УИД 91RS0№-82
Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 февраля 2024 года <адрес>
Сакский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи - Солодченко И.В.,
при секретаре - ФИО7,
с участием прокурора - ФИО8,
истца – ФИО1
представителя истца - ФИО9
представителя ответчика - ФИО10
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сакского межрайонного прокурора Республики Крым в интересах ФИО1 к администрации <адрес>, третье лицо Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора <адрес> о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение,
установил:
<данные изъяты> межрайонный прокурор <адрес> обратился в суд в интересах гражданки ФИО1 с исковым заявлением к администрации <адрес>, третье лицо Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора <адрес> о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение.
Исковые требования мотивированы тем, что в <данные изъяты> межрайонную прокуратуру <адрес> обратилась ФИО1 с заявлением по вопросу защиты жилищных прав. Решением <данные изъяты> горрайонного суда от ДД.ММ.ГГГГ мать несовершеннолетней ФИО11 лишена родительских прав. Отец ФИО11 внесен в свидетельство о рождении со слов матери. Согласно свидетельства о браке ФИО13 (добрачная фамилия) ФИО4 вступила в брак. После заключения брака супруге присвоена фамилия «ФИО1». Постановлением администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № установлен факт невозможности проживания ФИО1 в жилом помещении расположенном по адресу: <адрес>, так как в жилом помещении в котором зарегистрирована ФИО1 проживает лицо, лишенное родительских прав, а именно ФИО2 На основании постановления администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по городу Саки с ДД.ММ.ГГГГ. При этом, до настоящего времени жилым помещением ФИО1 не обеспечена, в связи с чем обратилась в прокуратуру с соответствующим заявлением. Основанием направления прокуратурой в суд настоящего искового заявления является выявление факта нарушения социального права лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилища, обращение лица указанной категории в прокуратуру с заявлением о представительстве интересов в суде в защиту жилищных прав.
По состоянию на сегодняшний день, в нарушение требований ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», администрацией городу Саки Республики Крым лицу из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, ФИО1 не предоставлено благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Таким образом, по мнению прокурора, администрацией <адрес> <адрес> в части не предоставления ФИО1 жилья нарушены гарантированные ему Конституцией и иным законодательством Российской Федерации жилищные права и свободы.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения прокурора в суд с исковым заявлением в интересах ФИО1
Помощник прокурора ФИО8 в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала, пояснив, что в ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что ФИО1 включена в список детей подлежащих обеспечению и нуждающихся в жилых помещениях с июня № года до настоящего времени, несмотря на тот факт, что ФИО1 достигла совершеннолетия, жилым помещением не обеспечена, что нарушает ее конституционные права на благоустроенное жилое помещение.
Истец ФИО1, и ее представитель ФИО12, действующая на основании устного ходатайства в судебном заседании подержала исковые требования, настаивала на их удовлетворении. Пояснив суду, что в настоящее время проживает с матерью, которая лишена родительских прав в ДД.ММ.ГГГГ году, мать регулярно предпринимает попытки выгнать ее из квартиры, жилья своего не имеется. Кроме того, на ее иждивении находится малолетний ребенок. Просит исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика администрации <адрес> <адрес> ФИО10, действующий на основании доверенности в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, пояснила суду, что ФИО1 стоит в очереди, в настоящее время свободного жилья не имеется, денежных средств на приобретение истцу жилья также не имеется, просил отказать в удовлетворении иска.
Суд, заслушав участников процесса, изучив материалы дела, считает необходимым исковые требования удовлетворить по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Судом установлено, что согласно паспорту гражданина Российской Федерации серии № №, выданному МВД по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Согласно свидетельству о рождении выданному повторно серии I-АЯ № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 (девичья фамилия ФИО13) родилась ДД.ММ.ГГГГ, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлена запись акта о рождении №, родителями указаны: мать – ФИО2, отец – ФИО3. Сведения об отце внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка.
Согласно справке МО МВД России «Сакский» ФИО1, зарегистрирована по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
Решением <данные изъяты> горрайонного суда Автономной <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу №, мать истца ФИО2 лишена родительских прав в отношении дочери – ФИО1 (девичья фамилия ФИО13) ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Постановлением администрации <адрес> <адрес> «О включении ФИО1 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа подлежащих обеспечению жилыми помещениями и достигли возраста 23 лет на получение жилья по городу <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по городу <адрес>
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
В силу статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со статьей 98.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения для детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 99 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Статьей 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в <адрес>» в <адрес> обеспечиваются гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся гражданами Российской Федерации и проживающих на территории <адрес>, на имущество и жилое помещение, предусмотренные Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», путем предоставления жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения, с последующим предоставлением данного жилого помещения по договору социального найма, а также путем сохранения права пользования жилым помещением и права собственности на жилое помещение, нанимателями или членами семьи нанимателя по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
В соответствии с частью 1 статьи 3 указанного Закона <адрес>, список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и настоящим Законом, формируется органом исполнительной власти <адрес>, уполномоченным в сфере опеки и попечительства (далее - уполномоченный орган), на основании списков лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сформированных в органах местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, городских и сельских поселений в соответствии с пунктом 1 статьи 9 настоящего Закона. Списки лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сформированные в органах местного самоуправления городских и сельских поселений, направляются в соответствующие органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
Согласно п. п. 1, 3, 9 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «"О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
К их числу относится, в частности, достижение возраста № лет, окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста № лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста № лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно статье 9 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в <адрес>», органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе: 1) по формированию Списка, установлению факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении; 2) по формированию специализированного жилищного фонда для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 3) по приобретению жилых помещений, предназначенных для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; 4) по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; 5) по осуществлению деятельности в части работ по ремонту жилых помещений, в которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.
Пунктом 2 постановления Совета Министров <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах по защите жилищных и имущественных прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что органы местного самоуправления муниципальных образований <адрес> обязаны принять меры к своевременному обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством <адрес>
ФИО1 на момент обращения исполнилось № года. Собственного жилья, сохраненного права пользования жильем ФИО1 не имеет.
Поскольку государство приняло на себя обязательство в отношении указанной категории лиц, и свои обязательства, установленные Федеральным законом, не исполнило, право на получение жилья не реализовано, установлено нарушение прав ФИО1 в связи с чем, суд приходит к выводу относительно удовлетворения заявленных исковых требований о возложении обязанности на администрацию <адрес> по восстановлению нарушенных прав ФИО1 по получению жилого помещения.
При этом суд критически относится к доводам представителя Администрации <адрес> <адрес> об отсутствии финансирования на цели предоставления жилого помещения за счет местного бюджета, поскольку предоставление специализированных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений. Положения перечисленных норм не содержат указания и на срок предоставления данной категории граждан специализированных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения, что предполагает возможность осуществления такого права незамедлительно после его возникновения.
Согласно статье 11 Закона Республики Крым «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2014, финансирование расходов, связанных с осуществлением органами местного самоуправления переданных полномочий, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам соответствующих муниципальных образований из бюджета Республики Крым.
Общий объем субвенций на осуществление полномочий, предусмотренных частями 1 - 4 статьи 8 настоящего Закона, определяется исходя из количества лиц, имеющих право на предоставление жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и настоящим Законом, нормы предоставления жилого помещения, установленной настоящим Законом, и стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Субвенции, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи, распределяются между всеми городскими округами, муниципальными районами пропорционально количеству лиц, которым должно быть предоставлено жилое помещение в очередном финансовом году в соответствующем муниципальном образовании, и количеству лиц, имеющих жилые помещения, за которыми сохранено право пользования, и утверждаются законом <адрес> <адрес> о бюджете <адрес> на очередной финансовый год и плановый период по каждому муниципальному образованию.
Советом министров <адрес> принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ №, которым утвержден Порядок расходования субвенции из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - Порядок).
Согласно пункту 4 данного Порядка, предоставление бюджетных средств бюджетам муниципальных образований в <адрес> осуществляется главным распорядителем бюджетных средств в пределах субвенции, предусмотренной на указанные цели, и утвержденных лимитов бюджетных обязательств на основании, в порядке и сроки, предусмотренные соглашениями, заключенными между Министерством образования, науки и молодежи <адрес> и органом местного самоуправления муниципального образования в <адрес> на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, а также на основании заявки на перечисление субвенции из бюджета <адрес> бюджету муниципального образования.
Распределение субвенций между бюджетами муниципальных образований <адрес> устанавливается законом <адрес> о бюджете на очередной финансовый год и плановый период (пункт 5 Порядка).
При этом пунктом 6 данного Порядка установлены условия предоставления субвенций, наличие в бюджете Республики Крым бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств <адрес>
Условия предоставления субвенций, установленные пунктом 6 настоящего Порядка, должны быть исполнены органами местного самоуправления муниципального образования в <адрес> в полном объеме до даты заключения соглашения о предоставлении субвенции между Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и администрацией муниципального образования.
Предоставление субвенций осуществляется в соответствии с настоящим Порядком и соглашением о предоставлении субвенции, заключенным между Министерством образования, науки и молодежи <адрес> и органом местного самоуправления муниципального образования в <адрес>.
Информация, указанная в заявке на перечисление субвенции, учитывается Министерством образования, науки и молодежи <адрес> при формировании прогноза кассовых выплат по расходам бюджета <адрес> необходимого для составления в установленном порядке кассового плана исполнения бюджета Республики Крым (пункты 7, 8, 9 данного Порядка).
Таким образом, отсутствие в настоящее время финансирования Администрации <адрес> со стороны органа исполнительной власти <адрес> не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности иска, в связи с чем о необходимости возложения обязанности на администрацию <адрес> обеспечить ФИО1 специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В соответствии с п. п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Таким образом, Администрация <адрес>, как орган местного самоуправления, освобожден от уплаты государственной пошлины и не может быть отнесена к числу субъектов, являющихся в установленном законом порядке плательщиками государственной пошлины.
Руководствуясь ст. 103, 194 - 198, 320 - 321 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление Сакского межрайонного прокурора Республики Крым в интересах ФИО1 - удовлетворить.
Возложить обязанность на администрацию <адрес> предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда размером не ниже установленных норм предоставления площади жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения применительно к муниципальному образованию <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым в течении месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Сакский районный суд Республики Крым.
Судья И.В. Солодченко