Дело № 2-10220/2022
24RS0048-01-2022-007701-41
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 ноября 2022 года г. Красноярск
Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Мороз С.В.,
при секретаре Ишмурзиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» к ООО «Ресурс-лес» об обязании устранить нарушения лесного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
КГКУ «Лесная охрана» обратилась в суд с исковым заявлением к ООО «Ресурс-Лес» с требованием обязать последнего в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести очистку от порубочных остатков по адресу: лесосека № выдел №, квартал № Большекетского участкового лесничества, КГБУ «Пировское лесничество». Требования мотивированы тем, что между агентством лесной отрасли <адрес> и ООО «Ресурс-лес» заключен договор аренды лесных участков от ДД.ММ.ГГГГ №-з, согласного которому агентство передает в аренду ООО «Ресурс-лес» сроком на 49 лет, лесные участки общей площадью 12 363 га, для заготовки древесины, расположенные: <адрес>, КГБУ «Пировское лесничество», Большекетское участковое лесничество, в том числе квартал 5 лесосека 1 выдел №. На основании лесной декларации с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в лесосеке 1 квартала 5 выдела 30 Болышекетского участкового лесничества, КГБУ «Пировское лесничество» обществом производилась заготовка древесины. Согласно акту осмотра от ДД.ММ.ГГГГ лесничим КГБУ «Пировское лесничество» при осмотре указанного лесного участка выявлено нарушение лесного законодательства, выразившееся в невыполнении работы по очистке лесосеки от порубочных остатков (неочистке) на площади 0,41 га. На абрисе зафиксированы результаты замеров, произведенных на местности, направление линий замеров, в масштабе отмечена площадь захламления лесосеки. В соответствии с пунктом 16 Правил пожарной безопасности, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила санитарной безопасности в лесах. В соответствии с пунктом 39 Правил при использовании лесов не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила пожарной безопасности в лесах. Очистка лесосек является заключительной стадией лесозаготовок и важным лесохозяйственным требованием. Ответчиком нарушены нормы лесного законодательства, допущено захламление леса.
Представитель истца КГКУ «Лесная охрана» судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, до судебного заседания представил в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие стороны истца.
Представитель ответчика ООО «Ресурс-лес» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом по
юридическому адресу согласно выписки из ЕГРЮЛ, о причинах своей неявки суду не сообщил, своего представителя в суд не направил, свои возражения против иска и доказательства в их обоснование в суд не представил.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, КГБУ «Пировское лесничество» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.
В соответствии со ст.ст. 167, 235 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в порядке заочного судопроизводства, в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд находит иск КГКУ «Лесная охрана» подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В соответствии со ст.ст. 42,58 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
В соответствии со ст.307 ГК РФ в силу обязательств, одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. В качестве основания возникновения обязательств ст.307 ГК РФ называет договоры и сделки.
В силу ст.309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 1 Лесного кодекса РФ лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения, нормативные правовые акты основываются, в том числе на принципах: воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов; обеспечение охраны и защиты лесов; использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.
Пунктом 2 ст. 3 ЛК РФ установлено, что имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно п. 1 ст. 4 ЛК РФ участниками лесных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица.
Статьей 6 ЛК РФ, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.
На основании ст. 7 ЛК РФ, лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса
В силу ч. 3 ст. 16 ЛК РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Пунктом 20 Постановление Правительства РФ от 09.12.2020 № 2047 "Об утверждении Правил санитарной безопасности в лесах" в лесах не допускается:
невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных физическим или юридическим лицам в пользование в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации.
Согласно п.12 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом № 993 от 01.12.2020, не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки от порубочных остатков (остатков древесины, образующихся на лесосеке при валке и трелевке (транспортировке) деревьев, а также при очистке стволов от сучьев, включающих вершинные части срубленных деревьев, откомлевки, сучья, хворост)".
Как следует из ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Из ст. 78 Закона об охране окружающей среды компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.
Согласно разъяснениям, данным в п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 г. N 49 " "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде", гражданско-правовая (имущественная) ответственность за вред, причиненный окружающей среде, может возникать в результате нарушения договора в сфере природопользования (например, договора аренды лесного участка), а также в результате внедоговорного (деликтного) причинения вреда.
Возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (статья 1082 ГК РФ, статья 78 Закона об охране окружающей среды). Выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец.
Согласно ст.25 ЛК РФ лесные участки проектируются для осуществления на них видов использования лесов, в том числе заготовки древесины. Границы лесных участков закрепляются на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) обозначаются на картах лесов.
В соответствии с п.3 ст.16 ЛК РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
В соответствии с п. 16 Правил пожарной безопасности, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417, при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 № 414 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах.
В соответствии с п.39 Правил при использовании лесов не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах.
Согласно ст.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» загрязнение окружающей среды – это поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду; негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Из положений ст.55 ЛК РФ следует, что в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются, в том числе, санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).
Согласно ст.75 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
Как установлено судом, между Агентством лесной отрасли Красноярского края и ООО «Ресурс-Лес» заключен договор аренды лесных участков от ДД.ММ.ГГГГ №-з. Согласно указанному договору Агентство лесной отрасли Красноярского края передает ООО «Ресурс-Лес» лесные участки, общей площадью 12363 га, расположенные на территории лесного фонда КГБУ «Пировское лесничество» Болышекетского участкового лесничества, в том числе квартал 5 лесосека 1 выдел 30.
На основании лесной декларации с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в лесосеке 1 квартала 5 выдела 30 Болышекетского участкового лесничества, КГБУ «Пировское лесничество» обществом производилась заготовка древесины.
Согласно акту осмотра от ДД.ММ.ГГГГ лесничим КГБУ «Пировское лесничество» при осмотре указанного лесного участка выявлено нарушение лесного законодательства, выразившееся в невыполнении работы по очистке лесосеки от порубочных остатков (неочистке) на площади 0,41 га. На абрисе зафиксированы результаты замеров, произведенных на местности, направление линий замеров, в масштабе отмечена площадь захламления лесосеки.
Актом осмотра мест рубок зафиксировано допущенное лесопользователем нарушение, выраженное в захламлении мест рубок на площади 0,41 га. Факт захламления мест рубок подтверждается следующими документами:
- акт осмотра мест рубок от ДД.ММ.ГГГГ;
- акт натурного осмотра с абрисом лесосеки;
- сообщение о нарушениях требований лесного законодательства.
Определением № от ДД.ММ.ГГГГ старшим государственным инспектором по охране леса отказано в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО «Ресурс-лес» по факту административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.25 КоАП РФ, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.22 ГПК РФ судьи рассматривают и разрешают исковые дела о защите нарушенных прав, свобод и законных интересов возникающих из экологических правоотношений с участием органов государственной власти.
Статья 12 ГК РФ предусматривает способы защиты гражданских прав, в том числе: принуждение к исполнению обязанности в натуре, а также иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии со ст.76 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды» споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством.
Согласно ч.2 ст.4 ЛК РФ, от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
Распоряжением Правительства Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ №-р образовано Министерство лесного хозяйства Красноярского края, действующее на основании Положения.
В соответствии с п. 3.35 Положения о Министерстве, последний осуществляет, в том числе лесной надзор (лесную охрану), пожарный надзор в лесах на землях государственного лесного фонда.
Оценивая представленные и исследованные в судебном заседании доказательства, суд принимает во внимание, что доказательств невозможности соблюдения ООО «Ресурс-Лес» правил при использовании лесов, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам в установленном лесным законодательством порядке, в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, не представлено. Установленные правила осуществления лесопользования предусматривают обязанность по очистке мест рубок от порубочных остатков способами, предписанными технологической картой, разработанными с учетом снижения негативного воздействия на природный объект в ходе лесозаготовительной деятельности. Несоблюдение предписанного способа очистки мест рубок способствует возникновению факторов, негативно влияющих на санитарную и пожарную безопасность лесов.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования КГКУ «Лесная охрана» являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу ч.2 ст.88 ГПК РФ размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах.
Государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от ее уплаты, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Взысканная сумма зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации (ч.1 ст.103 ГПК РФ).
Таким образом, с учетом положений ст.333.19 НК РФ, с ООО «Ресурс-Лес» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» к ООО «Ресурс-лес» - удовлетворить.
Обязать ООО «Ресурс-лес» в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести очистку от порубочных остатков по адресу: лесосека № выдел №, квартал № Большекетского участкового лесничества, КГБУ «Пировское лесничество».
Взыскать с ООО «Ресурс-лес» госпошлину в доход местного бюджета в размере 6 000 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий С.В. Мороз
Мотивированное решение изготовлено 28.11.2022 года.