Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-192/2022 (2-2377/2021;) ~ М-3458/2021 от 06.12.2021

Дело №2-192/2022

УИД 70RS0002-01-2021-005251-30

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 января 2022 года Ленинский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Мельничук О.В.,

с участием старшего помощника прокурора Думлер Ю.Г.,

при секретаре Французовой А.О.,

помощник судьи Шумилова А.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по исковому заявлению Министерства обороны Российской Федерации к Мельникову А.В., Мельниковой А.В. о признании утратившими право пользования жилым помещением, понуждении к совершению определенных действий,

УСТАНОВИЛ:

Министерство обороны Российской Федерации в лице представителя начальника отдела Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации Петренко В.В. обратилось в суд с исковым заявлением к Мельникову А.В., Мельниковой А.В., в котором просит признать Мельникова А.В. и Мельникову А.В. утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес обезличен>; обязать Мельникова А.В. и Мельникову А.В. сдать в установленном порядке жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес обезличен>, по акту с передачей ключей от указанного жилого помещения и с соответствующими документами, подтверждающими закрытие лицевого счета на квартиру, начальнику территориального отдела «Новосибирский» Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации.

В обоснование заявленных требований указывает, что согласно п.8 Положения о Департаменте жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 декабря 2010 года № 1888 (с изменениями внесенными приказом Министра обороны Российской Федерации от 3 ноября 2011 года № 2103), п.2 приказа Министра обороны Российской Федерации от 3 ноября 2010 года №1455 «Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации» п.20 Устава ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного Министром обороны Российской Федерации 17 августа 2012 года на Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации в лице регионального управления жилищного обеспечения возложена обязанность учета жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации, контроль за заселением и освобождением жилых помещений, проверка использования по назначению жилых помещений специализированного жилищного фонда.

С учетом положений приказов Министра обороны Российской Федерации от 6 ноября 2020 года № 583 о реорганизации ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации путем присоединения к ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российский Федерации, от 29 декабря 2020 года № 744 «Об утверждении Положения о Департаменте жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации», указаний Министра обороны Российской Федерации от 12 марта 2011 года № 205/2/122, приказа директора Департамента военного имущества Министерства обороны Российской Федерации от 29 декабря 2020 года № 3141 «Об утверждении изменений в Устав ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации, утвержденный приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 29 мая 2020 года № 976» обязанность по учету жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации, контролю за заселением и освобождением жилых помещений, проверке использования по назначению жилых помещений специализированного жилищного фонда возложена на ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российский Федерации.

В целях реализации п. 8 приказа Министра обороны Российской Федерации от 23 декабря 2010 года № 1888 «Об утверждении Положения о Департаменте жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации» в части осуществления проверки использования по назначению жилых помещений специализированного жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации и в целях выявления лиц, незаконно их занимающих, работниками ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российский Федерации проведена проверка использования спорного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес обезличен>

В ходе проведенной проверки работниками ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российский Федерации установлено, что спорное жилое помещение было предоставлено Мельникову А.В. на основании договора найма служебного жилого помещения от 20 декабря 2013 года № 15/48-С на период прохождения военной службы в г. Томске.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 9 марта 2013 года № 178 спорное жилое помещение включено в перечень жилых помещений специализированного жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации и передано в оперативное управление ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.

В апреле 2018 года Мельников А.В. досрочно уволен с военной службы в запас приказом командира войсковой части <номер обезличен> от 13 апреля 2018 года <номер обезличен> по собственному желанию.

Согласно ответа ФКУ «Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской федерации по Новосибирской области» Мельников А.В. в структуре Министерства обороны Российской Федерации не работает, военную службу не проходит.

23 января 2020 года в адрес ответчика направлено уведомление об освобождении служебного жилого помещения в добровольном порядке. Однако ответчик спорное жилое помещение собственнику или его представителю в установленном порядке не передал.

Кроме того, Мельников А.В. передал ключи неизвестному лицу для проживания в спорном жилом помещении.

Полагает, что с момента утраты связи с Министерством обороны Российской Федерации законных оснований для сохранения права пользования служебным жилым помещением у ответчика не имеется, в связи с чем основания для отказа в восстановлении нарушенного права собственника жилого помещения - Министерства обороны Российской Федерации отсутствуют.

Учитывая, что возникшие между сторонами правоотношения, регулируемые нормами жилищного законодательства, носят длящийся характер, оснований для исчисления срока исковой давности, а равно и применения исковой давности в рассматриваемом споре, у суда не имеется.

Незаконное удержание спорного жилого помещения нарушает права собственника - Российской Федерации, как равноправного субъекта гражданских правоотношений, на свободное пользование и распоряжение ведомственным жилищным фондом, а также создает препятствие для исполнения предусмотренных законом обязательств по обеспечению других военнослужащих жилыми помещениями на период прохождения военной службы.

Истец Министерство обороны Российской Федерации, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя для участия в судебном заседании не направил, причин неявки суду не сообщил, с ходатайством об отложении рассмотрения дела не обращался.

Ответчик Мельников А.В., извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Ответчица Мельникова А.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения иска извещалась надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, имеют право участвовать в судебном заседании для реализации ряда процессуальных возможностей. В связи с этим на основании части 1 статьи 113 того же кодекса указанные лица должны быть извещены судом о времени и месте судебного заседания заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.

Вместе с тем ч. 1 ст. 35 ГПК РФ в целях недопущения злоупотребления процессуальными правами предусмотрена обязанность лиц, участвующих в деле, добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

Данное положение получило развитие в целом ряде законодательных установлений и в том числе в п. 1 ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), согласно которому заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения; риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат (пункт 67); статья 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное (пункт 68).

В пункте 63 данного постановления разъяснено, что по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий (пункт 1 статьи 20 ГК РФ). Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.

Как следует из материалов дела, ответчику направлялись судебные извещения заказным письмом с уведомлением, данные извещения ответчиком не получены и возвращены в суд с указанием причины невручения: «истек срок хранения».

Таким образом, учитывая вышеприведенные положения законодательства, принимая во внимание, что указанные выше обстоятельства приводят к затягиванию судебного разбирательства и нарушению процессуальных сроков рассмотрения дела, установленных ч. 1 ст. 154 ГПК РФ, суд в сложившейся ситуации расценивает неявку ответчика в судебное заседание как злоупотребление своим правом, признает ее извещение о времени и месте рассмотрения дела надлежащим.

Третье лицо Территориальный отдел «Новосибирский» Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя для участия в судебном заседании не направило.

Суд считает возможным в силу ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав заключение старшего помощника прокурора, полагавшей исковые требования подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище.

Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).

В силу ст. 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Как разъяснено в п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.1995 № 8 (с последующими изменениями) «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» при рассмотрении дел, вытекающих из жилищных правоотношений, судам необходимо учитывать, что Конституция Российской Федерации предоставила каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также гарантировала право на жилище (ч. 1 ст. 27, ч. 1 ст. 40 Конституции РФ).

КонституциейРоссийской Федерации провозглашается право гражданина на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства (ст. 27 Конституции РФ). Признавая за каждым право на жилище, Конституция Российской Федерации устанавливает, что никто не может быть лишен его произвольно (ст. 40 Конституции РФ).

Согласно ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса Российской федерации никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии с чч. 1, 2 ст. 30 Жилищного кодекса Российской федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом. Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.

В силу положений ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В соответствии с п. 1 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность).

От имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 1 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации №1053 от 29 декабря 2008 года «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ и долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции и доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности (далее - имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций).

В соответствии с пунктом 2 указанного Постановления, Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, следующие основные функции:

а) осуществляет от имени Российской Федерации юридические
действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов
Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил
Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны
Российской Федерации организаций и его приватизации, в том числе
полномочий собственника имущества должника - подведомственного
федерального государственного унитарного предприятия при проведении
процедур банкротства;

б) осуществляет контроль за управлением, распоряжением,
использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной
собственности имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и
подведомственных Министерству обороны Российской Федерации
организаций, в том числе переданного в установленном порядке иным лицам,
и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством
Российской Федерации меры по их устранению и привлечению виновных
лиц к ответственности;

з) выступает от имени Российской Федерации учредителем (участником) открытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, создаваемых путем приватизации подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации выступает учредителем создаваемых с участием государства иных юридических лиц;

м) принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда;

о) предоставляет военнослужащим жилые помещения, в том числе служебные помещения и помещения в общежитиях, а в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - денежные средства на приобретение жилых помещений.

Согласно п. 12 ст.1 Федерального закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Подпунктом 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации», определено, что Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам.

Судом установлено и следует из материалов дела, что 20.12.2013 между Министром обороны Российской Федерации в лице начальника территориального отделения (заселения) г.Томск ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации ФИО1. (наймодатель) и Мельниковым А.В. (наниматель) заключен договор найма служебного жилого помещения <номер обезличен>, по условиям которого Мельникову А.В. на время прохождения военной службы в г.Томске, но не более срока контакта о прохождении военной службы в Вооруженных силах Российской Федерации до 26.09.2016, в срочное возмездное владение и пользование предоставлено жилое помещение (квартира), расположенное по адресу: <адрес обезличен>, состоящая из 2 комнат, общей площадью 58,8 кв.м. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселена супруге Мельникова А.В. (п.1.1 договора).

Пунктом 1.2 договора предусмотрено, что жилое помещение предоставлено нанимателю без права регистрации по месту жительства (только с правом регистрации по месту пребывания).

Наниматель обязан освободить по окончании срока предоставления жилого помещения, указанного в настоящем договоре, а также в срок, указанный в уведомлении наймодателя, предоставленное жилое помещение в случаях предоставления недостоверных, заведомо ложных сведений и документов, содержащих сведения не соответствующие действительности, послужившие основанием предоставления данного жилого помещения или в связи с утратой права на получение данного жилого помещения, снятия нанимателя и членов его семьи с учета нуждающихся в жилых помещения (п. 2.1.10 договора).

Согласно выписке из ЕГРН № <номер обезличен> от 18.02.2020 собственником жилого помещения по адресу: <адрес обезличен>, является Российская Федерация.

На основании приказа Министра обороны Российской Федерации № <номер обезличен> от 09.03.2013 двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес обезличен>, включена в специализированный жилищный фонд с отнесением к служебным жилым помещениям и закреплена на праве оперативного управления за ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.

Как следует из выписки послужного списка <данные изъяты> Мельникова А.В., на основании приказа командующего <номер обезличен> дивизии противовоздушной обороны <номер обезличен> от 15.08.2016 с Мельниковым А.В. заключен новый контракт сроком на пять лет с 26.09.2016 по 25.09.2021.

На основании приказа командующего 14 армией военно-воздушных сил и противовоздушной обороны <номер обезличен> от 13.04.2018 Мельников А.В. досрочно уволен с военной службы в запас по собственному желанию.

Согласно ответа ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Новосибирской области» от 23.01.2020 Мельников А.В. в воинских частях (организациях) Вооруженных Сил Российской Федерации, состоящих на финансовом обеспечении в ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Новосибирской области», не работает, военную службу не проходит.

23.01.2020 Мельникову А.В. направлено уведомление об освобождении служебного жилого помещения Министерства обороны Российской Федерации по адресу: <адрес обезличен>, в двухмесячный срок со дня получения требования в связи с отсутствием права проживания в служебном жилищном фонде Министерства обороны Российской Федерации.

В ходе обследования жилого помещения по адресу: <адрес обезличен>, жилищной комиссией установлено отсутствие нанимателя Мельникова А.В., однако в жилом помещении проживает посторонний человек, пояснивший, что проживает с согласия Мельникова А.В., который передал ключи от жилого помещения с условием полной оплаты коммунальных платежей. Указанные обстоятельства подтверждаются актом установления фактического проживания граждан в жилом помещении от 24.07.2020.

Согласно справке ООО «Жилсервис ТДСК» от 31.01.2020 в жилом помещении по адресу: <адрес обезличен>, никто не зарегистрирован.

Из имеющихся копий паспортов ответчиков усматривается, что Мельников А.В. был зарегистрирован по адресу: <адрес обезличен>, в период с 21.06.2011 по 30.11.2012, Мельникова А.В. зарегистрирована по адресу: <адрес обезличен>.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, служебные жилые помещения.

Согласно ст. 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования (ч. 1 ст. 99 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте (ч. 2 ст. 99 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В силу части 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 и частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В этой связи по делам о выселении граждан из специализированных жилых помещений (статья 103 Жилищного кодекса Российской Федерации) судам необходимо иметь в виду, что не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений граждане, перечисленные в пунктах 1 - 4 части 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, при условии, что они не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии с ч. 3 ст. 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

Согласно статье 35 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным данным кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.

Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Ответчиками доказательств, подтверждающих, что они не утратили право пользования спорным жилым помещением, суду не представлено.

Таким образом, учитывая, что спорное жилое помещение является служебным, предоставлено ответчику Мельникову А.В. на время прохождения военной службы, ответчик Мельников А.В. досрочно уволен с военной службы в запас по собственному желанию, суд приходит к выводу о том, что Мельников А.В., а также члены его семьи – жена Мельникова А.В., утратили право пользования служебным жилым помещением по адресу: <адрес обезличен>

В соответствии с подп. «к» п. 14 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2006 года № 25, при прекращении права пользования жилым помещением наниматель обязан сдавать по акту наймодателю в исправном состоянии жилое помещение, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в нем, оплачивать стоимость не произведенного нанимателем ремонта жилого помещения, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, или производить ремонт за свой счет, а также погашать задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Наниматель несет иные обязанности, предусмотренные законодательством.

Вместе с тем в нарушение ч. 4 ст. 100 Жилищного кодекса Российской Федерации, подп. «к» п. 14 вышеуказанных Правил пользования жилыми помещениями, п. 2.1.10 договора найма служебного жилого помещения <номер обезличен> от 20.12.2013, ответчик Мельников А.В. выехал из служебного жилого помещения и передал ключи неизвестному лицу, который на момент обследования спорного жилого помещения жилищной комиссией проживал в данной квартире.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, также подлежат удовлетворению требования истца о возложении обязанности на ответчиков сдать в установленном порядке жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес обезличен>, по акту с передачей ключей от указанного жилого помещения и с соответствующими документами, подтверждающими закрытие лицевого счета на квартиру, начальнику территориального отдела «Новосибирский» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 196-199, 193 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Министерства обороны Российской Федерации к Мельникову А.В., Мельниковой А.В. о признании утратившими право пользования жилым помещением, понуждении к совершению определенных действий удовлетворить.

Признать Мельникова А.В., Мельникову А.В. утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес обезличен>.

Обязать Мельникова А.В., Мельникову А.В. сдать в установленном порядке жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес обезличен>, по акту с передачей ключей от указанного жилого помещения и с соответствующими документами, подтверждающими закрытие лицевого счета на квартиру, начальнику территориального отдела «Новосибирский» Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации.

Ответчики вправе подать заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения им копии решения.

Ответчиками заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Заочное решение суда может быть обжаловано иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, в Томский областной суд через Ленинский районный суд г.Томска в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиками заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий: О.В. Мельничук

Мотивированный текст решения изготовлен 01.02.2022

2-192/2022 (2-2377/2021;) ~ М-3458/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Министерство обороны Российской Федерации
Ответчики
Мельникова Алена Валерьевна
Мельников Артем Васильевич
Другие
Территориальный отдел "Новосибирский" ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфрастуктуры (комплекса)" Министерства обороны РФ
Петренко Валентин Владимирович
Суд
Ленинский районный суд г. Томска
Судья
Мельничук Оксана Валерьевна
Дело на сайте суда
leninsky--tms.sudrf.ru
06.12.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.12.2021Передача материалов судье
13.12.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.12.2021Подготовка дела (собеседование)
27.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.01.2022Судебное заседание
25.01.2022Судебное заседание
01.02.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.02.2022Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
21.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.03.2022Копия заочного решения возвратилась невручённой
02.03.2022Дело оформлено
20.05.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее