Дело №12-36/2023
№5-165/143/2023
УИД:24MS0143-01-2023-000305-18
РЕШЕНИЕ
п. Шушенское 22 августа 2023 года
Судья Шушенского районного суда Красноярского края Кононов С.С., рассмотрев жалобу муниципального унитарного предприятия Шушенского района «Тепловые и электрические сети» (далее – МУП «ШТЭС», Предприятие) на постановление по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка №143 в Шушенском районе Красноярского края Немерова К.М. от 7 июля 2023 года МУП «ШТЭС» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.9.22 КоАП РФ, выразившегося согласно данному постановлению в том, что МУП «ШТЭС», будучи потребителем электроэнергии, поставляемой ПАО «Красноярскэнергосбыт» по договору №8875 от 02.10.2006, не предоставило ПАО «Красноярскэнергосбыт» план мероприятий по обеспечению готовности к введению полного ограничения режима потребления электрической энергии, в соответствии с уведомлением от 12.05.2022, в нарушение п. 16 (1) Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии, не выполнило указанные в плане мероприятия, в установленный уведомлением №62210 от 23.05.2022 срок до 29.07.2022 не выполнило мероприятия по установке за свой счет автономных источников питания, обеспечивающих безопасное функционирование энергопринимающих устройств и объектов электроэнергетики без необходимости потребления электрической энергии из внешней сети, и не уведомило ПАО «Красноярскэнергосбыт» о готовности к введению полного ограничения режима потребления электрической энергии.
МУП «ШТЭС» за данное правонарушение назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей в доход государства.
Защитником МУП «ШТЭС» Сергеевым Ю.А. подана жалоба на указанное постановление, в котором он просит прекратить производство по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения.
В обоснование поданной жалобы её автор ссылается на положения ст.2.7 КоАП РФ, указывая, что МУП «ШТЭС» находилось в состоянии крайней необходимости, поскольку действия юридического лица по введению ограничения потребления электроэнергии привели бы к нарушению прав добросовестных потребителей коммунальных услуг на получение данной услуги надлежащего качества. Об этом указано в предостережении прокурора Шушенского района о недопущении МУП «ШТЭС» введения ограничения на котельных. Обязанность предоставления поставщику энергии плана мероприятий по обеспечению готовности к полному ограничению режима потребления возникает у потребителя после уведомления о введении в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики частичного ограничения режима потребления и при отсутствии у потребителя акта согласования технологической (или) аварийной брони или в этом акте не указан уровень аварийной брони. Поскольку нарушение требований ст.9.22 КоАП РФ не ведет к угрозе причинения вреда жизни и здоровью граждан, носит организационно-технический порядок, административный орган в 2022 году без согласования с прокуратурой не вправе был проводить мероприятия по контролю (надзор) в целях установления рассматриваемых нарушений, а его проведение для возбуждения дела об административном правонарушении, является обязательным. Ссылка административного органа на проведение административного расследования является несостоятельной, т.к., оно фактически не проводилось.
В судебном заседании защитники МУП «ШТЭС» Кахонец Д.Ю., Сергеев Ю.А. доводы жалобы поддержали, по изложенным в ней основаниям.
Защитник Сергеев Ю.А. дополнительно пояснил, что уведомление о частичном ограничении режима потребления электроэнергии им не поступало, сразу было направлено уведомлении о полном ограничении режима потребления. Действительного акта согласования технологической или аварийной брони у предприятия не имеется, поскольку он не направлялся поставщику электроэнергии.
Выслушав защитников юридического лица, проверив материалы дела, судья приходит к следующим выводам.
Согласно ст.ст.1.5,1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях, в том числе являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении относится, в том числе, наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее правонарушение, виновность лица в совершении административного правонарушения.
На основании ст.26.11 КоАП РФ судья, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В соответствии с требованиями ч. 3 ст. 9.22 КоАП РФ невыполнение потребителем электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, определенных в установленном законодательством об электроэнергетике порядке мероприятий, обеспечивающих готовность потребителя электрической энергии к введению в отношении его полного ограничения режима потребления электрической энергии и предотвращение наступления экономических, экологических или социальных последствий вследствие введения такого ограничения режима потребления, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что между гарантирующим поставщиком электроэнергии в лице ПАО «Красноярскэнергосбыт» и потребителем МУП «ШТЭС» 02.10.2006 заключен договор энергоснабжения, согласно которому гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также путем заключения договоров с третьими лицами оказывать услуги по передаче электрической энергии потребителю, а потребитель обязуется оплачивать приобретенную электрическую энергию и оказанные услуги.
МУП «ШТЭС» на основании Распоряжения Губернатора Красноярского края от 26.08.2021 №486-рг относится к категории потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим и социальным последствиям.
МУП «ШТЭС» свои обязательства перед гарантирующим поставщиком должным образом не выполняет, в связи с чем, по состоянию на 12.05.2022 образовалась задолженность по оплате за потребленную электроэнергию в размере 139 741 331,46 руб., о чем потребитель был уведомлен письмом от 12.05.2022, исх. №57514-8, которое получено в МУП «ШТЭС» 16.05.2022, в котором также содержится извещение о необходимости потребителю в срок до 23.05.2022 представить утвержденный план мероприятий по обеспечению готовности к введению полного ограничения режима потребления электрической энергии по перечисленным точкам поставки.
Изложенное явилось основанием для привлечения МУП «ШТЭС» к административной ответственности по ч. 3 ст. 9.22 КоАП РФ.
Признавая Предприятие виновным в совершении вмененного административного правонарушения, мировой судья пришел к выводу о том, что МУП «ШТЭС», имея задолженность по оплате электрической энергии перед поставщиком, не выполнило мероприятий предусмотренных п. 16(1) Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 г N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии".
Однако согласиться с выводом мирового судьи нельзя, ввиду следующего.
В ходе рассмотрения жалобы было установлено, что ПАО «Красноярскэнергосбыт» 12.05.2022 МУП «ШТЭС» направило уведомление N 57514-8 о необходимости в срок до 23.05.2022 предоставления плана мероприятий по обеспечению готовности к введению полного ограничения режима потребления по перечисленным в уведомлении точкам поставки, выполнения мероприятий по указанному плану, и направить в адрес гарантирующего поставщика и в адрес сетевой организации или иному лицу, к энергопринимающим устройствам и (или) объектам электроэнергетики которых технологически присоединены энергопринимающие устройства и (или) объекты организации, уведомление по обеспечению готовности к введению полного ограничения режима потребления. Полное ограничение будет произведено в течение 1 рабочего дня, после дня получения уведомления по обеспечению готовности к введению полного ограничения режима потребления путем прекращения подачи электрической энергии с питающих центров сетевой организации.
23.05.2022 г ПАО «Красноярскэнергосбыт» направило МУП «ШТЭС» сообщение о непредставлении в установленный срок согласно ранее направленного уведомления от 12.05.2022г. утвержденного плана мероприятий по обеспечению готовности к введению полного ограничения режима потребления по перечисленным в уведомлении точкам поставки, и уведомило, что в срок до 29.07.2022г. Предприятие обязано выполнить мероприятия по установке за свой счет автономных источников питания, обеспечивающих безопасное функционирование энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики без необходимости потребления электрической энергии от внешней сети.
При рассмотрении дела было допущено неправильное применение норм материального и процессуального права, что привело к вынесению необоснованного постановления.
Пунктом 7 статьи 38 Федерального закона N 35-ФЗ от 26 июня 2003 года "Об электроэнергетике" на Правительство Российской Федерации возложены полномочия по утверждению порядка полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями-участниками оптового и розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями, а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварийных ситуаций.
Согласно п. 28, п. 30 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения), по договору энергоснабжения гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а потребитель (покупатель) обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги. В рамках договора энергоснабжения гарантирующий поставщик несет перед потребителем (покупателем) ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, в том числе за действия сетевой организации, привлеченной для оказания услуг по передаче электрической энергии, а также других лиц, привлеченных для оказания услуг, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям..
В соответствии с п. 40 Основных положений гарантирующий поставщик вправе в связи с наступлением обстоятельств, указанных в Правилах полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, инициировать в установленном порядке введение полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии.
Согласно абз. 2 пп. "б" п. 2 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утв. постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, ограничение режима потребления вводится при наступлении такого обстоятельства, как нарушение потребителем своих обязательств, выразившегося, в том числе в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком, энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке по основному обязательству, возникшему из договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), в том числе обязательству по предварительной оплате электрической энергии (мощности).
В связи с наступлением обстоятельств, указанных в абз. 2 пп. "б" п. 2 Правил N 442, ограничение режима потребления вводится по инициативе: гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации, производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке), с которым заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) (пп. "а" п. 4 Правил N 442).
В п. 10 Правил N 442 предусмотрена обязанность инициатора введения ограничения: а) направить потребителю уведомление о введении ограничения режима потребления; б) направить исполнителю (в предусмотренных настоящими Правилами случаях - субисполнителю) уведомление о необходимости введения ограничения режима потребления.
Порядок уведомления потребителя о введении ограничения режима потребления предусмотрен п. 8 Правил N 442.
Правилами N 442 предусмотрены специальные процедуры введения ограничения режима потребления, уведомления о введении такого режима в отношении потребителей, отнесенных к потребителям, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям.
В соответствии с п. 7 Правил N 442 потребитель, в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики которого вводится ограничение режима потребления, обязан осуществить самостоятельно полное ограничение режима потребления указанными энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики на дату, которая указана в уведомлении об ограничении режима потребления, а если это ограничение вводится в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, в день, следующий за датой, в которую этим потребителем в соответствии с п. 16 (1) Правил N 442 должны быть выполнены мероприятия по обеспечению готовности к введению полного ограничения режима потребления.
Введение полного ограничения режима потребления в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, до получения от него исполнителем (субисполнителем) уведомления о готовности к введению полного ограничения режима потребления не допускается (п. 10 (1) Правил N 442).
Согласно п. 16 Правил N 442 потребитель, ограничение режима потребления которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, обязан утвердить план мероприятий по обеспечению готовности к введению в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики полного ограничения режима потребления, включающий в себя мероприятия, необходимые для безаварийного прекращения технологического процесса, обеспечения безопасности людей и сохранности оборудования, и (или) мероприятия по установке за свой счет автономных источников питания, обеспечивающих снабжение электрической энергией его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.
Срок проведения мероприятий по обеспечению готовности к введению полного ограничения режима потребления не должен превышать 6 месяцев либо, если в отношении потребителя согласованы технологическая и аварийная брони, - 6 месяцев за вычетом срока сокращения электроснабжения до уровня аварийной брони, указанного в акте согласования технологической и (или) аварийной брони.
В п. 16 (1) Правил N 442 указано, что потребитель, ограничение режима потребления которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, не устранивший основания для введения ограничения режима потребления, обязан после дня введения в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики частичного ограничения режима потребления до уровня аварийной брони либо после дня уведомления его о введении частичного ограничения режима потребления (если у такого потребителя отсутствует акт согласования технологической и (или) аварийной брони или в этом акте не указан уровень аварийной брони): в течение 3 дней представить исполнителю (субисполнителю) и инициатору введения ограничения утвержденный план мероприятий по обеспечению готовности к введению в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики полного ограничения режима потребления; в срок, предусмотренный соответствующим планом, выполнить указанные мероприятия; в течение 2 месяцев выполнить мероприятия по установке за свой счет автономных источников питания, обеспечивающих безопасное функционирование его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики без необходимости потребления электрической энергии из внешней сети, - в случае если в установленный настоящим пунктом срок исполнителю (субисполнителю) не был представлен утвержденный план указанных мероприятий либо если предусмотренный планом срок проведения указанных мероприятий превышает срок, указанный в п. 16 Правил N 442.
После выполнения этих мероприятий потребитель обязан направить исполнителю (субисполнителю) и инициатору введения ограничения уведомление о готовности к введению полного ограничения режима потребления (абз. 5 п. 16 (1) Правил N 442).
Из указанных положений следует, что на потребителя ограничение режима потребления которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям возлагается обязанность: представить исполнителю (субисполнителю) и инициатору введения ограничения, в данном случае ПАО «Красноярскэнергосбыт», утвержденный план мероприятий по обеспечению готовности к введению в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики полного ограничения режима потребления; в срок, предусмотренный соответствующим планом, выполнить указанные мероприятия; в течение 2 месяцев выполнить мероприятия по установке за свой счет автономных источников питания, обеспечивающих безопасное функционирование его энергопринимающих устройств и направить уведомление о готовности к введению полного ограничения режима потребления, в случаях непредставления утвержденного плана указанных мероприятий инициатору введения ограничения потребления электрической энергии, либо если срок их выполнения, предусмотренный данным планом превышает 6 месяцев с даты введения в отношении него частичного ограничения режима потребления.
Однако, исходя из прямого указания названного выше п. 16(1) Правил, данная обязанность возлагается на потребителя только после дня уведомления его о введении частичного ограничения режима потребления, чего ПАО «Красноярскэнергосбыт» не было сделано.
В связи с тем, что уведомление о введении частичного ограничения режима потребления поставщиком не направлялись, а были направлены уведомления сразу на полное ограничение режима потребления электрической энергии, следовательно, мероприятия, предусмотренные п. 16 (1) Правил N 442, заявителем не могли разрабатываться, и не могли выполняться, поскольку это не соответствует предусмотренному Правилами N 442 порядку ограничения режима потребления.
Более того, введение полного ограничения режима потребления в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, до получения от него исполнителем (субисполнителем) уведомления о готовности к введению полного ограничения режима потребления не допускается (п. 10 (1) Правил N 442).
Таким образом, в действиях МУП «ШТЭС» отсутствует состав вмененного административного правонарушения, в связи с чем судебный акт подлежат отмене, а производство по делу подлежит прекращению на основании требований пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 30.7-30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка №143 в Шушенском районе Красноярского края Немерова К.М. от 7 июля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.9.22 КоАП РФ в отношении муниципального унитарного предприятия Шушенского района «Тепловые и электрические сети» (ИНН 2442000890, ОГРН 1022401128683) отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Жалобу защитника МУП «ШТЭС» Сергеева Ю.А. удовлетворить.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, и может быть обжаловано и (или) опротестовано прокурором в порядке, предусмотренном ст.ст.30.12- 30.14 КоАП РФ путем подачи жалобы, принесения протеста в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья С.С. Кононов