Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-744/2023 ~ М-600/2023 от 05.06.2023

Дело №2-744/2023

УИД 04RS0008-01-2023-000757-35

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 августа 2023 г.                                                                                                      п. Заиграево

Судья Заиграевского районного суда Республики Бурятия Тютрина С.Н., при помощнике Шолойко О.А., с участием старшего помощника прокурора Заиграевского района Республики Бурятия Козловой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Заиграевского района Республики Бурятия Башкуева Т.Г. в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования сельское поселение «Усть-Брянское», администрации муниципального образования «Заиграевский район» о возложении обязанности устранить нарушения федерального законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Заиграевского района Республики Бурятия Башкуев Т.Г. в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным иском к администрации МО СП «Усть-Брянское», в котором просил обязать ответчика обустроить контейнерными площадками для сбора твердых коммунальных отходов территории кладбищ, расположенных на территории сельского поселения, путем оборудования указанных площадок твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, а также самими контейнерами для сбора твердых коммунальных отходов в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Иск обоснован тем, что проведенной проверкой установлено, что на территории сельского поселения имеется 3 кладбища. Осмотром территории кладбищ установлено отсутствие контейнерных площадок, имеющих подъездные пути, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, что является одной из причин образования стихийных свалок на территории района. Отмеченные нарушения недопустимы, поскольку негативно влияют на уровень благоустройства территории сельского поселения, препятствуют повышению уровня внешнего благоустройства, созданию комфортных условий для проживания граждан, а также не позволяет обеспечить соблюдение соответствующего санитарно-эпидемиологического и гигиенического режима.

Определением суда от 22.06.2023 к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация МО «Заиграевский район».

В ходе производства по делу истец уточнил исковые требования, просил суд обязать администрацию МО СП «Усть-Брянское» в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу обустроить специальными площадками для сбора твердых коммунальных отходов территории кладбищ, расположенных на территории сельского поселения, путем оборудования указанных площадок твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы специальной площадки.

В судебном заседании старший помощник прокурора Козлова Н.А. просила обязать администрацию МО СП «Усть-Брянское» организовать накопление твердых коммунальных отходов на территории кладбищ в соответствии с «Санитарными правилами и нормами СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 (ред. от 14.02.2022).

Представитель администрации МО СП «Усть-Брянское» Грешилова Г.В. в судебном заседании иск признала, суду пояснила, что на территории 2-х кладбищ имеются контейнеры, на 1 кладбище имеется бочка для мусора..

Представитель администрации МО «Заиграевский район» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В представленном суду отзыве просил отказать в удовлетворении иска к администрации МО «Заиграевский район, указав, что в соответствии с Уставом сельского поселения к вопросам местного значения поселения отнесено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов, а также организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации МО «Заиграевский район».

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводу, что заявленный иск подлежит удовлетворению, при этом обязанность устранить нарушения федерального законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами должна быть возложена на администрацию МО СП «Усть-Брянское». К данному выводу, суд пришел, учитывая следующее.

Согласно статье 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее- ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Статьей 42 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии.

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон «Об охране окружающей среды») регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации.

Требованиями статьи 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлено, что хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов местного самоуправления; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.

Охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды – одни из основных принципов и приоритетных направлений государственной политики в области обращения с отходами согласно статье 3 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ).

Согласно статье 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. Отношения в области обращения с отходами производства и потребления регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 13 Федерального закона № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона № 89-ФЗ юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленных законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Положения статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения и захламления земель.

Статья 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 10.07.2023) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определяет вопросы местного значения городского, сельского поселения.

В соответствии с ч. 3 данной статьи участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов (п.18 ч.1), организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения (п.22 ч.1) не относятся к вопросам местного значения сельского поселения. При этом, ч.3 ст. 14 содержит положение, предусматривающее, что Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями данные вопросы могут закрепляться за сельскими поселениями.

Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов ( ч.4 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ).

В соответствии с ч. 4 ст. 8 Закона Республики Бурятия от 07.12.2004 г. № 896-III «Об организации местного самоуправления в Республике Бурятия» на основании части 3 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» настоящим Законом и принимаемыми в соответствии с ним уставами муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями закрепляются вопросы местного значения городских поселений, предусмотренные пунктами 4 (за исключением вопросов организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения), 6,13 (за исключением вопроса ораны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального значения, расположенных на территориях поселения), 15,18,22,33.1,33.2,38 части 1 статьи 14 Федерального закона.

В силу пунктов 18 и 21 статьи 2 Устава муниципального образования сельского поселения «Усть-Брянское», принятого решением Совета депутатов муниципального образования сельское поселение «Усть-Брянское» от 11.06.2018 г. № 140 вопросами местного значения поселения является организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения, а также участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 и пунктом 1 статьи 18 данного федерального закона деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.

Общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.

Согласно пункту 3 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3 на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов.

Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами (далее - заинтересованные лица), независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.

В соответствии со статьей 29 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан, санитарно-гигиенического просвещения населения и пропаганды здорового образа жизни.

Из материалов дела следует, что в ходе проведения проверки исполнения природоохранного законодательства, законодательства об отходах производства и потребления в деятельности администрации муниципального образования сельское поселение «Усть-Брянское», установлено что на территории сельского поселения имеются 3 кладбища.

Осмотром территории кладбищ установлено отсутствие контейнерных площадок или специальных площадок для накопления крупногабаритных отходов, имеющих подъездные пути, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

Отмеченные нарушения недопустимы, поскольку негативно влияют на уровень благоустройства территории сельского поселения, препятствуют повышению уровня внешнего благоустройства, созданию комфортных условий для проживания граждан, а также не позволяет обеспечить соблюдение соответствующего санитарно-эпидемиологического и гигиенического режима.

Кроме того, отмеченные нарушения законодательства администрацией сельского поселения грубо нарушают конституционное право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также создают условия для распространения различного рода вредных веществ и микроорганизмов, способных вызвать инфекционные заболевания, тем самым не позволяют обеспечить соблюдение соответствующего санитарно-эпидемиологического режима.

В силу положений ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено

Принимая во внимание, что для устранения выявленных нарушений требуются финансовые затраты, определенный объем времени и работ, суд определяет срок - до 01.07.2024 г., данный срок является разумным и достаточным для выполнения возложенной обязанности. Представитель истца не возражал против установления данного срока.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 173, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Заиграевского района Республики Бурятия удовлетворить.

Обязать администрацию МО СП «Усть-Брянское» (ОГРН 1050300464994) в срок до 01.07.2024 г. организовать накопление твердых коммунальных отходов на территории кладбищ, расположенных на территории сельского поселения «Усть-Брянское» в соответствии с «Санитарными правилами и нормами СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 (ред. от 14.02.2022).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Заиграевский районный суд Республики Бурятия.

Судья:                                                                     подпись                С.Н. Тютрина

Копия верна:                                                                       Судья      С.Н. Тютрина

Решение в окончательной форме принято 10.08.2023 г.

2-744/2023 ~ М-600/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Заиграевского района РБ
Ответчики
АМО «Заиграевский район» Республики Бурятия
Администрация МО СП "Усть-Брянское"
Суд
Заиграевский районный суд Республики Бурятия
Судья
Тютрина Светлана Николаевна
Дело на сайте суда
zaigraevsky--bur.sudrf.ru
05.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.06.2023Передача материалов судье
06.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.06.2023Подготовка дела (собеседование)
22.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.07.2023Судебное заседание
10.08.2023Судебное заседание
10.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.09.2023Дело оформлено
13.09.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее