В соответствии с ч. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Пунктом 1.5 Устава МБОУ - Чемерновская СОШ установлено, что по типу реализуемых основных образовательных программ Учреждение является общеобразовательной организацией. Организационно-правовая форма Учреждения: муниципальное бюджетное учреждение. Тип общеобразовательной организации – образовательная организация. Тип Учреждения – бюджетное.
В соответствии с пунктами 1.2, 6.1 Устава, Учредителем Учреждения является администрация Клинцовского района в лице отдела образования и в пределах делегированных ему полномочий. Имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества Учреждения является муниципальное образование Клинцовский район. Полномочия собственника имущества Учреждения выполняет Учредитель.
В силу пункта 6.9 Устава финансовое обеспечение выполнения муниципального задания Учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджета муниципального образования Клинцовский район на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием услуг (выполнением работ) в соответствии с муниципальным заданием с учетом расходов на содержание имущества, переданного в оперативное управление Учреждению.
Согласно пункту 1.8 Устава, учреждение имеет дошкольную группу, расположенную по адресу: <адрес>.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Клинцовского района проведена проверка исполнения МБОУ - Чемерновская СОШ законодательства о несовершеннолетних, а также в сфере социальной защиты инвалидов, по результатам которой в деятельности учреждения выявлены нарушения, а именно: помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий, здания ДО МБОУ - Чемерновская СОШ, расположенного по адресу: <адрес>, не оборудовано индукционными петлями (специализированными приборами, которые позволяют человеку слабослышащему получать нужную информацию).
Прокуратурой Клинцовского района в адрес директора МБОУ - Чемерновская СОШ было направлено представление об устранении нарушений законодательства.
Из сообщения Отдела образования администрации Клинцовского района от 12.03.2024 года следует, что в бюджете образовательных учреждений на 2024 год не предусмотрены бюджетные ассигнования для оснащения зданий образовательных учреждений индукционными петлями. В целях устранения допущенных нарушений направлена заявка в администрацию Клинцовского района на выделение дополнительного финансирования для оснащения зданий образовательных учреждений индукционными петлями.
Согласно заявке от 26.04.2024 года Отдел образования администрации Клинцовского района просит главу администрации Клинцовского района рассмотреть вопрос о дополнительном выделении ассигнования на 2024 год для покупки индукционных петель в размере 1305000 руб., в количестве 29 шт. во все общеобразовательные учреждения.
Несоблюдение МБОУ - Чемерновская СОШ названных требований действующего законодательства является нарушением прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией Российской Федерации, так как обеспечение условий для воспитания детей, а также соблюдение прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних, является одним из способов обеспечения их права на достойную жизнь и свободное развитие.
В ходе судебного разбирательства факт наличия указанных недостатков ответчиками не оспорен, доказательств их устранения суду не представлено.
Довод представителя ответчика - администрации Клинцовского района об отсутствии обращения школы о предоставлении субсидии для приобретения индукционных петель, а в его отсутствие обеспечение финансирования требуемых мероприятий по установке индукционных петель со стороны администрации Клинцовского района явилось бы нарушением действующего законодательства Российской Федерации, несостоятелен.
Исполнение требований указанных нормативно-правовых актов по обеспечению условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования являются обязанностью, как самого учреждения, так и органов местного самоуправления, которые имеют правовые полномочия на выделение денежных средств на материально-техническое обеспечение образовательных организаций.
В связи с изложенным, суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению уточненные требования прокурора Клинцовского района Брянской области в полном объеме.
В соответствие со ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая особенности бюджетного финансирования, суд считает, что разумными и достаточными для исполнения решения суда будут следующие сроки: для администрации Клинцовского района - в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, для МБОУ - Чемерновская СОШ - в течение 6 месяцев после поступления финансирования из администрации Клинцовского района Брянской области.
Руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Клинцовского района Брянской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Клинцовского района Брянской области, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению – Чемерновская средняя общеобразовательная школа Клинцовского района Брянской области о понуждении к совершению действий, удовлетворить.
Возложить на администрацию Клинцовского района Брянской области обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда профинансировать мероприятие по оборудованию помещения, предназначенного для проведения массовых мероприятий, индукционными петлями в здании ДО МБОУ - Чемерновская СОШ, расположенном по адресу: <адрес>.
Обязать МБОУ - Чемерновская СОШ в течение 6 месяцев со дня выделения администрацией Клинцовского района денежных средств оборудовать помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий, индукционными петлями в здании ДО МБОУ - Чемерновская СОШ, расположенном по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции - судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда в месячный срок с даты изготовления судом решения в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Клинцовский районный суд Брянской области.
Мотивированное решение изготовлено 06 июня 2024 года.
Судья Е.Н. Кобызь