Дело № 12-134/2023
РЕШЕНИЕ
г. Гатчина 30 мая 2023 года
Судья Гатчинского городского суда Ленинградской области Григорьева Ю.А.,
с участием защитника ООО «ЭЛТЕТЕ» адвоката Гвоздева А.В., представившего удостоверение № 4965 от 29.01.2008 и ордер А № 2122168 от 24.11.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО «ЭЛТЕТЕ» Б.М. Медникова на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Калининградской, Ленинградской, Новгородской, Псковской областям и г. Санкт-Петербургу, консультанта межрегионального отдела государственного надзора в области использования и охраны водных объектов по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Герасимовой А.А № АД-826/14/2021 от 21 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении общества с ограниченной ответственностью «ЭЛТЕТЕ» ИНН: №, ОГРН: №, расположенного по адресу: <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Калининградской, Ленинградской, Новгородской, Псковской областям и г. Санкт-Петербургу, консультанта межрегионального отдела государственного надзора в области использования и охраны водных объектов по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Герасимовой А.А. № АД-826/14/2021 от 21 сентября 2021 года общество с ограниченной ответственностью «ЭЛТЕТЕ» (далее по тексту – ООО «ЭЛТЕТЕ», Общество, юридическое лицо) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.5.1 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 70500,00 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, законный представитель генеральный директор ООО «ЭЛТЕТЕ» Медников Б.М. обратился в Гатчинский городской суд Ленинградской области с жалобой (названной заявлением о признании постановления незаконным), направив её по почте в Гатчинский городской суд Ленинградской области 16 ноября 2021 года, в которой просит признать вышеуказанное постановление незаконным и отменить.
Определением судьи Гатчинского городского суда Ленинградской области от 06 июня 2022 года жалоба была возвращена заявителю без рассмотрения в виду пропуска процессуального срока обжалования и отсутствия ходатайства о его восстановлении.
Решением судьи Ленинградского областного суда от 21 сентября 2022 года определение судьи Гатчинского городского суда Ленинградской области от 06 июня 2022 года отменено, дело возвращено в Гатчинский городской суд Ленинградской области на стадию подготовки жалобы к рассмотрению.
Определением судьи Гатчинского городского суда Ленинградской области от 28 ноября 2022 года ООО «ЭЛТЕТЕ» отказано в восстановлении пропущенного процессуального срока обжалования постановления должностного лица № АД-826/14/2021 от 21 сентября 2021 года в связи с отсутствием уважительных причин его пропуска.
Решением судьи Ленинградского областного суда от 07 февраля 2023 года определение судьи Гатчинского городского суда Ленинградской области от 28 ноября 2022 года об отказе в восстановлении пропущенного процессуального срока обжалования постановления должностного лица отменено, ООО «ЭЛТЕТЕ» восстановлен срок на подачу жалобы, дело возвращено в Гатчинский городской суд Ленинградской области на новое рассмотрение.
В поданной жалобе законный представитель Общества, не оспаривая факта совершения административного правонарушения, выражает свое несогласие с вынесенным постановлением в части назначенного наказания, указывая на то, что, по его мнению, при отсутствии обстоятельств, отягчающих административную ответственность ООО «ЭЛТЕТЕ», при наличии обстоятельства, смягчающего административную ответственность Общества, в качестве которого было учтено совершение юридическим лицом административного правонарушения впервые, наказание должно было быть назначено с применением ч. 3.2. ст. 4.1. КоАП РФ ниже низшего предела, установленного санкцией ч. 1 ст. 8.5.1 КоАП РФ, т.е. ниже 70000 рублей.
Однако должностным лицом Северо-Западного Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования было назначено наказание не соответствующее обстоятельствам правонарушения и нормам, устанавливающим ответственность за данное правонарушение.
Должностное лицо государственный инспектор Герасимова А.А. о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлена надлежащим образом, что подтверждается извещением о вручении судебной повестки, в суд не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие в связи с занятостью в плановой выездной проверке.
Законный представитель генеральный директор ООО «ЭЛТЕТЕ» Медников Б.М. о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом, что подтверждается извещением о вручении судебной повестки, в суд не явился, каких-либо ходатайств, в т.ч. об отложении судебного заседания, не заявил, направил в суд защитника юридического лица.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ дело рассмотрено в отсутствие должностного лица, постановление которого обжалуется, и законного представителя юридического лица, с участием защитника.
Явившись в суд, защитник юридического лица адвокат Гвоздев А.В. доводы жалобы поддержал, просил её удовлетворить, постановление должностного лица отменить, снизить назначенный штраф до 10000 -15000 рублей. Дополнительно к ранее заявленным доводам заявил о необходимости замены назначенного наказания в виде административного штрафа на предупреждение, а также о применении срока давности, который, по мнению защитника, составляет два месяца с момента события, послужившего основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, и истёк 02.06.2021 года, в то время, как оспариваемое постановление было вынесено должностным лицом 21.09.2021.
Выслушав защитника юридического лица адвоката Гвоздева А.В., исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, проверив дело в полном объеме на основании ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, суд пришел к следующему.
Частью 1 ст. 8.5.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ч. 1 ст. 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство товаров на территории Российской Федерации (далее - производители товаров), юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие импорт товаров из третьих стран или ввоз товаров из государств - членов Евразийского экономического союза (далее - импортеры товаров), обязаны обеспечивать выполнение установленных Правительством Российской Федерации нормативов утилизации.
В силу ст. 24.2 указанного Федерального закона обязанность производителя, импортера товаров по их утилизации считается исполненной со дня представления отчетности, подтверждающей выполнение нормативов утилизации, либо со дня уплаты экологического сбора (пункт 9); отчетность о выполнении нормативов утилизации за истекший календарный год представляется в срок до 1 апреля в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти (пункт 17).
Порядок, формы и сроки представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации, порядок декларирования количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, перечень которых предусматривается пунктом 2 настоящей статьи, устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 16).
Постановлением Правительства РФ от 03 декабря 2010 №2010 «Об утверждении Правил представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров» (далее - Правила №2010), импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров» установлен порядок представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров.
В соответствии с Правилами №2010, отчетность представляется в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования в форме электронных документов, подписанных простой электронной подписью, посредством информационно-телекоммуникационных сетей с использованием программных средств единой государственной информационной системы учета отходов от использования товаров. В случае отсутствия технической возможности использования программных средств системы учета отходов отчетность направляется посредством почтового отправления с описью вложения и уведомления о вручении или представляется на бумажном носителе в одном экземпляре лично.
В соответствии с п.7 ст. 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 №89 ФЗ «Об отходах производства и потребления» отчетность о выполнении нормативов утилизации за истекший календарный год представляется в срок до 1 апреля в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
В соответствии с п.18 ст. 24.2 «Об отходах производства и потребления» учет и контроль выполнения установленных нормативов утилизации в отношении отходов от использования товаров, произведенных на территории Российской Федерации или ввезенных в Российскую Федерацию, в том числе проверка достоверность представленной производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации, включая акты утилизации отходов от использования товаров, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке установленном пунктом 16 настоящей статьи.
При рассмотрении дела должностным лицом установлено, что 02 апреля 2021 года в 00 часов 01 минуту (день, следующий за последним днем срока представления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров за 2020 год) по адресу: <адрес>, ООО «ЭЛТЕТЕ» не выполнило обязанность соблюдения порядка представления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров за предыдущий календарный 2020 год, нарушив требования п.п. 7,16,18 ст. 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 №89 ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В Федеральную службу по надзору в сфере природопользования юридическое лицо предоставило декларацию о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, однако отчет о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров за отчетный 2020 год в срок до 01 апреля текущего года представлен не был.
Декларацию и отчетность юридическое лицо обязано было сдать до 01 апреля года, следующего за отчетным, то есть представить декларацию и отчетность за 2020 отчетный год необходимо до 01 апреля 2021 года включительно.
Согласно п.п. 28, 29 Правил №2010 за непредставление (несвоевременное представление) декларации о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров и отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, упаковки товаров, а также за представление недостоверных сведений производители товаров, импортеры товаров, ассоциации несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, ООО «ЭЛТЕТЕ» нарушило сроки представления Отчетности о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении ООО «ЭЛТЕТЕ» производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.5.1 КоАП РФ с последующим его привлечением к административной ответственности.
Обстоятельства совершения ООО «ЭЛТЕТЕ» указанного административного правонарушения, подтверждаются: протоколом № АД-826/14/2021 об административном правонарушении от 15.09.2021, составленным в отношении ООО «ЭЛТЕТЕ» уполномоченным должностным лицом с участием законного представителя генерального директора Медникова Б.М. в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ при получении достаточных данных, указывающих на наличие события правонарушения и содержащих описание обстоятельств произошедшего события; письмом Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора в адрес ООО «ЭЛТЕТЕ» от 09.09.2021 о не предоставлении в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования отчетности за 2020 год; выпиской из ЕГРЮЛ относительно «ЭЛТЕТЕ», согласно которой генеральным директором Общества с 26.06.2018 является Медников Б.М.; декларацией о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории РФ за 2019 год (отчетный 2020 год), поданной без отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров за 2020 год и другими доказательствами по делу, которым должностным лицом была дана надлежащая оценка при рассмотрении дела по правилам, установленным ст. 26.11 КоАП РФ, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого постановления с учетом имеющихся доказательств, суд пришел к выводу, что ООО «ЭЛТЕТЕ» 02.04.2021 не исполнило обязанность по представлению отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, упаковки товаров за отчетный 2020 год.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалы дела позволили должностному лицу при рассмотрении дела об административном правонарушении сделать вывод о том, что ООО «ЭЛТЕТЕ» не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых КоАП РФ установлена административная ответственность.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. В силу требований ст. 26.1 КоАП РФ установлены событие административного правонарушения, юридическое лицо, допустившее нарушение порядка представления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Нарушений норм данного Кодекса и предусмотренных им процессуальных требований, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в ходе производства по делу не допущено.
Действия ООО «ЭЛТЕТЕ» квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы оснований для изменения назначенного административного наказания не имеется.
В силу ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Частью 3 ст. 4.1 названного Кодекса определено, что при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В силу ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II указанного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Минимальный размер административного штрафа для юридических лиц согласно санкции ч. 1 ст. 8.5.1 КоАП РФ составляет 70000 рублей, соответственно применение при назначении наказания ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ в данном случае невозможно.
Административное наказание назначено обществу в пределах санкции ч. 1 ст. 8.5.1 КоАП РФ.
Суд также отклоняет доводы защитника о возможности замены наказания на предупреждение и на нарушение должностным лицом срока давности при рассмотрении дела, поскольку они основаны на неправильном толковании норм права.
Как следует из материалов дела, административное правонарушение совершено 02 апреля 2021 года, срок давности привлечения к административной ответственности по статье 8.5.1 КоАП РФ составляет один год, следовательно, постановление о привлечении общества к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Равным образом отсутствуют основания для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ о замене административного штрафа на предупреждении, поскольку мероприятия по государственному контролю (надзору) в отношении ООО «ЭЛТЕТЕ» по данному делу не проводились.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении явилось непосредственное обнаружение должностным лицом, уполномоченным составить протокол об административном правонарушении, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Существенных нарушений процессуальных норм в ходе производства по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу ст. 24.5 КоАП РФ влекут прекращение производства по делу, не установлено.
Опечатка в наименовании улицы места расположения Общества вместо «ул. Кутышева» указано «ул. Куйбышева» является технической и не влияет на правильность квалификации деяния, а также на доказанность вины ООО «ЭЛТЕТЕ» во вменяемом административном правонарушении.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст. 30.7, ст. 30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░-░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░ № ░░-826/14/2021 ░░ 21 ░░░░░░░░ 2021 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 1 ░░. 8.5.1 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░.░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ № 12-134/2023 (░░░ №) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.