Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-512/2023 ~ М-367/2023 от 25.07.2023

Дело №2-512/2023 УИД 21RS0012-01-2023-000536-61

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

24 августа 2023 года село Моргауши

Моргаушский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Турхан А.Н.,

при секретаре судебного заседания Ивановой С.Ю.,

с участием помощника прокурора Моргаушского района Чувашской Республики Сормулатовой Д.Ю.,

представителя ответчика БУ «Юськасинский дом-интернат для престарелых и инвалидов» Шивиревой В.Н.,

представителя третьего лица начальника отделения – главного государственного инспектора Моргаушского района по пожарному надзору Сорокина А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Моргаушского района Чувашской Республики, поданному в интересах неопределенного круга лиц, к Бюджетному учреждению Чувашской Республики «Юськасинский дом-интернат для престарелых и инвалидов» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики об обязании устранить нарушения требований противопожарной безопасности,

установил:

Прокурор Моргаушского района Чувашской Республики обратился в суд с заявлением в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к Бюджетному учреждению Чувашской Республики «Юськасинский дом-интернат для престарелых и инвалидов» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики об обязании устранить нарушения обязательных требований противопожарной безопасности в здании, расположенном по адресу: <адрес>, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, а именно:

- обеспечить на путях эвакуации здания аварийное освещение, включающееся при отключении основного рабочего освещения в соответствии с п.4.3.12 СП 1.13130.2020;

- обеспечить системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в здании, не содержащим слов, способных вызвать панику у находящихся на лечении пациентов в соответствии с пунктом 3 табл.2 раздела 7 СП 3.13130.2009;

- обеспечить здание с постоянным пребыванием людей с ограниченными возможностями по слуху и зрению световыми мигающими оповещателями или специализироваными оповещателями, в том числе системой специализированного оповещения, обеспечивающего выдачу звуковых сигналов определенной частоты и световых импульсных сигналов повышенной яркости, а также других технических средств индивидуального оповещения людей в соответствии с ч.12 ст.84 ФЗ №123 и пунктом 3 раздела 6 СП 4.13130.2013;

- обеспечить электроустановки систем противопожарной защиты здания класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 с круглосуточным пребыванием людей автономным резервным источником электроснабжения в соответствии с ч.1 ст.82 ФЗ №123;

- обеспечить систему противопожарной защиты здания устройством автоматической разблокировки и (или) открывания ворот в случае пожара, а также нахождения их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники, либо организовать круглосуточное дежурство персонала непосредственно у места установки ворот при их ручном открывании или обеспечить их дистанционное открывание дежурным персоналом при устройстве видео- и (или) аудиосвязи с местом их установки в соответствии с абз.4 пункта 71 ППР в РФ.

В обоснование иска указано, что прокуратурой Моргаушского района Чувашской Республики проведен осмотр зданий (помещений) БУ ЧР «Юськасинский дом-интернат для престарелых и инвалидов» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики, в ходе которого выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности.

В ходе проверки в нарушение Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года №1479, установлено, что в БУ ЧР «Юськасинский дом-интернат для престарелых и инвалидов» на путях эвакуации не предусмотрено аварийное освещение; текст системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре третьего типа содержит слова, способные вызвать панику; здание не оборудовано (не оснащено) системами (средствами) оповещения о пожаре с использованием персональных устройств со световым, звуковым и с вибрационным сигналами оповещения, с учетом индивидуальных способностей людей к восприятию сигналов оповещения, которые обеспечивают информирование соответствующих работников организации о передаче сигнала оповещения и подтверждение его получения каждым оповещаемым; электроустановки систем противопожарной защиты здания класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 с круглосуточным пребыванием людей не обеспечены автономным резервным источником электроснабжения; система противопожарной защиты в случае пожара не обеспечивает автоматическую разблокировку и открывание ворот, установленных на проездах и подъездах, для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники. При этом в качестве альтернативного варианта не предусмотрено круглосуточное дежурство персонала непосредственно у места установки ворот на проездах, либо для обеспечения дистанционного открывания не устроена видео- и аудиосвязь. По мнению прокуратуры, данные нарушения создают угрозу жизни и здоровью граждан престарелого возраста и инвалидов, проживающих в социальном учреждении, круг которых индивидуально не определен, а также иных лиц, осуществляющих трудовую деятельность в указанном учреждении.

Помощник прокурора Моргаушского района Чувашской Республики Сормулатова Д.Ю. в судебном заседании поддержала исковые требования прокурора в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика – директор МБОУ «Ильинская СОШ» Моргаушского района Чувашской Республики Шивирева В.Н. в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме.

Представитель третьего лица - начальник отделения – главного государственного инспектора Моргаушского района по пожарному надзору Сорокин А.Ю. не возражал против удовлетворения исковых требований прокурора.

Представитель третьего лица Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, об уважительности причины неявки суд не известил.

Выслушав пояснения лица, участвующего в деле, исследовав представленные по делу письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

В силу части 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Обязанности публично-правовых образований (их органов и структурных подразделений) обусловлены публично-правовым статусом органа государственной власти или муниципального органа с соответствующими полномочиями, определенными законом.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее также Федерального закона №69-ФЗ) система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 5 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее также Федерального закона №123-ФЗ) установлено, что каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Согласно статьи 6 Федерального закона №123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных настоящим Федеральным законом, а также одного из следующих условий:

1) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности, указанных в пункте 1 части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона;

2) пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;

3) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в специальных технических условиях, отражающих специфику обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, согласованных в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности;

4) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в стандарте организации, который согласован в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности;

5) результаты исследований, расчетов и (или) испытаний подтверждают обеспечение пожарной безопасности объекта защиты в соответствии с частью 7 настоящей статьи.

В соответствии со статьей 37 Федерального закона №69-ФЗ руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции (статья 38 Федерального закона №69-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года №1479 утверждены правила противопожарного режима в Российской Федерации.

Согласно пункта 1 Правил устанавливают требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.

В соответствии с частью 1 статьи 84 Федерального закона №123-ФЗ оповещение людей о пожаре, управление эвакуацией людей и обеспечение их безопасной эвакуации при пожаре в зданиях и сооружениях должны осуществляться одним из следующих способов или комбинацией следующих способов:

1) подача световых, звуковых и (или) речевых сигналов во все помещения с постоянным или временным пребыванием людей;

2) трансляция специально разработанных текстов о необходимости эвакуации, путях эвакуации, направлении движения и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники при пожаре;

3) размещение и обеспечение освещения знаков пожарной безопасности на путях эвакуации в течение нормативного времени;

4) включение эвакуационного (аварийного) освещения;

5) дистанционное открывание запоров дверей эвакуационных выходов;

6) обеспечение связью пожарного поста (диспетчерской) с зонами оповещения людей о пожаре;

7) иные способы, обеспечивающие эвакуацию.

Приказом МЧС России от 19 марта 2020 года №194 утвержден Свод правил СП 1.13130 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы».

Согласно пункту 4.3.12 СП 1.13130.2020 в зданиях и сооружениях на путях эвакуации следует предусматривать аварийное освещение в соответствии с требованиями СП 52.13330.

В части 8 статьи 84 Федерального закона №123-ФЗ закреплено, что технические средства, используемые для оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей из здания, сооружения при пожаре, должны быть разработаны с учетом состояния здоровья и возраста эвакуируемых людей.

Здания организаций социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме, медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, с учетом индивидуальных способностей людей к восприятию сигналов оповещения должны быть дополнительно оборудованы (оснащены) системами (средствами) оповещения о пожаре, в том числе с использованием персональных устройств со световым, звуковым и с вибрационным сигналами оповещения. Такие системы (средства) оповещения должны обеспечивать информирование соответствующих работников организации о передаче сигнала оповещения и подтверждение его получения каждым оповещаемым (часть 12 статьи 84 Федерального закона №123-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 82 Федерального закона №123-ФЗ электроустановки зданий и сооружений должны соответствовать классу пожаровзрывоопасной зоны, в которой они установлены, а также категории и группе горючей смеси. Для обеспечения бесперебойного энергоснабжения систем противопожарной защиты, установленных в зданиях класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 с круглосуточным пребыванием людей, должны предусматриваться автономные резервные источники электроснабжения.

Согласно абзацу 4 статьи 71 Правил система противопожарной защиты в случае пожара должна обеспечивать автоматическую разблокировку и (или) открывание шлагбаумов, ворот, ограждений и иных технических средств, установленных на проездах и подъездах, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники. Допускается ручное открывание при организации круглосуточного дежурства персонала непосредственно у места установки шлагбаума, ворот, ограждения и иных технических средств на проездах или дистанционно при устройстве видео- и (или) аудиосвязи с местом их установки.

Проведенной прокуратурой Моргаушского района Чувашской Республики проверкой соблюдения законодательства в сфере охраны жизни и здоровья граждан престарелого возраста и инвалидов, проживающих в социальном учреждении, а также иных лиц, осуществляющих трудовую деятельность, на объекте БУ ЧР «Юськасинский дом-интернат для престарелых и инвалидов», установлено, что на путях эвакуации не предусмотрено аварийное освещение; текст системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре третьего типа содержит слова, способные вызвать панику; здание не оборудовано (не оснащено) системами (средствами) оповещения о пожаре с использованием персональных устройств со световым, звуковым и с вибрационным сигналами оповещения, с учетом индивидуальных способностей людей к восприятию сигналов оповещения, которые обеспечивают информирование соответствующих работников организации о передаче сигнала оповещения и подтверждение его получения каждым оповещаемым; электроустановки систем противопожарной защиты здания класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 с круглосуточным пребыванием людей не обеспечены третьим независимым взаимно резервирующим источником питания; на дверях, ведущих на лестничную клетку, отсутствуют приспособления для самозакрывания и уплотнения в притворах; система противопожарной защиты в случае пожара не обеспечивает автоматическую разблокировку и открывание ворот, установленных на проездах и подъездах, для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники. При этом в качестве альтернативного варианта не предусмотрено круглосуточное дежурство персонала непосредственно у места установки ворот на проездах, либо для обеспечения дистанционного открывания не устроена видео- и аудисвязь.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес директора БУ ЧР «Юськасинский дом-интернат для престарелых и инвалидов» прокурором района было внесено представление об устранении выявленных нарушений обязательных требований пожарной безопасности.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией БУ «Юськасинский дом-интернат для престарелых и инвалидов» Минтруда Чувашии в Министерство труда и социальной защиты Чувашской Республики направлено письмо с просьбой рассмотрения вопроса о выделении денежных средств в размере 500 000 рублей на закупку резервного источника снабжения электрической энергии.

Из пояснений сторон судом установлено, что выявленные в ходе проверки нарушения требований противопожарной безопасности до настоящего времени не устранены.

При изложенных обстоятельствах исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

На основании части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено - в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Обязать Бюджетное учреждение Чувашской Республики «Юськасинский дом-интернат для престарелых и инвалидов» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения обязательных требований противопожарной безопасности в здании Бюджетного учреждения Чувашской Республики «Юськасинский дом-интернат для престарелых и инвалидов» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики, расположенного по адресу: Чувашская Республика, Моргаушский муниципальный округ, <адрес>, а именно:

обеспечить на путях эвакуации аварийное освещение, включающееся при отключении основного рабочего освещения;

обеспечить системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре текстом, не содержащим слов, способных вызвать панику у находящихся на лечении пациентов;

обеспечить здание с постоянным пребыванием людей с ограниченными возможностями по слуху и зрению световыми мигающими оповещателями или специализированными оповещателями, в том числе системой специализированного оповещения, обеспечивающего выдачу звуковых сигналов определенной частоты и световых импульсных сигналов повышенной яркости, а также других технических средств индивидуального оповещения людей;

обеспечить электроустановки систем противопожарной защиты класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 автономным резервным источником электроснабжения;

обеспечить систему противопожарной защиты устройством автоматической разблокировки и (или) открывания ворот в случае пожара, а также нахождения их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники, либо организовать круглосуточное дежурство персонала непосредственно у места установки ворот при их ручном открывании или обеспечить их дистанционное открывание дежурным персоналом при устройстве видео- и (или) аудиосвязи с местом их установки.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Моргаушский районный суд Чувашской Республики - Чувашии в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 29 августа 2023 года.

Судья А.Н. Турхан

2-512/2023 ~ М-367/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Моргаушского района
Ответчики
БУ ЧР "Юськасинский дом-интернат для престарелых и инвалидов" Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики
Другие
Министерство труда и социальной защиты Чувашской республики
Главное управлени МЧС России по Чувашской Республике в лице Отделения Надзорной деятельности и профилактической работы по Моргаушскому району
Суд
Моргаушский районный суд Чувашской Республики
Судья
Турхан А.Н.
Дело на сайте суда
morgaushsky--chv.sudrf.ru
25.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.07.2023Передача материалов судье
31.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.08.2023Судебное заседание
29.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее