Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-77/2022 ~ М-68/2022 от 01.07.2022

УИД 24RS0019-01-2022-000104-22

Дело № 2-77/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 декабря 2022 года Красноярский край

город Игарка

Игарский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Безруковой О.В.,

при секретаре Таболич К.Р.,

с участием:

заместителя прокурора г. Игарки Шульгина М.В.,

представителя ответчика – муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя школа города Игарки» им. В.П. Астафьева Чумаковой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Игарки в интересах неопределенного круга лиц к администрации Туруханского района, муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Средняя школа города Игарки» им. В.П. Астафьева о понуждении к устранению нарушений требований законодательства об антитеррористической защищенности объекта образования,

у с т а н о в и л:

Прокурор г. Игарки в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением, уточненным в порядке в порядке ст. 39 ГПК РФ, к администрации Туруханского района, муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Средняя школа города Игарки» им. В.П. Астафьева о понуждении к устранению нарушений требований законодательства об антитеррористической защищенности объекта образования. Требования мотивировал тем, что в июне 2022 года прокуратурой г. Игарки в МКОУ «СШ г. Игарки» им. В.П. Астафьева по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, проведена проверка исполнения законодательства в сфере антитеррористической защищенности и установлено, что в нарушение постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» в учреждении отсутствует сплошное по периметру ограждение; в нарушение постановления Правительства РФ от 02.08.2019 г. № 1006 отсутствует уличное освещение по периметру (подп. «м» п. 24) и система оповещения и управления эвакуацией либо автономные системы (средства) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации (подп. «д» п. 24). Необходимость устранения указанных нарушений отражена в паспорте безопасности учреждения, согласованном руководителем учреждения ДД.ММ.ГГГГ Выявленные нарушения являются длящимися, необходимость принятия по ним мер отражена в паспорте безопасности учреждения и категорировании объекта в 2019 г., что свидетельствует о нарушении ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Прокуратурой г. Игарки аналогичные нарушения выявлялись в августе 2021 года, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ в учреждение вносилось представление. Однако нарушения до настоящего времени не устранены, что влечет за собой последствия, заключающиеся в возможности возникновения угрозы жизни и здоровью обучающихся в учреждении детей, персонала учреждения, а также посетителей учреждения в части соблюдения требований к его антитеррористической защищенности, поэтому круг лиц, чьи права нарушаются, является неопределенным. Администрация Туруханского района является учредителем МКОУ «СШ г. Игарки» им. В.П. Астафьева, управление образования администрации Туруханского района осуществляет в отношении координируемых муниципальных образовательных учреждений отдельные функции и полномочия учредителя, в том числе, ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований в соответствующем финансовом году и плановом периоде, поэтому они обязаны профинансировать работы по устранению выявленных нарушений действующего законодательства. Просит возложить на администрацию Туруханского района и управление образования администрации Туруханского района в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу профинансировать мероприятия по оборудованию МКОУ «СШ г. Игарки» им. В.П. Астафьева ограждением по периметру учреждения, уличного освещения по периметру, системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации в соответствии с подп. «д» п. 24 постановления Правительства РФ от 02.08.2019 г. № 1006; возложить на МКОУ «СШ г. Игарки» им. В.П. Астафьева, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить ограждение по периметру учреждения, обустроить уличное освещение по периметру учреждения, оборудовать учреждение системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации в соответствии с подп. «д» п. 24 постановления Правительства РФ от 02.08.2019 г. № 1006.

Заместитель прокурора <адрес> ФИО4 в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении и уточнениях к нему, просил иск удовлетворить.

Представитель ответчика муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя школа города Игарки» им. В.П. Астафьева ФИО5, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия один год, исковые требования прокурора признала, просила установить срок исполнения решения суда не ранее ДД.ММ.ГГГГ в связи с необходимостью направления заявки в управление образование о выделении финансирования на поведение указанных работ, заключения контрактов на закупку и доставку необходимых материалов и оборудования, их монтаж и установку. Также указала, что обустроить ограждение и уличное освещение по периметру территории учреждения возможно только в летне-осенний период, с учетом расположения учреждения в районе Крайнего Севера.

Представители ответчиков администрации Туруханского района и управления образования администрации Туруханского района, привлеченного участию в деле в качестве ответчика определением от ДД.ММ.ГГГГ Игарского городского суда Красноярского края, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены.

Представитель администрации Туруханского района ФИО6, исполняющая обязанности главы Туруханского района, и представитель управления образования администрации Туруханского района ФИО7, исполняющий обязанности руководителя управления, представили ходатайства с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителей администрации Туруханского района и управления образования администрации Туруханского района.

Из представленных администраций Туруханского района и управлением образования администрации Туруханского района отзывов, следует, что ответчики иск не признают, просят в удовлетворении требований отказать. В обоснование возражений указывают, что паспорт безопасности является информационно-справочным документом, в котором указываются сведения о соответствии объекта требованиям по обеспечению его антитеррористической защищенности, содержатся выводы и рекомендации, а не обязательные требования. Прокурором не указано на недостаточность установленного освещения объекта, которое осуществляется с трех осветительных столбов высотой по 6-8 метров, напряжение сети 220 В, на местах охраны и администрации 4 аккумуляторных фонаря. Ссылаясь на ч. 3 ст. 131 ГПК РФ, подп. «д» п. 24 постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 г. № 1006, указывают, что общеобразовательное учреждение, независимо от того, к какой категории опасности оно отнесено, должно быть оборудовано по своему усмотрению либо системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации. Согласно данным паспорта безопасности учреждения указано на наличие системы речевого оповещения пожарная «Орфей».

В силу ч. 1 ст. 10 ГПК РФ злоупотребление правом не допускается. Лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами (ч. 1 ст. 35 ГПК РФ).

Лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе, и, определив их, реализует по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства, поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве, иных процессуальных прав и не препятствует рассмотрению дела по существу. В условиях предоставления законом равного объема процессуальных прав неявка лиц, перечисленных в ст. 35 ГПК РФ, в судебное заседание не может рассматриваться как нарушение принципа состязательности и равноправия сторон.

В этой связи, полагая, что представители ответчиков - администрации Туруханского района и управления образования администрации Туруханского района определили порядок защиты процессуальных прав, суд с учетом приведенных выше норм права, руководствуясь требованиями ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, находит возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков.

Выслушав заместителя прокурора г. Игарки, представителя ответчика муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя школа города Игарки» им. В.П. Астафьева Чумакову Е.А., свидетеля, изучив материалы гражданского дела в полном объеме, оценивая представленные доказательства в их совокупности с позиции достоверности, достаточности и объективности, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований. При этом суд руководствуется следующим.

В соответствие с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

На основании п.п. 1, 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами, в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Из материалов дела следует, что заявление подано прокурором в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав граждан, круг которых определить невозможно, на личную безопасность. Особое значение принятие мер безопасности приобретает в условиях пребывания малолетних в дошкольном образовательном учреждении и работников данного учреждения. Таким образом, заявление подано прокурором в защиту прав неопределенного круга лиц в пределах полномочий, предоставленных ему федеральным законом.

На основании п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 41 указанного закона охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В силу ст. 2, п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения, юридические лица осуществляют деятельность по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов.

05.10.2009 г. Президентом Российской Федерации утверждена Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, в соответствии с которой целью противодействия терроризму в Российской Федерации является защита личности, общества и государства от террористических актов и иных проявлений терроризма, а основными задачами противодействий терроризму, наряду с иными: выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма; поддержание в состоянии постоянной готовности к эффективному использованию сил и средств, предназначенных для выявления, предупреждения, пресечения террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма; обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

Основным принципом обеспечения безопасности является, в том числе, приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности (ст. 2 Федерального закона от 28.12.2010 г. № 390-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 г. № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).

Требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации, объектов (территорий) Министерства просвещения.

В целях установления дифференцированных требований к антитеррористической защищенности объектов (территории) с учетом степени угрозы совершения на них террористического акта и возможных последствий его совершения на основании оценки состояния защищенности соответствующего объекта (территории), учитывающей его значимость для инфраструктуры и жизнеобеспечения и степень потенциальной опасности совершения террористического акта, проводится категорирование объектов (п. 6 Требований).

В силу п. 17 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории).

Разделом III Требований определены мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территории).

Согласно п. 24 Требований в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются мероприятия, в том числе оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации (подп. «д»), оснащение объектов (территорий) системой наружного освещения (подп. «м»).

В соответствии с ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 N 28 утверждены Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61573).

В соответствии с п. 2.2.1. СП 2.4.3648-20 собственная территория оборудуется наружным электрическим освещением, по периметру ограждается забором и зелеными насаждениями.

Приказом Федерального агентства по образованию от 01.09.2008 г. № 1226 «О комплексе пер по противодействию терроризму в сфере образования» установка периметрального ограждения отнесена к антитеррористическим мероприятиям.

Методические рекомендации «Организация деятельности по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации», утвержденные заместителем Министра просвещения Российской Федерации 15.02.2021 г., оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации (пункт 24 подпункт "д"), оснащение объектов (территорий) системой наружного освещения (пункт 24 подпункт «м») также относят к мероприятиям, проводимым для обеспечения антитеррористической защищенности объектов образования.

Согласно СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденным постановлением от 28.01.2021 г. № 2 Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, на территориях образовательных организаций во время пребывания детей средняя горизонтальная освещенность на уровне земли, лк, должна быть не менее 10 (таблица 5.56).

В соответствии с положениями Методических рекомендаций для общеобразовательных организаций по обеспечению комплексной безопасности (письмо Минкомсвязи России № ЛБ-С-088-8929 от 10.04.2020 г.)территория общеобразовательной организации должна быть ограждена по всему периметру. Отсутствие ограждения территории допускается только со стороны стен здания, непосредственно прилегающих к проезжей части улицы или пешеходному тротуару; территория учреждения должна иметь наружное искусственное освещение по всему периметру, уровень искусственной освещенности на земле должен быть не менее 10 лк.; общеобразовательным организациям рекомендуется иметь систему оповещения об угрозе совершения террористического акта и управления эвакуацией, охватывающей всю территорию общеобразовательной организации.

Таким образом, периметральное ограждение образовательных учреждений и наличие на территории учреждения наружного искусственного освещения по всему периметру, наличие систем оповещения и управления эвакуацией либо автономных систем (средств) экстренного оповещения является обязательным в силу закона.

Судом установлено, что муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя школа города Игарки» им. В.П. Астафьева является муниципальной казенной образовательной организацией со статусом муниципального образовательного учреждения общеобразовательного типа, основной вид деятельности которого - реализация основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования (п.п. 1.3-1.4, 2.4 Устава МКОУ «СШ г. Игарки» им. В.П. Астафьева).

Учреждению на праве оперативного управления принадлежит здание школы по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.

Земельный участок общей площадью 10.177 кв. м. по указанному адресу, на котором расположено здание школы, находится у учреждения на праве постоянного (бессрочного) пользования с ДД.ММ.ГГГГ.

Также судом установлено и не оспаривается сторонами, что территория школы по периметру:

- ограждена забором частично - только с фасадной и торцевых частей здания, ограждение периметра территории с тыла здания отсутствует;

- часть периметра территории учреждения не оснащена системой наружного освещения - с тыла и торцов здания.

Кроме того, учреждение не оборудовано системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории),

Решением межведомственной комиссии по обследованию и категорированию объекта (территории) объекту присвоена 4 категория опасности, что подтверждается актом обследования и категорирования МКОУ «СШ г. Игарки» им. В.П. Астафьева от ДД.ММ.ГГГГ и паспортом безопасности объекта, утвержденного директором школы ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из письменной информации от ДД.ММ.ГГГГ должностного лица отделения лицензионно-разрешительной работы (по <адрес>, в период с 08 по ДД.ММ.ГГГГ муниципальной комиссией по проверке готовности образовательных организаций Туруханского района к 2022-2023 учебному году проведены проверки общеобразовательных школ, в том числе и МКОУ «СШ г. Игарки» им. В.П. Астафьева, и установлено, что учреждение не оборудовано системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся лиц, находящихся на объекте (территории) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; недостаточное освещение объекта либо территории всего периметра (освещен, как фасад либо непосредственно вход в здание).

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ управления образования администрации <адрес> руководителям образовательных организаций приказано в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения, выявленные комиссией при проверке готовности образовательных организаций <адрес> к новому 2022-2023 учебному году, в том числе в части антитеррористической защищенности.

Свидетель ФИО9, занимающий должность начальника пункта централизованной охраны вневедомственной охраны по Туруханскому району, показал, что он принимал участие в категорировании объекта – школы <адрес>, при котором было установлено отсутствие системы наружного освещения: освещение имеется только со стороны центрального входа, со стороны тыла и торцов здания его нет. Система освещения улучшает видимость в темное время суток. На объекте имеется система видеонаблюдения и обход по периметру, но работа этой системы возможна только при качественном наружном освещении. Неосвещенные участки периметра создают угрозу совершения противоправных действий. Также было установлено отсутствие системы оповещения и управления эвакуацией и ограждения по периметру. Территория школы не огорожена с тыла здания.

Однако, до настоящего времени объект - МКОУ «СШ г. Игарки» им. В.П. Астафьева не оборудован системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, территория учреждения в полном объеме не оборудована по периметру наружным электрическим освещением и не огорожена забором, что является нарушением подп. «д», «м» п. 24 Требований, п. 2.2.1. СП 2.4.3648-20 и установлено в ходе прокурорской проверки в июне 2022 года.

Согласно ч. 1 и 3 ст. 28 Закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении, в том числе, финансово-экономической деятельности. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится, помимо прочего, материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, федеральными государственными требованиями.

В силу п. 5 Требований ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территорий).

Таким образом, МКОУ «СШ г. Игарки» им. В.П. Астафьева не выполнена возложенная на данное учреждение обязанность по оборудованию принадлежащего учреждению объекта системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, устройству периметрального сплошного ограждения и уличного освещения территории.

Принятие мер безопасности является необходимым условием реализации содержания конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, в частности, права на личную безопасность. Особое значение данные меры приобретают в условиях пребывания обучающихся и работников образовательного учреждения. Отсутствие надлежащего ограждения и системы освещения способствует неконтролируемому проходу посторонних лиц на территорию общеобразовательного учреждения и могут стать причиной проявлений терроризма.

Поскольку в МКОУ «СШ г. Игарки» им. В.П. Астафьева не обеспечено соблюдение требований законодательства по антитеррористической защищенности объекта, относящегося к четвертой категории опасности, что нарушает права и законные интересы несовершеннолетних обучающихся и работников общеобразовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждение, и создает угрозу безопасности их жизни и здоровью в период нахождения в общеобразовательном учреждении, то есть неопределенного круга лиц, то заявленные прокурором исковые требования о возложении на МКОУ «СШ г. Игарки» им. В.П. Астафьева вышеуказанных обязанностей подлежат удовлетворению в полном объеме.

Согласно Уставу муниципального казенного дошкольного общеобразовательного учреждения «Средняя школа города Игарки» им. В.П. Астафьева учредителем и собственником имущества школы является муниципальное образование Туруханский район, функции и полномочия которого осуществляются администрацией Туруханского района. Отдельные функции и полномочия в соответствии с нормативными правовыми актами администрации Туруханского района осуществляет управление образования администрации Туруханского района. В своей деятельности школа подведомственна и подконтрольна уполномоченному органу в сфере образования на территории муниципального образования Туруханский район - управлению образования администрации Туруханского района, осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств в пределах его компетенции и полномочий, установленных Положением об управлении образования администрации Туруханского района. Учредитель, наряду с иными полномочиями, осуществляет финансовое обеспечение деятельности школы (п.п. 1.7, 1.8, 4.1, 7.1 Устава).

Управление образования администрации Туруханского района является отраслевым (функциональным) органом администрации Туруханского района, действующим в целях осуществления полномочий органов местного самоуправления Туруханского района по решению вопросов местного значения, а также отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Туруханского района в сфере образования. Задачами управления образования, наряду с иными, являются обеспечение решения вопросов местного значения в сфере образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств муниципальными образовательными учреждениями, в отношении которых управление выступает главным распорядителем бюджетных средств, осуществление отдельных функций и полномочий учредителя муниципальных образовательных учреждений, переданных в соответствии с нормативными правовыми актами администрации Туруханского района (п.п. 1.1, 2.1, 2.8, 2.9 Положения).

Кроме того, управление образования администрации Туруханского района разрабатывает предложения по формированию бюджета Туруханского района в части расходов на образование, участвует в определении нормативов финансирования системы образования в целом и отдельных ее элементов; осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета района на очередной финансовый год, составляет обоснования бюджетных ассигнований; является главным распорядителем средств бюджета Туруханского района для получателей бюджетных средств – муниципальных образовательных учреждений, а также исполняет бюджетные полномочия, определенные действующим законодательством; формирует предложения о распределении (перераспределении) средств субсидий и субвенций по муниципальным образовательным учреждениям после получения уведомления о выделении (изменении) сумм субсидий и субвенций, формирует и направляет в орган исполнительной власти Красноярского края, осуществляющий управление в сфере образования, предложения об увеличении или сокращении средств субсидий и субвенций в соответствии с заявками подведомственных муниципальных образовательных учреждений; осуществляет планирование проведения работ по капитальному, текущему ремонту и реконструкции зданий и помещений, находящихся в оперативном управлении муниципальных образовательных учреждений, координирует ход работ по капитальному ремонту и реконструкции зданий, оборудованию прилегающих к ним территорий (п.п. ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ Положения).

В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

На основании п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального, городского округа.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 упомянутого Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Утвержденная Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года «Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации» предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Пунктом 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, предусмотрено, что расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только муниципального общеобразовательного учреждения, но и органа местного самоуправления как субъекта антитеррористической деятельности, обеспечивающего финансирование образовательного учреждения.

В силу п. 2 ст. 21 БК РФ перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.

Под главным распорядителем бюджетных средств (главным распорядителем средств соответствующего бюджета) в Бюджетном кодексе Российской Федерации (абз. 36 ст. 6) понимается, орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств (подп. 12.1 п. 1 ст. 158 БК РФ).

Исходя из положений ст. 38.1 БК РФ, закрепляющей принцип подведомственности расходов бюджетов, получатели бюджетных средств праве получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

Подведомственность получателя бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств возникает в силу закона, нормативного правового акта Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации.

При этом, бюджетные средства на выполнение мероприятий по антитеррористической защищенности объектов образования выделяются из бюджета Туруханского района главному распорядителю бюджетных средств в сфере образования - управлению образования администрации Туруханского района единовременно, а не на каждого получателя бюджетных средств, которыми в данном случае являются муниципальные образовательные учреждения.

Из письменной информации от ДД.ММ.ГГГГ директора школы на имя исполняющего обязанности руководителя управления образования администрации <адрес> ФИО7 видно, что руководитель учреждения просит выделить финансирование на заключение договора для установки системы оповещения и управления эвакуацией людей в соответствии со сметой на демонтаж, монтаж, пусконаладочные работы системы.

Учитывая изложенное, управление образования администрации Туруханского района, которое в соответствии с Положением об управлении - главный распорядитель бюджетных средств, в ведении которого они находятся, и исключительно от которого по принципу подведомственности расходов бюджетов получатели бюджетных средств, в данном случае муниципальное казенное дошкольное общеобразовательное учреждение «Средняя школа города Игарки» им. В.П. Астафьева, вправе получать бюджетные средства, является надлежащим ответчиком, у которого имеются все необходимые правовые полномочия по обеспечению финансирования муниципального казенного дошкольного общеобразовательного учреждения «Средняя школа города Игарки» им. В.П. Астафьева по вопросу реализации антитеррористических предупредительных мер в целях обеспечения безопасности обучающихся, работников и иных лиц дошкольного образовательного учреждения.

При таких обстоятельствах, суд считает требования прокурора г. Игарки в части возложения на управление образования администрации Туруханского района произвести финансирование МКОУ «СШ г. Игарки» им. В.П. Астафьева мероприятий по оборудованию учреждения системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, обустройству сплошного ограждения забором территории учреждения по периметру и оборудованию по периметру наружным электрическим освещением являются законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.

Доводы управления образования администрации Туруханского района и администрации Туруханского района о том, что паспорт безопасности учреждения является информационно-справочным документом и содержит рекомендации, а не обязательные требования являются необоснованными, поскольку оборудование учреждения системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, наличия сплошного ограждение забором территории учреждения по периметру и наружного электрического освещения по периметру территории являются обязательными в силу закона, в связи с чем подлежат обязательному исполнению, независимо от того, что эти мероприятия рекомендованы к исполнению на основании паспорта безопасности объекта (территории).

Также суд не принимает во внимание как необоснованные доводы управления образования администрации Туруханского района и администрации Туруханского района о том, что освещение объекта осуществляется с трех осветительных столбов высотой 3-6 метров, напряжение сети 220В, и является достаточным, так как из исследованных в судебном заседании доказательств, в том числе и пояснений представителя школы, достоверно установлено, что система освещения территории школы с тыловой и торцевых частей здания отсутствует, несмотря на установленную законом обязанность общеобразовательного учреждения оборудовать освещение по всему периметру территории, при этом средняя горизонтальная освещенность на уровне земли, лк, должна быть не менее установленной санитарными правилами и нормами.

Доводы управления образования администрации Туруханского района и администрации Туруханского района о наличии в школе системы речевого оповещения «Орфей», в связи с чем требования прокурора в этой части являются необоснованными, суд не принимает во внимание, поскольку судом установлено из пояснений представителя школы, письменных доказательств по делу, что в учреждении отсутствуют системы оповещения и управления эвакуацией либо автономные системы (средства) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

Из письменной информации от ДД.ММ.ГГГГ директора школы на имя исполняющего обязанности руководителя управления образования администрации <адрес> ФИО7 видно, что имеющаяся в учреждении система оповещения и управления эвакуацией людней установлена в 2008 году, в связи с чем устарела: отсутствует возможность записи более одного сообщения.

Управлением образования администрации Туруханского района и администрация Туруханского района в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ доказательств, опровергающих доводы прокурора г. Игарки в этой части, не представлены, судом таковых не установлено.

Доводы управления образования администрации Туруханского района и администрации Туруханского района о наличии на местах охраны и администрации 4 аккумуляторных фонарей не относятся к иску, поскольку их наличие нельзя отнести к периметральному освещению территории учреждения.

При установленных обстоятельствах, администрация Туруханского района подлежит освобождению от гражданско-правовой ответственности по настоящему иску как ненадлежащий ответчик по делу, поскольку в данном случае не является главным распорядителем бюджетных средств, от которого получатель бюджетных средств - МКОУ «СШ г. Игарки» им. В.П. Астафьева, праве получать бюджетные средства.

В силу положений ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено. При установлении указанного срока, суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.

Устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности, обеспечивая при этом соблюдение баланса прав и обязанностей сторон.

Судом установлено, что МКОУ «СШ г. Игарки» им. В.П. Астафьева эксплуатирует здание школы, расположенное в г. Игарке Красноярского края по адресу: <адрес>, <адрес>, не позднее чем с 2017 года, что следует из Устава учреждения; земельный участок по указанному адресу находится в постоянном (бессрочном) пользовании школы с ДД.ММ.ГГГГ.

Федеральный закон от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.

Федеральный закон от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.

Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) были утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 года.

С начала действия указанных норм до настоящего времени ответчиком не надлежаще исполняются обязанности по обеспечению антитеррористической защищенности объекта образования, несмотря на, то, что с 2019 года в учреждении ответчика выявлялись нарушения требований к антитеррористической защищенности объекта: при категорировании объекта в 2019 году и в ходе прокурорской проверки в 2021 году.

С учетом длительности и характера бездействия учреждения, объема предстоящих к выполнению работ по устранению нарушений требований законодательства об антитеррористической защите объекта: оборудованию учреждение системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, по периметру территории учреждения забором и наружным освещением, принимая во внимание отсутствие возражений управления образования администрации Туруханского района относительно срока, установить который просит прокурор, для выделения школе финансирования на устранение нарушений требований антитеррористического законодательства - в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, является разумным и достаточным, поскольку невыполнение указанных требований угрожает безопасному функционированию объекта образования, может повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью воспитанников и работников учреждения, повреждение или уничтожение имущества либо создать угрозу наступления таких последствий.

При этом, принимая во внимание пояснения представителя ответчика на МКОУ «СШ г. Игарки» им. В.П. Астафьева об объеме необходимых работ по исполнению решения суда, которые объективно возможно провести в срок не ранее 01.09.2023 г., суд приходит к выводу об установлении срока исполнения решения суда - в течение шести месяцев со дня доведения финансирования на осуществление необходимых мероприятий в соответствии с судебным решением.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования прокурора г. Игарки в интересах неопределенного круга лиц к администрации Туруханского района, управлению образования администрации Туруханского района, муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Средняя школа города Игарки» им. В.П. Астафьева о понуждении к устранению нарушений требований законодательства об антитеррористической защищенности объекта образования удовлетворить частично.

Возложить на муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя школа города Игарки» им. В.П. Астафьева обязанность не позднее шести месяцев со дня доведения финансирования оборудовать учреждение МКОУ «СШ г. Игарки» им. В.П. Астафьева по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации в соответствии с подп. «д» п. 24 постановления Правительства РФ от 02.08.2019 г. № 1006; осуществить мероприятия по установлению периметрального ограждения территории и наружного освещения по периметру территории МКОУ «СШ г. Игарки» им. В.П. Астафьева по адресу: <адрес>, <адрес>

Возложить на управление образования администрации Туруханского района обязанность не позднее четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выделить муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Средняя школа города Игарки» им. В.П. Астафьева финансирование для осуществления мероприятий по оборудованию учреждения МКОУ «СШ г. Игарки» им. В.П. Астафьева по адресу: Красноярский край, Туруханский район, г. Игарка, 2 микрорайон, д. 10. «а», системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации в соответствии с подп. «д» п. 24 постановления Правительства РФ от 02.08.2019 г. № 1006; осуществления мероприятий по установлению периметрального ограждения территории и наружного освещения по периметру территории МКОУ «СШ г. Игарки» им. В.П. Астафьева по адресу: <адрес>, <адрес>

В удовлетворении исковых требований прокурора г. Игарки в интересах неопределенного круга лиц к администрации Туруханского района о понуждении к устранению нарушений требований законодательства об антитеррористической защищенности объекта образования отказать.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца со дня составления судом мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Игарский городской суд Красноярского края.

Председательствующий О.В. Безрукова

Мотивированное решение изготовлено 23.12.2022 г.

2-77/2022 ~ М-68/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор г. Игарки
Ответчики
МКОУ "СОШ г. Игарки" им. В.П. Астафьева
Управление образования администрации Туруханского района
Администрация Туруханского района
Суд
Игарский городской суд Красноярского края
Судья
Безрукова Ольга Васильевна
Дело на странице суда
igarka--krk.sudrf.ru
01.07.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.07.2022Передача материалов судье
01.07.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.07.2022Подготовка дела (собеседование)
01.07.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
04.08.2022Предварительное судебное заседание
20.09.2022Судебное заседание
11.10.2022Подготовка дела (собеседование)
26.10.2022Подготовка дела (собеседование)
26.10.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.11.2022Судебное заседание
06.12.2022Судебное заседание
15.12.2022Подготовка дела (собеседование)
15.12.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.12.2022Судебное заседание
23.12.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее