Дело № 2-5365/2021
УИД: 21RS0023-01-2021-008424-32
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 декабря 2021 года г. Чебоксары
Ленинский районный суд г. Чебоксары в составе: председательствующего судьи Ермолаевой Т.П., при секретаре судебного заседания Котеевой Н.Н., с участием истца Суворова М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Суворова Максима Сергеевича к администрации Ленинского района г. Чебоксары, МБУ «Управление жилищным фондом города Чебоксары» о внесении изменений в договор социального найма,
установил:
Суворов М.С. обратился в суд с иском к администрации Ленинского района г. Чебоксары, МБУ «Управление жилищным фондом города Чебоксары» о возложении обязанности внести изменения в договор социального найма на квартиру № ----- дома № ----- по адрес ввиду допущенной в ордере от дата ошибки в части включения в него записи о ФИО7 Заявленные требования истец мотивирует тем, что данное жилое помещение было предоставлено его деду - ФИО5 на состав семьи из пяти человек: на него, жену – ФИО4, и троих их сыновей – ФИО12, дата года рождения; ФИО13 – дата года рождения и ФИО14 - дата года рождения. Все указанные лица были зарегистрированы в данной квартире. Однако ордер содержит ошибочную информацию о составе семьи: состав семьи указан из четырех человек: квартиросъемщик - ФИО5, жена – ФИО4, и два сына – ФИО6 и ФИО7 Истец также указывает, что он был вселен в данное жилое помещение и проживал в нем на правах члена семьи нанимателя, а после смерти ФИО5, ФИО4, ФИО8, ФИО6 ФИО9, ФИО10, проживавших в данной квартире, дата договор социального найма был заключен с ним. В указанный договор был включен и ФИО7, как лицо, значащееся в ордере. При этом, полагает истец, запись в ордере о ФИО7 сделана ошибочно.
В судебном заседании истец заявленный иск поддержал.
Представители ответчиков в судебное заседание не явились, о месте и времени разрешения данного спора извещены надлежащим образом.
Суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам.
Выслушав пояснения истца, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Защита жилищных прав осуществляется как перечисленными в статье 11 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) способами, так и иными предусмотренными законом способами. При этом выбор способа защиты нарушенного права является исключительным правом истца (ст. 3 ГПК РФ).
Основания возникновения жилищных прав и обязанностей установлены в ст. 10 ЖК РФ, согласно которой жилищные права возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
Акты государственных органов и органов местного самоуправления служат одним из оснований возникновения жилищных прав и обязанностей, но в случаях, если это предусмотрено жилищным законодательством (п. 2 ч. 1 ст. 10 ЖК РФ).
Согласно статье 28 (части 1 и 2) ЖК РСФСР, действующего на момент возникновения спорных правоотношений, граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имели право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.
В соответствии со статьей 47 ЖК РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдавал гражданину ордер, который являлся единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.
Пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда, согласно статье 50 ЖК РСФСР, осуществлялось в соответствии с договором найма жилого помещения и правилами пользования жилыми помещениями.
Договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключался в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем - жилищно-эксплуатационной организацией (а при ее отсутствии - соответствующим предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем - гражданином, на имя которого выдан ордер (статья 51 Жилищного кодекса РСФСР).
Постановлением Совмина РСФСР от 31.07.1984 № 335 были утверждены Примерные правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, в которых также предусматривалось, что ордер выдается на основании решения о предоставлении жилого помещения по договору найма в доме государственного, муниципального или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. Бланки ордеров хранятся в исполнительном комитете местного Совета народных депутатов как документы строгой отчетности.
Выдача ордеров на заселение жилых помещений производится в точном соответствии с решением о предоставлении жилого помещения отделом по учету и распределению жилой площади или специально назначенными должностными лицами.
Ордер выдается непосредственно гражданину, которому предоставляется жилое помещение или, в исключительных случаях, другому лицу по доверенности, удостоверенной в установленном порядке.
При получении ордера должны быть предъявлены паспорта (свидетельства о рождении) или другие заменяющие их документы на всех членов семьи, подлежащих включению в ордер, а также письменное согласие всех совершеннолетних членов семьи на переселение в предоставленное жилое помещение.
Выдача ордера на жилое помещение может быть приостановлена исполнительным комитетом местного Совета народных депутатов в случаях:
- когда фактический состав семьи не соответствует указанному в решении о предоставлении жилого помещения;
- выявления других обстоятельств, которые могли повлиять на решение вопроса о предоставлении жилого помещения.При вселении в предоставленное жилое помещение ордер должен быть сдан в жилищно-эксплуатационную организацию, где он хранится как документ строгой отчетности (п.47 -51).
В силу приведенных правовых актов, ордер, как административно - правовой акт, являлся одним из составляющих элементов сложного юридического состава, влекущего возникновение жилищного правоотношения, и рассматривался прежним законодателем в качестве правового основания для вселения и последующего заключения договора социального найма жилого помещения, а первичным элементом в возникновении указанных правоотношений являлось решение о предоставление жилого помещения.
При этом, вопреки утверждениям истца, законодатель не предусматривал возможность внесения органом местного самоуправления каких-либо изменений в ранее выданный ордер. Напротив, бланки ордеров признавались документами строгой отчетности, вследствие чего внесение в них каких-либо изменений и исправлений не допускалось. В случаях нарушения порядка предоставления жилого помещения ЖК РСФСР действовало правило, закрепленное в ст. 48 ЖК РСФСР, согласно которой ордер на жилое помещение может быть признан недействительным в судебном порядке в случае представления гражданами не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, нарушения прав других граждан или организаций на указанное в ордере жилое помещение, неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о предоставлении жилого помещения, а также в иных случаях нарушения порядка и условий предоставления жилых помещений. При этом, по смыслу приведенной правовой нормы, значения не имело, кто допустил неправомерные действия, связанные с нарушением установленного порядка и условий предоставления жилья – органы, организации, должностные лица или граждане.
Из материалов дела следует, что квартира № ----- дома № ----- по адрес была предоставлена ФИО5 на основании ордера от дата на состав семьи из четырех человек: он сам, его жена – ФИО4, и на сыновей - ФИО6 и ФИО7
Судом также установлено, что из лиц, включенных в ордер, умерли: ФИО5, ФИО4, ФИО6
В соответствии с положениями статьи 69 ЖК РФ члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности (ч. 2). Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения (ч. 3).
Ввиду смерти прежнего нанимателя дата договор социального найма был заключен с истцом. В пункте 3 названного договора в качестве члена семьи нанимателя указан ФИО7, как лицо, значащееся в ордере.
Основания изменения договора социального найма, перечень которых является исчерпывающим, предусмотрены в статье 82 ЖК РФ, согласно которой граждане, проживающие в одной квартире, пользующиеся в ней жилыми помещениями на основании отдельных договоров социального найма и объединившиеся в одну семью, вправе требовать заключения с кем-либо из них одного договора социального найма всех занимаемых ими жилых помещений (ч.1).
Дееспособный член семьи нанимателя с согласия остальных членов своей семьи и наймодателя вправе требовать признания себя нанимателем по ранее заключенному договору социального найма вместо первоначального нанимателя. Такое же право принадлежит в случае смерти нанимателя любому дееспособному члену семьи умершего нанимателя (ч.2).
Таким образом, действующим жилищным законодательством не предусмотрено исключение лица из договора социального найма. В определенных законом случаях возможно прекращение или расторжение договора социального найма в отношении этого лица. В частности, в силу ч. 3 ст. 83 ЖК РФ договор социального найма считается расторгнутым в случае выезда нанимателя и (или) членов его семьи на другое место жительства со дня выезда, если иное не предусмотрено федеральным законом. Однако такого требования суду не заявлено. При этом нормы ГПК РФ не предоставляют суду полномочий по своему усмотрению изменять предмет иска и тем самым обеспечивать использование надлежащего способа защиты. При вынесении решения в исковом производстве суд действует в пределах заявленных требований (ч. 3 ст. 196 ГПК РФ), т.е. рассматривает их по существу исходя из выбранного истцом способа защиты нарушенного права. В случае выбора ненадлежащего способа защиты нарушенного или оспариваемого права основным последствием, которое наступает в соответствии с действующим законодательством, является отказ в удовлетворении исковых требований и вынесение соответствующего решения судом. Кроме того, избрание ненадлежащего способа защиты права является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований (Определение Верховного Суда РФ от 22.10.2020 N 308-ЭС20-16542 по делу N А32-27793/2019).
Поскольку истцом избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права, указанное служит основанием для отказа в удовлетворении заявленного иска в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
В удовлетворении исковых требований Суворова Максима Сергеевича о возложении на администрацию Ленинского района г.Чебоксары и МБУ «Управление жилищным фондом города Чебоксары» обязанности внести изменения в договор социального найма на квартиру № ----- дома № ----- по адрес ввиду несоответствия записи в ордере от дата о предоставлении жилого помещения на ФИО7, - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Ленинский районный суд г. Чебоксары.
Председательствующий судья Т.П. Ермолаева
Мотивированное решение составлено 15 декабря 2021 года.