Судебный акт #2 (Решение) по делу № 2-247/2019 ~ М-248/2019 от 20.06.2019

Дело № 2-247/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 июля 2019 года г. Зуевка

Зуевский районный суд Кировской области в составе

председательствующего Ляминой М.В.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства гражданское дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Центр расчетов с потребителями г. Зуевки» к Мельчакову А. В. о взыскании задолженности по оплате за потребленные коммунальные услуги (отопление),

УСТАНОВИЛ:

ООО «Центр расчетов с потребителями г. Зуевки» обратилось в суд с названным иском. Свои требования мотивировало тем, что на основании агентского договора № 2/ук-2012 от 16.05.2012, заключенного между ООО «ЦРП г. Зуевки» и ООО «УК ЖКХ Зуевского района», ООО «ЦРП г. Зуевки» совершает все необходимые юридические и практические действия по сбору с населения платы за жилищно-коммунальные услуги (отопление). Ответчик проживает в квартире многоквартирного дома <адрес>. С августа 2017 года ответчик не производит оплату коммунальной услуги по отоплению, считая, что услуга ему не предоставлялась по причине отключения его квартиры от системы центрального отопления. За период с августа 2017 года по декабрь 2018 задолженность составляет 57029 руб. 21 коп. Полагают, что в редакции, действующей до 01.01.2019 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению должен был производиться исходя из общей площади i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме, подключенном к централизованной системе теплоснабжения, вне зависимости от наличия или отсутствия в жилом помещении обогревающих элементов, присоединенных к централизованной внутридомовой инженерной системе отопления. Также Правила не содержали специальной нормы, исключающей возможность для исполнителя коммунальных услуг производить начисление платы за коммунальную услугу по отоплению по жилому помещению, отключенному в установленном законом порядке от центральной системы отопления и оборудованному альтернативным источником отопления. Просили взыскать с ответчика сумму задолженности по оплате коммунальных услуг по отоплению в размере 57029 руб. 21 коп., а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 1910 руб. 88 коп.

На основании пункта 1 части 1 статьи 232.2 и в соответствии с частью 5 статьи 232.3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд рассмотрел дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон.

Резолютивная часть решения вынесена 22 июля 2019 года в соответствии с частью 1 статьи 232.4 ГПК РФ.

22 июля 2019 года в порядке статьи 232.4 ГПК РФ представитель ООО «ЦРП г.Зуевка» Белорыбкина Е.В., действующая на основании доверенности от 09.01.2019 сроком до 31.12.2019, обратилась в суд с заявлением о составлении мотивированного решения.

Суд, изучив доводы иска, исследовав письменные материалы гражданского дела, пришел к следующему.

В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно части 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.

Частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Из части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за тепловую энергию.

В силу ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела Мельчаков А.В. с 04.04.2016 является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>.

Управление общим имуществом многоквартирного жилого дома <адрес>, предоставление жилищно-коммунальных услуг осуществляет ООО «УК ЖКХ Зуевского района ». Жилой дом отапливается от котельной ОАО «Коммунэнерго».

В соответствии с агентским договором № 2/ук-2012 от 16.05.2012, заключенным между ООО «УК ЖКХ Зуевского района» и ООО «Центр расчетов с потребителями г.Зуевки», последний производит ежемесячный расчет платы по теплоснабжению, производит выставление и доставку гражданам счетов-квитанций на оплату услуг по теплоснабжению, ведет претензионную и исковую работу по взысканию задолженности за жилищно-коммунальные услуги.

В сентябре 2016 года в квартире указанного дома произведено переустройство системы теплоснабжения, отрезано центральное отопление, в квартире установлен бытовой газовый котел. Законность переустройства и (или) перепланировки жилого помещения - квартиры <адрес> подтверждена актом приемки жилого помещения, законченного перепланировкой и (или) переустройством от 15.09.2016, таким образом нормативные требования к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующего на момент его проведения были соблюдены.

За период с августа 2017 года по декабрь 2018 года истцом начислена плата за отопление в размере 57029 руб. 21 коп., которая в установленные сроки ответчиком не оплачена.

Система центрального отопления дома относится к общему имуществу, а услуга по отоплению предоставляется как для индивидуального потребления, так и в целях расходования на общедомовые нужды.

Истцом расчет платы за оказанную услугу по отоплению произведен в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, которым утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее по тексту - Правила № 354) в редакции действовавшей до 01.01.2019. без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды, то есть включает в себя плату как за потребление этой услуги в соответствующем помещении, так и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 20.12.2018 N 46-П абзац второй пункта 40 Правил №354 был признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 19 (часть 1), 35 (части 1 - 3), 40 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащееся в нем нормативное положение, не допуская возможность раздельного внесения потребителем коммунальной услуги по отоплению платы за потребление этой услуги в жилом или нежилом помещении и платы за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, обязывает тех собственников и пользователей жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения в многоквартирном доме, которые, соблюдая установленный порядок переустройства системы внутриквартирного отопления, действующий на момент проведения такого рода работ, перешли на отопление конкретного помещения с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии и при этом обеспечивают в данном помещении отвечающий нормативным требованиям температурный режим, вносить плату за фактически не используемую ими для обогрева данного помещения тепловую энергию, поступающую в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения.

Одновременно Правительству Российской Федерации поручено незамедлительно внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование, в том числе предусмотреть порядок определения платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах, отдельные жилые помещения в которых были переведены на индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, имея в виду обоснованность возложения на собственников и пользователей таких жилых помещений - при условии, что нормативные требования к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующие на момент его проведения, были соблюдены, - лишь расходов, связанных с потреблением тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

28.12.2018 Правительством Российской Федерации принято постановление №1708 «О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов по вопросу предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме», согласно которого с 01.01.2019 начисление платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме должно производиться с учетом наличия в некоторых многоквартирных домах жилых и нежилых помещений, переведенных в установленном порядке на индивидуальный источник теплоснабжения. В частности в соответствующих формулах приложения N 2 к указанным Правилам показатель объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на отдельное помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме, был приравнен к нулю, в том числе в случае, если технической документацией на многоквартирный дом не предусмотрено наличие в i-м жилом или нежилом помещении приборов отопления, или в случае, если переустройство i-го жилого или нежилого помещения, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, осуществлено в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации.

Таким образом, с учетом выраженных Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 20 декабря 2018 года N 46-П позиций, а также изменений, внесенных в правовое регулирование отношений в сфере оплаты коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме, расчет платы за отопление за период с августа 2017 года по декабрь 2018 года на сумму 57029 руб. 21 коп., представленный истцом в подтверждение задолженности ответчика, противоречит действующему законодательству, поскольку обязывает ответчика вносить плату за фактически не используемую им для обогрева квартиры тепловую энергию, поступающую в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения.

Кроме того, как указал в Постановлении №46-П Конституционный Суд РФ, сама по себе установка индивидуальных квартирных источников тепловой энергии в жилых помещениях, расположенных в многоквартирном доме, подключенном к централизованным сетям теплоснабжения, и, как следствие фактическое неиспользование тепловой энергии, поступающей по внутридомовым инженерным системам отопления, для обогрева соответствующего жилого помещения не могут служить достаточным основанием для освобождения его собственника или пользователя от обязанности вносить плату за коммунальную услугу по отоплению в части потребления тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

В материалах дела представлен справочный расчет задолженности ответчика за коммунальную услугу (отопление) исчисленный в соответствии с внесенными изменениями от 28.12.2018, 23.02.2019 в Правила №354 от 06.05.2011, который рассчитан с учетом площади мест общего пользования в многоквартирном доме и составил 4479 руб. 42 коп.

Данный расчет платы за коммунальную услугу по отоплению в части потребления тепловой энергии на общедомовые нужды проверен судом, как соответствующий пунктам 3, 3(6) Приложения 2 Правил № 354 (в ред. постановления Правительства РФ от 23.02.2019 N 184, п. 3(6) введен постановлением Правительства РФ от 28.12.2018 N 1708).

При расчете платы правильно учтены данные об общей площади мест общего пользования многоквартирного жилого дома общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме; общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме (площадь квартиры ); общая площадь жилых и нежилых помещений, в которых установлены индивидуальные источники тепловой энергии.

Согласно расчету, к оплате за период с августа 2017 года по декабрь 2018 года включительно ответчику начислено 4479 руб. 42 коп. При том, что за период с августа 2017 по октябрь 2018 начисление произведено по нормативу без учета прибора тепловой энергии, а за период с ноября 2018 по декабрь 2018 с учетом показаний общедомового прибора учета тепловой энергии.

Представленный расчет за приходящуюся на общедомовые нужды коммунальную услугу по отоплению суд считает возможным принять за основу при определении суммы задолженности за спорный период. Применение данного порядка расчета позволяет определить плату за услугу в части её потребления в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, не ухудшает положение ответчика, поскольку обеспечивает разделение на плату за потребление услуги по отоплению в жилом помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды, возлагает на ответчика расходы, связанные только с потреблением тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Указанный расчет задолженности судом признан соответствующим нормам жилищного законодательства, ответчиком не опровергнут, контррасчет задолженности не представлен.

Целесообразность применения указанного расчета обусловлена в данном случае в полной мере обеспечением возможности надлежащего исполнения собственниками (нанимателями) жилых помещений обязанности по оплате коммунальной услуги по отоплению, предусмотренной статьей 153 ЖК РФ в части потребления тепловой энергии на общедомовые нужды.

Принимая для перерасчета расчетные формулы Правил №354 в редакции Постановления №184 от 23.02.2019 суд полагает, что такой подход обеспечивает достижение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, а также баланса прав и законных интересов всех собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме, не противоречит ч.1 статьи 7 ЖК РФ, позволяющей применять жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона), а при невозможности использования аналогии закона права и обязанности участников жилищных отношений определяются исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости.

Кроме того, как следует из части 1 статьи 39 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения (часть 1 статьи 158 ЖК РФ).

Поскольку ответчик является собственником жилого помещения, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по отоплению в части её потребления в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

В силу части 1 статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В соответствии с положениями части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с частичным удовлетворением иска, судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, в связи с чем с ответчика в пользу истца подлежит взысканию уплаченная при подаче иска государственная пошлина в размере 400 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199,232.4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Центр расчетов с потребителями г. Зуевки» удовлетворить частично.

Взыскать с Мельчакова А. В. в пользу общества с ограниченной ответственностью «Центр расчетов с потребителями г. Зуевки» задолженность по оплате за потребленные коммунальные услуги (отопление) за период с августа 2017 г. по декабрь 2018 г. в размере 4479 руб. 42 коп., госпошлину в размере 400 руб. В удовлетворении требований в большем размере отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение 15 дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения суда по заявлению лиц, участвующих в деле, их представителей - со дня принятия решения в окончательной форме. Мотивированное решение составлено 23 июля 2019 года.

Судья М.В. Лямина

2-247/2019 ~ М-248/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
ООО "Центр расчетов с потребителями г.Зуевки"
Ответчики
Мельчаков Александр Владимирович
Другие
Администрация Зуевского городского поселения
ООО "УК ЖКХ Зуевского района"
ОАО "Коммунэнерго"
Суд
Зуевский районный суд Кировской области
Судья
Лямина М.В.
Дело на сайте суда
zuevsky--kir.sudrf.ru
20.06.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.06.2019Передача материалов судье
21.06.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.06.2019Переход к рассмотрению дела в порядке упрощенного производства
22.07.2019Принятие судебного постановления в порядке упрощенного производства
22.07.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.08.2019Дело оформлено
15.08.2019Дело передано в архив
Судебный акт #2 (Решение)
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее