Дело №2-1762/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 сентября 2019 года г.Казань
Московский районный суд г. Казани Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Шарифуллина В.Р.
при секретаре Вандер Ю.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Муртазиной Айнелгеды Хабибулловны к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани о включении в наследственную массу земельного участка с расположенным на нем гаражным боксом,
УСТАНОВИЛ:
Муртазина А.Х. обратилась в суд с иском к ИК МО <адрес> с требованием о включении в наследственную массу земельного участка с расположенным на нем гаражным боксом, сославшись в обоснование иска на те обстоятельства, что ДД.ММ.ГГГГ умер ее супруг М.. Муртазина А.Х. и ее дочь Муртазиной И.М. вступили в наследство имуществом, оставшимся после смерти М., что подтверждается свидетельством о праве на наследство по закону, выданному нотариусом нотариального округа <адрес> Хайдаровой В.Л. за № от ДД.ММ.ГГГГ. Однако, в связи с тем, что в государственном акте на право пожизненного наследуемого владения индивидуального гаража № с земельным участком 0,0019 га, расположенным в гаражном строительном кооперативе «Волга» в <адрес>, в качестве владельца указана истец Муртазина А.Х., данное имущество не было включено в наследственное имущество. Со времени смерти М. и по настоящее время владельцем гаражного бокса №, как и земельным участком с кадастровым номером №, на котором и находится данный гараж в гаражно-строительном кооперативе по <адрес>, считалась истец, все взносы в кооператив оплачивала также она. Однако, в 2017 году выяснилось, что согласно постановлению № от 14.11.2000г., земельный участок площадью 18,8 кв.м с гаражом боксового типа № был передан в пожизненное наследуемое владение мужу истца - М.Истец посчитала, что является собственником земельного участка 0,0019 га с находящимся на нем гаражом боксового типа №, расположенном в ГСК «Волга», <адрес>, поскольку данный гараж с находящимся под ним земельным участком был приобретен во время брака и половина гаража и земельного участка принадлежит ей в соответствии со ст.34 СК РФ, а второй половиной она владела как наследник, вступивший в наследство, поскольку ее дочь Муртазина И.М. не претендует на долю в данном гараже. По изложенным обстоятельствам Муртазина А.Х. просила суд включить в наследственную массу, открывшуюся после смерти М., умершего ДД.ММ.ГГГГ, индивидуальный гараж № с земельным участком 0,0019 га, расположенным в гаражном строительном кооперативе «Волга» в <адрес>.
В судебном заседании Муртазина А.Х. поддержала исковые требования и доводы в их обоснование.
Третье лицо Муртазина И.М. с иском согласилась.
Представитель ответчика ИК МО <адрес> Чумакова К.Г. в суд не явилась, ранее в ходе судебного разбирательства с иском не согласилась.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные ими письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно статье 1110 Гражданского кодекса Российской Федерации, при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.
В соответствии со статьей 1111 Гражданского кодекса Российской Федерации, наследование осуществляется по завещанию и по закону.
Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.
В силу пункта 2 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации (пункт 4 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно части 4 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
По правилам, изложенным в пункте 1 статьи 1168 Гражданского кодекса Российской Федерации наследник, обладавший совместно с наследодателем правом общей собственности на неделимую вещь (статья 133), доля в праве на которую входит в состав наследства, имеет при разделе наследства преимущественное право на получение в счет своей наследственной доли вещи, находившейся в общей собственности, перед наследниками, которые ранее не являлись участниками общей собственности, независимо от того, пользовались они этой вещью или нет.
Пунктом 1 статьи 1170 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что несоразмерность наследственного имущества, о преимущественном праве на получение которого заявляет наследник на основании ст. 1168 или ст. 1169 настоящего Кодекса, с наследственной долей этого наследника устраняется передачей этим наследником остальным наследникам другого имущества из состава наследства или предоставлением иной компенсации, в том числе выплатой соответствующей денежной суммы.
Судом установлено, что на имя Муртазиной А.Х. был выдан Государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей № от ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления Главы А. М. <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.19), согласно которому Муртазиной А.Х. был предоставлен в пожизненное наследуемое владение земельный участок в гаражном кооперативе «Волга» <адрес>, площадью 0,0019 га для индивидуального гаража.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено сохранение ранее возникшего права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненно наследуемого владения земельным участком; обязанность лиц, для которых Земельным кодексом Российской Федерации не предусмотрено предоставление земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования, переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды или приобрести земельные участки в собственность.
Согласно статье 267 Гражданского кодекса Российской Федерации распоряжение земельным участком, находящимся в пожизненном наследуемом владении, не допускается, за исключением случая перехода права на земельный участок по наследству.
Поскольку Муртазиной А.Х. земельный участок в гаражном кооперативе «Волга» <адрес> был предоставлен в пожизненное наследуемое владение, требование о включении указанного земельного участка в наследственную массу, открывшуюся после смерти ее мужа М. не подлежит удовлетворению.
Вместе с тем, как видно из архивной копии постановления Главы А. М. <адрес> № от 14 ноября 200о года и архивной выписки из справки-приложения к данному постановлению, гараж боксового типа № площадью 18,80 кв.м. был предоставлен М., который и являлся членом ГСК «Волга».
По правилам статьи 1150 Гражданского кодекса Российской Федерации принадлежащее пережившему супругу наследодателя в силу завещания или закона право наследования не умаляет его права на часть имущества, нажитого во время брака с наследодателем и являющегося их совместной собственностью. Доля умершего супруга в этом имуществе, определяемая в соответствии со статьей 256 настоящего Кодекса, входит в состав наследства и переходит к наследникам в соответствии с правилами, установленными настоящим Кодексом.
На основании пункта 4 статьи 256 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти одного из супругов пережившему супругу принадлежит доля в праве на общее имущество супругов, равная одной второй, если иной размер доли не был определен брачным договором, совместным завещанием супругов, наследственным договором или решением суда.
Таким образом, поскольку М. являлся членом ГСК «Волга» и полностью выплатил пай за гараж боксового типа № площадью 18,80 кв.м., указанное имущество в доле 1/2 должно быть определено за умершим, с включением его доли в наследственную массу.
Оставшаяся 1/2 доля в праве собственности на гараж должна быть признана за Муртазиной А.Х. как за супругой умершего в порядке определения ее доли в общем имуществе.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░., ░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░, 1/2 ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ № ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░» ░ <░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 1/2 ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░░