РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Саянск
Дело №2-37/2023 (№2-836/2022) 24 января 2023 года
Саянский городской суд Иркутской области в составе
председательствующего судьи Гущиной Е.Н.,
при секретаре судебного заседания Соколовой А.Р., с участием представителя истца Красильниковой Н.Г., ответчика Сипенятова А.В., представителя третьего лица Верховского В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ОГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Саянску» к Сипенятову А. В. о взыскании неосновательного обогащения,
УСТАНОВИЛ:
ОГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Саянску» обратилось в суд с иском, в котором просит взыскать с ответчика выплаченную на основании социального контракта государственную социальную помощь на поиск работы и прохождения курса обучения в размере 101556 рублей.
В обоснование заявленного искового требования указано, что в Областное государственное казенное учреждение «Управление социальной защиты населения по городу Саянску» (далее - Управление) 18 марта 2021 года обратился Сипенятов А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения <адрес изъят>, зарегистрированный по месту жительства по адресу: <адрес изъят> заявлением на получение мер социальной поддержки, оказание государственной социальной помощи в виде денежной выплаты на основании социального контракта на поиск работы и прохождения курса обучения.
На основании представленных документов, 30 марта 2021 года, с Сипенятовым А.В. заключен социальный контракт № 1 сроком на девять месяцев, вступивший в силу с 01.04.2021 г. и действовавший по 31.12.2021 на общую сумму 101566,00 рублей; составлена программа социальной адаптации по поиску работы.
Решением от 30.03.2021 №1381 Сипенятову А.В. назначена мера социальной поддержки государственная социальная помощь в виде единовременной денежной выплаты на основании социального контракта на поиск работы в сумме 13 012,00 рублей; решением от 13.04.2021 №1687 назначена мера социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты на основании социального контракта на поиск работы и прохождение курса обучения в сумме 30000 рублей, решением от 14.04.2021 №1739 назначена мера социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на основании социального контракта на поиск работы в период прохождения курса обучения на период с 01.05.2021 по 31.07.2021 в сумме 6506 рублей с перечислением средств на расчетный счет, открытый в ПАО СБЕРБАНК.
В соответствии с социальной программой адаптации единовременная денежная выплата предназначена для активного поиска работы при посредничестве центра занятости населения, приобретения товаров первой необходимости, прохождения медицинского осмотра, прохождения собеседования у потенциальных работодателей с целью заключения трудового договора, оплаты стоимости прохождения профессионального обучения и ежемесячной выплаты на период прохождения профессионального обучения.
Согласно п. 3.2.1 социального контракта № 1 от 30.04.2021 получатель обязан осуществить трудоустройство с учетом полученного образования не позднее 31.08.2021.
Сипенятов А.В. устроился на работу, предоставив в учреждение копию срочного трудового договора №1275 от 21.06.2021.
При подтверждении факта трудоустройства ответчику выплачена сумма в размере 39 036 рублей, продолжительностью выплат - 3 месяца (по 13 012 в месяц).
Решением №3834 от 07.07.2021 Сипенятову А.В. назначена мера социальной поддержки: государственная социальная помощь в виде ежемесячной денежной выплаты на основании социального контракта на поиск работы в сумме 13 012,00 рублей на период с 01.08.2021 по 31.10.2021.
Всего ответчику выплачена сумма в размере 101566 рублей.
В соответствии с п.3.2.2 социального контракта получатель обязан представлять в учреждение информацию о наступлении обстоятельств, влияющих на оказание государственной социальной помощи, в течение 10 рабочих дней со дня наступления таких обстоятельств.
Контрактом предусмотрено расторжение в случае невыполнения получателем мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации.
Согласно пп.1 п.5 ст.9.1 Закона Иркутской области от 19 июля 2010 года № 73-03 «О государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в Иркутской области» оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта прекращается в случае невыполнения получателем государственной социальной помощи мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации.
В ходе проведения оценки эффективности заключенного социального контракта установлено, что Сипенятов А.В. не информировал учреждение об обстоятельствах, влияющих на оказание государственной социальной помощи, а именно, увольнение от 10.08.2021 (в период действия социального контракта), следовательно, не осуществлял трудовую деятельность. Информация об увольнении подтверждается межведомственным запросом о трудовой деятельности, предоставляемых из информационных ресурсов Пенсионного фонда Российской Федерации.
В связи с этим, учреждением 14.07.2022 направлено требование о возврате выплаченной государственной социальной помощи на основании социального контракта до 26.08.2022. Почтовое отправление получено адресатом 19.07.2022, однако, денежные средства ответчиком не возвращены.
В судебном заседании представитель ОГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Саянску» Красильникова Н.Г. поддержала заявленные требования по изложенным в иске основаниям.
Ответчик Сипенятов А.В. исковые требования не признал в полном объеме, пояснив, что при проведении оценки эффективности заключенного социального контракта, истцом ошибочно принято решение о том, что выплаченная ответчику государственная социальная помощь на поиск работы и прохождение обучения за период с 01 апреля 2021 года по 31 декабря 2021 года в общей сумме 101566 рублей является неосновательным обогащением, так как в указанный период времени ответчик не выполнил условие социального контракта в соответствии с п. 3.2.2. не сообщил об увольнении 10.08.2021, в связи с чем, неосновательно получал государственную социальную помощь.
В соответствии с п. 3 ст. 1109 ГК РФ он не является недобросовестным получателем, так как выплаты получены им на основании социального контракта в соответствии с программой социальной адаптации мероприятия по предоставлению государственной социальной помощи, в рамках которого он должен был осуществить поиск работы и получить дополнительное профессиональное образование. Ответчиком успешно пройдено обучение, получен диплом о профессиональной переподготовке от 31.08.2021 №040000051979, присвоена квалификация «Специалист в сфере закупок».
До 21.06.2021 ответчик состоял в качестве безработного в Центре занятости населения г. Саянска. 20.06.2021 снят с учета в связи с трудоустройством.
Поскольку целью обучения было повышение квалификации по уже имеющейся профессии у ответчика, с 21.06.2021 по 30.09.2021 с целью прохождения практики (стажировки) был заключен срочный трудовой договор №1275. 10.08.2021 ответчик уволился из-за большого объема дистанционного материала обучения, подготовки дипломной работы и сдачи итоговых экзаменов 31.08.2021.
Ответчик действовал добросовестно, ничего не скрывал, предоставил отчет, если бы его попросили предоставить документы об увольнении, он бы их предоставил. Однако, истцом документы не запрашивались, поскольку сотрудником Истца делается запрос о трудовой деятельности в Пенсионный фонд РФ.
В соответствие с п.п. 3.2.2., 3.2.3. социального контракта установлены сроки предоставления информации, по форме согласно приложению №2. По факту, форма извещения не установлена (Приложение № 2 к контракту отсутствует), то есть может быть любой: устной или письменной.
В социальном контракте также не прописан специалист, ответственный за ведение, исполнение и контроль за осуществлением социального контракта и программы социальной адаптации.
За период действия социального контракта сопровождение осуществляла специалист истца - Красильникова Н.Г.
Ответчику были предоставлены: адрес электронной почты - Наталья Красильникова vlal2@mail.ru, номер телефона, поэтому связь и отчетность со специалистом осуществлялась тремя способами: электронная почта; переговоры по телефону и путем личного посещения ответчиком специалиста истца.
30.11.2021 ответчиком специалисту истца, сопровождающему социальный контракт, Красильниковой Н.Г., электронной почтой был отправлен заключенный ученический договор №ЦМД 139 от 30.11.2021 с потенциальным работодателем в качестве отчета по активному поиску работы. Фактически же представленные документы подтверждали факт трудоустройства, поскольку в силу п. 3 ст. 421 ГК РФ, содержат признаки смешанного договора (гражданско-правового и трудового договоров). Однако, во внимание данный договор не был принят.
31.12.2021 в связи с истечением срока, социальный контракт прекратил свое действие. Дополнительные соглашения между истцом и ответчиком не заключались. За все время действия социальный контракт не расторгался и не предъявлялись какие-либо требования к ответчику.
Таким образом, ответчик считает, что программа социальной адаптации реализована в полном объеме, он смог преодолеть трудную жизненную ситуацию. Пройден курс обучения, заключен ученический договор и по истечении срока действия социального контракта, ответчик имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
Ответчик вышел из категории малоимущих, так как улучшил свое положение и нет оснований для повторного обращения за получением государственной социальной помощи с 01.01.2022.
У ответчика не имелось умысла скрывать сведения о трудовой деятельности, о чем было известно истцу.
Ответчик с требованием истца о взыскании с него неосновательного обогащения не согласен, потому что добросовестно выполнял условия социального контракта и мероприятия программы социальной адаптации; своевременно представлял отчетность о ходе исполнения программы социальной адаптации и документов в подтверждение выполнения программы социальной адаптации; не отказывался от выполнения мероприятий программы социальной адаптации.
В связи с чем, ответчик полагает, что истцом не представлены доказательства, подтверждающие, что получение ответчиком денег произошло в связи с недобросовестными действиями с его стороны, счетной ошибки допущено не было, денежные средства выплачены ответчику в качестве социальной помощи на поиск работы на основании и в соответствии с Законом Иркутской области от 19.07.2010 г. № 73-03 «О государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в Иркутской области», что в силу положений п. 3 ст. 1109 ГК РФ исключает возможность взыскания выплаченной суммы в качестве неосновательного обогащения.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь их в совокупности, суд приходит к выводу о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.7 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Согласно подп. «а» п.1 ч. 2 ст. 4 Закон Иркутской области от 19.07.2010 № 73-ОЗ "О государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в Иркутской области" (далее - Закон Иркутской области от 19.07.2010 № 73-ОЗ), действующий на период заключения соглашения, размер государственной социальной помощи в виде денежной выплаты, оказываемой в соответствии с настоящим Законом на основании социального контракта, устанавливается в социальном контракте по соглашению сторон с учетом содержания конкретной программы социальной адаптации и составляет на поиск работы получателю государственной социальной помощи, зарегистрированному в государственном учреждении службы занятости населения в качестве безработного или ищущего работу, в течение одного месяца с даты заключения социального контракта и трех месяцев с даты подтверждения факта его трудоустройства - ежемесячно в размере величины прожиточного минимума, установленной для трудоспособного населения в целом по области на год, предшествующий году заключения социального контракта.
В соответствии со ст.9(1) Закона Иркутской области от 19.07.2010 № 73-ОЗ государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается получателям государственной социальной помощи в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации (ч.1 ст. 9(1)).
Социальный контракт заключается на срок от трех месяцев до одного года по форме, определенной нормативным правовым актом уполномоченного органа (ч. 4 ст. 9(1)).
Оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта прекращается в случае невыполнения получателем государственной социальной помощи мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации (п. 1 ч.5 ст. 9 (1)).
В случае прекращения оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта в связи с наступлением обстоятельства, указанного в пункте 1 части 5 настоящей статьи, суммы выплаченных денежных выплат на основании социального контракта подлежат возврату в порядке, определенном социальным контрактом (ч. 6.1 ст. 9 (1)).
В судебном заседании установлено, что 18 марта 2021 года Сипенятов А. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения <адрес изъят>, зарегистрированный по месту жительства по адресу: <адрес изъят>, обратился в ОГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Саянску» с заявлением на получение мер социальной поддержки, оказание государственной социальной помощи в виде денежной выплаты на основании социального контракта на поиск работы и прохождение курса обучения.
На основании представленных документов, 30 марта 2021 года, с Сипенятовым А.В. истцом заключен социальный контракт №1 сроком на девять месяцев, вступивший в силу с 01.04.2021 и действовавший по 31.12.2021 на общую сумму 101566,00 рублей; составлена программа социальной адаптации по поиску работы.
Согласно п. 3.2.1 социального контракта № 1 от 30.04.2021 получатель обязан осуществить трудоустройство с учетом полученного образования не позднее 31.08.2021.
Решением от 30.03.2021 №1381 Сипенятову А.В. назначена мера социальной поддержки - государственная социальная помощь в виде единовременной денежной выплаты на основании социального контракта на поиск работы в сумме 13012 рублей; решением от 13.04.2021 №1687 назначена мера социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты на основании социального контракта на поиск работы и прохождение курса обучения в сумме 30000 рублей; решением от 14.04.2021 №1739 назначена мера социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на основании социального контракта на поиск работы в период прохождения курса обучения на период с 01.05.2021 по 31.07.2021 в сумме 6506 рублей с перечислением средств на расчетный счет, открытый в ПАО СБЕРБАНК.
В соответствии с социальной программой адаптации единовременная денежная выплата предназначена для активного поиска работы при посредничестве центра занятости населения, приобретения товаров первой необходимости, прохождения медицинского осмотра, прохождения собеседования у потенциальных работодателей с целью заключения трудового договора, оплаты стоимости прохождения профессионального обучения и ежемесячной выплаты на период прохождения профессионального обучения.
Сипенятов А.В. устроился на работу, предоставив в учреждение копию срочного трудового договора №1275 от 21.06.2021.
При подтверждении факта трудоустройства ответчику выплачена сумма в размере 39 036 рублей, продолжительностью выплат - 3 месяца (по 13 012 рублей в месяц).
Решением №3834 от 07.07.2021 Сипенятову А.В. назначена мера социальной поддержки: государственная социальная помощь в виде ежемесячной денежной выплаты на основании социального контракта на поиск работы в сумме 13 012,00 рублей на период с 01.08.2021 по 31.10.2021, с перечислением средств на расчетный счет, открытый в ПАО СБЕРБАНК.
Всего ответчику выплачена сумма в размере 101566 рублей.
В соответствии с п.3.2.2 социального контракта получатель обязан представлять в учреждение информацию о наступлении обстоятельств, влияющих на оказание государственной социальной помощи, в течение 10 рабочих дней со дня наступления таких обстоятельств.
Контрактом предусмотрено расторжение в случае невыполнения получателем мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации.
В соответствии с п.3.2.1 социального контракта №1 от 30 марта 2021 года, получатель обязан осуществить трудоустройство с учетом полученного образования не позднее 31.08.2021 и успешно пройти курс дополнительного профессионального образования.
Сипенятов А.В. успешно прошел курс дополнительного профессионального образования, что подтверждается копией диплома о профессиональной переподготовке от 31.08.2021, в соответствии с которым диплом предоставляет право Сипенятову А.А. на ведение профессиональной деятельности в сфере закупок и подтверждает присвоение квалификации «Специалист в сфере закупок»; устроился на работу, предоставив в учреждение копию срочного трудового договора №1275 от 21.06.2021.
Согласно сведениям о трудовой деятельности, предоставленным из информационных ресурсов Пенсионного фонда РФ, Сипенятов А.В. уволен с должности специалиста по закупкам отдела закупок на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ (по инициативе работника).
Срок действия социального контракта установлен до 31.12.2021. п.3.3.1. В соответствии с п.3.3.1 социального контракта от 30 марта 2021 года он может быть расторгнут в случае неисполнения получателем мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации.
В адрес Сипенятова А.А. 14.07.2022 было направлено требование о возврате выплаченной государственной социальной помощи на основании социального контракта в размере 101566 руб. в срок до 26.08.2022. Требование получено Сипенятовым А.А. 19.07.2022, что подтверждается почтовым уведомлением. Денежные средства ответчиком не возвращены.
Согласно п. 6.1 социального контракта от 30.03.2021 Управление имеет право взыскать денежные средства, излишне выплаченные заявителю в случае непредставления получателем отчетов о ходе исполнения программы социальной адаптации и (или) документов, подтверждающих исполнение мероприятий по истечении 3 месяцев с отчетного месяца, настоящий контракт расторгается по основанию, установленному п.5.3.1. социального контракта.
В соответствии с п.5.3.1 социального контракта, он может быть расторгнут в случае невыполнения получателем мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации. Мероприятия социальной адаптации, обязательные к исполнению, указаны в п.3.2.1, из которой следует, что получатель обязан «предпринимать активные действия по выходу из трудной жизненной ситуации. Осуществить трудоустройство не позднее 31.08.2021. Успешно пройти курс дополнительного профессионального образования».
На основании исследованных документов и пояснений сторон судом установлено, что социальный контракт был заключен истцом и ответчиком в соответствии с действующим законодательством, условия контракта, предусмотренные п.3.2.1, Сипенятовым А.А. были исполнены, поскольку, он успешно прошел курс дополнительного профессионального образования и был трудоустроен до 31.08.2021, а также разместил свое резюме на сайтах поиска работы, о чем истец был своевременно уведомлен.
В соответствии с п.3.2.2 социального контракта, получатель обязан представлять в учреждение информацию о наступлении обстоятельств, влияющих на оказание государственной социальной помощи, в течение 10 рабочих дней со дня наступления таких обстоятельств. При этом, форма информирования контрактом не установлена. Ответчик регулярно информировал представителя истца о мероприятиях, выполняемых в ходе исполнения контракта, в том числе, о трудоустройстве в ОГБУЗ «СГБ» путем подписания срочного трудового договора с возможностью заключения трудового договора на неопределенный срок, об окончании обучения и стажировки в ОГБУЗ «СГБ», поиске новой работы, что подтверждается информацией, представленной ответчиком.
Согласно пп. 1 п. 5 ст. 9.1 Закона Иркутской области от 19 июля 2010 года № 73-03 «О государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в Иркутской области» оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта прекращается в случае невыполнения получателем государственной социальной помощи мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации.
В ходе проведения оценки эффективности заключенного социального контракта установлено, что Сипенятов А.В. выполнил условия контракта, предусмотренные п.3.2.1, информировал учреждение об обстоятельствах, влияющих на оказание государственной социальной помощи, за исключением информации об увольнении от 10.08.2021 года, однако, в уведомлении представителя истца от 03.09.2021 имеется информация об окончании стажировки в ОГБУЗ «СГБ» и поиске работы, что ответчик считал достаточным в качестве информации для истца, поскольку, срок трудоустройства в контакте не установлен.
На период увольнения, все денежные средства от истца им были получены, и данная информация не влияла на получение пособия.
На основании изложенного, суд пришел к выводу, что ответчиком не допущено нарушения условий социального контракта. Неуведомление истца о расторжении срочного трудового договора в течение 10 дней не может быть отнесено к существенным нарушениям условий контракта, влекущим взыскание денежных средств, полученных в качестве пособия.
В соответствии со ст.1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 настоящего Кодекса (п.1). Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли (п.2).
По смыслу приведенной нормы права, обогащение может быть признано неосновательным в случае, когда отсутствуют предусмотренные законом правовые основания на приобретение или сбережение имущества. Такими основаниями в силу ст. 8 ГК РФ могут быть сделки и иные юридические факты.
Согласно подп. 3 ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Исходя из смысла указанных норм обязательства из неосновательного обогащения возникают при одновременном наличии трех условий: факт приобретения или сбережения имущества, приобретение или сбережение имущества за счет другого лица и отсутствие правовых оснований такого приобретения (сбережения), то есть, приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица не основано ни на законе, ни на сделке.
В судебном заседании установлено, что государственная социальная помощь в размере 101556 рублей была получена ответчиком на основании социального контракта и не является неосновательным обогащением, поскольку, является иной денежной суммой, предоставленной гражданину в качестве средства к существованию.
Недобросовестности со стороны ответчика Сипенятова А.А. судом при получении данной суммы и счетной ошибки не установлено, следовательно, требования истца не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ОГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Саянску» к Сипенятову А. В. о взыскании неосновательного обогащения отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его принятия в Иркутский областной суд через Саянский городской суд Иркутской области. суд Иркутской области. определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Е.Н. Гущина