Дело № 2-154/2023 УИД 14RS0022-01-2023-000309-96
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
пос. Усть-Нера 15 декабря 2023 года
Оймяконский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Аргуновой М.Н.,
с участием старшего помощника прокурора Оймяконского района Республики Саха (Якутия) Попова Е.К.
при секретаре Кондаковой В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску И.о. Якутского природоохранного прокурора Республики Саха (Якутия) Шибиной А.В. к Обществу с ограниченной ответственностью «Индигирка» об устранении нарушений требований законодательства об охране окружающей среды
УСТАНОВИЛ:
И.о. Якутского природоохранного прокурора Республики Саха (Якутия) Шибина А.В. обратилась в суд с исковым заявлением к ООО «Индигирка» об устранении нарушений требований законодательства об охране окружающей среды. В обоснование требований указала, что прокуратурой в рамках надзорной деятельности за соблюдением требований законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов в части проведения мероприятий, направленных на компенсацию ущерба водным биологическим ресурсам от хозяйственной деятельности проведена проверка ООО «Индигирка».
По результатам проверки установлено, что согласно информации Восточно-Сибирского территориального управления Росрыболовства ответчиком согласован проект опытно-промышленных работ по оценке техногенного комплекса эфельных отвалов месторождения россыпного золота «Ручей Широкий – Левый Широкий, левый приток р. Туора-Тас». Согласно заключению о согласовании осуществления деятельности от 17.08.2021 № 01-04-3920/С, оценке воздействия и определения размера вреда, наносимого водным биологическим ресурсам и среде их обитания, выполненного ООО «СтандартЭко» величина ущерба, причиняемого водным биологическим ресурсам в результате реализации проекта составляет 41,733 кг. или 0,041733 тонн. Компенсационные мероприятия по восстановлению водных биоресурсов ответчиком не проведены, что явилось поводом для обращения в суд с иском о возмещении ООО «Индигирка» ущерба, причиняемого водным биологическим ресурсам.
В судебном заседании представитель истца старший помощник прокурора Оймяконского района Республики Саха (Якутия) Попов Е.К. поддержал заявленные исковые требования и пояснил, что ответчиком не приняты меры по восстановлению водных биоресурсов, что напрямую затрагивает интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц, что в будущем может оказать негативное воздействие на окружающую среду, в том числе на водные объекты и водные биологические ресурсы.
Ответчик – ООО «Индигирка» возражения относительно предмета настоящего спора суду не представил, в судебное заседание своего представителя не направил, о дате и времени судебного заседания извещен надлежаще, о причинах неявки суду не сообщено.
Третье лицо - Восточно-Сибирское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству в судебное заседание своего представителя не направил, о дате и времени судебного заседания извещен надлежаще, о причинах неявки суду неизвестно.
Информация о дате, времени и месте рассмотрения дела размещена своевременно в установленном п. 2 ч. 1 ст. 14, ст. 15 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» порядке на сайте Оймяконского районного суда РС (Я) (nera.jak@sudrf.ru раздел «Судебное делопроизводство»).
Суд считает возможным в порядке ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Заслушав пояснения старшего помощника прокурора Оймяконского района Республики Саха (Якутия), исследовав материалы дела, суд считает исковое заявление и.о. Якутского природоохранного прокурора Республики Саха (Якутия) в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и прав неопределенного круга лиц об устранении нарушений требований законодательства об охране окружающей среды подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации право на благоприятную окружающую среду является одним из основных конституционных прав гражданина Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В силу частей 1, 2 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.
Согласно части 1 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии с частью 3 статьи 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды», вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Согласно статье 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды», компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Приказом Росрыболовства от 06.05.2020 № 238 утверждена Методика определения последствий негативного воздействия при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности на состояние водных биологических ресурсов и среды их обитания и разработки мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние водных биологических ресурсов и среды их обитания, направленных на восстановление их нарушенного состояния.
Меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления определяются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 50 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»).
Соответствующий порядок закреплен в Положении о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2013 года № 380 (далее по тексту - Положение).
Указанным выше федеральным органом исполнительной власти оценивается соответствие планируемых мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания подпунктам «б» - «ж» пункта 2 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2013 г. № 380, их достаточность, а также определяется возможность проведения мероприятий по устранению последствий негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, или необходимость проведения мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на водные биологические ресурсы и среду их обитания, предусмотренных подпунктом «з» пункта 2 этого Положения.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Якутской природоохранной прокуратурой Республики Саха (Якутия) в ходе проведения проверки соблюдения ООО «Индигирка» требований природоохранного законодательства установлено, что согласно информации Восточно-Сибирского территориального управления Росрыболовства ответчиком согласован проект опытно-промышленных работ по оценке техногенного комплекса эфельных отвалов месторождения россыпного золота «Ручей Широкий – Левый Широкий, левый приток р. Туора-Тас». Согласно заключению о согласовании осуществления деятельности от 17.08.2021 № 01-04-3920/С, оценке воздействия и определения размера вреда, наносимого водным биологическим ресурсам и среде их обитания, выполненного ООО «СтандартЭко» величина ущерба, причиняемого водным биологическим ресурсам в результате реализации проекта составляет 41,733 кг. или 0,041733 тонн. Компенсационные мероприятия по восстановлению водных биоресурсов ответчиком не проведены (л.д. 20-24).
Ответчик в силу положений части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ не представил суду доказательств, подтверждающих о проведении компенсационных мероприятий по восстановлению водных биоресурсов.
Таким образом, не выполнение компенсационных мероприятий ООО «Индигирка» по восстановлению водных биоресурсов нарушает приведенные выше требования Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», приказа Росрыболовства от 06.05.2020 № 238, а также постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2013 г. № 380.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о неисполнении ответчиком требований законодательства об охране окружающей среды, о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов в результате не проведения компенсационных мероприятий посредством искусственного воспроизводства, акклиматизации биоресурсов или рыбохозяйственной мелиорации водных объектов и возложении на него обязанности по проведению компенсационных мероприятий.
Возложение на ответчика обязанности по проведению компенсационных мероприятий не может расцениваться как вмешательство в компетенцию юридического лица. Перечень мер, которые следует предпринять ответчику, предполагает совершение правомерных и эффективных действий, направленных на устранение нарушений неопределенного круга лиц, в интересах которых прокурором заявлены соответствующие требования.
Принимая во внимание объем работ, который необходимо осуществить ответчику по выполнению компенсационных мероприятий посредством искусственного воспроизводства, акклиматизации биоресурсов или рыбохозяйственной мелиорации водных объектов, суд полагает разумным установить ответчику срок один год с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░» (░░░ 1420000703, ░░░░ 1161447064680) ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 18 ░░░░░░░ 2023 ░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░)
░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ № 2-154/2023