РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 мая 2022 года город Саратов
Заводской районный суд города Саратова в составе председательствующего Февралевой А.И.,
при секретаре Курдиной Т.А.,
с участием представителя прокуратуры Якупова И.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кировского района города Саратова в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю «Алтынбаев Р. Р.ич» о признании бездействия незаконным, обязании обеспечить условия для беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями к объекту социальной инфраструктуры,
установил:
прокурор Кировского района города Саратова, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю (далее – ИП) Алтынбаеву Р.Р. о понуждении к обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры. Требования мотивированы тем, что прокуратурой Кировского района города Саратова проведена проверка исполнения законодательства об обеспечении беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями к объекту социальной инфраструктуры ИП Алтынбаевым Р.Р., осуществляющим деятельность в помещении магазина «Игры», расположенного по адресу: города Саратова, улица Кутякова, дом 63. В ходе проверки установлено, что вход в вышеуказанное помещение магазина пандусом либо кнопкой вызова персонала для инвалидов не оборудован, тогда как ИП Алтынбаев Р.Р. оказывает социально значимые услуги населению в сфере общественного питания. Отсутствие условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры приводит к нарушению гарантированных государством мер социальной поддержки, которые направлены на создание и обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования, дав пояснения, аналогичные обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик, его представитель в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил, об отложении судебного заседания ходатайств не поступило, представил заявление о рассмотрении дела без его участия, в связи с чем дело рассмотрено на основании статьи 167 ГПК РФ в отсутствие неявившегося лиц.
Заслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему выводу.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 173 ГПК РФ заявление истца об отказе от иска, признание иска ответчиком и условия мирового соглашения сторон заносятся в протокол судебного заседания и подписываются истцом, ответчиком или обеими сторонами. В случае, если отказ от иска, признание иска или мировое соглашение сторон выражены в адресованных суду заявлениях в письменной форме, эти заявления приобщаются к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания.
Согласно части 2 указанной статьи суд разъясняет ответчику последствия признания иска.
В силу положений части 3 статьи 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом (часть 4.1 статьи 198 ГПК РФ).
Представитель ответчика, воспользовавшись правом, предоставленным статьей 39 ГПК РФ, признал заявленные исковые требования в полном объеме. Последствия принятия судом признания иска ответчику были разъяснены. Признание иска не нарушило прав и законных интересов иных лиц, не противоречило закону. При таких обстоятельствах судом принято признание ответчиком иска в соответствии с требованиями статей 39, 173 ГПК РФ.
Федеральным законом от 03 мая 2012 года № 46-ФЗ ратифицирована Конвенция о правах инвалидов, в соответствии с частью 1 статьи 9 которой для наделения инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни государства - участники должны принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к объектам и услугам, открытым и (или) предоставляемым для населения.
Согласно пунктов 1 и 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе к жилым зданиям, возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, в том числе с использованием кресла-коляски.
В силу пункта 3 статьи 26 Федерального закона от 01 декабря 2014 года № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» положения части 1 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ в части обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 01 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
Подпунктом 1 пункта 4 статьи 26 Федерального закона от 01 декабря 2014 года № 419-ФЗ установлено, что в целях обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортных инфраструктур и условий для беспрепятственного пользования услугами устанавливается переходный период, в течение которого федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления утверждают и реализуют в сферах установленной деятельности мероприятия по повышению значений доступности для инвалидов объектов и услуг, а порядок и сроки разработки данных мероприятий определяются Правительством Российской Федерации.
Между тем, в силу статьи 15 Федерального закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ, в случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
Изложенное свидетельствует о том, что даже до реконструкции, модернизации объектов социальной инфраструктуры на объектах должны быть приняты меры для обеспечения минимальных потребностей инвалидов.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Кировского района города Саратова проведена проверка исполнения законодательства об обеспечении беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями к объекту социальной инфраструктуры ИП Алтынбаевым Р.Р., осуществляющим деятельность в помещении магазина «Игры», расположенного по адресу: города Саратова, улица Кутякова, дом 63.
В ходе проверки установлено, что вход в вышеуказанное помещение магазина пандусом либо кнопкой вызова персонала для инвалидов не оборудован, тогда как ИП Алтынбаев Р.Р. оказывает социально значимые услуги населению в сфере общественного питания.
По результатам проверки составлен акт от <Дата> приложенным фотоматериалом.
Доказательств обратному ответчиком в порядке статьи 56 ГПК РФ не представлено.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о допущенном незаконном бездействии со стороны ответчика, а потому суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
признать незаконным бездействие индивидуального предпринимателя «Алтынбаев Р. Р.ич», выразившееся в непринятии мер по установке кнопки вызова персонала для инвалидов или пандуса при входе в помещение магазина «Игры», расположенного по адресу: город Саратов, улица Кутякова, дом 63.
Возложить на индивидуального предпринимателя «Алтынбаев Р. Р.ич» обязанность обеспечить условия для беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями к объекту социальной инфраструктуры, а именно: помещению магазина «Игры», расположенного по адресу: город Саратов, улица Кутякова, дом 63, путем установи кнопки вызова персонала для инвалидов или пандуса.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Заводской районный суд города Саратова в течение месяца после изготовления мотивированного решения – 18 мая 2022 года.
Судья А.И. Февралева