Дело № 2-2058/2024
73RS0001-01-2024-000985-50
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 мая 2024 года город Ульяновск
Ленинский районный суд города Ульяновска в составе
председательствующего судьи Царапкиной К.С.
при секретаре Аппановой А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ильиной Екатерины Николаевны к Министерству здравоохранения Ульяновской области и Министерству социального развития Ульяновской области о признании нарушением прав на реабилитацию в соответствии с ИПРА ФГУ ГБ МСЭ отсутствие рассылки выписки ИПРА исполнителем, признании нарушением охраны персональных данных наличие ИПРА у сторонних организаций,
У С Т А Н О В И Л :
Ильина Е.Н. обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения Ульяновской области и Министерству социального развития Ульяновской области о признании нарушением прав на реабилитацию в соответствии с ИПРА ФГУ ГБ МСЭ отсутствие рассылки выписки ИПРА исполнителем, признании нарушением охраны персональных данных наличие ИПРА у сторонних организаций.
Требования мотивированы тем, что Ильиной Е.Н. инвалиду с детства <данные изъяты>, ФКУ ГБ МСЭ по Ульяновской области в августе 2021 года была составлена ИПРА, где исполнителями реабилитационных мероприятий были указаны ответчики. Других исполнителей, а значит и имеющих право доступа к её персональным данным таким как ограничение жизнедеятельности и т.д. в ИПРА не указано. Согласно федеральным нормативно-правовым актам выписки из ИПРА направляются в исполнительные органы региона, для последующей передачи ими для исполнения ИПРА в учреждения, подведомственные им.
До настоящего времени ей не поступали извещения о передаче кому-либо выписки из ИПРА для исполнения, но некоторые учреждения уже предлагают услуги по исполнению ИПРА, что свидетельствует о грубейшем нарушении Федерального закона «О персональных данных».
Истец Ильина Е.Н. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
Представитель ответчика Министерства социального развития Ульяновской области Митюкова Е.А. в судебном заседании исковые требования не признала, просила суд в удовлетворении заявленных требований отказать, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве на иск.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Ульяновской области Гриценко М.В. в судебное заседании не явилась, извещена надлежащим образом, просила судебное заседание провести в отсутствие представителя, суду представила письменный отзыв, в котором просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Представитель третьего лица ОГКУ СО МЦР «Подсолнух» Смоленкова О.Э. в судебном заседании просила в удовлетворении требований отказать.
Третье лицо Ильин Н.А., являющийся отцом истца, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Ранее в судебном заседании пояснил, что истица Ильина Е.Н. не разрешала Министерству здравоохранения и Министерству социального развития Ульяновской области передавать свои персональные данные в виде выписки из ИПРА в ОГКУ СО МЦР «Подсолнух». Указанная организация не обладает квалифицированными специалистами по профилю психиатрии с учетом индивидуальных особенностей истицы.
Представители третьих лиц ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области», ОГКУ СЗН Ульяновской области в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела по существу.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Ильина Е.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом с детства <данные изъяты>.
На основании направления на МСЭ ГКУЗ «Ульяновская областная клиническая психиатрическая больница им. В.А. Копосова» от 22.07.2021 №9390 в отношении Ильиной Е.Н. 03.08.2021 в бюро №13 – филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» Минтруда России проведена медико-социальная экспертиза.
По результатам проведенной медико-социальной экспертизы разработана ИПРА инвалида №№ от 03.08.2021.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством РФ.
В соответствии со ст. 11 Закона № 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом.
В соответствии с Приказом Минтруда России от 13.06.2017 № 486н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм» Федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы направляет выписку из ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) (далее - Выписка) не позднее трех дней с даты формирования ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) в соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, организации, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, на которые возложено проведение реабилитационных или абилитационных мероприятий, предусмотренных ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида), посредством размещения соответствующих сведений в федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр инвалидов».
Выписки Федеральной государственной информационной системой «Федеральный реестр инвалидов» формируются в автоматическом режиме и направляются: в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере социальной защиты населения (в сфере социального обслуживания) - в части выполнения мероприятий по социальной реабилитации или абилитации, по обеспечению техническими средствами реабилитации, предоставляемыми инвалиду (ребенку-инвалиду) за счет средств федерального бюджета, по выполнению мероприятий по реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида), проживающего в организации социального обслуживания и получающего социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания.
Из указанных норм следует, что инвалиду обеспечивается восстановительная реабилитация, при лечении заболевания, ставшего причиной инвалидности.
В индивидуальной программе реабилитации инвалида указываются реабилитационные меры, сроки проведения этих мероприятий и их исполнители, которыми могут быть в том числе органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере социальной защиты населения.
В соответствии с ИПРА инвалида №№ от 03.08.2021 Ильиной Е.Н. рекомендована медицинская реабилитация, социально-средовая реабилитация и абилитации, социально-психологическая реабилитация и абилитация, социокультурная реабилитация или абилитация, социально-бытовая адаптация.
Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 № 2347-р утвержден Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, в соответствии с которым к реабилитационным мероприятиям, осуществляемым за счет средств бюджета относятся: восстановительная терапия (включая лекарственное обеспечение при лечении заболевания, ставшего причиной инвалидности); реконструктивная хирургия (включая лекарственное обеспечение при лечении заболевания, ставшего причиной инвалидности); санаторно-курортное лечение, предоставляемое при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг; протезирование и ортезирование, предоставление слуховых аппаратов; обеспечение профессиональной ориентации инвалидов (профессиональное обучение, переобучение, повышение квалификации). К услугам отнесен: ремонт технических средств реабилитации, включая протезно-ортопедические изделия; содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников (путем выплаты ежегодной денежной компенсации), предоставление услуг по переводу русского жестового языка (сурдопереводу, тифлосурдопереводу).
Реабилитационные услуги, не включенные в Федеральный перечень технических средств реабилитации и услуг, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 года № 2347-р, являются дополнительной мерой социальной поддержки в Российской Федерации и на безвозмездной основе предоставляются только инвалидам, по месту их жительства на заявительной основе.
К указанным мерам дополнительной реабилитации инвалида следует отнести социально-средовую реабилитацию и абилитацию, социально-психологическую реабилитацию и абилитацию, социокультурную реабилитацию или абилитацию, социально-бытовую адаптацию, исполнителем которых в соответствии с ИПРА инвалида №№ от 03.08.2021 г. значится Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области (в настоящее время Министерство социального развития Ульяновской области).
Постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 N 25/564-П (ред. от 16.11.2023) "О Министерстве социального развития Ульяновской области" утверждено Положение о Министерстве.
В соответствии с п. 1.1. Положения Министерство социального развития Ульяновской области (далее также - Министерство) является исполнительным органом Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сферах социального развития и социальной защиты населения, государственной семейной и демографической политики Российской Федерации.
Министерство является правопреемником Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области в сфере проведения единой социальной политики в Ульяновской области, предоставления государственных выплат, пособий и компенсаций, социального обслуживания и социальной поддержки населения, проведения мероприятий по контролю за соблюдением нормативных требований, по обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры в сфере социального обслуживания, социальной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, а также в сфере реализации государственной семейной и демографической политики на территории Ульяновской области (п. 1.2).
В Положении о Министерстве перечислены общие полномочия Министерства в области социальной поддержки населения.
В целях организации межведомственного взаимодействия по реализации мероприятий индивидуальных программ реабилитации (абилитации) инвалидов, детей-инвалидов на территории Ульяновской области в соответствии с индивидуальными программами реабилитации (абилитации) инвалидов, детей-инвалидов, в том числе по оказанию услуг ранней помощи детям целевой группы, а также сопровождения их семей на территории Ульяновской области межведомственным приказом Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области №96-п, Минздрава Ульяновской области №105-п, Министерства просвещения и воспитания Ульяновской области №26, Министерства физической культуры и спорта Ульяновской области №26, Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области №13, Агентства по развитию человеческого потенциала и трудовых ресурсов Ульяновской области №18-п от 08.10.2020 утвержден Регламент межведомственного взаимодействия по реализации мероприятий индивидуальных программ реабилитации (абилитации) инвалидов, детей-инвалидов на территории Ульяновской области.
Данным Регламентом подробно урегулированы полномочия Министерства по вопросу реализации мероприятий индивидуальной программы реабилитации (абилитации) инвалида.
Пунктом 3.1.1 Регламента определено, что Министерство организует и координирует деятельность учреждений социального обслуживания и органов социальной защиты по следующим направлениям: взаимодействие учреждений социального обслуживания и социальной защиты с организациями, предоставляющими услуги инвалидам, детям-инвалидам и их семьям, по разработке и реализации индивидуальной программы (плана) оказания комплексной помощи и сопровождения получателей услуг.
Обращаясь в суд с настоящим иском, Ильина Е.Н. указала, что ответчиками нарушены её права и положения ФЗ «О персональных данных», поскольку ей не поступали извещения о передаче кому-либо выписки из ИПРА для исполнения, однако некоторые учреждения уже предлагают ей услуги по исполнению ИПРА.
Разрешая данные требования, суд приходит к следующему.
Частью 4 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предусмотрено, что для обработки органами, предоставляющими государственные услуги, органами, предоставляющими муниципальные услуги, иными государственными органами, органами местного самоуправления, подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями, участвующими в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, персональных данных в целях предоставления персональных данных заявителя, имеющихся в распоряжении таких органов или организаций, в орган, предоставляющий государственную услугу, орган, предоставляющий муниципальную услугу, либо подведомственную государственному органу или органу местного самоуправления организацию, участвующую в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, либо многофункциональный центр на основании межведомственных запросов таких органов или организаций для предоставления государственной или муниципальной услуги по запросу о предоставлении государственной или муниципальной услуги, а также для обработки персональных данных при исполнении многофункциональным центром функций в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона и при регистрации субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг и на региональных порталах государственных и муниципальных услуг не требуется получение согласия заявителя как субъекта персональных данных в соответствии с требованиями статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».
Таким образом, положения ч. 4 настоящей статьи, предусматривают исключение из общего правила, т.е. случаи, при которых получение согласия на обработку персональных данных субъекта не требуется. Согласие обладателя персональных данных не требуется в случае получения такой информации для служебного пользования, т.е. для целей предоставления государственных и муниципальных услуг.
Обработка и распространение персональных данных в указанных случаях осуществляется в рамках межведомственного взаимодействия органов, предоставляющих такие услуги, а также подведомственных организаций и иных заинтересованных субъектов, причем такое взаимодействие в данном случае предполагает двойственный характер: передачу указанных данных от органов, предоставляющих услуги, иным субъектам, предусмотренным настоящей статьей, и передача информации от таких субъектов органам, предоставляющим государственные и муниципальные услуги.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации представления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, иных государственных органов либо подведомственных государственным органам организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 этого закона государственных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, по собственной инициативе.
Однако Закон в данном случае обязывает органы власти и местного самоуправления, подведомственные им организации и иных субъектов соблюдать общие принципы использования персональных данных заявителя, которые ограничиваются необходимым объемом и могут быть предметом обработки лишь для достижения целей предоставления государственной или муниципальной услуги.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Обработка персональных данных допускается в случае, если обработка персональных данных необходима для исполнения полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функций организаций, участвующих в предоставлении соответственно государственных и муниципальных услуг, предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», включая регистрацию субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталах государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 З 25/565-П «О Министерстве здравоохранения Ульяновской области» Министерство является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области и не является медицинской организацией, оказывающей медицинскую помощь.
В силу статьи 70 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» лечащий врач устанавливает диагноз, который является основанным на всестороннем обследовании пациента, организует своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента, предоставляет информацию о состоянии его здоровья, приглашает для консультаций врачей-специaлистов, Рекомендации
консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением случаев оказания экстренной медицинской помощи.
Медицинская реабилитация – это комплекс мероприятий медицинского и психологического характера, направленных на полное или частичное восстановление нарушенных и (или) компенсацию утраченных функций поражённого органа либо системы организма, поддержание функций организма в процессе завершения остро развившегося патологического процесса или обострения хронического патологического процесса в организме, а также на предупреждение, раннюю диагностику и коррекцию возможных нарушений функций повреждённых органов либо систем организма, предупреждение и снижение степени возможной инвалидности, улучшение качества жизни, сохранение работоспособности пациента и его социальную интеграцию в общество.
Реабилитация инвалидов – система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.Абилитация инвалидов – система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Реабилитация и абилитация инвалидов направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество.
Медицинская реабилитация осуществляется медицинскими организациями или иными организациями, имеющими лицензию на медицинскую деятельность с указанием работ (услуг) по медицинской реабилитации.
Медицинская реабилитация осуществляется медицинскими организациями или иными организациями, имеющими лицензию на медицинскую деятельность с указанием работ (услуг) по медицинской реабилитации. Медицинская реабилитация осуществляется, в том числе стационарно на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи.
Таким образом, разработка мёр, направленных на реализацию ИПРА находится в ведении медицинских учреждений, оказывающих медицинскую помощь, а не в ведении Министерства здравоохранения.
Из Устава областного государственного казенного учреждения социальной защиты населения Ульяновской области, утвержденного Распоряжением Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области от 05.08.2022 г. №1021-р следует, что функции и полномочия учредителя (Ульяновской области) учреждения осуществляет Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области. Учреждение осуществляет свою деятельность путем выполнения работ, оказания услуг в сфере социальной защиты населения, в том числе обеспечивает предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством.
Структурным подразделением указанного учреждения является Отделение по Заволжскому району г. Ульяновска, которое расположено по адресу: <адрес>
ОГКУ СО МЦР «Подсолнух» является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий исполнительного органа государственной власти Ульяновской области в сфере социального обслуживания населения.
Функции и полномочия учредителя от имени Ульяновской области осуществляет Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области.
Согласно уставу, утверждённому распоряжением Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области от 31.03.2022 г. №371-р, целью деятельности ОГКУ СО МЦР «Подсолнух» является оказание услуг инвалидам, детям-инвалидам и членам их семей, детям с ограниченными возможностями, гражданам пожилого возраста комплексной реабилитационной помощи, обеспечение клиентам максимально полной и своевременной социальной адаптации к жизни в обществе, семье, к обучению и труду, что следует из Устава,.
Выписка из ИПРА Ильиной Е.Н. поступила в отделение социальной защиты населения по Заволжскому району г. Ульяновска (по месту жительства Ильиной Е.Н.) и в последующем в ОГКУ СО МЦР «Подсолнух» (04.07.2023).
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что Министерством здравоохранения Ульяновской области либо Министерством социального развития Ульяновской области были нарушены положения ФЗ «О персональных данных» и права истца, судом в ходе рассмотрения дела получено не было.
Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о том, что персональные данные Ильиной Е.Н., содержащиеся в выписке из ИПРА, а также в федеральной системе «Федеральный реестр инвалидов» (ФГИС ФРИ) обрабатывались и передавались путем межведомственного взаимодействия уполномоченным в сфере социального обслуживания, государственным органом субъекта РФ (Министерством социального развития Ульяновской области) подведомственным ему организациям, непосредственно оказывающим инвалидам комплексную реабилитационную помощь.
Данное взаимодействие осуществлялось в рамках реализации полномочий по предоставлению услуги в виде реализации комплекса реабилитационных мероприятий, предусмотренных ИПРА инвалида, с учетом того, что исполнение ИПРА является обязательным для всех поименованных в ней исполнителей.
Письменного согласия на обработку и передачу персональных данных органам исполнительной власти Ульяновской области не требовалось, поэтому исковые требования Ильиной Н.Н. удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Ильиной Екатерины Николаевны к Министерству здравоохранения Ульяновской области и Министерству социального развития Ульяновской области о признании нарушением прав на реабилитацию в соответствии с ИПРА ФГУ ГБ МСЭ отсутствие рассылки выписки ИПРА исполнителем, признании нарушением охраны персональных данных наличие ИПРА у сторонних организаций отказать
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья К.С. Царапкина
Срок изготовления мотивированного решения 15.05.2024.