Дело №2-512/2023 УИД 21RS0012-01-2023-000536-61
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
24 августа 2023 года село Моргауши
Моргаушский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Турхан А.Н.,
при секретаре судебного заседания Ивановой С.Ю.,
с участием помощника прокурора Моргаушского района Чувашской Республики Сормулатовой Д.Ю.,
представителя ответчика БУ «Юськасинский дом-интернат для престарелых и инвалидов» Шивиревой В.Н.,
представителя третьего лица начальника отделения – главного государственного инспектора Моргаушского района по пожарному надзору Сорокина А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Моргаушского района Чувашской Республики, поданному в интересах неопределенного круга лиц, к Бюджетному учреждению Чувашской Республики «Юськасинский дом-интернат для престарелых и инвалидов» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики об обязании устранить нарушения требований противопожарной безопасности,
установил:
Прокурор Моргаушского района Чувашской Республики обратился в суд с заявлением в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к Бюджетному учреждению Чувашской Республики «Юськасинский дом-интернат для престарелых и инвалидов» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики об обязании устранить нарушения обязательных требований противопожарной безопасности в здании, расположенном по адресу: <адрес>, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, а именно:
- обеспечить на путях эвакуации здания аварийное освещение, включающееся при отключении основного рабочего освещения в соответствии с п.4.3.12 СП 1.13130.2020;
- обеспечить системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в здании, не содержащим слов, способных вызвать панику у находящихся на лечении пациентов в соответствии с пунктом 3 табл.2 раздела 7 СП 3.13130.2009;
- обеспечить здание с постоянным пребыванием людей с ограниченными возможностями по слуху и зрению световыми мигающими оповещателями или специализироваными оповещателями, в том числе системой специализированного оповещения, обеспечивающего выдачу звуковых сигналов определенной частоты и световых импульсных сигналов повышенной яркости, а также других технических средств индивидуального оповещения людей в соответствии с ч.12 ст.84 ФЗ №123 и пунктом 3 раздела 6 СП 4.13130.2013;
- обеспечить электроустановки систем противопожарной защиты здания класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 с круглосуточным пребыванием людей автономным резервным источником электроснабжения в соответствии с ч.1 ст.82 ФЗ №123;
- обеспечить систему противопожарной защиты здания устройством автоматической разблокировки и (или) открывания ворот в случае пожара, а также нахождения их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники, либо организовать круглосуточное дежурство персонала непосредственно у места установки ворот при их ручном открывании или обеспечить их дистанционное открывание дежурным персоналом при устройстве видео- и (или) аудиосвязи с местом их установки в соответствии с абз.4 пункта 71 ППР в РФ.
В обоснование иска указано, что прокуратурой Моргаушского района Чувашской Республики проведен осмотр зданий (помещений) БУ ЧР «Юськасинский дом-интернат для престарелых и инвалидов» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики, в ходе которого выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности.
В ходе проверки в нарушение Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года №1479, установлено, что в БУ ЧР «Юськасинский дом-интернат для престарелых и инвалидов» на путях эвакуации не предусмотрено аварийное освещение; текст системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре третьего типа содержит слова, способные вызвать панику; здание не оборудовано (не оснащено) системами (средствами) оповещения о пожаре с использованием персональных устройств со световым, звуковым и с вибрационным сигналами оповещения, с учетом индивидуальных способностей людей к восприятию сигналов оповещения, которые обеспечивают информирование соответствующих работников организации о передаче сигнала оповещения и подтверждение его получения каждым оповещаемым; электроустановки систем противопожарной защиты здания класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 с круглосуточным пребыванием людей не обеспечены автономным резервным источником электроснабжения; система противопожарной защиты в случае пожара не обеспечивает автоматическую разблокировку и открывание ворот, установленных на проездах и подъездах, для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники. При этом в качестве альтернативного варианта не предусмотрено круглосуточное дежурство персонала непосредственно у места установки ворот на проездах, либо для обеспечения дистанционного открывания не устроена видео- и аудиосвязь. По мнению прокуратуры, данные нарушения создают угрозу жизни и здоровью граждан престарелого возраста и инвалидов, проживающих в социальном учреждении, круг которых индивидуально не определен, а также иных лиц, осуществляющих трудовую деятельность в указанном учреждении.
Помощник прокурора Моргаушского района Чувашской Республики Сормулатова Д.Ю. в судебном заседании поддержала исковые требования прокурора в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика – директор МБОУ «Ильинская СОШ» Моргаушского района Чувашской Республики Шивирева В.Н. в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме.
Представитель третьего лица - начальник отделения – главного государственного инспектора Моргаушского района по пожарному надзору Сорокин А.Ю. не возражал против удовлетворения исковых требований прокурора.
Представитель третьего лица Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, об уважительности причины неявки суд не известил.
Выслушав пояснения лица, участвующего в деле, исследовав представленные по делу письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В силу части 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Обязанности публично-правовых образований (их органов и структурных подразделений) обусловлены публично-правовым статусом органа государственной власти или муниципального органа с соответствующими полномочиями, определенными законом.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее также Федерального закона №69-ФЗ) система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 5 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее также Федерального закона №123-ФЗ) установлено, что каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Согласно статьи 6 Федерального закона №123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных настоящим Федеральным законом, а также одного из следующих условий:
1) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности, указанных в пункте 1 части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона;
2) пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
3) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в специальных технических условиях, отражающих специфику обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, согласованных в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности;
4) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в стандарте организации, который согласован в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности;
5) результаты исследований, расчетов и (или) испытаний подтверждают обеспечение пожарной безопасности объекта защиты в соответствии с частью 7 настоящей статьи.
В соответствии со статьей 37 Федерального закона №69-ФЗ руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции (статья 38 Федерального закона №69-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года №1479 утверждены правила противопожарного режима в Российской Федерации.
Согласно пункта 1 Правил устанавливают требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.
В соответствии с частью 1 статьи 84 Федерального закона №123-ФЗ оповещение людей о пожаре, управление эвакуацией людей и обеспечение их безопасной эвакуации при пожаре в зданиях и сооружениях должны осуществляться одним из следующих способов или комбинацией следующих способов:
1) подача световых, звуковых и (или) речевых сигналов во все помещения с постоянным или временным пребыванием людей;
2) трансляция специально разработанных текстов о необходимости эвакуации, путях эвакуации, направлении движения и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники при пожаре;
3) размещение и обеспечение освещения знаков пожарной безопасности на путях эвакуации в течение нормативного времени;
4) включение эвакуационного (аварийного) освещения;
5) дистанционное открывание запоров дверей эвакуационных выходов;
6) обеспечение связью пожарного поста (диспетчерской) с зонами оповещения людей о пожаре;
7) иные способы, обеспечивающие эвакуацию.
Приказом МЧС России от 19 марта 2020 года №194 утвержден Свод правил СП 1.13130 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы».
Согласно пункту 4.3.12 СП 1.13130.2020 в зданиях и сооружениях на путях эвакуации следует предусматривать аварийное освещение в соответствии с требованиями СП 52.13330.
В части 8 статьи 84 Федерального закона №123-ФЗ закреплено, что технические средства, используемые для оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей из здания, сооружения при пожаре, должны быть разработаны с учетом состояния здоровья и возраста эвакуируемых людей.
Здания организаций социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме, медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, с учетом индивидуальных способностей людей к восприятию сигналов оповещения должны быть дополнительно оборудованы (оснащены) системами (средствами) оповещения о пожаре, в том числе с использованием персональных устройств со световым, звуковым и с вибрационным сигналами оповещения. Такие системы (средства) оповещения должны обеспечивать информирование соответствующих работников организации о передаче сигнала оповещения и подтверждение его получения каждым оповещаемым (часть 12 статьи 84 Федерального закона №123-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 82 Федерального закона №123-ФЗ электроустановки зданий и сооружений должны соответствовать классу пожаровзрывоопасной зоны, в которой они установлены, а также категории и группе горючей смеси. Для обеспечения бесперебойного энергоснабжения систем противопожарной защиты, установленных в зданиях класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 с круглосуточным пребыванием людей, должны предусматриваться автономные резервные источники электроснабжения.
Согласно абзацу 4 статьи 71 Правил система противопожарной защиты в случае пожара должна обеспечивать автоматическую разблокировку и (или) открывание шлагбаумов, ворот, ограждений и иных технических средств, установленных на проездах и подъездах, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники. Допускается ручное открывание при организации круглосуточного дежурства персонала непосредственно у места установки шлагбаума, ворот, ограждения и иных технических средств на проездах или дистанционно при устройстве видео- и (или) аудиосвязи с местом их установки.
Проведенной прокуратурой Моргаушского района Чувашской Республики проверкой соблюдения законодательства в сфере охраны жизни и здоровья граждан престарелого возраста и инвалидов, проживающих в социальном учреждении, а также иных лиц, осуществляющих трудовую деятельность, на объекте БУ ЧР «Юськасинский дом-интернат для престарелых и инвалидов», установлено, что на путях эвакуации не предусмотрено аварийное освещение; текст системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре третьего типа содержит слова, способные вызвать панику; здание не оборудовано (не оснащено) системами (средствами) оповещения о пожаре с использованием персональных устройств со световым, звуковым и с вибрационным сигналами оповещения, с учетом индивидуальных способностей людей к восприятию сигналов оповещения, которые обеспечивают информирование соответствующих работников организации о передаче сигнала оповещения и подтверждение его получения каждым оповещаемым; электроустановки систем противопожарной защиты здания класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 с круглосуточным пребыванием людей не обеспечены третьим независимым взаимно резервирующим источником питания; на дверях, ведущих на лестничную клетку, отсутствуют приспособления для самозакрывания и уплотнения в притворах; система противопожарной защиты в случае пожара не обеспечивает автоматическую разблокировку и открывание ворот, установленных на проездах и подъездах, для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники. При этом в качестве альтернативного варианта не предусмотрено круглосуточное дежурство персонала непосредственно у места установки ворот на проездах, либо для обеспечения дистанционного открывания не устроена видео- и аудисвязь.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес директора БУ ЧР «Юськасинский дом-интернат для престарелых и инвалидов» прокурором района было внесено представление об устранении выявленных нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией БУ «Юськасинский дом-интернат для престарелых и инвалидов» Минтруда Чувашии в Министерство труда и социальной защиты Чувашской Республики направлено письмо с просьбой рассмотрения вопроса о выделении денежных средств в размере 500 000 рублей на закупку резервного источника снабжения электрической энергии.
Из пояснений сторон судом установлено, что выявленные в ходе проверки нарушения требований противопожарной безопасности до настоящего времени не устранены.
При изложенных обстоятельствах исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
На основании части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено - в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Обязать Бюджетное учреждение Чувашской Республики «Юськасинский дом-интернат для престарелых и инвалидов» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения обязательных требований противопожарной безопасности в здании Бюджетного учреждения Чувашской Республики «Юськасинский дом-интернат для престарелых и инвалидов» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики, расположенного по адресу: Чувашская Республика, Моргаушский муниципальный округ, <адрес>, а именно:
обеспечить на путях эвакуации аварийное освещение, включающееся при отключении основного рабочего освещения;
обеспечить системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре текстом, не содержащим слов, способных вызвать панику у находящихся на лечении пациентов;
обеспечить здание с постоянным пребыванием людей с ограниченными возможностями по слуху и зрению световыми мигающими оповещателями или специализированными оповещателями, в том числе системой специализированного оповещения, обеспечивающего выдачу звуковых сигналов определенной частоты и световых импульсных сигналов повышенной яркости, а также других технических средств индивидуального оповещения людей;
обеспечить электроустановки систем противопожарной защиты класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 автономным резервным источником электроснабжения;
обеспечить систему противопожарной защиты устройством автоматической разблокировки и (или) открывания ворот в случае пожара, а также нахождения их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники, либо организовать круглосуточное дежурство персонала непосредственно у места установки ворот при их ручном открывании или обеспечить их дистанционное открывание дежурным персоналом при устройстве видео- и (или) аудиосвязи с местом их установки.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Моргаушский районный суд Чувашской Республики - Чувашии в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 29 августа 2023 года.
Судья А.Н. Турхан