Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-80/2024 (2-1429/2023;) ~ М-1460/2023 от 28.11.2023

Дело № 2-80/2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    13 мая 2024 года                                                                                г.Шилка

Шилкинский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Цукерман С.Ю.,

при секретаре Самойловой В.К.,

с участием процессуального истца помощника Шилкинского межрайонного прокурора Аранина Р.В.,

материальных истцов ТИВ, ТАМ,

представителя ответчика ГУЗ «КБ №3» Ванштейн И.В., действующей на основании приказа от 10.01.2024,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шилкинского межрайонного прокурора в интересах несовершеннолетних ТЕИ, ТАИ, в лице их законных представителей ТАМ и ТИВ к государственному учреждению здравоохранения «Краевая больница », Министерству здравоохранения Забайкальского края о взыскании расходов на приобретение медицинских изделий, компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор обратился в суд с указанным выше заявлением, с учетом его неоднократного уточнения, мотивируя его тем, что по результатам проведения проверки по обращению ТАМ, ТИВ о самостоятельном приобретении заявителями медицинских изделий для своих детей ТЕИ и ТАИ, в связи с ненадлежащим обеспечением льготными лекарственными препаратами и медицинскими изделиями со стороны учреждений здравоохранения, установлено, что ТАМ и ТИВ являются родителями несовершеннолетних ТЕИ, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ТАИ, ДД.ММ.ГГГГ г.р. ТАИ признана ребёнком-инвалидом, состоит на диспансерном учёте в государственном учреждении здравоохранения «Краевая больница » с диагностированным заболеванием «сахарный диабет 1 типа», длительность заболевания 5 лет (с 2018 года). ТЕИ признана ребёнком-инвалидом, состоит на диспансерном учёте в ГУЗ «КБ » с диагностированным заболеванием «сахарный диабет 1 типа», длительность заболевания 2 года - с апреля 2021 года. С целю достижения компенсации диагностированного заболевания и для прохождения амбулаторного лечения ТАИ установлена инсулиновая помпа «MiniMed Paradigm VEO MMT-754» №927847 и сенсор для непрерывного мониторирования глюкозы ENLITE MMT-7008 . Необходимое количество сенсоров для системы непрерывного мониторирования глюкозы ENLITE MMT-7008 составляет 5 штук в месяц. ТЕИ используется система непрерывного мониторирования глюкозы «FreeStyle Libre» для функционирования которой необходимо использование сенсоров в количестве 27 штук в год из расчета 1 сенсор на 14 дней. 26.09.2022 решением Шилкинского районного суда <адрес> по делу на Министерство здравоохранения Забайкальского края возложена обязанность по обеспечению несовершеннолетних ТАИ необходимыми медицинскими изделиями. Излагая в иске нормы закона, указывает, что в нарушение требований действующего законодательства, несовершеннолетние ТАИ и ТЕИ необходимыми медицинскими изделиями Министерством здравоохранения Забайкальского края не обеспечивались. За период с марта 2021 года по октябрь 2022 года законными представителями несовершеннолетних - ТАМ и ТИВ за свой счет приобретены медицинские изделия для ТАИ и ТЕИ, а именно сенсоры для непрерывного мониторирования глюкозы ENLITE MMT-7008, сенсоры к системе непрерывного мониторирования глюкозы «FreeStyle Libre», устройства для инфузий Minimed Mio ММТ-925 и ММТ-945, резервуары для помпы инсулиновой Minimed ММТ-332А, устройство для установки сенсора One-Press Serter ММТ-7512, на общую сумму 286589 руб. Так, в пользу несовершеннолетних ТЕИ и ТАИ, в лице их законного представителя ТАМ, подлежат к взысканию денежные средства в размере 174339 руб., которые включают в себя суммы, оплаченные по квитанциям (чекам) за приобретение медицинских изделий. Кроме того, в пользу несовершеннолетних ТЕИ и ТАИ, в лице их законного представителя ТАМ, подлежит взысканию компенсация морального вреда в размере 300000 руб. В пользу несовершеннолетних ТЕИ и ТАИ, в лице их законного представителя ТИВ, подлежат к взысканию денежные средства в размере 116740 руб., которые включают в себя суммы, оплаченные по квитанциям (чекам) за приобретение медицинских изделий. В пользу несовершеннолетних ТЕИ и ТАИ, в лице их законного представителя ТИВ, подлежит взысканию компенсация морального вреда в размере 300000 руб. Факт обращения ТАМ и ТИВ в межрайонную прокуратуру за защитой нарушенных прав на получение необходимых медицинских изделий свидетельствует о нарушении прав несовершеннолетних детей заявителей на бесплатное обеспечение средствами диагностики заболевания, а также о нарушении гарантируемых Конституцией Российской Федерации прав на охрану здоровья и медицинскую помощь. Просит суд взыскать с Министерства здравоохранения Забайкальского края и государственного учреждения здравоохранения «Краевая больница №3» солидарно в пользу несовершеннолетних ТЕИ и ТАИ, в лице их законного представителя ТАМ, расходы, понесенные на самостоятельное приобретение медицинских изделий в сумме 174339 руб. Взыскать с Министерства здравоохранения Забайкальского края и государственного учреждения здравоохранения «Краевая больница № 3» солидарно в пользу несовершеннолетних ТЕИ и ТАИ, в лице их законного представителя ТИВ, расходы, понесенные на самостоятельное приобретение медицинских изделий в сумме 116740 руб. Взыскать с Министерства здравоохранения Забайкальского края и государственного учреждения здравоохранения «Краевая больница №3» солидарно в пользу несовершеннолетних ТЕИ и ТАИ, в лице их законного представителя ТАМ, компенсацию морального вреда в размере 300000 руб. Взыскать с Министерства здравоохранения Забайкальского края и государственного учреждения здравоохранения «Краевая больница №3» солидарно в пользу несовершеннолетних ТЕИ и ТАИ, в лице их законного представителя ТИВ компенсацию морального вреда в размере 300000 руб.

В судебном заседании процессуальный истец помощник Шилкинского межрайонного прокурора АРВ исковые требования в их последней редакции полностью поддержал по основаниям, изложенным в иске, настаивал на их удовлетворении в полном объеме.

Законный представитель несовершеннолетних Т ТАМ в судебном заседании исковые требования в их последней редакции полностью поддержала, просила удовлетворить, дополнений не имела. При этом пояснила, что медицинские изделия, которые приобретены самостоятельно, за собственные средства, были рекомендованы врачами. Министерство здравоохранения Забайкальского края не обеспечивало ее детей необходимыми медицинскими изделиями. Указала, что в 2021 году, когда самостоятельно приобретались медицинские изделия, у КБ №3 не было обязанности в части обеспечения их детей системами непрерывного мониторирования глюкозы в крови.

Законный представитель несовершеннолетних Т ТИВ в судебном заседании исковые требования в их последней редакции полностью поддержал, просил удовлетворить, дополнений не имел. Также, позицию и пояснения своей супруги ТАМ в судебном заседании полностью поддержал.

Представитель ответчика ГУЗ «КБ №3» Ванштейн И.В. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в иске отказать, представила письменные возражения на исковое заявление с приведением мотивов этому. Также пояснила, что действительно ТАМ обращалась к ним с заявлением о созыве врачебной комиссии для назначения дополнительных лекарственных препаратов для лечения Т, которое было рассмотрено, по заключению лечащего врача, необходимости в проведении врачебной комиссии не было. При этом учреждением были направлены заявки на лекарственные препараты и медицинские изделия в Министерство здравоохранения Забайкальского края. В 2021 году у учреждения не было обязанности в части обеспечения детей Т системами непрерывного мониторирования глюкозы в крови, то есть их действиями не были нарушены права материальных истцов.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения Забайкальского края, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. При этом представил отзыв на иск, где просил исковые требования оставить без удовлетворения, чему привел обоснование, также указав, что несовершеннолетние Т полностью обеспечены изделиями медицинского назначения согласно требованиям действующего законодательства РФ, что не лишает их возможности сохранять жизненный уровень, необходимый для поддержания жизнедеятельности и здоровья. При этом системы непрерывного мониторирования глюкозы могут быть использованы только как дополнение к традиционному самоконтролю гликемии (тест-полосками) и полностью его заменяют. В связи с чем правовых оснований для удовлетворения требований заявителей о возмещении расходов и компенсации морального вреда, не имеется. Также, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя Министерства здравоохранения Забайкальского края.

Суд, в соответствии со ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании и не является спорным, ТАМ и ТИВ являются родителями несовершеннолетних ТЕИ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ТАИ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

ТАИ признана ребёнком-инвалидом, состоит на диспансерном учёте в государственном учреждении здравоохранения «Краевая больница № 3» с диагностированным заболеванием «сахарный диабет 1 типа», длительность заболевания 5 лет (с 2018 года).

ТЕИ признана ребёнком-инвалидом, состоит на диспансерном учёте в ГУЗ «КБ № 3» с диагностированным заболеванием «сахарный диабет 1 типа», длительность заболевания 2 года - с апреля 2021 года.

С целю достижения компенсации диагностированного заболевания и для прохождения амбулаторного лечения, ТАИ установлена инсулиновая помпа «MiniMed Paradigm VEO MMT-754» и сенсор для непрерывного мониторирования глюкозы ENLITE MMT-7008 №2784899.

Необходимое количество сенсоров для системы непрерывного мониторирования глюкозы ENLITE MMT-7008 составляет 5 штук в месяц.

ТЕИ используется система непрерывного мониторирования глюкозы «FreeStyle Libre», для функционирования которой необходимо использование сенсоров в количестве 27 штук в год из расчета 1 сенсор на 14 дней.

Решением Шилкинского районного суда Забайкальского края от 26.09.2022, по делу №2-1064/2022 на Министерство здравоохранения Забайкальского края возложена обязанность по обеспечению несовершеннолетних ТАИ и ТЕИ необходимыми медицинскими изделиями.

Согласно осмотру эндокринолога №9037 от 25.08.2021 пациента ТАИ, последней рекомендовано, в том числе, применение системы непрерывного мониторинга глюкозы (совмещенная с помпой) Enlite.

Согласно осмотру эндокринолога №9036 от 25.08.2021 пациента ТЕИ, последней рекомендовано, в том числе, применение системы непрерывного мониторинга глюкозы (флеш мониторинг) – FreeStyle libre.

Согласно выписному эпикризу, ТАИ находилась на госпитализации с 21.06.2021 по 30.06.2021 в ГУЗ «Краевая детская клиническая больница», клинический диагноз: Е10,4, Сахарный диабет 1 тип, давность заболевания 3 года (2018 г.), тяжелое течение. Целевой уровень гликированного гемоглобина 7,0%. Фаза декомпенсации. Диабетическая периферическая полинейропатия. 23.06.2021 установлена инсулиновая помпа MINIMED PARADIGM VEO MMT-754 №927847 и сенсор для мониторирования глюкозы Enlite MMT-7008 №2784899.

При выписке ТАИ после госпитализации из ГУЗ «Краевая детская клиническая больница» лечащим врачом, заведующим отделением и заместителем главного врача даны рекомендации, среди прочего, замена устройства для инфузии MINIMED MIO MMT-945 6 мм/80 см 1 раз в 3 дня. Замена резервуара для инсулиновой помпы MINIMED 1 раз в 3 дня.

Согласно ч.1 ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

В силу статьи 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе, право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Статьей 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (ч. 1 ст. 38 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 715 утвержден Перечень социально значимых заболеваний, в который включен, в том числе сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) Е10-Е14).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 года № 3053-р утверждены Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, и Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22 января 2021 года N 22н утвержден Стандарт медицинской помощи детям при сахарном диабете 1 типа, в котором в разделе "Медицинские услуги для лечения заболевания, состояния и контроля за лечением" предусмотрено исследование уровня глюкозы в крови методом непрерывного мониторирования, с усредненным показателем частоты предоставления - 0,855 и усредненным показателем кратности применения - 365.

Клиническими рекомендациями от 2019 года, предусмотренными для лечения "сахарного диабета 1 типа у детей", также предусмотрено использование непрерывного мониторирования глюкозы, расходными материалами при этом являются датчики системы чрескожного мониторинга уровня глюкозы.

В соответствии с п. 3 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся среди прочего разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.

Согласно п.1 Положения о Министерстве здравоохранения Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 27.07.2017 № 319, Министерство здравоохранения Забайкальского края является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в пределах установленных полномочий, оказанию государственных услуг, а также переданные Российской Федерацией полномочия, определяющим перспективные направления развития и осуществляющим управление в сферах: охраны здоровья граждан, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании, обязательного медицинского страхования, обращения донорской крови и (или) ее компонентов, охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака и никотиносодержащей продукции, и иные сферы.

Финансирование Министерства осуществляется за счет средств бюджета Забайкальского края, в том числе за счет субвенций, поступающих из федерального бюджета (п. 6 Положения).

Министерство здравоохранения Забайкальского края осуществляет переданные Российской Федерацией полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов (12.12. Положения). Осуществляет организацию обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам (12.12.2 Положения).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.

При этом также следует учесть, что п.4 постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» возлагает на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязанность своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

В соответствии с ч.1 ст.15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

В соответствии со ст.16 ГК РФ, убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В соответствии со ст.1069 ГК РФ, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В нарушение требований действующего законодательства несовершеннолетние ТАИ и ТЕИ необходимыми медицинскими изделиями Министерством здравоохранения Забайкальского края не обеспечивались.

За период с марта 2021 года по октябрь 2022 года законными представителями несовершеннолетних - ТАМ и ТИВ за свой счет приобретены медицинские изделия для ТАИ и ТЕИ, а именно сенсоры для непрерывного мониторирования глюкозы ENLITE MMT-7008, сенсоры к системе непрерывного мониторирования глюкозы «FreeStyle Libre», устройства для инфузий Minimed Mio ММТ-925 и ММТ-945, резервуары для помпы инсулиновой Minimed ММТ-332А, устройство для установки сенсора One-Press Serter ММТ-7512, на общую сумму 286589 руб.

Таким образом, в связи с необеспечением несовершеннолетних ТАИ и ТЕИ необходимыми медицинскими изделиями, законными представителями несовершеннолетних детей медицинские изделия приобретались за счет собственных средств.

Так, согласно товарным и кассовым чекам, представленным в материалы дела, законными представителями несовершеннолетних Т ТАМ и ТИВ, затрачены денежные средства в общей сумме 291079 руб. При этом законным представителем ТАМ затрачены денежные средства в размере 174339 руб., законным представителем ТИВ – 116740 руб. Расходы ТАМ и ТИВ на приобретение необходимых медицинских изделий подтверждаются соответствующими квитанциями (чеками), имеющимися в материалах дела.

Судом проверен расчет затрат на приобретение вышеуказанных медицинских изделий.

Согласно представленным в материалы дела доказательствам, законным представителем несовершеннолетних ТАМ приобретены следующие медицинские изделия:

- 17.03.2021: два датчика и сканер, на общую сумму 13470 руб.;

- 28.06.2021: устройство для инфузии МИО ММТ-945 (канюля 6 мм, трубочка 80 см.), резервуар 3 мм ММТ-332, устройство для установки сенсора One-Press Serter ММТ-7512, сенсор для мониторирования глюкозы Enlite ММТ-7008, на общую сумму 26700 руб.;

- 23.07.2021: устройство для инфузии МИО ММТ-945 (канюля 6 мм, трубочка 80 см.), резервуар для помпы инсулиновый MiniMed, модель ММТ-332А, устройство для установки сенсора One-Press Serter ММТ-7512, сенсор для мониторирования глюкозы Enlite ММТ-7008, на общую сумму 12940 руб.;

- 24.08.2021: сенсор для мониторирования глюкозы Enlite ММТ-7008, стоимостью 7600 руб.;

- 01.10.2021: сенсор для мониторирования глюкозы Enlite ММТ-7008 в количестве 2 штук, на общую сумму 7600 руб.;

- 19.10.2021: сенсор для мониторирования глюкозы Enlite ММТ-7008 в количестве 2 штук, на общую сумму 7600 руб.;

- 20.11.2021: сенсор для мониторирования глюкозы Enlite ММТ-7008 в количестве 2 штук, на общую сумму 7600 руб.;

- 30.11.2021: сенсор для мониторирования глюкозы Enlite ММТ-7008 в количестве 2 штук, на общую сумму 7600 руб.;

- 30.12.2021: сенсор для мониторирования глюкозы Enlite ММТ-7008 в количестве 2 штук, на общую сумму 7600 руб.;

- 27.01.2022: сенсор для мониторирования глюкозы Enlite ММТ-7008 в количестве 3 штук, на общую сумму 11400 руб.;

- 02.03.2022: сенсор для мониторирования глюкозы Enlite ММТ-7008 в количестве 3 штук, на общую сумму 7600 руб.;

- 23.04.2022: датчик, в количестве 2 штук, на общую сумму 8980 руб.;

- 19.04.2022: сенсор для мониторирования глюкозы Enlite ММТ-7008, стоимостью 16000 руб.;

- 06.06.2022: мониторинг FreeStyle Libre (датчик), в количестве 2 штук, на общую сумму 8350 руб.;

- 01.09.2022: мониторинг, совмещенный с инсулиновой помпой MiniMed Paradigm VEO MMT-754-Энлайтов, стоимостью 14199 руб.;

- 11.10.2022: мониторинг FreeStyle Libre, стоимостью 5300 руб.

Итого на общую сумму 174339 руб.

Согласно представленным в материалы дела доказательствам, законным представителем несовершеннолетних ТИВ приобретены следующие медицинские изделия:

- 17.03.2021: два датчика и сканер, на общую сумму 13470 руб.;

- 09.04.2021: два датчика, на общую сумму 8980 руб.;

- 07.05.2021: два датчика, на общую сумму 8980 руб.;

- 24.05.2021: два датчика, на общую сумму 8980 руб.;

- 07.07.2021: датчик, стоимостью 4490 руб.;

- 19.07.2021: датчик, стоимостью 4490 руб.;

- 11.08.2021: датчик, стоимостью 4490 руб.;

- 08.09.2021: два датчика, на общую сумму 8980 руб.;

- 04.10.2021: два датчика, на общую сумму 8980 руб.;

- 27.11.2021: два датчика, на общую сумму 8980 руб.;

- 27.12.2021: три датчика, на общую сумму 13470 руб.;

- 18.01.2022: два датчика, на общую сумму 8980 руб.;

- 02.03.2022: три датчика, на общую сумму 13470 руб.

Итого на общую сумму 116740 руб.

С учетом представленных в дело доказательств и приведенных норм права, суд приходит к выводу о необходимости взыскания спорных денежных средств именно с Министерства здравоохранения Забайкальского края.

При этом суд исходит из того, что сахарный диабет входит в перечень заболеваний, при амбулаторном лечении которого лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно по Перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ N 890.

Отсутствие в распоряжении Правительства РФ от 31.12.2018 N 3053-р «Об утверждении перечня медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также перечня медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг» систем непрерывного мониторирования глюкозы и расходных материалов к инсулиновой помпе, не является основанием для отказа в предоставлении, поскольку лицо, страдающее сахарным диабетом, в силу указанного постановления вправе получать бесплатную медицинскую помощь, включая все лекарственные препараты и средства медицинского назначения, необходимые для лечения и компенсации данного заболевания. Поскольку вышеизложенное свидетельствует о нарушении прав несовершеннолетних детей Т на бесплатное обеспечение средствами диагностики заболевания, а также о нарушении гарантируемых Конституцией Российской Федерации прав на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Согласно ст.150, 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Компенсация морального вреда, в силу ст.12 ГК РФ, является одним из способов защиты гражданских прав.

В соответствии с п.1 ст.1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса.

    Решая вопрос о размере компенсации морального вреда, в пользу материальных истцов, подлежащего взысканию с Министерства здравоохранения Забайкальского края, согласно ст.151 ГК РФ, суд принимает во внимание требование ст.1101 ГК РФ, согласно которым, такая компенсация определяется в денежной форме и определяется судом.

Определяя размер компенсации морального вреда, суд принимает во внимание фактические обстоятельства дела, длительное нарушение прав несовершеннолетних Тюменцевых на обеспечение медицинскими изделиями, необходимыми им по жизненным показаниям, степень вины ответчика Министерства здравоохранения Забайкальского края и, руководствуясь принципом разумности и справедливости, считает возможным удовлетворить заявленные требования, взыскав с Министерства здравоохранения Забайкальского края в пользу ТЕИ и ТАИ в лице законного представителя ТАМ компенсацию морального вреда в размере 50000 руб. и в пользу ТЕИ и ТАИ в лице законного представителя ТАИ компенсацию морального вреда в размере 50000 руб.

Ссылки в отзыве по существу заявленных требований Министерства здравоохранения Забайкальского края на то, что моральные и физические страдания стороной материального истца не понесены, а в действиях Министерства здравоохранения Забайкальского края не усматривается фактов причинения морального вреда несовершеннолетним Т, несостоятельны.

Поскольку исходя из предназначения социального государства, механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее незащищенным категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные условия для реализации ими своих прав. Принимая во внимание, что несовершеннолетние Т не были своевременно обеспечены медицинскими изделиями, право на которое у них имеется, что повлекло нарушение прав истцов на охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи, а также учитывая нравственные переживания их матери и отца из-за отсутствия своевременного обеспечения необходимыми медицинскими изделиями и невозможности их приобрести в свободной продаже, возможного ухудшения состояния здоровья их дочерей и наступления неблагоприятных последствий, требования о компенсации морального вреда являются правомерными.

При этом исходя из вышеизложенного, представленных в дело доказательств, суд не находит законных оснований для взыскания материального ущерба и морального вреда с государственного учреждения здравоохранения «Краевая больница №3» исходя из следующего.

Так, действиями (бездействиями) ГУЗ «КБ №3» нарушение прав стороны истца не допущено, что усматривается из представленных последними доказательств. Тоже, подтвердила в судебном заседании материальный истец ТАМ, указав, что их несовершеннолетние дети не обеспечивались Министерством здравоохранения Забайкальского края медицинскими изделиями, в связи с чем в 2021 году они с супругом вынуждены были приобретать медицинские изделия за счет своих личных средств. Аналогичная позиция изложена и в исковом заявлении Шилкинского межрайонного прокурора в интересах Т.

Согласно п.6 ст.5 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 28.06.2021) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов имеют право предоставления дополнительных мер социальной поддержки инвалидам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

В целях повышения социальной защищенности детей, страдающих сахарным диабетом 1 типа, до урегулирования данного вопроса на федеральном уровне, с 2022 года обеспечение системами непрерывного мониторинга осуществляется за счет средств регионального бюджета в соответствии с постановлением Правительства Забайкальского края от 03.03.2022 №69 «Об обеспечении в 2022 году системами длительного (непрерывного) мониторирования глюкозы и расходными материалами к ним при лечении сахарного диабета 1 типа у детей» и является расходным обязательством Забайкальского края.

Вместе с тем, в 2021 году средства регионального бюджета на эти цели не выделялись.

Согласно п.1 Положения о Министерстве здравоохранения Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 08.05.2014 №255, Министерство здравоохранения Забайкальского края является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, определяющим перспективные направления развития в области охраны здоровья граждан, оказания государственной социальной помощи (в части обеспечения граждан лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов).

Согласно указанному Положению, Министерство здравоохранения Забайкальского края организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Бюджетные ассигнования для приобретения систем непрерывного мониторинга в 2022 году Министерством здравоохранения Забайкальского края были доведены до ГУЗ «Детский клинический медицинский центр», который занимался заключением государственных контрактов на поставку сканеров системы мониторинга глюкозы и датчиков системы чрезкожного мониторинга уровня глюкозы.

В 2022 году, при поступлении датчиков, ГУЗ «КБ №3», несовершеннолетним Т было выписано рецептов по 20 датчиков каждой, которые были получены их законными представителями.

При таких обстоятельствах, денежные средства за самостоятельное приобретение Т медицинских изделий подлежат взысканию с Министерства здравоохранения <адрес>, а следовательно, и денежная компенсация морального вреда.

Таким образом, исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░, ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░ №3» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

    ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 174339 ░░░.

    ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 116740 ░░░.

    ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50000 ░░░.

    ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50000 ░░░.

    ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░ №3» - ░░░░░░░░.

    ░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.

    ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 16.05.2024.

░░░░░                                                                                      ░.░. ░░░░░░░░

2-80/2024 (2-1429/2023;) ~ М-1460/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Тюменцев Иван Викторович
Тюменцева Анна Михайловна
Шилкинская межрайонная прокуратура
Ответчики
Министерство здравоохранения Забайкальского края
ГУЗ Краевая больница №3
Суд
Шилкинский районный суд Забайкальского края
Судья
Цукерман Светлана Юрьевна
Дело на сайте суда
shilka--cht.sudrf.ru
28.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.11.2023Передача материалов судье
29.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.01.2024Судебное заседание
23.01.2024Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
08.02.2024Судебное заседание
25.03.2024Судебное заседание
24.04.2024Судебное заседание
13.05.2024Судебное заседание
16.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.07.2024Дело оформлено
04.07.2024Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее