УИД № 70RS0003-01-2024-002677-84
№ 2-1707/2024
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 мая 2024 года Октябрьский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Ковалёнок А.В.,
при секретаре Матвеевой П.С.,
помощник судьи Мельниченко А.Е.,
с участием старшего помощника
прокурора Октябрьского района г. Томска Черновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г.Томска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска, муниципальному автономному учреждению «Дом культуры «Маяк» о возложении обязанности выделить финансирование для осуществления мероприятий по обеспечению охраны объекта, обеспечить охрану объектов,
установил:
прокурор Октябрьского района г. Томска, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Октябрьский районный суд г. Томска с иском к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска, муниципальному автономному учреждению «Дом культуры «Маяк» (далее по тексту – МАУ «Дом культуры «Маяк»), в котором просит обязать муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации Города Томска не позднее пяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выделить МАУ «Дом культуры «Маяк» финансирование для осуществления мероприятий по обеспечению охраны объекта, расположенного по адресу: ..., сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными или сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; обязать МАУ «Дом культуры «Маяк» не позднее трех месяцев с момента доведения администрацией Города Томска финансирования для осуществления мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности обеспечить охрану объектов, расположенных по адресу: ..., сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными или сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Октябрьского района г.Томска проведена проверка соблюдения требований антитеррористической защищенности образовательного учреждения – МАУ «Дом культуры «Маяк», расположенного по адресу: .... Проверкой установлено, что указанному объекту согласно акту обследования и категорирования объекта присвоена 2 категория опасности. Вместе с тем, в здании отсутствует охрана сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными или сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны. В целях исполнения п. 26 Требований учреждением должен быть заключен соответствующий договор и обеспечено физическое нахождение охранников в данном учреждении. Выявленные нарушения не отвечают целям обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья обучающихся и сотрудников образовательной организации, могут повлечь серьезные последствия и человеческие жертвы, стать причиной несвоевременного предотвращения террористического акта, а также возникновения чрезвычайной ситуации, ставят под угрозу жизнь и здоровье лиц, в части их безопасного пребывания в нем, что, в свою очередь, влечет нарушение законодательства о противодействии терроризму.
Старший помощник прокурора Октябрьского района г. Томска Чернова А.В. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представители ответчиков муниципального образования «Город Томск» в лице администрации Города Томска, МАУ «Дом культуры «Маяк», третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, управление культуры администрации Города Томска, будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об уважительных причинах неявки в суд не сообщили.
Суд на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ) считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав старшего помощника прокурора Октябрьского района г. Томска, изучив письменные материалы дела, суд находит исковое заявление прокурора Октябрьского района г.Томска, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 2 Конституции Российской Федерации провозглашено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее по тексту – Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-Ф3) устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.
Пунктом 7 ч. 1 ст. 2 указанного Федерального закона установлено, что одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
Положениями ч. 3.1 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 закреплено, что физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законномосновании. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Пунктом 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, установлено, что основными задачами противодействия терроризму являются обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» определено, что под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
Пунктом 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-Ф3) определено, что участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального округа отнесено к вопросам местного значения муниципального округа.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений (п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).
Участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального округа отнесено к вопросам местного значения муниципального округа (ч. 1 ст. 37 Федерального законаот 06.10.2003 № 131-Ф3).
Как следует из п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
На основании ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
К вопросам местного значения городского поселения относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения (п. 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).
Согласно ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Для целей антитеррористической защищенности постановлением Правительства РФ от 11.02.2017 № 176 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее по тексту – Требования).
Пунктом 3 Требований установлено, что ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций) в сфере культуры, являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников объектов (территорий).
В п. 26 Требований закреплено, что дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктами 21 - 25(2) настоящих Требований, охрана объектов (территорий) второй категории опасности обеспечивается сотрудниками (работниками) частных охранных организаций (подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации), в том числе посредством реагирования на сообщения, поступающие с технических средств охраны, установленных на таких объектах (территориях).
Пунктом 36 Требований предусмотрено, что контроль на ведомственном уровне осуществляется должностными лицами, уполномоченными руководителями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, в ведении которых находятся объекты (территории).
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что прокуратурой Октябрьского района г. Томска проведена выездная проверка соблюдения законодательства в сфере антитеррористической защищенности МАУ «Дом культуры «Маяк», расположенного по адресу: ....
В ходе проверке было установлено, что МАУ «Дом культуры «Маяк» согласно акту обследования и категорирования объекта присвоена 2 категория опасности.
Вместе с тем, в нарушение подп. «д» п. 24 Требований в здании МАУ «Дом культуры «Маяк» отсутствует охрана сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
По результатам проведенной проверки прокуратурой Октябрьского района г. Томска было вынесено и направлено в адрес МАУ «Дом культуры «Маяк» представление №44/2024/ПрДП 157-24 от 22.02.2024 об устранении нарушений законодательства антитеррористической защищенности и пожарной безопасности.
Из материалов дела следует, что МАУ «Дом культура «Маяк» для подготовки проекта бюджета муниципального образования «Город Томск» на очередной финансовый год и плановый период направил в управление культуры администрации Города Томска информацию о дополнительных потребностях МАУ «Дом культура «Маяк» на 2024 год с приложением финансовых документов, обосновывающих необходимость данных потребностей.
Согласно ответу №337/0604 от 20.03.2024 управления культуры администрации Города Томска в 2023 году Управлением культуры администрации Города Томска в соответствии с распоряжением Администрации Города Томска от 27.06.2012 № р 573 «Об утверждении графика разработки прогноза социально-экономического развития и проекта бюджета муниципального образования «Город Томск» на очередной финансовый год и плановый период» была рассчитана и направлена в департамент финансов администрации Города Томска дополнительная потребность МАУ «ДК «Маяк» в бюджетных ассигнованиях в размере 1,8 млн. руб. на обеспечение охраны объекта сотрудниками частных охранных организаций на 2024 год и плановый период 2025-2026 годов. Однако при утверждении бюджета отрасли культуры средства на вышеуказанные цели на 2024 год не выделены. При проекте бюджета муниципального образования «Город Томск» на 2025 год и плановый период 2026-2027 годов управление культуры администрации Города Томска повторно будет обращаться в департамент финансов администрации Города Томска с просьбой выделить бюджетные ассигнования на обеспечение охраны объекта сотрудниками частных охранных организаций.
Обращаясь с настоящим иском в суд, прокурор ссылается на то, что выявленные нарушения не отвечают целям обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья граждан, могут повлечь серьезные последствия и человеческие жертвы, стать причиной несвоевременного предотвращения террористического акта, а также возникновения чрезвычайной ситуации, ставит под угрозу жизнь и здоровье лиц, посещающих учреждение, в части их безопасного пребывания в нем, что влечет нарушение законодательства о противодействии терроризму. Необходимость осуществления указанного требования обусловлена особым статусом учреждения и необходимостью обеспечить их большей антитеррористической защищенности.
Пунктом 20 Требований предусмотрено, что антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных: на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения; на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий), в том числе служебной информации ограниченного распространения по антитеррористической защищенности объектов (территорий); на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.
Применительно к местам массового посещения людей указанные цели не могут быть достигнуты без физического присутствия сотрудников охранных организаций на территории данных учреждений, в связи с чем положения п. 26 Постановления Правительства Российской Федерации от 11.02.2017 № 176 признают такое присутствие обязательным.
Из системного толкования вышеприведенных положений закона следует, что орган местного самоуправления обязан финансировать профилактические мероприятия в области противодействия терроризму.
Статьей 5.2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.
Подпунктом 1.7.1 ст. 8 Устава Города Томска предусмотрено, что к вопросам местного значения Города Томска как городского округа относятся участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа.
Подпункт 1.15.1 статьи 40 Устава Города Томска закрепляет, что администрация Города Томска обеспечивает выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления, а также реализацию мероприятий, предусмотренных «Комплексным планом противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации», и выполнение иных мероприятий по профилактике терроризма, предусмотренных федеральными актами в сфере противодействия терроризму.
При этом отсутствие в бюджете денежных средств, необходимых для выполнения соответствующих мероприятий по антитеррористической защищенности, основанием для освобождения ответчиков от исполнения возложенных на них обязанностей не является, поскольку действующее законодательство не ставит в зависимость выполнение требований по обеспечению антитеррористической безопасности с финансовыми возможностями ответчиков.
Исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования прокурора Октябрьского района г. Томска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска, «Дом культуры «Маяк» являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно положениям ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, которые могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности, обеспечивая при этом соблюдение баланса прав и обязанностей сторон.
Принимая во внимание обстоятельства дела, значимость разрешенного судом вопроса, касающегося обеспечения безопасности жизни и здоровья, пребывающих в образовательном учреждении людей, суд считает правильным удовлетворить требования прокурора Октябрьского района г. Томска, в отношении требований заявленных к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска – не позднее пяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, а также относительно требований, заявленных к «Дом культуры «Маяк» – не позднее трех месяцев с момента доведения администрацией Города Томска финансирования.
Суд оценивает указанные сроки как разумные для исполнения решения суда, с учетом, что иной срок стороной ответчика не предложен, доказательств в опровержение данных доводов по правилам ст. 56 ГПК РФ не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Октябрьского района г.Томска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска, муниципальному автономному учреждению «Дом культуры «Маяк» о возложении обязанности выделить финансирование для осуществления мероприятий по обеспечению охраны объекта, обеспечить охрану объектов удовлетворить.
Обязать муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации Города Томска (ИНН 7017004461, ОГРН 1037000087706) не позднее пяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выделить муниципальному автономному учреждению «Дом культуры «Маяк» (ИНН 7021001417, ОГРН 1027000887165) финансирование для осуществления мероприятий по обеспечению охраны объекта, расположенного по адресу: ..., сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными или сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Обязать муниципальное автономное учреждение «Дом культуры «Маяк» (ИНН 7021001417, ОГРН 1027000887165) не позднее трех месяцев с момента доведения администрацией Города Томска финансирования для осуществления мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности обеспечить охрану объектов, расположенных по адресу: ..., сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными или сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г.Томска.
Мотивированное решение составлено 20.05.2024.
Председательствующий А.В. Ковалёнок
Подлинный документ подшит в деле № 2-1707/2024в Октябрьском районном суде г.Томска.
УИД № 70RS0003-01-2024-002677-84